Валюша

     Моя жена, Валюша, родилась в предвоенные годы. Она – ребенок  войны и тяжелой жизни отведать  пришлось ей сполна.

    Отец Василий Михайлович работал шофером, а мама Анна Евгеньевна была домохозяйкой. Семья жила на квартире на станции Большая Тура около Сибирской железнодорожной магистрали в подвальном помещении. Где-то году в 1940 г. случился пожар, и сгорели почти все вещи. Чуть не погиб брат Долик. К тому времени отец строил свой дом на разъезде в 2 км от станции Большая Тура, на котором было всего два дома.

    И вот началась Великая Отечественная война и отца сразу же забрали в армию. И осталась мама с 4 детьми – Толей (старший брат), Валюша, Валера и Долик жить на этом разъезде. Дом - то был построен, а печку отец сложить не успел. Жить в таком доме зимой в сибирские морозы, конечно, нельзя было. Хорошо приехал дедушка Евгений (мамин отец) и они вместе с мамой сделали глинобитную печь, так как кирпич достать было трудно.
 
     Дед Евгений до революции был пасечником. После прихода к власти большевиков советская власть стала раскулачивать и ссылать более или менее состоятельных крестьян в лагеря на Колыму, Магадан и прочие «теплые» места, а некоторых и расстреливали. У деда хватило ума быстро избавиться от пасеки – часть ульев продать, часть раздать и уехать в Читу к младшей дочери Марусе, где и жил вместе с бабушкой до конца дней своих. А бабушку потом парализовало, и он ухаживал за ней.

    Жить во время войны, как и всем было трудно, но семья не голодала, так как держали 2 коровы, поросенка и кур.  Кроме того, около дома была земля, и   сажали картошку. В 1944 г. Валюша  пошла в 1 класс. Школа располагалась в селе Большая Тура за 5 км от дома, и ходить малышке пришлось   одной и в грязь, и в дождь и в метель.

     А в мае 1945 г умирает мама – перитонит от лопнувшего аппендицита, спасти не удалось. И Валюша вместе с маленькими братьями, остались одни. Старший брат Толя к тому времени учился в Чите. Валюша   осталось старшей, ей было 8 лет. Несмотря на такое положение отца с фронта  не отпустили. Конечно, дети в таком положении выжить бы не смогли.  Спасибо, что их забрала сестра отца  Вера  Михайловна и ее муж Семен Иванович в село Андриановку. Там Валюша  закончила 2 и 3 класс. Отца из армии отпустили только в июле 1946 г. Он перевез оставшийся на разъезде дом  в Карымскую.  Это рабочий поселок, который находится рядом с Сибирской железнодорожной магистралью в 100 км от г. Читы. Там они и стали жить. Отец работал в пожарной охране шофером. Он был хороший мастеровой, многое умел делать – плотник, столяр, хорошо клал печки. Поэтому в свободное от работы время он все время подрабатывал, чтобы прокормить семью.

     А  где-то в 1947 г. он женился. Новой жене было 19 лет. Начался черный период жизни с мачехой. Она была без образования, пошли дети, родилась Лида (1948 г), Олег (1950 г), Витя (1954 г) и Саша (1964 г). Женщиной она оказалось недалекой, стала пить, всю черновую работу взваливала на Валюшу: стирка, ухаживание за маленькими детьми, выполняла многие работы по дому. Была корова, держали поросенка и кур. Кроме того, при доме был участок земли 12 соток, сажали много картошки. Однако жили очень бедно, впроголодь.
         
          Овощи, которые сажали в огороде, требовали полива, а за водой надо было ездить метров за 150 от дома на речку. Отец на тачку пристроил бочку, и дети везли эту воду – Валюша  впереди за коренную, а сзади маленькие ребятишки толкали. Картина прямо по Перову «Тройка». Многие дети спали на полу вместе с поросенком. Хлеба почти не видели, а питались картошкой, и немного перепадало молока. На зиму солили капусту, никаких других овощей не было, не говоря о фруктах. Питались так плохо, потому что мачеха все пропивала и совершенно не обращала внимания на детей, не только чужих, но и своих.

