Юшут

Юшут..
Показать своей матери, 19 апреля 2009 года реку Юшут, ее старший сын Димитрий видимо решил сразу по нескольким причинам. Во первых, он наверное хотел похвалиться, только что взятой в кредит новой машиной, и одновременно вспомнить те места, где будучи молодым парнем много раз готовился к весеннему сплаву по этой реке. Даже дата, середина апреля видимо была выбрана им не случайно, так как именно в это время любители сплава по рекам должны были здесь готовиться к своему походу. Хотя я почти всю свою жизнь провел в Марийских лесах, и конечно же хорошо знал о этом месте, где у сплавщиков начинался маршрут выходного дня, и где ежегодно проводился фестиваль самодеятельной, и туристической песни, но бывать прежде на Юшуте мне не приходилось, так как я всегда избегал мест массовых сборищ людей, предпочитая пешие походы и более уединенные места. Поэтому, когда Димитрий предложил съездить на Юшут на машине я сразу же согласился. Это место было наиболее удобно для сплава по реке и проведения фестиваля самодеятельной туристической песни своим удачным расположением. Чтобы добраться до моста через Юшут, откуда всегда начинался сплав, нужно было пересечь реку Илеть, и доехать на поезде или автобусе до станции Красногорск. После этого необходимо было миновать станцию Шелангер, после чего выходить на следующей остановке, на станции Суслонгер. Выйдя на этой станции, нужно было пройти, или проехать по асфальтированной дороге, идущей через лес еще несколько километров, после чего человек оказывался около реки Юшут. 1. Если считать, что расстояние между двумя соседними остановками поезда, или автобуса, составляют три, четыре километра, то весь маршрут который необходимо было проплыть по реке до станции Илеть составлял примерно девять или двенадцать километров. Если просто плыть по течению, то миновать этот отрезок пути можно было за два дня, с одной ночевкой в лесу. Если же помогать себе, гребя веслами вниз по течению, то все расстояние можно было миновать и за один день. Оказавшись в реке Илеть, можно было высадиться на берег около железнодорожного моста, пересекающего реку, и уехать на поезде домой с одноименной станции. Но можно было проплыть по реке еще метров триста, четыреста, и высадиться на берег около автомобильного моста, откуда можно было уехать обратно в Казань на рейсовом автобусе. Если же у компании сплавщиков было времени больше чем два выходных дня, то можно было и дальше плыть по реке Илеть, которая в итоге впадает в Волгу, откуда уже на рейсовом пароходе можно было вернуться в город. Даже если компании, по какой то причине необходимо было прервать плавание по реке Илеть, то сделать это можно было в любом месте, а потом двигаясь на восток от места высадки на берег, выйти сперва на автомобильную трассу, соединяющую Казань с Ешкар Олой, а еще через триста четыреста метров на железнодорожную ветку, соединяющую эти города. Первая часть плана Димитрия похвалиться новой машиной, как мне кажется полностью удалась, ведь взяв с собой меня, свою мать, жену Люцию, и сына Владика ученика третьего класса, мы субботним утром поехали по трассе к станции Суслонгер. Водитель всю дорогу предвкушал встречу на реке с группами туристов готовящихся к сплаву, надеясь таким образом вспомнить свою юность проведенную в этих местах. Но к его неудовольствию эта часть плана полностью провалилась. Переехав в Суслонгере через железнодорожные пути, и отправившись дальше по лесной дороге, мы до самого Юшута не встретили ни одной группы людей с рюкзаками, а сам берег реки тоже оказался полностью пуст, словно здесь никогда не появлялся народ. На обширном пляже у моста, не видно было каких либо следов присутствия здесь людей, в виде старых кострищ, или наличия мусора оставленного здесь туристами. Противоположный берег реки, где имелась поросшая травой обширная поляна, тоже был полностью пустой. Съехав с трассы на пляж около реки, Димитрий поставил свою машину в дальнем конце поляны, а наши женщины сразу попросили организовать им костер, на котором они могли бы готовить привезенные с собой продукты. Проведя на берегу Юшута несколько часов, и не дождавшись прихода на реку  туристов, мы поехали обратно в Казань.  