Русская душа

В конце 50-х годов прошлого столетия в нашем городе не было никаких учебных заведений, и поэтому стоял вопрос перед выпускниками, где и как можно получить специальность. Семьи, у которых был хоть какой-то достаток, отправляли своих чад учиться в другие города.

В нашей семье, к концу моей учёбы, работал отец сторожем, а старшая сестра Аня устроилась нянечкой в больницу. Мама не работала по болезни и, конечно же, не получала никаких пособий. Младшая сестрёнка училась в пятом классе.

Чтобы куда-то ехать учиться на несколько лет, об этом я и мечтать не могла. Первый год проскочил незаметно. Я закончила полугодовые курсы «Кройки и шитья». От учительницы узнала, что есть в селе Петровском (которое находится в двухстах км от нашего города) училище, где готовят инструкторов-портных. И учиться всего год. Но оно платное, т.е. за каждый месяц надо платить 50 рублей, да за проживание на частной квартире – 40 рублей. Ну, и ещё жить на что-то надо.

Подумали, поговорили родители и решили, что они будут высылать 300 рублей и этого мне хватит, чтобы учиться. Я обрадовалась и с 1 сентября 1959 года приступила к занятиям.

Трудновато было жить на эти деньги, но молодость брала верх и мы, как могли, веселились. Бегали на танцы, благо были бесплатными, ведь мы учились при Доме культуры. А вот в кино ходила редко, берегла деньги на еду. Иногда удавалось нырнуть в зал через кабинет директора, безусловно, с её позволения. Она была добрая и понимала, почему мы крутимся около её кабинета, особенно, когда шёл интересный фильм.

Проучившись так месяца три, вдруг, мне не пришли деньги в назначенный срок. Подождала неделю, потом заняла у девчонки денег на дорогу, отпросилась, и уехала домой.

Случилась беда. Отец ушёл из семьи к другой женщине. Вопрос стал ребром, как быть с моей учёбой. Мама очень хотела, чтобы я продолжала учиться. Пришлось идти к отцу с просьбой помочь мне с деньгами. Не буду описывать нашу встречу, мне и сейчас тяжело её вспоминать. Пообещал прислать. Я уехала на учёбу, но денег отец не прислал, ни разу.

Мне сестра стала присылать 150 рублей, она получала 300, вторая половина её зарплаты оставалась им на троих. Пришлось всё рассказать директору, Марии Петровне. Она тут же приняла решение, что я не буду платить за учёбу, только надо, чтобы прислали справку о составе семьи.

У меня (как потом я узнала от врача) на нервной почве вспыхнул страшный зуд на ногах и руках. И когда я не выдерживала и тихонько почёсывала их, то они покрывались красными полосами и пупырышками. А через некоторое время исчезали бесследно. Нас было пять девчонок на квартире, все видели, как я мучаюсь и в очередной раз вспышки зуда, они заставили меня сходить в больницу. Больница была не далеко, и я бегом помчалась к врачу. Пока я дождалась своей очереди, у меня всё прошло, но я всё-таки зашла и рассказала о своей болезни. Опытная врач всё поняла и стала спрашивать, не случилось ли чего-нибудь. Тут я не выдержала и расплакалась. Так врач узнала о моей беде. Она меня успокоила, выписала уколы и сказала, что болезнь пройдёт. Дверь в кабинете была открыта. Перед тем, как выписать мне рецепт, врач выходила ненадолго из кабинета. Я вышла, тут же в холле была раздевалка и регистратура, за столом сидела девушка, больше никого не было. Когда вышла из больницы и сунула руку в карман, чтобы положить рецепт, то почувствовала, что там лежат бумаги, вытащила и обомлела – свёрнутые 15 рублей!

Пока я шла до аптеки, останавливалась несколько раз и отворачивалась, когда кто-то встречался, так как слёзы текли ручьём. Стала ходить на уколы и не знала, как себя вести, просто молчала. Я так и не поняла, кто же положил мне деньги – врач или медсестра, которая сидела за столом. Но сказать никому не решилась…

Один раз директор, Мария Петровна, попросила меня прийти к ней домой что-то помочь. Я, разумеется, пошла. А она, под предлогом помощи, заставила меня уже зарубленную курицу ощипать и уговорила взять её с собой. Мне было неудобно перед девчонками, и я сказала, что сейчас будем варить курицу на всех. Но они не дали сварить всю, а только половину, а со второй половины ещё несколько раз варила себе суп.

После этого прошло, наверное, недели две, подъехал парень на мотоцикле к дому, где я жила и привёз в мешке мелкой картошки килограмм 10 и сказал, что передала мне его тёща. Я была в недоумении, ни парня этого, ни его тёщи не знала. Но он убеждал, что тёща и моя мама знают друг друга. Я поблагодарила. И он уехал. Как же выручила меня эта картошка! Даже девчонки брали для супа. Написала обо всём маме, и она подтвердила, что такая знакомая есть, но она с ней никогда не переписывалась и адреса не знает. И откуда узнала эта женщина обо мне и моих трудностях, для меня осталось загадкой.

Прошла зима, надо было ехать домой, чтобы сменить зимнюю одежду и обувь на весеннюю. Нас отпустили на несколько дней. Денег у меня едва хватило доехать до села Дивного, а от него до дома ещё сто километров. Автобус стоит, я маюсь в сторонке. Подходят ребята: «Что не садишься, сейчас отойдёт?» Поставила сумку на пол и отвернулась. Один парень взял за руку: «Чего молчишь, денег нет?» – кивнула головой. Они быстро затолкнули меня в автобус и подали сумку, на которой лежали деньги. И дверь захлопнулась. Я прошла в самый конец автобуса, уткнулась в стекло, ничего не видя из-за слёз. Опомнилась только, когда надо было платить.

Не запомнила ребят и не успела даже сказать им спасибо…

Сколько же было таких случаев…

Вот она… РУССКАЯ ДУША!


Рецензии
На западе, если у вас нет страховки и денег, никто вам не поможет и лечить не станет.
Сбор денег всем миром на помощь больным детям - такое только в России имеет место быть. Больше нигде.
Сострадание - одна из черт русской души.

Смотритель Дебаркадера   15.02.2024 20:14     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за посещение и отклик.
Согласна, что сострадание у русских было всегда.
С уважением и пожеланием Вам удач.

Валентина Столярова 2   16.02.2024 13:52   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.