Теплота

      - Что такое теплота?
      Учитель физики был близорук. Он прищурил глаза и пытливо всмотрелся
в класс, заведомо ожидая ответа. Все дружно притихли, потупив очи, надеясь
на спасительный звонок. Про теплоту в разгар весны никто думать не хотел.
Она была на улице, разлитая по аллеям, дышащая скорыми каникулами и
манящей свободой. Витька Петров втянул голову в плечи, пытаясь стать
невидимым для неутомимого физика.
      - Теплота – это целая наука…, - вдохновенно начал учитель.
      Витька наклонился к парте и принялся разглядывать непонятные
знаки на крышке, появившиеся, надо полагать, задолго до его рождения.
Над всеми надписями, непонятными рисунками был помещён сверху
необыкновенно чёрный и недружелюбный чертёнок с маленькими рожками,
огромными ушами, в скособоченной шляпе и дырявом плаще. Какой-то
ушлый остряк сподобился изобразить данное произведение острым
ножичком, запечатлев навеки для грядущих поколений нестираемый шедевр.
Витька косо посмотрел на неприятного чертёнка и попытался вникнуть в
слова учителя. Но чёрт вдруг… подмигнул и независимо развалился на парте.
Витька протёр глаза, чертёнок усмехнулся и негромко прочирикал:
      - Теплота… Знали бы вы, что такое настоящая теплота, не ваша хлипкая,
непонятная. А настоящая, великая, разлитая по клеточкам жара! Когда
буйное пламя пляшет и дарит радость бытия и чувство завершённости…
Ах!...
     Он развёл руки, словно пытаясь обнять привидевшуюся ему преисподнюю
и неожиданно сник.
      - А я – тут, на диком и непонятном месте… Сколько разных глупых
идей наслушался за эти годы, и не счесть! Каждый учитель талдычит своё.
Кто про знаки препинания, кто про умножение, кто про теплоту… Да у нас,
там в аду… Слушай да исполняй, никаких препинаний! И умножать можно
только зло на зло! А теплота… Это – благодать!
      - Петров! – вырвал Витьку из столбняка ушлый учитель, - повтори, что
такое теплота.
      - Теплота – это благодать, - машинально повторил Витька, мечтательно
улыбаясь.
      Класс дружно рассмеялся. Витька растерянно оглянулся.
      - Ну, это как сказать, - задумчиво продолжил учитель, не замечая смеха, -
не всегда – это благо, поверь мне!
      И воодушевлённо стал доказывать свою теорию. Чертёнок снова
подмигнул Витьке и насмешливо сгримасничал:
      - Не всегда благо! Что он знает? Он в аду не был! А мне-то как хочется!
Сколько же здесь торчать ещё? – и вопросительно посмотрел на Витьку.
      - Ты бы меня затёр, что ли, или замазал чем-нибудь, - чертёнок сделал
умильную рожицу.
      Витька полез в портфель и достал резинку. С удвоенной силой он
пристроился к образу чертёнка, пытаясь стереть его вместе с краской. Рядом
остановился учитель:
      - Похвально, Петров, чувствуешь, как нагрелась крышка? Возникла
теплота от трения…
      И он обернулся к ребятам:
      - Вот, Витя Петров заинтересовался и решил проверить на опыте то, что я
сказал.
      И он снова уплыл в объяснения.
      - Нет, - захныкал чертёнок, - так не получится… Давай спички.
      Витька удивился и сказал:
      - Но… Огонь может проглотить всё! И тебя…
      - На то и огонь! – включился учитель, услышав Витькины слова, - он даёт
большое тепло и дарит радость жизни, но…
      - Хочу радость жизни! – встрепенулся чертёнок.
      Витька разложил спички вокруг вечного рисунка и принялся их
разжигать. Огонь вспыхнул внезапно и быстро побежал по парте. Под ним
радостно извивался неугомонный в танце чёрт, пламя лизнуло лежащие
рядом тетрадки. Подбежавший перепуганный учитель набросил на огонь
свою куртку, потушил и укоризненно посмотрел на Витьку.
      - Петров, ну не буквально же всё проверять на себе! Включи мозги,
воображение…
      Витька последовал совету и представил себя на месте чёрта. Наверное,
ему было жарко в гуще огня! Он посмотрел на место вечного пребывания
любителя теплоты и… обомлел. На парте ничего не было, только небольшое
выжженное пятнышко вместо говорливого жителя преисподней. Чёрт исчез
вместе с непонятными скрижалями, окаймляющими его лукавую рожицу.
Вот вам и теплота! Для кого-то она действительно – благо!


Рецензии
Оказывается, что и о физических явлениях на школьном уроке можно разговаривать поэтичным языком, особенно, когда тебе в этом помогает общительный и говорливый чертёнок.
Добрый и весёлый рассказ, читала и улыбалась. Написано мастерски: легко и непринужденно, росчерком «Золотого пера». От души поздравляю Вас с победой, Евгения!

С теплом
Наталия

Наталия Николаевна Самохина   20.04.2024 13:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.