     Училась Валюша хорошо, способности были, память хорошая, все схватывала на лету, а готовиться к урокам, не было времени. В 4 классе за хорошую учебу Валюше даже выделили путевку  в пионерский лагерь «Артек». Но, естественно, никто ее  не отпустил – средств не было, да и кто бы работал по дому? В общем, она  была, как  ЗОЛУШКа.

    Мачеха все более и более опускалась, для Валюши самое ласковое слово было «сволочь». Часто поднимала руку, била ребят, чем не попадя, стала погуливать и в 1951 году отец ее выгнал. А Олег в возрасте 8 месяцев остался у Валюши  на руках. Что делать, как его выкармливать? Стала кормить разбавленным коровьим молоком, потом стала немного давать манки и размолотой в ступке гречки. А Валюша училась в то время в 8 классе! Через год мачеха вернулась, и прежняя жизнь пошла, как прежде. Вот так и жили.

         Валюша закончила 10 классов с двумя четверками (по русскому и иностранному языку), по остальным предметам -  пятерки. Продолжать жить с мачехой, естественно, нельзя было. Надо было учиться дальше. Отец дал добро, но сказал: «Только помогать я тебе не смогу».

         Итак, Валюша поступила  в Иркутский мединститут на фармацевтический факультет. На вступительных экзаменах набрала 19 баллов из 20 Дали общежитие. В комнате жило 20 человек, при этом на 3-х кроватях спали по двое. Валюша  спала вместе с Руфой – «вальтом» (обе были маленького роста)  все 5 лет учебы. Стипендия на первом курсе была 220 рублей, из них 150 рублей на питание (питалось 7 человек коммуной) и 3 рубля платили за общежитие. На последнем курсе стипендия была 260 рублей. Вот так и училась она впроголодь. Что – то купить себе из вещей – одежду, обувь у нее не было возможности.

    Но молодость брала свое. Во время учебы в институте  получила права на вождение мотоцикла. В зимние каникулы ходили в лыжные походы и довольно дальние. Неплохо стреляла из малокалиберной винтовки. В институте была военная кафедра и при окончании Валюша получила военный билет и звание «Младший лейтенант медицинской службы».

        Итак, Валюша, закончила институт по специальности  «Фармацевта», и направили ее на работу в Читинское Аптекоуправление на должность инспектора с зарплатой в 650 рублей. Началась самостоятельная жизнь. Жилья, правда, не было, поэтому какое-то время жила у сестры отца, а потом приехал старший брат Толя  (он после окончания морского училища плавал по морям и океанам), и они стали снимать вместе с ним квартиру.
         
        Работа у Валюши  была трудная, ей приходилось много разъезжать по районным аптекам и инспектировать их. Добираться в районы  приходилось на перекладных, где рейсовый автобус, где на лошадях в любую погоду и летом и зимой. В 1961 г. за хорошую работу отправили на целых 2 месяца на курсы повышения квалификации в Ленинград. Она впервые побывала в одном из крупнейших культурных центров, посетила многие музеи и картинные галереи.  И, главное, в период «белых» ночей! В 1962 г  Валюша стала заведовать аптекой и ей дали ведомственную квартиру. Жить стало легче, да и зарплата стала порядка 1100 рублей.

      В 1964 г Валюша поступила в аспирантуру Московского института нефтехимической и газовой промышленности  на кафедру общей и неорганической химии, где мы и познакомились и в конце аспирантуры поженились. И дальше началась наша совместная жизнь с Валюшей. Женился я поздно в 33 года, наверное, господь выбирал для меня подругу на всю жизнь! Да и ей было уже 30 лет.

      С женой мне повезло. В семейной жизни она была любящей и заботливой женой и матерью нашего сына Сережи. Трудности житейские, которые мы встретили на долгом жизненном пути, она старалась брать на себя. Много сил и физических и особенно нравственных она отдала Сереже, чтобы поставить его на ноги. Спасибо ей за это. Валюша оказалась вдумчивой хозяйкой, вела наше хозяйство, и семейный бюджет жесткой рукой Она была умницей во всем. С успехом защитила диссертацию и получила степень кандидата наук. На работе она показала себя очень грамотным и вдумчивым специалистом. Хорошо знала основы химии, великолепный экспериментатор, могла сама выполнить любые сложные работы в  химлаборатории.   

