Лев Толстой в зеркале психологии. Беседа 17

Беседа 17. Чистая печаль так же невозможна, как чистая и полная радость

— Ваши герои постоянно находятся в сложнейшем круговороте эмоций.  От чего зависит эмоция?

— Невозможно сказать однозначно. От ситуации, мотивов. Иногда — от цели.  А иногда — от внутреннего состояния гармонии. Например, Наташа Ростова подмигнула брату, и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.

— Есть еще особое чувство, которое  испытывает ребенок в день своих именин…

— Это радостное чувство детства, когда в ваши именины вас принарядили, повезли к обедне, и вы, возвратившись с праздником на платье, на лице и в душе, нашли дома гостей и игрушки. Вы знаете, что нынче нет классов, что большие даже празднуют, что нынче для целого дома день исключения и удовольствий; что бы вы ни сделали, — вам простят, и вам странно, что люди на улицах не празднуют так же, как ваши домашние, и звуки слышнее, и цвета ярче, — одним словом, именинное чувство.

— Каждое чувство наполнено разными эмоциями?

— Чистая, полная печаль так же невозможна, как чистая и полная радость. Часто эмоции сосуществуют вместе. Например, Катюша Маслова, как и другие, испытывала во время богослужения смешанное чувство благоговения и скуки. Или Нехлюдов, который пробыл в комнате минут пять, испытывая какое-то странное чувство тоски, сознания своего бессилия и разлада со всем миром; нравственное чувство тошноты, похожее на качку на корабле, овладело им.
 
— Смешение разнонаправленных эмоций не раздражает человека?

— Не всегда, зачастую бывает наоборот. Например, Пьеру Безухову все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение.

— Может ли одно чувство вести за собой другое?

— Так обычно и бывает. Например, перед свадьбой на Левина нашло странное чувство. На него нашел страх и сомнение, сомнение во всем.

— Этим процессом можно управлять?

— До известного предела, зависит от силы эмоции. Например, незадолго до рождения ребенка Левин испытывал противоречивые чувства. Веселость и грусть, и отчаяние, и нежность, и торжество являлись безо всякого на то права, точно чувства сумасшедшего. И, так же как у сумасшедшего, чувства эти проходили неожиданно.

— Может ли человек одновременно испытывать страсть по отношению к разным объектам?

— Может, если они находятся в разных сферах. Например, у Вронского две страсти (второй была страсть к скачкам) не мешали одна другой. Напротив, ему нужно было занятие и увлечение, не зависимое от его любви, на котором он освежался и отдыхал от слишком волновавших его впечатлений. Аналогичная ситуация была и у Пьера Безухова: два одинаково сильные чувства неотразимо привлекали Пьера. Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья; другое — было то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственности, человеческому, ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира.

— Что может усиливать эмоции?

— Препятствия и тайна. Таинственность предприятия увеличивает его привлекательность.

— Физическое состояние человека совпадает с нравственным?

— Как правило, да.  Например, непривычная грубая пища, водка, которую Пьер Безухов пил эти дни, отсутствие вина и сигар, грязное, неперемененное белье, наполовину бессонные ночи, проведенные на коротком диване без постели, — все это поддерживало Пьера в состоянии раздражения, близком к помешательству.

          Когда эмоции вступают в процесс взаимодействия, и они либо ослабевают,
       либо усиливаются. В. Шкловский так представляет сцену пытки в неоконченном
       романе о Петре I: «Пытают боярина Шакловитого, происходит это на
       монастырском дворе. Толстой не показывает прямо пытку, но он усиливает ее
       восприятие, вводя детали в новые связи. Он не говорит прямо про рост
       Петра; но он показывает нам, что перекошенное лицо Петра находится на
       одном уровне с лицом боярина, поднятого на дыбу. Он сопоставляет две
       эмоции, два чувства: страх и боль, страх, усиленный болью. Боль,
       поглощающую страх, и страх царя, который перерастает почти в безумие».

— Могут ли эмоции усиливаться, когда событие уже прошло?

