Сквозь годы 23

     Один из самых больных вопросов нашей новейшей истории - роль в ней евреев. Отсюда, естественно, возникает проблема отношения к ним.

     Я родился и провел детство и раннюю юность в полиэтническом крае, где вопрос "как относиться к другим нациям" никогда не возникал - все воспринимали друг друга ОБЫДЕННО,как данность, то есть никак...  Вот и к евреям я относился и отношусь НИКАК - это люди разных рас, народов, культур, языков...

    Среди них, как и среди ВСЕХ остальных этносов, есть люди совершенно замечательные, и я относился и отношусь к ним хорошо. К остальным я отношусь, как к "другим"... Но я не считаю людей разных народов и культур ни "лучше", ни "хуже" других. К существованию народов и к принадлежности данного человека к народу я отношусь примерно так же, как к снегопаду или летнему дождю: как к данности... Как все люди я имею право любить летние дожди и не любить зимние вьюги, но когда дело касается людей, эмоции трачу на отдельных личностей, а не на целые народы, и когда меня иногда спрашивают, не еврей ли я, отвечаю:"К сожалению, нет"... Предпочитаю свою национальную идентичность определять по КУЛЬТУРЕ: я рос и воспитывался на богатствах русинской, венгерской, украинской и русской культур; в моих  жилах течёт целый интернационал из русинской, венгерской и чешской крови... Более полувека живу в России и считаю себя русским...

     ...Юдифь Израилевна в Харькове учила меня не только художественному чтению, но и пришивать подворотничок на своей фронтовой гимнастёрке, она же провожала меня в армию... В последний перед отправкой день мы долго гуляли в парке имени Горького, говорили о поэзии, читали стихи... В дорогу она купила мне килограмм "Белочки" и другую снедь... Потом будут письма, которые перечитываю до сих пор... Она была единственным человеком, который понял моё нежелание возвращаться в Харьков после армии - что-то перегорело в моей душе, а я взял пепел и развеял его очень далеко - в Новосибирске...
     Почти десять лет как нет на свете этой удивительно светлой женщины... Память о ней всю жизнь отзывается в моём сердце певучим добром... Простая цель - начало и конец, как плюс и минус, цепь соединений. Но нет конца у линии сердец - у линии высоких напряжений...

           Продолжение следует...


Рецензии