2. Эти обширные пустые пространства у моста, видимо образовались еще в шестидесятые годы, когда группы диких туристов стали впервые использовать это место для начала сплава по реке. Такого плавучего средства как катамаран тогда еще не изобрели, а резиновые лодки, или байдарки, хотя и выпускались промышленностью, но в магазинах не продавались, поэтому людям были просто недоступны. Поэтому туристам оставалось, приехав на место, построить себе плот из бревен, на котором можно было плыть вниз по реке. Причем постройка настоящего плота была очень сложным делом, которое осуществлялось по специальным отпечатанным типографским способом инструкциям. Мало того, что нужно было связать сам плот из нескольких слоев бревен наложенных друг на друга, но на носу, и корме, необходимо было закрепить специальные рулевые весла, с помощью которых плавучее средство можно было удерживать на середине реки. Видимо поэтому у моста через Юшут, еще в шестидесятые годы появились эти обширные пустые пространства, где росший здесь прежде лес был спилен и использован на строительство плотов. Первоначально, проплыв нужное расстояние на плоту, туристы его просто бросали, и он отправлялся в самостоятельное плавание по реке, а люди на поезде, или автобусе, возвращались назад в город. Эта картина продолжалась в течении нескольких лет, пока туристы не обнаружили вытекавший из под высокого берега Илети мощный родник. Сделав в Казани анализы обнаруженной воды, туристы узнали, что она насыщена Родоном, и является лечебной водой помогающей при лечении различных болезней. Вскоре вокруг этого родника, как грибы после дождя стали расти землянки построенные туристами, решившими ездить сюда, чтобы попить бесплатной лечебной воды. Теперь значение сплава по Юшуту, заканчивающееся в районе Родонового источника тоже сильно изменилось. Пригнанные теперь, к берегу Илети плоты не отправлялись как раньше в свободное плавание, а аккуратно разбирались, и отдельные бревна вытаскивались на берег для просушки, чтобы потом их можно было использовать для строительства землянки. Если землянка была уже построена, то древесина пускалась на дрова, которыми предполагалось топить печку зимой, ведь Родоновый ключ продолжал течь из под крутого берега круглый год. Теперь сплав по Юшуту преследовал сразу две цели, во первых люди получали удовольствие сплавляясь вниз по реке, и одновременно пригоняли на место постройки землянок необходимую древесину не желая портить окружающую Родоновый ключ природу. Вскоре землянок на берегу Илети стало так много, что это поселение получило название Китай город. Появление землянок стало новым этапом в истории самодеятельного туризма, ведь теперь в лес можно стало ходить налегке, без обязательной прежде палатки, и посуды, которая хранилась в землянке. Именно в это время появилась еще одна традиция,  встречать Новый год в лесу, когда игрушками наряжалась растущая в лесу живая елка, а гирлянда зажигалась от привезенного из города автомобильного источника питания. Даже одежда туристов из земляночного города стала отличаться от экипировки других групп. Этих людей можно было сразу отличить от других туристов еще на вокзале, или в вагоне поезда, по пришитому спереди на рубахе огромному нагрудному карману, в котором хранилась карта местности, и компас которым они пользовались в походах. Наличие привязанной сверху к рюкзаку сложенной вдвое в виде латинской буквы у двуручной пилы говорило, что компания едет вероятнее всего до станции Суслонгер сооружать себе плот для сплава по Юшуту. Если компания туристов кроме пилы везла еще привязанную к рюкзаку лопату, то вероятнее всего они ехали до станции Илеть, где собирались строить себе землянку. Наличие в экипировке туристов торчащей из рюкзака рукоятки топора не могло сказать ничего, ведь этот инструмент мог использоваться как для постройки плота, так и землянки. Появившийся где то в шестидесятые годы самодеятельный туризм, как общественный протест людей не желавших строить новое Коммунистическое будущее объявленное партией, видимо сильно заботило государство, раз оно захотело взять под свою опеку это общественное движение. Первое чем занялись власти, это решили прибрать к рукам ставший популярным Родоновый ключ, построив рядом с ним санаторий который сейчас известен как Кленовая гора. Но прежде всего, властям стало необходимо уничтожить вокруг родника разросшийся земляночный город. Для этого на реку Илеть пригнали военных саперов, которые в течении нескольких лет уничтожали построенные в лесу землянки, не позволяя туристам строить новые. Борьба с Китай городом происходила следующим образом, если постройка оказывалась пустой, то солдаты заложив в нее взрывчатку просто взрывали землянку. Если же внутри оказывались люди, то их просили покинуть помещение, после чего, обычно в трубу печки буржуйки солдаты бросали взрывчатку. Обычно взрыв уничтожал не только саму землянку, превращая ее в бесформенную яму наполненную обломками бревен, но часто падали и росшие рядом с постройкой деревья. Но потеря части насаждений видимо казалась властям приемлемой, так как спустя несколько лет, от Китай города остались только одни воспоминания. Жители Китай города уже отвыкли ходить по лесам с палаткой, поэтому по мере разрушения землянок около родника, взрослые туристы стали все чаше в складчину покупать себе жилые дома на