— Если в воспоминании задействованы чувства, то да. Например, было два часа ночи, а Александра Николаевна Порхунова все еще не спала и вспоминала то, что было, с ужасом и наслаждением, и сознание ужаса своего положения увеличивало наслаждение воспоминания об его любви.

— Как происходит процесс перехода одного чувства в другое?

— С изменением ситуации, реальной или воображаемой. Например, радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, когда он подходил к двери кабинета военного министра. Он почувствовал себя оскорбленным, и чувство оскорбления перешло в то же мгновение незаметно для него самого в чувство презрения, ни на чем не основанного. Иная ситуация была в кавказском селении, когда старики хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения.

— Есть такое сложное чувство как ревность. Оно укрепляет любовь или разрушает ее?

— И то, и другое одновременно. Но если ревность станет навязчивой идеей, то разрушит непременно. Например, Анна Каренина очень ревновала Вронского, это усиливало ее любовь и разрушило жизнь.

«— Анна, за что так мучить и себя, и меня? — говорил он, целуя ее руки.
       В лице его теперь выражалась нежность, и ей казалось, что она слышала ухом
       звук слез в его голосе и на руке своей чувствовала их влагу. И мгновенно
       отчаянная ревность Анны перешла в отчаянную, страстную нежность; она
       обнимала его, покрывала поцелуями его голову, шею, руки».

— Иногда человек чувствует одну, а показывает другую эмоцию.

— Особенно если он не хочет обидеть другого, либо не хочет быть обиженным. Например, старый князь Болконский как-то утром был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала у отца княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова.

— Правда ли, что противоположности притягиваются?

— Нет. Скорее, человек тянется к тому, что он хочет иметь, но пока этим не обладает. Например, Нехлюдов чувствовал, что в Катюше Масловой есть что-то прямо противоположное ему, защищающее ее такою, какая она теперь, и мешающее ему проникнуть до ее сердца. Но, удивительное дело, это его не только не отталкивало, но еще больше какой-то особенной, новой силой притягивало к ней. Он чувствовал, что ему должно разбудить ее духовно, что это страшно трудно; но самая трудность этого дела привлекала его. Он стоял, глядя на задумчивое, мучимое внутренней работой лицо Катюши, и ему было жалко ее, но, странное дело, эта жалость только усиливала вожделение к ней.

— На Руси говорят: «Жалеет — значит, любит».

— Это правда, но не вся. Есть жалость как желание оградить человека от проблем, и есть «жалкость» как состояние человека. Она может вызвать не любовь, а только похоть, и то не всегда.

— Ваши герои часто испытывают эмоциональный всплеск?

- Часто. Например, князь Андрей, прислушавшись к разговору юных Наташи и Сони, подумал, что им нет дела до его существования. Но одновременно он прислушивался к говору Наташи, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

— Эмоциональные состояния влияют на последующую деятельность?

— Николенька Иртеньев рассказывал, что он так был расстроен, что решительно не мог ничего делать. А бывало, что он находился в том раздраженном состоянии, в котором мысли отказываются остановиться на каком бы то ни было предмете.

— И чем более эти состояния усиливаются, тем более разрушается  последующая деятельность?

— В целом, да. Например, тревожные чувства тоски и страха увеличивались у Николеньки Иртеньева  вместе с усилением грозы, но когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая разражению грозы, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние еще четверть часа, он был уверен, что умер бы от волнения. А после грозы он испытывал невыразимо отрадное чувство надежды  в жизни, быстро заменяющее ему тяжелое чувство страха.

— Что нужно для женщины, чтобы быть в хорошем расположении духа?

— Восхищение и возбужденное состояние. Например, Наташа Ростова была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти, и она была здорова. Еще она была весела потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь для колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно свободно двигалась), и ее брат Петя восхищался ею. Главное же, веселы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы, что раздают оружие, что все бегут, уезжают куда-то, что вообще происходит что-то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого.

— В такой момент человек может обрести власть над другими?

— Вполне. Например, люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе; точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.

- Почему женщина обижается не на то, что сказал ей мужчина, а на то, как он это сказал?