            Здоровье, после такого трудного детства стало часто подводить. В 1982 году она перенесла сложную операцию по удалению желчного пузыря, а несколькими годами позже была еще одна операция. Тяжелые приступы, связанные с ее панкреатитом, происходили 2, а то и 3 раза в году. А в апреле 2005 года ей поставили диагноз: атеросклероз аорты, сосудов головного мозга, гипертония.  Один раз она потеряла сознание, когда была в сауне.

     Наверное, нужных выводов мы из этого не сделали. И вот, 2 октября 2006 года   у Валюши случился правосторонний инсульт. Произошло  это в 4 часа утра, и инсульт был легкий и проявился он, в начале, только хриплостью голоса. Была суббота, мы собирались на юбилей коллеги. Валюша стала примерять наряды, в чем она пойдет, а потом вдруг упала. Я уложил ее в кровать, скорую не вызвали. Очень уж симптомов каких-то угрожающих  не было. У нее так часто было какое-то недомогание, связанное с поджелудочной. Так прошел день и ночь. Лучше не стало, да и хуже вроде бы  тоже. Но потом скорую вызвал, и врач определила инсульт. Это было, как гром с  ясного неба. Мы же  в этом плане были безграмотны, симптомов не знали, да и начало инсульта было уж очень слабым. Пролежала Валюша в больнице 17 дней. Все вроде бы сделали, что полагалось, но домой я ее привез на носилках.

     И началась упорная борьба  за жизнь Валюши. У нее в это время было сильное головокружение (стоять и ходить она не могла), высокое артериальное давление, плохой сон, и главное, перестала отходить моча. Пришлось на первых порах периодически спускать мочу через катетер, потом поставили постоянный катетер.

     У меня опустились руки, все традиционное лечение мы уже попробовали. И я вышел на одного врача, применявшего  китайские методы и препараты. И вот в течение двух месяцев врач стала лечить Валюшу не традиционными методами. Спасибо ей, что она нормализовала мочу. Это уже была победа. Кроме того я каждый день стал активизировать ее – поднимать с кровати, заставлял ходить по квартире, а потом и по улице. Стали посещать в поликлинике зал лечебной гимнастики. Она стала заниматься рукой, ногой, делали ей массаж. И постепенно Валюше стало намного лучше. Правда, наблюдалась утомляемость, слезливость, замедленность реакции, нарушение глотательного движения. 

      В  трех церквях я заказал сорокоуст. В целом ей стало лучше. А в апреле 2008 года вместе побывали в санатории, где также прошла полный курс уколов, капельниц, грязелечения, бассейн. Мы регулярно стали  гулять около дома и даже пару раз посетили театр. 

    Позже Валюша  лечились в стационаре. Опять уколы и капельницы. А потом я стал приглашать медсестру на дом, и весной и осенью лечилась современными препаратами  актовегин, кортексин, цераксон, мексидол, комбилипен.
 
     Прожита длинная совместная жизнь, насыщенная и радостями и горестями. Отметили мы с Валюшей золотой юбилей нашей свадьбы. Сейчас ее здоровье по моим оценкам держится на одном уровне. Она сама ходит по квартире, ночью встает в туалет. Но слабость, головокружение, полная потеря памяти, как отдаленной, так и сиюминутной. Не помнит совершенно, где она жила, кто ее родственники. Живет на автомате и по моим командам. То есть наступил полнейший склероз головного мозга. Оставить ее можно одну не более, чем на 2 часа. Ежедневно утром и вечером принимает лекарства от мозгового кровообращения, от давления, от панкреатита, от мочеиспускания, закапываем глаза от катаракты. По погоде стараемся гулять.

     В целом, я опустил руки, не вижу улучшений от разных лечений, да и уже потерял ту энергию, что была  раньше. Старость дает о себе знать. Все-таки Валюше идет 82-й год, а мне 85-й. Зажились!  Мне, морально, тяжело видеть все это перед глазами ежедневно, душа кровоточит. В общем оба  доживаем!


Рецензии