Салют

 
 Так и хочется написать: «В уездном городе «Н»»… Но нет. События, о которых я хочу поведать тебе, мой дорогой читатель, приключились в небольшом городке «Т», что располагается на черноморском побережье нашей необъятной Родины. Но, в прочем всё по порядку.
 Где-то в конце 90-х я ещё был довольно молодым и полным сил и неуёмной энергии, человеком. В то время я был участником танцевального коллектива под, сложным для нетренированного уха, названием «Санкт-Петербургский дивертисмент». Располагался он на Галерной улице в ДК «Маяк».
 Ну и, как-то, на очередной репетиции подходит ко мне, так-сказать коллега по танцевальному хобби, одна из солисток коллектива - Лениниана Стальнова (имя и фамилия изменены), и заявляет
- Серёженька, а не хочешь ли ты прокатиться со мной с ветерком на юг, в качестве техника-помощника по устройству салюта в честь дня города «Т»! 
- Ленинианочка, ты чего такое предлагаешь? Где я и где салют? Я ж ни хрена в этом не понимаю!
- Да погоди ты ерепениться, дай слово молвить. Знаю я, что ты у нас рукастый и головастый, и столяр и плотник. А мне такой человечек был бы как никогда кстати.
 Здесь требуется пояснение. Лениниана Стальнова, будучи химиком и кандидатом наук работала, в уже бывшем институте «ГИПХ», что располагался на «Петроградской Стороне», и увлекалась, так сказать, конструированием пиротехнических изделий для салютов, искренне надеясь, что это станет её второй профессией, которая позволит ей убить сразу двух зайцев: Это иметь интересную работу, а также  хороший заработок. В этой связи она познакомилась с некоторой фирмой,  назовём её условно «Рога и копыта», которая непосредственно занималась устройством салютов по всем городам и весям нашей страны. Ну и будучи, считая себя зрелым, состоявшимся профи по данному направлению, решила подзаработать в тот самый момент, когда «Рога и копыта» «зашивались» из-за нехватки специалистов-пиротехников в связи с единовременными событиями в разных городах, в которых проходили дни города, фестивали и иные праздники.
 -Ну, так как, ты согласен? – допытывалась она.
 Надо сказать, что я тогда был согласен на всё: на любые танцевальные гастроли, выступления, концерты и прочие мероприятия. А уж от такой авантюры, ну просто никак не мог отказаться. Грех было не согласиться!
 - Конечно согласен - сказал я. Тем более, что предполагался бесплатный проезд в обе стороны и приличные командировочные, не считая з/п.
 Так и порешили. Мы должны были добираться на поезде, а вся пиротехника, предоставленная нам для устройства грандиозного праздника, заказным спец. автотранспортом.
 Не буду описывать нашего двухдневного путешествия на поезде, так как это скучное и неблагодарное занятие. Скажу лишь, что оно проходило при обсуждении схем подключения и устройства различных деревянных вертушек для наземной и воздушной частей салюта. Куда тыкать плюс, куда минус; как, и в какой последовательности, поджигать файеры и другие изделия.
 Встретили нас, как и подобает с почетом и уважением, как заморских гостей, чуть ли не с хлебом и солью. Ну как же? Мы ж из далёкой культурной столицы Санхт-Петербурха. А ж из самой северной Гипербореи. Ну, Боги прям!
  Прикрепили к нам группу исполнителей, которые выполняли любые наши требования по предоставлению необходимых материалов, инструментов, транспорта и иных материальных средств. Всё для успешного проведения запланированного мероприятия. Я же, пытаясь ничего не упустить, брал всё, что попадалось под руку. Меня терзало смутное беспокойство, что я что-то забыл, но что, никак не мог сообразить. В итоге действовал на интуитивном уровне, и под конец попросил уж, казалось бы совсем бесполезный предмет – школьную парту на металлическом профильном каркасе, лёгкую и удобную, которая в последствие, как оказалось, ох как пригодилась мне в нелёгком деле пиротехника-авантюриста.
В нашем распоряжении было не очень много времени – всего 14 часов на подготовку. Поэтому мы с Ленинианой с утра следующего дня с энтузиазмом принялись за свою работу.
 За городом была выделена обширная площадка для представления. Наземная его часть располагалась с западной части, на небольшом холмике, а для воздушного салюта была выделена ровная площадка в восточной части плацдарма.