— Она хорошо знает свои недостатки и в эмоциональных оттенках слов мужчины ищет намек на них. Например, вспоминая все те жестокие слова, которые сказал Вронский, Анна придумывала еще те слова, которые он, очевидно, желал и мог сказать ей, и все более и более раздражалась. Все самые жестокие слова, которые мог сказать грубый человек, он сказал ей в ее воображении, и она не прощала их ему, как будто он действительно сказал их.

— Затаенная агрессивность и вынужденное занятие неприятным делом порождают другие чувства, которые усиливают друг друга?

— Этому есть немало примеров.  Например, Николенька Иртеньев сердился на Карла Иваныча, который, казалось, и не думал о том, чтобы отпустить их: он то и дело задавал новые уроки. Скука и аппетит увеличивались в одинаковой мере.

— Как эмоционально проявляются муки совести?

— Усилением противоположных эмоций и желанием от них избавиться.

          «Узнала!» — подумал он. И Нехлюдов как бы сжался, ожидая удара. Но она
       не узнала. Она спокойно вздохнула и опять стала смотреть на председателя.
       Нехлюдов вздохнул тоже. «Ах, скорее бы», — подумал он. Он испытывал теперь
       чувство, подобное тому, которое испытывал на охоте, когда приходилось
       добивать раненую птицу: и гадко, и жалко, и досадно. Недобитая птица
       бьется в ягдташе: и противно, и жалко, и хочется поскорее добить и
       забыть».

— Ум и чувства часто бывают не в ладу?

— Часто, потому что эмоции возникают быстрее, чем рассудок успевает все осмыслить.

  Василий Позднышев рассказывал о нарастающей эмоциональной катастрофе в
       семье: «Рассудок не поспевал подделать под постоянно существующую
       враждебность друг к другу достаточных поводов. Но еще поразительнее была
       недостаточность предлогов примиренья. Иногда бывали слова, объяснения,
       даже слезы, но иногда... ох! Гадко и теперь вспоминать — после самых
       жестоких слов друг другу вдруг молча взгляды, улыбки, поцелуи, объятия...
       Фу, мерзость!»

— Какие-то двойные стандарты получаются…

— Эмоции имеют встречный характер — по отношению к себе и по отношению к другим людям. Если они противоречат друг другу, то возникает внутренний конфликт. Например, чем больше жена Ивана Ильича  жалела себя, тем больше ненавидела мужа. Она стала желать, чтоб он умер, но не могла этого желать, потому что тогда не было бы жалованья. И это еще более раздражало ее против него. Она считала себя страшно несчастной именно тем, что даже смерть его не могла спасти ее. Она раздражалась, скрывала это, и это скрытое раздражение ее усиливало его раздражение.

— Как влияет на человека чувство вины?

— Если оно слабое, то человек старается его загладить, а если сильное — попробует переложить ответственность на других, как это сделал генерал-губернатор Москвы Растопчин.

  «Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? — думал он. —
       Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот
       до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» — думал он, не определяя
       хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя
       необходимость ненавидеть этих каких-то изменников, которые были виноваты в
       том фальшивом и смешном положении, в котором он находился».

— Бывает, что эмоции вызывают обратную реакцию, обращаются на себя?

— Бывает.  Например, такое превращение эмоции было у революционера Светлогуба. В последнее время, когда столько друзей его было казнено, заключено, сослано, когда пострадало столько женщин, Светлогуб почти желал мученичества. И вот то мученичество, которое он ожидал, началось для него. И в первые минуты ареста и допросов он чувствовал особенное возбуждение, почти радость.

— Самая неприятная предвосхищающая эмоция — страх. От чего он зависит?

— От возможности действовать. Во время службы в Севастополе я обратил внимание, что время, предшествующее сражению, самое неприятное, это единственное время, когда есть досуг для страха, а страх — одно из самых неприятных чувств. К утру, с приближением момента действия, страх ослабевал, а к трем часам, когда ожидалась ракета, как сигнал к атаке, я был в таком хорошем настроении, что если бы пришло известие, что штурма не будет, я бы очень огорчился.