станции Илеть, и других ближайших к Родонке местах. В этом великом переселении в частные дома естественно принимали участие только взрослые туристы, так как у молодежи денег для этого просто не было. Чтобы превратить прежде стихийное туристическое движение, в подконтрольное государству, в школах и вузах, в спешном порядке стали создаваться туристические секции, а на крупных предприятиях туристические клубы, куда предполагалось завлечь большую часть молодежи еще увлеченную самодеятельным туризмом. Новшество оказалось для молодежи очень привлекательным, так как члены туристических клубов, и секций, бесплатно получали всю необходимую туристическую экипировку, продукты питания и деньги на проезд к месту похода и обратно. Думать самим о поездке как раньше было уже не нужно, так как маршрут похода теперь давался свыше, нужно было только после его завершения составить отчет, о проведенном мероприятии и трате выделенных государством средств. Кроме этого, после определенного количества походов, человек как правило получал официальное звание инструктор по туризму. Теперь государству, после создания туристических секций стало проще контролировать группы молодежи занимающиеся туризмом, так как в любую такую группу, без проблем можно было внедрить своего человека, который мог бы следить за тем какие разговоры люди ведут во время похода. Хорошим примером такой деятельности государства может служить группа туристов в прошлом в полном составе погибшая на перевале Дятлова. Естественно, что вся экипировка кроме некоторых личных вещей была ими получена в туристическом клубе организовавшем сам этот поход. Кроме этого, сейчас стало известно, что в этой небольшой группе туристов было сразу два сотрудника специальных служб, видимо призванных после прохождения маршрута написать рапорт о этом мероприятии. Почему в поход отправили сразу двух сотрудников тоже вполне понятно, ведь сравнивая их отчеты, начальство могло лучше понять, какие настроения движут каждым отдельным туристом. Можно предположить, что и все остальные туристы, официально вступившие в туристические клубы, или секции, тоже находились под постоянным колпаком у спецслужб. По крайней мере, со временем государство почти полностью взяло в свои руки сплав по рекам, проведение туристических слетов, и фестивалей самодеятельной и туристической песни. Сам я ни в одной такой организации не состоял, но по жизни мне пришлось много лет подряд ходить в походы с членами туристического клуба Рубин, созданного при Казанском моторостроительном объединении. Познакомиться с этой группой мне удалось, когда к нам в цех устроился работать электриком член этого клуба Борис Машков, с которым мы много лет подряд ходили в походы. Когда в самом начале перестройки предприятиям стало не выгодно содержать на своем балансе туристические клубы, они стали отказываться это делать. Шестнадцатый завод тоже отказался финансировать свой туристический клуб Рубин, а вскоре отобрал и используемое им помещение, сдав его в аренду. После этого брошенные на произвол судьбы туристы, уже имеющие звание инструкторов тоже стали ходить вместе со мной в лес пока постепенно эта группа полностью не распалась. Сразу после знакомства, обратило на себя внимание полное неумение членов туристического клуба Рубин самостоятельно планировать свои самодеятельные вылазки на природу, несмотря на то, что люди, с которыми я ходил в лес вроде бы считались инструкторами по туризму. Первое, на что я обратил свое внимание, это купленные ими в одном из походов на дальний восток устройства для сбора ягод. Эти очень тяжелые приспособления, с глухой верхней стенкой, к которой с помощью точечной сварки была прикреплена ручка, за которую в момент работы человек держал приспособление. Понимая всю ущербность такой конструкции, я изготовил собственное устройство для сбора ягод, в виде открытого совка изготовленного из легкого титана. Еще меня постоянно удивляло, когда придя на место, Борис Машков доставал из рюкзака нераспечатанную пачку соли. Зачем ты таскаешь, с собой эту огромную тяжесть спрашивал я у него, ведь обычно ты бросаешь соль на месте стоянки, когда уходишь домой. Тебе вполне хватило бы и одного спичечного коробка соли, да и ту ты не смог бы использовать полностью. А я так привык делать у себя в туристическом клубе, где для каждой вылазки на природу обязательно выдавалась полная пачка соли независимо от количества дней в течении которых будет длиться поход. Ну не знаю чему вас там учили, отвечал я, только ведь для облегчения переносимых вещей даже посуда в виде ложки, кружки, и чашки, всегда выбирается с учетом веса, сделанная либо из пластмассы или алюминия.
    Использованные материалы.
1. Мост через Юшут, фото автора.
2. Река Юшут, фото автора.               


Рецензии