Стоило только позвонить

 СТОИЛО ТОЛЬЕО ПОЗВОНИТЬ…
Да, надо было позвонить на предприятие, из которого уволили водителя Шевченко по статье. Но Петр Ильич всегда доверял людям и, как ему казалось, хорошо знал жизнь. И водитель был нужен. Предыдущий грубо нарушал правила дорожного движения, постоянно хитрил, в конце концов его лишили водительских прав.

Перед ним сидел молодой, веселый, симпатичный человек с прекрасной фамилией Шевченко! За что же его уволили по статье: «За проявление недисциплинированности»? Он охотно рассказал. Будучи в рейсе в Одессу, он, якобы, отклонился от маршрута – заехал к матери на окраину города, так как та звонила и жаловалась на здоровье. Вызывал для нее скорую помощь. Потом ждал, пока минует опасность. Иными словами, задержался на сутки.   

- Вот как не заехать? Да хоть бы с пистолетом мне запрещали – всё равно бы мать навестил!

Какой заботливый сын! Таких надо поощрять! И Петр Ильич, приняв его на работу, вручил ключи от гаража, от автомобиля и от ворот общего дворика, который делили с родственной организацией.

Но уже через неделю пожалел о своем поступке. Стоило соседям завезти плиты ДВП для ремонта, как его новый водитель почти половину перетаскал в свой гараж. Кинулись искать - и нашли, далеко не ушли.

- Зачем ты это сделал? Ведь стыдно перед соседями!
- Я думал, что это материал РСУ. Там бы и не заметили. Или договорился бы с мастером.

Тут Петр Ильич обозвал себя нехорошим словом и решил, что зря не позвонил в автопредприятие, откуда пришел водитель. В душе у него уже зарождались недоверие и антипатия к этому человеку. Он осмотрел гараж и обнаружил, что все запчасти, которые он с трудом накопил на случай поломок автомобиля, уже украдены.

- Ты верни на место все, что взял в гараже. Иначе будем скандалить.

- Хорошо, хорошо! Просто дурная привычка: тащить все, что плохо лежит. Я верну, честное слово!

А парень был просто красавец. Ну всем взял – и ростом, и внешностью. Весельчак, балагур. Вскоре привел он к Петру Ильичу свою девушку – познакомить с невестой. А заодно и предупредить, что она – морячка, только что вернулась из рейса и собирается поехать вместе с ним на родину – в Сибирь. «Вот хитрец! Да он еще и альфонс!»

Девушка выглядела усталой: полгода не была на берегу. Теперь собралась посетить родные места, вручить родителям и подружкам заграничные подарки. Петр Ильич  угадал ее желание приехать домой не просто с богатыми подарками, но еще и с красавцем женихом! Она готова была кормить, поить, одевать его, только бы он поехал с ней!

Ему вдруг стало обидно за девушку, которая выбрала для себя трудную профессию, увлекшись романтикой дальних плаваний, и вполне прилично зарабатывает. Она даже не подозревала, что может стать жертвой проходимца. Когда водитель отлучился, Петр Ильич плотно закрыл за ним дверь, и, понимая, что у него мало аргументов, все же решил высказать все, что думает.

- Не берите его с собой в Сибирь. Разве не видите: по нем тюрьма плачет! Вы потратитесь на него, а кончится тем, что он опозорит Вас перед родными, оберет и бросит!

Подкрепить свои слова фактами не мог. Но через неделю на вопрос, где же невеста, Шевченко ответил:

- Пока поехала одна. Позднее меня вызовет.

Судя по тому, что настроение водителя резко изменилось, Петр Ильич решил, что морячка пересказала  его слова. Еще бы альфонсу не нервничать: сорвалась поездка, которую умело подготовил. Он уже представлял себя дорогим гостем. А перед поездкой девушка еще больше подогрела его воображение, несколько раз сводив его в ресторан. Обещала одеть и обуть по последнему писку моды. А уехала без него, перед этим сильно сократив расходы.
 
«Значит, что-то почувствовала, поняла смысл моих слов», - решил Петр Ильич. – « Самому мне тоже нужно быть осторожным. Такие дерзкие парни способны на разные пакости». Он всегда помнил случай, как водитель легковой автомашины, затаивший обиду на своего начальника, вместо того, чтобы отвезти домой, вывез его пьяного в чистое поле и оставил там одного. Хорошо, что было еще тепло.