  Вот как описывал Толстой ссору Позднышева и женой: «Мне в первый раз
       захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней; но в
       ту же минуту, как я вскочил, я помню, что я сознал свою злобу и спросил
       себя, хорошо ли отдаться этому чувству, и тотчас же ответил себе, что это
       хорошо, что это испугает ее, и тотчас же, вместо того чтобы противиться
       этой злобе, я еще стал разжигать ее в себе и радоваться тому, что она
       больше и больше разгорается во мне.
    — Убирайся, или я тебя убью! — закричал я, подойдя к ней и схватив ее
       за руку. Я сознательно усиливал интонации злости своего голоса, говоря
       это. И должно быть, я был страшен, потому что она так заробела, что даже
       не имела силы уйти, а только говорила:
  — Вася, что ты, что с тобой?
  — Уходи! — заревел я еще громче. — Только ты можешь довести меня до
       бешенства. Я не отвечаю за себя!
  Дав ход своему бешенству, я упивался им, и мне хотелось еще что-нибудь
       сделать необыкновенное, показывающее высшую степень этого моего бешенства.
       Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, и
       потому, чтобы все-таки дать ход своему бешенству, схватил со стола пресс-
       папье, еще раз прокричав: «Уходи!» — швырнул его оземь мимо нее. Я очень 
       хорошо целил мимо. И тут же, пока еще она видела (я сделал это для того,
       чтобы она видела), я стал брать со стола вещи, подсвечники, чернильницу, и
       бросать оземь их, продолжая кричать:
  — Уйди! Убирайся! Я не отвечаю за себя!
  Она ушла —  и я  тотчас же перестал.
  Через час ко мне пришла няня и сказала, что у жены истерика. Я пришел;
       она рыдала, смеялась, ничего не могла говорить и вздрагивала всем телом.
       Она не притворялась, но была истинно больна.
  К утру она успокоилась, и мы помирились под влиянием того чувства,
       которое мы называли любовью».

— Вы часто описываете фрустрацию: тягостное состояние, возникающее при каком-либо запрете или потере. Какой наиболее эффективный выход из фрустрации?

— Зависит от человека. И от ситуации. Иногда эффективен агрессивный выход из фрустрации. Например, бабушка Николеньки Иртеньева после смерти дочери находилась в очень тяжелом эмоциональном состоянии, которое никак ее не отпускало. Это было первое сильное горе, которое поразило ее, и это горе привело ее в отчаяние. Ей нужно было обвинять кого-нибудь в своем несчастье, и она говорила страшные слова, грозила кому-то с необыкновенной силой, вскакивала с кресел, скорыми, большими шагами ходила по комнате и потом падала без чувств.

— Часто фрустрацию «сбрасывают» на какой-либо приемлемый объект или на другого человека.

— В «Юности» я описал цепь неоплаченных обид некоего Колпикова, снесшего пощечину и оскорбившего Иртеньева. Иртеньев, в свою очередь, снес оскорбление и выместил это оскорбление на  Дубкове. Колпиков после многих лет знакомства с Николаем Иртеньевым почувствовал, что на Николая напасть можно, и выместил на нем, в присутствии другого человека, полученную пощечину, точно так же, как Николай тотчас выместил его «невежу» на невинном Дубкове.

          «Дмитрий вернулся от Любовь Сергеевны с каплями на зубу, которые она
       дала ему, еще более страдающий и, вследствие этого, еще более мрачный.
       Постель мне была еще не постлана, и мальчик, слуга Дмитрия, пришел
       спросить его, где я буду спать.
          — Убирайся к черту! — крикнул Дмитрий, топнув ногой. — Васька! Васька!
       Васька! — закричал он, только что мальчик вышел, с каждым разом повышая
       голос. — Васька! Стели мне на полу.
          — Нет, лучше я лягу на полу, — сказал я.
          — Ну, все равно, стели где-нибудь, — тем же сердитым тоном продолжал
       Дмитрий. — Васька! Что ж ты не стелешь?
          Но Васька, видимо, не понимал, чего от него требовали, и стоял не
       двигаясь.
          — Ну, что ж ты? Стели, стели! Васька! Васька! — закричал Дмитрий, входя
       вдруг в какое-то бешенство.
          Но Васька, все еще не понимая и оробев, не шевелился.
          — Так ты поклялся меня  погуб... взбесить?
          И Дмитрий,  вскочив со стула и  подбежав к мальчику, из всех сил
       несколько раз ударил по голове кулаком Ваську, который стремглав убежал из
       комнаты. Остановившись у двери, Дмитрий оглянулся на меня, и выражение
       бешенства и жестокости, которое за секунду было на его лице, заменилось
       таким кротким, пристыженным и любящим детским  выражением, что мне стало
       жалко его...».

