Началась охота на гражданских активистов

В России "возрождены" две уголовные статьи, которые используются в качестве репрессивного механизма против политических и гражданских активистов. Это "дадинская статья" 212.1 ("Неоднократные нарушения порядка проведения публичных мероприятий") и 284.1 ("Осуществление деятельности нежелательной организации"). Правозащитники считают, что власть прощупывает почву перед началом массовых преследований общественно активных граждан. И если первых активистов удастся осудить по этим статьям, то нас ждет множество аналогичных дел.

Оказаться на скамье подсудимых может любой активист, который выходит на согласованные митинги или пикеты, выступает против чего-либо или состоит в общественной организации. Сейчас по этим статьям пытаются осудить двух человек: члена "Открытой России" Анастасию Шевченко и экологического активиста Вячеслава Егорова. Шевченко обвиняют в участии в деятельности нежелательной организации, причем ранее эта статья ни разу не применялась. Активистка находится под домашним арестом, 31 января у нее в реанимации умерла 17-летняя дочь Алина. Шевченко смогла добиться разрешения следователя приехать в больницу незадолго до смерти дочери, но ранее суд не отпустил ее в интернат, где жила Алина.

284.1 УК РФ это "спящая" статья. Она была введена в 2015 году и ранее ни разу не применялась. По аналогии со статьей, по которой проходил Ильдар Дадин, сначала человека привлекают в административном порядке, а потом привлекают в уголовном порядке за те же самые деяния.

По словам обозревателя "МБХ медиа" Зои Световой, Анастасию Шевченко пытаются осудить за то, что она вела обычную политическую деятельность. В частности, приняла участие в мероприятии в Ульяновске, на котором рассказала об основных направлениях деятельности общественного сетевого движения "Открытая Россия". Второе деяние участие в митинге в Парке строителей в Ростове-на-Дону с символикой "Надоел". С юридической точки зрения, по мнению Световой, все обвинения несостоятельны, так как Шевченко не является членом иностранной организации, которая и объявлена "нежелательной".

Само это уголовное преследование абсолютно бесчеловечно. Оно говорит о том, что власть совершенно не стесняется привлекать к ответственности в общем-то добропорядочных граждан, у которых есть маленькие дети и которых в принципе нельзя брать под стражу. По этой статье Шевченко грозит 6 лет лишения свободы. У нас сейчас 6 лет дают за убийство, а не за то, что человек проводит какие-то лекции об избирательных правах граждан. Я думаю, что остановить это преследование и отменить эту статью можно будет, только если все общество будет заниматься этой проблемой. Любой из нас может быть привлечен по этой статье. Можно придумать, что любой из нас связан с какой-то марсианской организацией, зарегистрированной непонятно где.

Экоактивиста Вячеслава Егорова пытаются осудить по "дадинской статье", которая уже долгое время не применялась. Впервые ее использовали в 2015 году против активистов, которые выходили на улицу мирно и без оружия, что позволяет Конституция РФ. После того, как посадили Ильдара Дадина, адвокаты и общество заставили рассмотреть суть этой статьи в Конституционном суде. Тогда было признано, что осудить человека можно, только если в результате действий обвиняемого мероприятие "утратило мирный характер" или был причинен существенный вред здоровью или имуществу.

1 февраля в Коломне прошли обыски по 14 адресам. Это квартиры граждан, которые участвовали в согласованных митингах. У людей изъяли всё: компьютеры, телефоны, планшеты и так далее. Каждый день, начиная с этого понедельника, они ездят на допросы в Москву.

 Теперь у нас есть две чисто политические статьи: 284.1 и 212.1. Если ты, не дай бог, член какой-то мирной организации, то тебе могут вменить первую статью. А если до организации не дошел, то значит, будет вторая. Если сейчас у них это пройдет, то любой из нас может быть подвергнут уголовному преследованию.
Правозащитник Лев Пономарев считает, что политические репрессии идут уже давно, только раньше это были административные дела, а теперь будут уголовные.

Люди, которые творят это беззаконие, имеют большие шансы пережить этот режим. И тогда наступит ответственность. Популярно объяснить следователям, судьям об их персональной ответственности это отдельное поле борьбы. Это отдельная дополнительная работа. Готовится большая международная конференция, которая, возможно, потом перерастет в международный общественный трибунал.
 Она пройдет в Гааге. Там будут названы имена людей, которые будут в дальнейшем нести ответственность, в том числе юридическую. Такие люди, как Шевченко и Егоров, должны быть на свободе. Это хорошие законопослушные люди, которые хотят счастья своей стране, чистого воздуха и свободы. Репрессии должны быть прекращены, а также должны быть ликвидированы политические репрессивные статьи.


Рецензии