Фильм Карнавал как советская сага о лимите

В передаче "Однажды вечером" на 1 канале был юбилей замечательной актрисы Ирины Муравьевой. Вспоминали разные фильмы с ее участием. В том числе: и фильм "Карнавал".

Фильм "Карнавал" как и "Москва слезам не верит": культовая сага, советская мечта для многих совков - как лимитчики завоевывают мегаполисы. Отвратительно. При совке снимали фильмы для лимиты. Это не искусство, это совок. Героини этих фильмов: лошистые курицы, тупое бабье, понаехавшее в  Москву. Это феномен советского кино. Несмотря на то, что "Москва слезам не верит" получил Оскара американской киноакадемии как лучший зарубежный фильм, на Западе такие фильмы не могли бы стать культовыми. Американское кино, как и западное кино, ценит психологизм и индивидуальность. Великая американская мечта — когда Золушка становится принцессой, воплощена в советских фильмах лишь отчасти. В отличие от западного кино, где героини самодостаточны и эталонны, в советском кино героини-лимитчицы уравновешивается лирическими героями-интеллигентами. В картине "Москва слезам не верит" такой герой Гоша в блестящем исполнении Алексея Баталова. Наверняка, он — потомственный москвич и интеллигент. Поэтому так презрительно он относится к героине Веры Алентовой. Которая, хоть и стала начальницей, но интеллигенткой не стала. Отсюда и ее упакованная в самом современном стиле тех лет квартира. А вот духовности и интеллигентности, несмотря на финансовое благополучие,у  героини Веры Алентовой нет. Потому герой Алексея Баталова так наигранно переживает, узнав от ее бывшего мужа, что она — директор фабрики.

В фильме "Карнавал" интеллигентствующий герой — Никита, отлично сыгранный Александром Абдуловым. Сцена на дне рождения Никиты, где героиня Ирины Муравьевой моет посуду, показывает место лимитчицы в доме советской элиты, к которой относится герой Александра Абдулова. Понятно: что у лимитчицы с ним ничего не выйдет. Он — советский мажор, сливки общества. А с девушкой из провинции у него мог быть только секс на съемной квартире. И то — как одолжение с его стороны. Этот холеный герой создан для девушек из высшего общества. А лимитчицы для него: просто удовлетворение похоти после студенческой вечеринки. Поэтому героиня Муравьевой сойдется с другим лимитчиком — героем Александра Михайлова, уже завоевавшим Москву.

Даже культовый фильм шестидесятых "Три тополя на Плющихе" не избег стать фильмом о завоевывающей город лимите. Героиня Татьяны Дорониной — типичная лимитчица. Она бы и осталась в Москве, если бы не деловое поручение мужа продать сало. Как порядочная жена, она должна вернуться в деревню, чтобы привезти мужу вырученные от продажи сала деньги. По Фрейду, она хочет адюльтера с таксистом, интеллигентным питерским парнем, которого играет Олег Ефремов. Поэтому и переодевается, меняя блузку. И душится духами, готовясь провести вместе с ним вечер. Городской интеллигент Олег Ефремов: та самая вожделенная для героини Дорониной городская инициация. Доронина отдалась бы ему прямо на шикарном разложенном диване 21-й "Волги" после вечеринки в кафе "На Плющихе". Но, увы - не смогла найти ключи от квартиры. Осталась дома. Адюльтер так и остался в мечтах.

В советском кино лимитчицы всегда лохушки и лузерши. Например, героиня Елены Сафоновой в культовой для совка киносаге "Зимняя вишня" предпочитает успешному европейцу - герою Ивара Калниньша отечественного неудачника и совка — героя Виталия Соломина. Последний ездит не на Мерседесе, а на "копейке". Но героиня Сафоновой, как типичная совочница, испытывает оргазм именно от совка. Оттого и кидает европейца в пользу соотечественника. Можно даже поверить, что удачно сделавшая себе карьеру в Финляндии героиня "Маленькой Веры", приезжая на родину, дает трахать себя в депилированную кунку своим знакомым алкашам-ватникам.  Устраивая временный дискурс ставшего западным тела в советскую постель и сквиртуя от секса с бывшими соотечественниками.

Вдохновляемые с конца 60-х годов советскими киноагитками лимитчицы, активно уезжали в города. Завоевывая мегаполисы. Которые благодаря им превратились в свинарники.

Возвращаясь к замечательной актрисе И.В.Муравьевой можно сказать: она талантливо воплотила в фильме "Карнавал" образ сельской лимитчицы. Как актриса она более тонко раскрылась в фильмах "Чисто английское убийство" и "Дуэнья". Но это уже другой кинообзор.


Рецензии