— Попасть под «горячую руку» бывает очень опасно.

— Да. Например, Кутузов побагровел не оттого, что офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.

— Страдания тоже усиливают негативные эмоции?

— Не всегда, но часто. Я однажды заметил выражение лица раненого солдата. Он был далеко, и я не слышал, что говорил этот солдат; но по выражению его лица и позы видно было, что он, с некоторой злобой страдающего человека, говорил вещи неутешительные.

— Иногда человек желает другому страдания, доказав, возможно, своей смертью, свою любовь к нему.

— В своих фантазиях можно зайти далеко.

          «Зачем он меня  оскорбил, — думал меньшой, — разве он не мог не
       говорить про это? Точно как будто он  думал, что я вор; да и теперь,
       кажется, сердится, так что мы уже навсегда расстроились. А как бы славно
       нам было вдвоем в Севастополе! Два брата, дружные между собой, оба
       сражаются с  врагом: один старый уже, хотя не очень образованный, но
       храбрый воин, и другой — молодой, но тоже молодец... Через неделю я бы
       всем доказал, что я уж не очень молоденький! Я и краснеть  перестану, в
       лице будет мужество, да и усы — небольшие, но порядочные вырастут к тому
       времени, — и он ущипнул себя за пушок, показавшийся у краев рта, — Может
       быть, мы нынче приедем и сейчас же попадем в дело вместе с братом. А он
       должен быть упорный и очень храбрый — такой, что много не говорит, а
       делает лучше других. Я б желал знать, — продолжал он, — нарочно или нет он
       прижимает меня к самому краю повозки? Он, верно, чувствует, что мне
       неловко, и делает вид, что будто не замечает меня. Вот мы нынче приедем, —
       продолжал он рассуждать, прижимаясь к краю повозки и боясь пошевелиться,
       чтобы не дать заметить брату, что ему неловко, — и вдруг пряма на бастион:
       я с орудиями, а брат с ротой, — и вместе пойдем. Только вдруг французы
       бросятся на нас. Я — стрелять, стрелять: перебью ужасно много; но они все-
       таки бегут прямо на меня. Уж стрелять нельзя, и — конечно, мне нет
       спасенья; только вдруг брат выбежит вперед с саблей, и я схвачу ружье, и
       мы вместе с солдатами побежим. Французы бросятся на брата. Я подбегу, убью
       одного француза, другого и спасаю брата. Меня ранят в одну руку, я схвачу
       ружье в другую и все-таки бегу; только брата убьют пулей подле меня. Я
       останавливаюсь на минутку, посмотрю на него этак грустно, поднимусь и
       закричу: «За мной, отомстим! Я любил брата больше всего на свете, — я
       скажу, — и потерял его. Отомстим, уничтожим врагов или все умрем тут!» Все
       закричат, бросятся за мной. Тут все войско французское выйдет, — сам
       Пелиссье. Мы всех перебьем; но, наконец, меня ранят другой раз, третий
       раз, и я упаду при смерти. Тогда все прибегут ко мне. Горчаков придет и
       будет спрашивать, чего я хочу. Я скажу, что ничего не хочу, — только чтобы
       меня положили рядом с братом, что я хочу умереть с ним. Меня принесут и
       положат подле окровавленного трупа брата. Я приподнимусь и скажу только:
       «Да, вы не умели ценить двух человек, которые истинно любили отечества;
       теперь они оба пали... да простит вам Бог!» — и умру».   

— Как бы вы охарактеризовали депрессивные состояния?

