Новые мысли о Джолзике

НОВЫЕ  МЫСЛИ  О  ДЖОЛЗИКЕ

1.
Если говорить о дате создания Зип-Джолзика, то это 2014-й год. Каждый язык имеет какую-то дату создания. К примеру, язык Универсаль создан в 1928- м году. Но всё не так просто. Бывает, что конланг создан на несколько лет раньше, чем он был опубликован в сети, и автор почему-то ставит дату публикации, а не создания, в качестве начала проекта. Или бывают случаи, когда язык переделывается, выпускается новая версия, и дата переносится на несколько лет вперёд. Я бы предложил конлангерам ставить дату создания, а не публикации, что же касается новых версий языка – то всё гораздо сложнее. Что же касается Зип-Джолзика, то тут всё просто: грамматика языка создавалась с января 2014 по декабрь. Хотя словарный запас был маленький, и сейчас он не велик. Если меня спросят: в каком году создан Джолзик? – то я бы сказал, что он ещё не создан, так как 2000 слов ещё недостаточно для того, чтобы язык считался языком. Можно также заметить, что, несмотря на то, что грамматика Джолзика в 2014-м году была сформирована, некоторые изменения всё же были сделаны впоследствии. Ну и, разумеется, ряд слов тоже были заменены. Язык, грубо говоря, ещё не создан.
2.
Можно сказать, что прошло уже 5 лет, наступил 2019-й год. У проекта пока нет ни одного сторонника, хотя есть люди, которые оценили его высоко. Проблема в том, что надо как-то обозначить людей, которые считают, что язык весьма хорош, но они не проявляют регулярный и стабильный интерес к Джолзику. Сторонник проекта – это человек, который постоянно стремится узнать что-то новое о Джолзике, выучить Джолзик – пока невозможно из-за малого числа слов, но регулярно им интересоваться – реально. Есть также и такие люди, которые критикуют язык, но при этом не прочь начать что-то говорить на нём. Одного такого я видел. Это, разумеется, не сторонники проекта, но это люди, вовлечённые в его орбиту и со временем они могут стать сторонниками языка, то есть, джолзерами. Проблема непопулярности джолзика – в том, что о нём мало кто слышал. Если бы о Джолзике слышали столько же людей, сколько слашали об Эсперано – этого было бы более чем достаточно. Поэтому, если кто-то желает помочь проекту, его задача не в том, чтобы говорить на Джолзике отдельные фразы и поговорки, а в том, чтобы распространить информацию о Джолзике как можно шире. Из огромной массы людей всегда можно найти тех, кто всегда мечтал выучить новый язык, но не знает, где такой достать. Вы можете не знать ни одного слова на Джолзике (хотя это невозможно), но важно его распротранять. Джолзик не надо рекламировать, надо добиться того, чтобы о нём все знали (все, кто интересуется такими вещами, или мог бы заинтересоваться), и из всей массы людей те, кому это нужно, получат то, что они всегда хотели. Не нужно лезть из кожи и хвалить Джолзик. Надо что-то сказать, и, если человеку не интересно, не продолжать разговор.
3.
Для меня по-прежнему неизменен тот факт, что язык Зип-Джолзик может стать международным языком. За 5 лет ничего не изменилось. Что касается его искусственности – то искусственность – это то, кем был создан язык, но не его качество. Естественный язык создаётся миллионами носителей, искусственный – одним человеком. Вот и вся разница. Что касается международности, то крайне важным качеством языка является его простота. Хотя, в то же время, должен признать, простота – не самое главное. Выучить испанский язык, пожалуй, будет посложнее, чем Джолзик, но ведь и испанский может стать международным. Хотя это не самый лучший вариант. Близок к испанскому итальянский. Но итальянский немного хуже. В латинских словах выпала одна гласная, слово «хомо» превратилось в «уомо», слово «пьёджьё» - «дождь» произносится не очень удобно. Всех этих шероховатостей в испанском языке нет. Немецкий язык – грубый, для международного не годится, французский язык – сентиментален и аристократичен, что загоняет его в узкую нишу. Прочие, менее известные языки, не обладают мощью и яркостью, а потому их роль – второстепенна. Что же касается простоты Джолзика, то эта простота не доведена до той того предела, как в сотнях других конлангов, и поэтому выучить Нэо можно в 3 раза быстрее, чем Джолзик. Но я не ставил перед собой цель создать такой язык, который можно выучить за три дня. В Джолзике много слов с общим значением, это сделано для того, чтобы язык был максимально удобен. Можно сказать и так, можно и иначе – такого в Джолзике очень много, больше, чем в русском языке. Времени на изучение уйдёт больше, но зато пользоваться таким языком языком удобно. Одно слово может иметь и длинный вариант, и более короткий, чего в русском достичь