В то время, в восьмидесятых годах прошлого века, было принято широко отмечать праздники, отпечатанные в календарях красным цветом. В очередную годовщину Великого Октября в коллективе накрыли шикарный стол. Из спиртных напитков было только домашнее виноградное вино, которое на юге Одесской области мастерски готовили почти в каждом доме. Выпив пару фужеров божественного напитка, Петр Ильич попрощался и направился домой пешком. Но водитель перехватил его:

- Я отвезу Вас! Зачем показываться на люди после застолья? Прошу!
И он распахнул дверцу. Петр Ильич привычно уселся на переднее сидение. А когда отъехали, он обнаружил за спиной двух незнакомых молодых мужчин.

- Это мои друзья. Мне нужно съездить в село. Я отвезу Вас домой, и мы отправимся.

Тут только Петр Ильич осознал, что водитель ловко подловил его. Теперь от него пахнет спиртным, и всегда можно выдать его за пьяного и какого угодно, вплоть до невменяемого. А в деревне эти парни быстро разберут автомобиль на запчасти. Могут подменить новые детали на изношенные. Даже мотор поменять. Ищи потом ветра в поле! 

- Никаких поездок! Я не разрешаю! Поворачивай в гараж!

- Нет, я отвезу Вас домой и поеду в деревню.

- Я не разрешаю!

А сам думал о том, что от поездки домой он только выиграет: у него свидетели будут. Во-первых, тому, что он не пьян. А во-вторых – что водитель нарушил дисциплину и занялся самоуправством.

Когда подрулили к подъезду, водитель сказал:

- Вот вы и дома. Выходите.

- Я не выйду. Гони машину в гараж!

Водитель открыл правую дверцу и хотел силой вытащить руководителя, но получил ногой в живот и отступил.

- Поднимись, позови мою жену, - приказал Петр Ильич. Когда она вышла, он коротко объяснил: водитель самовольно захватил машину и собирается ехать в деревню. Я приказываю ехать в гараж, но он не подчиняется. Садись со мной в машину, будем убеждать вдвоем.

Но жена только таинственно улыбалась. Она давно искала случая обвинить супруга в чем угодно, даже в пьянстве. Ей нужна была провокация для того, чтобы развестись и завладеть квартирой. У нее уже был на примете другой мужчина. Раньше была попытка с ее стороны опозорить мужа. Она устроила потасовку с ним на лестничной площадке по пустяковому случаю. Умышленно громко кричала, так что весь подъезд всполошился. Старалась поцарапать ему лицо, и частично ей это удалось. Сделала все для того, чтобы это дошло до райкома партии.

Но там хорошо знали Петра Ильича и все поняли. Вызвали на беседу не его, а ее и предупредили, что уволят с работы и того и другого и выселят из квартиры, если подобное повторится.

И вот он, тот долгожданный момент, когда мужа точно могут обвинить в пьянстве! Без ее участия!

- Не буду я с вами кататься. Сами заварили кашу, сами и расхлебывайте.

Она повернулась и пошла в квартиру. Водитель выехал со двора и направился в сторону деревни.

- Поворачивай в гараж! Иначе уволю тебя с работы и за самовольную поездку, и за воровство.

- Никто Вам не поверит. Друзья мои подтвердят:  Вас я отвез домой. Так ведь? А машину поставил в гараж.

- Да, да, мы подтвердим! –отозвались пассажиры с заднего сидения.

В селе Богатое водитель заглушил мотор, вынул ключ зажигания, и трое приятелей вошли в чей-то дом. Петр Ильич остался у машины. 

На село опустилась ночь. Зажглись уличные фонари. Теплый ноябрьский день сменился минусовой температурой. Без пальто и без шляпы было холодно. Сориентировавшись, где он находится, страдалец за имущество предприятия отправился искать подмогу. Нужен был телефон, чтобы позвонить в милицию.

За перекрестком наткнулся на штаб добровольной народной дружины. Двое молодых мужчин в повязках на рукавах покуривали на улице, прислушиваясь к звукам в селе. Они узнали Петра Ильича, пригласили в штаб и предоставили телефон. Петр Ильич дозвонился до дежурного милиции и сообщил, как он оказался в Богатом. Попросил, чтобы кого-нибудь направили к нему на помощь.

Дежурный пригласил к телефону старшего группы дружинников и приказал найти машину и водителя и доложить ему. На поиски ушло всего несколько минут. Пассажиров в машине уже не было. Дежурный милиционер приказал водителю немедленно ехать в гараж, как настаивает руководитель. А завтра будем разбираться.

 Директор попросил, чтобы кто-нибудь его сопровождал, но и милиционер, и дружинники успокоили его, что теперь водитель будет как шелковый.