 Работа была спланирована следующим образом: я занялся обустройством наземной части шоу, где необходимо было соорудить из выделенных подручных материалов вертушки различных конструкций и конфигураций. Закрепить на них файеры с запалами. Моя же напарница в это время с помощью выделенного персонала производила установку мортир по заранее спланированной схеме.
 Когда же я без особых проблем закончил возводить своих огнедышащих драконов, то сразу же присоединился к Лениниане, которая уже вовсю растягивала провода для подачи электричества к пусковым установкам.
И тут проявились два неприятных момента:
Первое: провода были чрезвычайно коротки и никак не вязались с техникой безопасности, которая прописывает необходимые нормативы по минимально допустимой дистанции до пусковых устройств.
И второе: время неумолимо таяло, а день оказался короче, чем мы предполагали. Здесь же не бывает белых ночей как у нас в северной столице!
Эти два обстоятельства заставили нас сильно нервничать. Учитывая динамику сборки схем подключения, мы начали паниковать. Мы понимали, что времени у нас катастрофически мало. А тут еще начало резко темнеть, а с моря задул, холодный, пронизывающий ветер. Пришлось одеть на себя всё, что было под рукой, отчего лично я стал похож на крупную такую луковицу.
 Салют был назначен на 10 часов вечера. Городской люд постепенно подтягивался, чтобы занять удобные для просмотра места на подступах к зоне безопасности, которую охраняли местные стражи порядка.
 Мы же, горе - пиротехники лихорадочно собирали электрическую схему в потёмках, при свете тусклого фонарика, а в некоторых случаях и наощупь, а также закладывали пиротехнические изделия в стволы расставленных тут и там мортир. 
 Мы безбожно опаздывали с монтажом. Вот уже минули назначенные десять часов вечера, затем 22-30; 23-00. Народ недовольно свистел и кричал                - Пиротехников на мылооо! 
Где-то к 23-40, перед самой полуночью мы по рации доложили о готовности начать представление. Взмокшие от напряжения, усталые и до крайности раздраженные, мы заняли свои позиции. Поступила команда стартовать!
 Я, не без труда зажег запал файера и поочерёдно запустил свои наземные вертушки. Картинка оказалась не очень зрелищной. Сильный ветер с моря искажал общую картину. Пламя склонялось по ветру, а дым заволакивал всю его видимую часть. Наземный салют сгорел быстро и безрадостно, как спичечный коробок, за считанные секунды.
 С чувством облегчения и выполненного долга программы-минимума я ринулся к одному из пультов управления верховым салютом. Там, на той самой школьной парте, которую я предусмотрительно взял накануне, располагался мой кнопочный пульт. Крикнув напарнице – Я первый! – нажал на кнопку в крайне - левом углу пускового устройства.
 Первый залп был высоким и мощным! Он разлетелся сотнями разноцветных искр с оглушительным воем и грохотом. Толпа взорвалась одобрительным воплем, что надо сказать было очень приятно. Начало было обнадёживающим. Рация в кармане моей груди удовлетворительно крякнула
 – Ну, слава Богу, начали!
 Второй снаряд пошел тоже хорошо! Римская свеча, автоматом из пяти зарядов разрезала ночное небо пополам, с противным визгом  рассыпалась искрящимися шарами. На душе отлегло. Кажется, всё шло по плану. И уже не волновали короткие провода и близость передовой батареи. Но, как оказалось, радость была преждевременной.
Третий заряд выпрыгнул лягушкой из мортиры и взорвался яркой вспышкой на высоте не более одного метра от поверхности земли. Я инстинктивно присел на корточки, оставив руку на пульте управления. Вокруг меня со свистом летали и шипели яркие, горящие шары, периодически взрывались и разлетались на ещё более мелкие фрагменты в разные стороны. Мимо моего укрытия пролетело пару таких зарядов, что заставило меня изрядно поволноваться.
 Рация в моём нагрудном кармане завопила благим матом
 – Что там у вас происходит, вы живы?!
- Всё нормально - ответил я на удивление спокойным голосом
- Работаем!
- Чё дальше делать? - Крикнул я старшОй.
- Отстреливайся, дальше буду я – невозмутимо ответила Лениниана.