невозможно. В русском языке нельзя отрезать половину слова так, чтобы тебя поняли, слово, состоящее из девяти слогов, надо произносить полностью: «са-мо-о-пре-де-лив-ши-е-ся». Кто-то скажет, что в русском языке нет никаких неудобств, но я эти неудобства ощущал много раз, особенно его эмоциональность. Древне-русский язык привлекает многих, и меня в том числе, своим звучанием, благородством, такие же фразы на современном русском звучат как-то кисло. Чем в современном русском языке заменить слово «приснопамятный»? Факт остаётся фактом: чтобы язык стал международным, он должен звучать хорошо, звучание – на 1-м месте, всё остальное – вторично. И в этом плане я постарался напрячь все силы своего ума, чтобы сделать самый звучный язык, какой только можно. И, разумеется, недоброжелатели говорят, что Джолзик звучит хуже некуда, многие же отдают ему должное, но не готовы признать, что Джолзик хорош настолько, чтобы сразу и безоговорочно поставить его выше других конлангов. Если кто-то говорит, что Джолзик так же хорош, как и Эсперанто – значит, он ничего не понял. Не все люди имеют настолько высокие запросы, чтобы в звучании Джолзика уловить его особенную мелодичность, и я не сужу таких людей, природа их таким даром не наделила. Все, кто желает изучать Джолзик – могут его изучать, никаких препятствий для этого нет.
4.
Интересно и то, как создавался язык Эсперанто. Он создавался 10 лет. Не потому, что сам процесс требует многих затрат, а потому, что автор работал окулистом и ещё занимался политикой. Чтобы язык стал популярен, на выпуск учебника ему дал деньки родственник-еврей. Изучая эту историю, одним может показаться, что язык Эсперанто с большим трудом сквозь адские трудности. По другой версии – Эсперанто – проект мировой элиты, заключающийся в том, чтобы дать популярность наихудшему языку, чтобы идея мирового языка не смогла реализоваться. Эсперантисты на мои слова могут обидеться, но я не могу пройти мимо этой любопытной теории и отмолчаться. Теория, конечно же, не доказана, и всякий, кто будет говорить про неё, нанесёт обиду эсперантистам. Ещё в 2014-м году я принялся публиковать мои статьи на сайте Эсперанто-Новости, и был сразу же забанен. Хотя я не должен обижаться на эсперантистов, так как бан исходил от одного из них, причём такого, от которого сами же эсперантисты отстраняются, говоря: мы не хотим иметь с ним ничего общего. Некоторое время назад я общался в Всеволодом Чаплиным, и нарвался на такое эе непонимание. Я посмел озвучить теорию о том, что патриарх Алексий 2 был убит в туалете тремя пулями в голову. Это всё не доказано, но Чаплин, похоже, обиделся. Только потому, что я заговорил об этом, вместо того, чтобы молчать. Ещё в далёком 1997-м году я услышал слух о том, что мой отец не умер от сердца (которое было больным), а повесился прямо на работе. Этот слух я распространил, и стал ненавидим частью своих родственников (в 1999-м году). Когда в Саянске строился храм, в беседе с уволившимся начальником Кривошеиным, который вёл строительство, я узнал, что храм построен некачественно и упадёт. Чтобы разрешить недоумения, я задал вопрос в газету. И был отлучён от храма на несколько лет. Деревянный храм строился десять лет (1993-2003). При встрече с Кривошеиным я узнал, что он знает о моей статье в газете. Он подтвердил, что храм точно упадёт, и через несколько лет брёвна храма стали расползаться. Чтобы не расползтись, брёвна были закреплены металлическим швеллером, который сверху закрыли деревянными накладками. И храм стоит. В этот храм я прихожу, и причащаюсь. Всё идёт своим чередом. Если повернуть время вспять, то я, пожалуй, не стал бы распространять версии. Что касается убийства патриарха, то об этом надо говорить, чтобы выяснить, был ли убит патриарх, или люди всё сочинили. Если сочинили – пусть объяснят почему. Чаплин сказал: патриарх был больной, после инсульта, был в обмороке, закрывался в комнате, и никого не пускал. Поэтому вероятность убийства такая же, как вероятность, что Кеннэди убил Трамп. Но я бы возразил. Какова вероятность только в Саянске появится олень? Вероятность – 00000,1%. Но я лично видел этого оленя, снял на видео, сфотографировал, об этом написали в местной газете, показали фото. Поэтому то, чего не может быть, на самом деле вполне может быть, и говорить про это надо, чтобы выяснить Истину. А Истина в том, что Джолзик – это язык, и было бы интересно услышать, что о нём думают другие.


10.02.19


Рецензии
Интересно, а как вы относитесь к индоевропейскому языку? К его реконструкции, изучению и применению в повседневном быту, наподобие иврита в Израиле?

Владимир Баталов   31.07.2021 08:00     Заявить о нарушении