Без приключений поставили машину в гараж. Петр Ильич забрал у водителя ключи, и они разошлись по домам. Была уже полночь. Холод пробирал до костей.

Утром директор написал заявление в милицию, в котором указал, что водитель Шевченко украл из гаража запчасти (перечислил) и самовольно поехал в село с двумя приятелями, несмотря на то, что он, Петр Ильич, в это время оставался в машине и не давал согласия на поездку. Упомянул о помощи дружинников.

Поднялась температура, болело в горле, исчез голос. Вызвал скорую помощь. Ответы на вопросы писал авторучкой. Его отвезли в больницу. На следующий день врач вскрыл нарыв в горле. На лечение ушло пять дней.

Милиция в тот же день вызвала Шевченко для объяснений, забрала у него права на вождение и предупредила, что пока не получит письмо от директора о том, что возвратил запасные части в гараж,  удостоверение ему не вернут. Водитель с понурой головой приплелся в больницу.

- Извините меня, пожалуйста. Я поступил нехорошо, признаю. Напишите, ради Бога, справку, что я положил запчасти на место. Я их потом верну. Мне водительское удостоверение забрать надо.

- Я понимаю! Хочешь сухим из воды выйти. Нет, не будет по-твоему. Сначала напиши мне заявление об увольнении, так и быть – по собственному желанию. Не буду осложнять тебе жизнь. Ты сам в состоянии ее подпортить. После этого верни на полки запчасти. Тогда и поговорим.

Водитель навещал директора и на второй, и на третий день. Буквально клянчил: напишите справку для милиции. Но Петр Ильич был неумолим.

- Где я их теперь найду, эти запчасти? – говорил водитель. - Я их продал владельцам легковушек.

- Выкупай обратно. Иначе удостоверения тебе не видать.

Шевченко стал приносить в гараж разные детали от любых автомобилей, где только что выпросит. Последнее, что он принес, был карданный вал от грузовика. Вышедший на работу директор понимал, что от этого хулиганистого шалопая он ничего не добьется. Написал приказ об увольнении, а потом справку для милиции. Даже позвонил:

- Вернул он кое-что. Будем считать, что возместил убыток. С работы я его уволил. Можете вернуть ему водительские права.

Из милиции Шевченко прямиком направился к директору.

- Спасибо. Вы поступили со мной благородно. А я вел себя как свинья. Может быть, возьмете меня на работу еще раз? Буду вести себя безупречно…

- Если будешь надоедать, напишу заявление в прокуратуру. Ты навредил моему здоровью, изрядно потрепал нервы. Из-за тебя я попал в больницу.  Так что иди с Богом и работай над своим характером.

Недолго оставалось предприятие без водителя легкового автомобиля. Знакомая женщина, экономист смежников, предложила взять на эту должность ее сына. Он работал водителем в райкоме комсомола, возил первого секретаря. Ему не нравилось, что комсомольский вожак постоянно садится за руль сам, часто уезжает неизвестно куда. Остается одно – обслуживать автомобиль. А ездить почти не приходится.

Петр Ильич смекнул, что родственные связи – самый надежный принцип при приеме на работу. Новый водитель оказался старательным и дисциплинированным. Он отслужил в армии, а там был личным водителем командира части.

Месяца через два зашла к нему морячка, возвратясь из отпуска. Подарила ему плод сибирского кедра.

- Спасибо, что Вы предупредили меня. Как пелена с глаз сошла! Я поговорила со знакомыми женами моряков, и они в один голос подтвердили, что Шевченко этот – известный бабник и что уже многих он обольстил и обобрал. Поэтому и не взяла его с собой. Конечно, он красивый и общительный, но нутро у него, оказывается, гнилое. 


Петр Ильич подумал о том, как обманчивы бывают внешность человека и его красноречие! Обольщенным девушкам это простительно, они доверяются по неопытности. Но он-то, убеленный сединами, как мог довериться авантюристу и проходимцу? Ведь всего-то и нужно было – позвонить на автопредприятие и узнать, за что уволен Шевченко. Но он возомнил себя великим знатоком человеческих душ! А проще говоря – подпал под обаяние веселого, жизнерадостного человека. И поплатился за это. И обижаться приходится только на себя.
    

    
    
   

   


Рецензии
Очень интересная история. И, как всегда, правдивая.

С праздником Вас, Василий Иванович, добра и света Вам и Вашим близким.

Вера Вестникова   22.02.2019 13:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера Вестникова, за поздравление и прочтение. Вас я тоже поздравляю! Василий.

Василий Храмцов   22.02.2019 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.