Мудрость мамы

Сегодня праздник - Сретение Господне.
И день рождения моей мамы.

Так много прошло лет, а в памяти, нет-нет, да и всплывёт мой скверный поступок, за который до сих пор и стыдно, и больно.

Послевоенные годы – это нищета, особенно в нашей семье, где четверо детей, а работал только один отец за мизерную зарплату.

Мне было одиннадцать лет. Училась в пятом классе. У нас в школе был буфет, дверь всегда была открыта. На перемене, проходя мимо него, голова сама поворачивалась туда, откуда так вкусно пахло. Я никогда не заходила в буфет, так как понимала, что там без денег делать нечего.

Одноклассники покупали булочки, пирожки, компот, чай. А я в это время, захлёбываясь слюной, выходила или на улицу, или стояла где-нибудь в укромном месте.

Дома у нас была старенькая швейная машинка, на которой мама шила нам одежду и даже соседским детям шила платья.

Мне нужны были ножницы, и я выдвинула машинный ящичек, чтобы достать их, но увидела деньги – три рубля. В то время это были деньги. Не знаю, что случилось со мной, ведь я же верующий ребёнок с самых пелёнок! И вдруг, беру эти деньги (они были одной бумажкой), зажимаю их в руке и иду в школу. На первой же перемене смотрю в буфет, учеников там было мало. Дрожащими руками, не поднимая глаз, подала деньги, купила булочку, отошла подальше, быстренько съела и пошла в класс. Дверь в классе была открыта, когда я оглянулась, то увидела... маму стоящую в коридоре. У меня всё замерло внутри. Мама смотрела на меня, и я, как будто на ватных ногах, подошла к ней. Она тихо спросила: «Ты взяла деньги?» Я ответила: «Да, но я уже купила булочку, а остальные сейчас принесу». Отдала маме деньги, она посмотрела на меня такими страдальческими глазами… И тут же ушла.

Кто-то спросил из девчонок, зачем приходила мама, не помню, что ответила – вроде, как по пути зашла.

Я была, как в бреду, ждала, когда закончатся уроки. Домой шла, а сердце вырывалось из груди. Знала же, что мама берегла каждую копейку, чтобы как-то свести концы с концами. Шла, не зная, что меня ждёт дома? Как я буду смотреть маме в глаза? Но, придя домой, поняла, что о случившемся никто не знает. И мне мама не сказала ни слова.

О, как же я долго страдала... Мне было стыдно и жалко маму, ей пришлось с больными ногами идти за деньгами, чтоб я не успела истратить то, что она берегла для нас же.

Я тихонько плакала ночами и просила Бога, чтоб он меня простил за этот грех.

Это был единственный за всю мою жизнь случай воровства. Видимо, мне надо было пройти этот урок, чтобы прочувствовать, как это потом больно, позорно и стыдно…

И как же мудро поступила мама, не только не ругала, а даже не сказала ни одного слова мне, и от домашних скрыла. От этого я страдала ещё больше, видя благородство мамы, и свой мерзкий поступок.

И после этого я часто представляла себя, что вот я сижу и вижу много денег лежащих открыто, пусть это дома, или у чужих людей, но меня теперь уже никогда и ничто не соблазнит. И я уйду с чистой душой.

Потом много в жизни было всяких случаев, но перестрадав однажды, выходила с чувством достоинства из таких ситуаций.


Рецензии
Милые наши Мамочки. Ваши нежность и святая мудрость позволили вырасти нам достойными людьми. Светлая вам память!

Раиса Лунева   13.11.2023 11:44     Заявить о нарушении
Всё так.
Спасибо, Раиса, за тёплый отклик.
С добром,

Валентина Столярова 2   13.11.2023 17:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.