— По-разному. Например, можно быть весь день до вечера в странном положении непреодолимой апатии: ни читать —  ни писать. Это состояние, когда на человека находит душевное затмение — то есть такое положение, в котором он теряет способность отличать хорошее от дурного и забывает свои обдуманные намерения. Такое положение бывает следствием или страсти, или, напротив — апатии, и оно есть переходная ступень от добра к пороку.

— Каково этическое значение переживания эмоций?

— Огромное. Человек переживает не просто радость или печаль, он переживает внутри своей личности борьбу добра со злом. Например, в душе Константина Левина боролись желание забыть теперь о несчастном брате и сознание того, что это будет дурно.

— Есть головокружительное чувство, которое охватывает человека, находящегося на вершине славы.

— Избавиться совсем от желания славы людской невозможно. Слава людская, любовь людей не может не радовать. Надо только не искать ее, не делать ничего для нее.

— Какое чувство самое важное?

— Религиозное. Например, поступая в монахи, Степан Касатский показывал, что презирает все то, что казалось столь важным другим и ему самому в то время, как он служил, и становился на новую такую высоту, с которой он мог сверху вниз смотреть на тех людей, которым он прежде завидовал. Но не одно это чувство руководило им. В нем было и другое, истинно религиозное чувство, переплетенное с чувством гордости и желанием первенства. Разочарование в Мэри, бывшей невесте, которую он представлял себе таким ангелом, и оскорбление было так сильно, что привело его к отчаянию, а отчаяние куда? — к Богу, к вере детской, которая никогда не нарушалась в нем.