 Ну ладно, стрелять, так стрелять. Я стал жать на кнопки с отрешенностью безумного робота. Всё взрывалось и полыхало на земле, как будто нас накрыло из артиллерийской установки «Град». Один из горящих шаров врезался мне в левую часть груди. Щекой я почувствовал жар горящего сварочного электрода. За какие то доли секунды я скинул с себя всё то, что на мне было, так как оторвать или затушить этот снаряд не было никакой возможности. Никогда ни до, ни после я так быстро не раздевался, даже в армии.
 Спрятавшись под парту и защитив себя от падающих сверху снарядов, я продолжал нажимать на клавиши своего безумного органа. Был только я и поле боя в десяти метрах от меня. И казалось уже мне, что я, как обнаруженный наводчик, вызывал огонь артиллерии на себя, и готов был погибнуть смертью героя в неравном бою с жестоким и беспощадным врагом.  Рация непрерывно орала, и казалось, что из неё брызжет слюна. Но я уже ни на что не обращал внимания. Мне хотелось поскорей закончить этот безумный концерт.
 Наконец то «патроны» закончились. Я отстрелялся и передал управление боем  своему генералу и соратнику по оружию. Спешно напялив на себя простреленное и обгоревшее шмотьё, я залёг в небольшой воронке, чтобы окончательно «насладиться» нашим впечатляющим «Фиаско».   
 Лениниана Стальнова приступила к выполнению своего профессионального долга. Как Кутузов перед Бородинским полем она восседала на офисном кресле, на пригорке, в длинном кремовом пальто и алой широкополой фетровой шляпе. Снаряды рвались на земле с диким воем и свистом. Горящие шары, рыча и плюясь во все стороны, подкатывали к ногам предводителя, сыпали градом сверху. Лишь изредка ночное небо озарялось вспышками штатно сработавших орудий. Ни один мускул не дёрнулся на лице Ленинианы. Никто и ничто не могло смутить и напугать её в тот роковой момент её жизни! Она уже не воспринимала ничего: ни громких, матерных слов, доносящихся из рации, ни падающих на голову горящих звёзд, ни шума городской толпы. Всё ей было безразлично. Она пребывала в боевом трансе.
 Когда всё что можно на земле и в небе взорвалось, наступила зловещая тишина.
 – Вы там живы?- как-то жалобно пропищала рация. 
- Кажется да, слава Богу! – промычал я.
- Чёрт бы вас побрал, пиротехники хреновы! – ругнулась последний раз рация и замолчала.
 Я наконец-то покинул своё укрытие и подошёл к предводителю, которая пребывала в глубоком ступоре. Палец её по-прежнему с усилием давил на одну из кнопок на пульте. Я тихо взял её за руку и прошептал на ухо
- Всё, финита ля комедия. Битва окончена, баста! Надо сматывать удочки!
- Это был зелёный, пролепетала она.
- Что? – переспросил я.
- Последний был зелёный – жалобно сказала она. И я тогда понял, в ней беспощадно догорала последняя надежда на своё безбедное пиротехническое будущее.
 Я поправил свою, изрядно потрёпанную куртяшку. На левой части груди зияла огромная оплавленная дыра, размером со средний арбуз.
 – Даа!- подумал я – повезло мне. А могло ведь и убить или покалечить!
До шести часов утра мы вдвоём с предводителем работали над разминированием пиротехнических устройств, принудительно замыкая контакты на каждой отдельной мортире. И так, после того, как почти весь город погрузился в крепкий а может и не очень глубокий сон, в небо взлетели несработавшие в штатном режиме заряды, не на шутку пугая одних и удивляя других. Тех, кто еще гулял по узким улочкам, ночного города «Т».
Так бесславно закончилась наша авантюра в маленьком городке на южном побережье Чёрного моря.
В чём была неудача, так толком и не удалось разобраться. То ли изделия были бракованными, то ли монтаж нами был произведён неправильно. Но, так или иначе, деньги мы свои получили и смущённые, до краёв наполненные чувством своей вины, покинули вышеупомянутый городок, предварительно затарившись двумя пятилитровыми канистрами красного домашнего вина.
P.S.
Уже на следующее утро после салюта, исследовав свою «луковичную» одёжку я с удивлением обнаружил, что все слои моей одежды, от куртки до рубашки были прожжены насквозь. И лишь подаренная женой Светланой иконка Сергия Радонежского, которая лежала, аккурат по центру отверстия, в левом, внутреннем кармане рубашки, не пострадала. А вместе с ней остался невредим и я! Такая вот удивительная история, со счастливым концом!

09.02.2019 г.


Рецензии