Благодетель человечества герцог Луи де Сен-Симон

Герцога Луи де Сен-Симона (родился в 1760 г., умер в 1825 г.) называют утопистом. Что это значит – никто разъяснить не может. Что именно в его идеях «утопично»? «Утопизм» Сен-Симона, как и его собратьев по этой кличке, живших примерно в это же время, Ш. Фурье и Р. Оуэна, - просто клевета их классовых врагов на них.

Сен-Симон формально был приверженцем религии и монархии, но оба этих общественных установления в своих проектах переустройства общества усиленно выхолащивал. Если религия для него и приемлема, то Сен-Симон требует создания некоей новой научной религии, потому что управляющий обществом в его проекте учёный, конечно, атеист, а народ к религии просто привык. Если монархия для него и приемлема, то монарх в его системе может выражать волю любого класса – собственников, военных, производителей, то есть монарх – такая же фикция в системе Сен-Симона, как и религия.

Сен-Симон не хочет насилия, ничего не поняв во Французской революции, которую пережил (даже сидел в тюрьме, как герцог!), хотя он и признаёт, что революции неизбежны и закономерны.

Сен-Симон ввёл понятие «позитивная наука», то есть физика, химия и биология, в их применении к обществу, в отличие от «негативных» наук, то есть от метафизики, философии, отрицающей какую бы то ни было возможность общественных перемен.

Сен-Симон был сторонником классового подхода к обществу. Общество состоит из классов – класса учёных, класса собственников, класса производителей, по первоначальной его схеме. Впоследствии он скорректировал своё классовое понимание общества – есть класс производителей, возглавляемый учёными, и класс паразитический (класс лишних людей – все не производители, не торговцы, не банкиры). Традиция конструировать общество из трёх классов восходит к Платону и к Ф. Кэне. Очень характерно, что Сен-Симон перешёл от этого традиционного классового трёхчления к двухчлению, заострив, таким образом, необходимость борьбы с паразитическим классом. Традиция такой борьбы не начата Сен-Симоном и не им окончена – уже Ф. Кэне говорил о вредности этого лишнего класса общества, а Т. Веблен именно на борьбе с паразитированием и построил свою теорию институционализма.

Сен-Симон признавал общественное усовершенствование – человечество движется от несовершенного устройства общества к совершенному, прежде всего, под влиянием усовершенствования позитивной науки – физики, химии, биологии.

Сен-Симон попытался жениться на мадам Ж. де Сталь, стороннице эмансипации женщин. Потом герцог от бедности попытался покончить с собой.

Первое произведение Сен-Симона – «Письма женевского жителя» - прямо отсылает нас к Ж. Руссо (который, как известно, был уроженцем Женевы и усиленно везде всем напоминал об этом), с которым Сен-Симон не был согласен преимущественно по двум вопросам – он не соглашался со склонностью теории Ж. Руссо к насилию, революции и не считал, как Ж. Руссо, что всё лучшее в человеческом обществе находится уже в прошлом. В Женеве же Сен-Симон оказался, потому что воспылал страстью к мадам Ж. де Сталь, тоже швейцарке по происхождению.

В Сен-Симоне много от французских просветителей 18-го века – тот же восторг перед разумом, который всё решает и всё определяет, то же обращение к разумности монарха (Д. Дидро), то же религиозное реформаторство (Ж. Руссо), смешанное с обыкновенным атеизмом. Вот только над теорией политических форм, теориями общественного договора, теорией демократии Сен-Симон заслуженно смеётся, ни во что не ставя, например, теорию разделения властей Ш. Монтескье. Для него, всё же, французские просветители 18-го века – «негативная наука», критиканы, всё разрушавшие, но ничего не спроектировавшие, отсюда, по мнению Сен-Симона, и ужасы Французской революции, в которой, конечно, Французское Просвещение виновато, потому что, требуя разрушения старого порядка, оно, Просвещение, не выдвинуло адекватный проект нового общественного устройства, опирающийся на «позитивную науку» - физику, химию и биологию в применении к обществу. Сен-Симон – последователь просветителей, но не философ, как они, ведь философия – это метафизика, «негативная наука», паразитическое образование в интеллектуальной сфере.

Сен-Симон – сторонник культа науки, сторонник общественного переустройства на основании науки, сторонник общественного усовершенствования, сторонник производства. О собственности и об общественном неравенстве он не высказывается, не считая это проблемой. Религия же для него – только способ манипулирования невежественным народом.

В каком смысле Сен-Симон – социалист? В крайне размытом смысле – он признаёт возможность и необходимость усовершенствования общества. Социализм в этом смысле – просто управляемая социальная динамика.

Почему для этого прожившегося герцога главным классом общества будущего стал класс производителей? Сен-Симон, как истинный просветитель, в своих рассуждениях сделал ставку на науку, но хорошо понимал, что под этим названием существуют как наука истинная, естественная (физика, химия, биология), так и наука ложная, «негативная», такие дисциплины, как теология, философия, астрология. Вглядываясь в истинные, «позитивные» науки он увидел, что все они направлены на производство. Будучи убеждённым сторонником классового подхода к обществу, он стал поэтому сторонником класса производителей, носителей «позитивной» науки, подметив, что все паразиты, если и практикуют науку, то науку «негативную» (астрологию, философию, теологию). Революция сделал герцога социальным прожектёром.

Эти три составляющие – позитивизм (любовь к естественным наукам), классовый подход к обществу и социальное реформаторство – и составляют ядро учения Сен-Симона. Где же здесь «утопия»? В ставке на естественные науки? В деление общества на классы? В попытке усовершенствовать общество? Сен-Симон – не утопист, а только просветитель и внимательный аналитик итогов Французской революции. Революция научила его социальному реформаторству и классовому подходу к обществу, а вышвырнул из науки он философию и прочие «негативные» науки по вполне научным соображениям.

Сен-Симон был сторонником науки, труда и прогресса, поэтому враги науки, враги труда и враги прогресса это назвали «утопией», но это – обычная вражеская клевета классового врага. Классовый враг Сен-Симона – паразит, поп и консерватор. Например, Путин – самый настоящий классовый враг Сен-Симона – уничтожает производство, внедряет религию, ищет идеалы в прошлом.


Рецензии