КОММЕНТАРИИ К БЕСЕДЕ 17
«…придумать предлога для своего смеха». – Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 2 / Соч. т. 5, с. 273.
«…одним словом, именинное чувство». – Толстой Л.Н. Декабристы / Соч. т. 3, с. 379.
«…невозможна, как чистая и полная радость». – Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 4 / Соч. т. 7, см. 183.
«Часто эмоции сосуществуют вместе». – Размышления составителя.
«…смешанное чувство благоговения и скуки». – Толстой Л.Н. Воскресение / Соч. т. 13, с. 145.
«…качку на корабле, овладело им». – Толстой Л.Н. Воскресение / Соч. т. 13, с. 149.
«…своего рода раздражающее наслаждение». – Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 2 / Соч. т. 5, с. 71.
«…страх и сомнение, сомнение во всем». – Толстой Л.Н. Анна Каренина / Соч. т. 9, с. 15.
«…чувства эти проходили неожиданно».  –  Толстой Л.Н. Анна Каренина / Соч. т. 9, с. 273.
«…слишком волновавших его впечатлений». – Толстой Л.Н. Анна Каренина / Соч. т. 8, с. 194.
«…большинством людей высшим благом мира». – Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3 / Соч. т. 6, с. 372.
«Препятствия и тайна». – Размышления составителя.
«…увеличивает его привлекательность». –  Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 4 / Соч. т. 7, с. 85.
«…состоянии раздражения, близком к помешательству».  –  Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3 / Соч. т. 6, с. 373.
«…и они либо ослабевают, либо усиливаются». – Размышления составителя.
«…который перерастает почти в безумие». – Шкловский В.Б. Лев Толстой. – М.: М.: Молодая гвардия, 1963, с. 456.
«…наслаждение воспоминания об его любви». – Толстой Л.Н. Нет в мире виноватых / Соч. т. 14, с. 453.
«…ситуации, реальной или воображаемой». – Размышления составителя.
«…презрения, ни на чем не основанного». – Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 1, / Соч. т. 4, с. 192.
«…чувством, как чувство самосохранения». – Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат / Соч. т. 14, с. 99.
«…усиливало ее любовь и разрушило жизнь». – Размышления составителя.
«…покрывала поцелуями его голову, шею, руки». –  Толстой Л.Н. Анна Каренина / Соч. т. 9, с. 339.
«…либо не хочет быть обиженным». – Размышления составителя.
«…повторял несколько раз одни и те же слова». –  Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 1 / Соч. т. 4, с. 289.
«…хочет иметь, но пока этим не обладает». – Размышления составителя.
«…трудность этого дела привлекала его». – Толстой Л.Н. Воскресение / Соч. т. 13, с. 156.
«…жалость только усиливала вожделение к ней». – Толстой Л.Н. Воскресение / Соч. т.13, с. 66.
«…любовь, а только похоть, и то не всегда». – Размышления составителя.
«…свое состояние, тотчас же заснул». – Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 2 / Соч. т. 5, с. 164.
«…решительно не мог ничего делать». – Толстой Л.Н. Детство / Соч. т. 1, с. 22.
«…каком бы то ни было предмете».  –  Толстой Л.Н. Отрочество / Соч. т. 1, с. 143.
«…уверен, что умер бы от волнения». – Толстой Л.Н. Отрочество / Соч. т. 1, с. 118-119.
«…заменяющее ему тяжелое чувство страха». – Толстой Л.Н. Отрочество / Соч. т. 1, с. 120.
«…для человека, в особенности для молодого». –  Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3 / Соч. т. 6, с. 314.
«…казалось, что не могло быть иначе».   –  Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3 / Соч. т. 6, с. 327.
«…оттенках слов мужчины ищет намек на них». – Размышления составителя.
«…он действительно сказал их». – Толстой Л.Н. Анна Каренина / Соч. т. 9, с. 345.
«…увеличивались в одинаковой мере».  –  Толстой Л.Н. Детство / Соч. т. 1, с. 24.
«…противоположных эмоций и желанием от них избавиться». – Размышления составителя.
«…хочется поскорее добить и забыть». –  Толстой Л.Н. Воскресение / Соч. т. 13, с. 73.
«Фу, мерзость!» –  Толстой Л.Н. Крейцерова соната / Соч. т. 12, с. 150.
«…скрытое раздражение ее усиливало его раздражение». – Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича / Соч. т. 12, с. 77.
«…генерал-губернатор Москвы Растопчин». – Размышления составителя.
«…смешном положении, в котором он находился». – Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3 / Соч. т. 6, с. 354.
«…вместе радостное и успокоительное».  – Толстой Л.Н. Воскресение / Соч. т. 13, с. 107.
«…особенное возбуждение, почти радость». – Толстой Л.Н. Божеское и человеческое / Соч. т. 14, с. 258.
«От возможности действовать». – Размышления составителя.
«…штурма не будет, я бы очень огорчился». – Толстой Л.Н. Письмо Т.А. Ергольской от 5 июля 1854 г. /Соч. Т. 18, с. 372-373.
«…которое мы называли любовью». – Толстой Л.Н. Крейцерова соната / Соч. т. 12, с. 177.
«…ходила по комнате и потом падала без чувств». – Толстой Л.Н. Детство / Соч. т. 1, с. 103.
«…выместил его «невежу» на невинном Дубкове». –  Толстой Л.Н. Юность / Соч. т. 1, с. 234.
«…выражением, что мне стало жалко его...». – Толстой Л.Н. Юность / Соч. т. 1, с. 271-272.
«…ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь». –  Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 4 / Соч. т. 7. С. 84.
«…говорил вещи неутешительные». – Толстой Л.Н. Севастополь в августе 1855 года / Соч. т. 2, с. 148.
«В своих фантазиях можно зайти далеко». – Размышления составителя.
«…да простит вам Бог!» – и умру».  –  Толстой Л.Н. Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 г. / Соч. т. 2, с. 161-162.
«…апатии: ни читать –  ни писать». – Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894 гг. / Соч. т. 21, с. 81.
«…переходная ступень от добра к пороку». –  Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894 гг. / Соч. т. 21, с. 112.
«…внутри своей личности борьбу добра со злом». – Размышления составителя.
«…сознание того, что это будет дурно». –  Толстой Л.Н. Анна Каренина / Соч. т. 8, с. 35.
«…не делать ничего для нее».  –  Толстой Л.Н. Дневники 1895-1910 г. / Соч. т. 22, с. 176.
«…вере детской, которая никогда не нарушалась в нем». – Толстой Л.Н. Отец Сергий / Соч. т. 12, с. 348.


Рецензии