У судьбы два имени - прошлое и настоящее

 
 
  Для меня было приятной новостью узнать, что мой земляк и родственник моей тети по бабушкиной линии, не только фронтовик, участник ВОВ, но и летчик с боевым богатым прошлым. Речь идет о Кузнецове Иване Ивановиче. Он родился в селе Топориха  Белинского района Пензенской области 25 мая 1915 года, и проживал там с родителями до начала коллективизации.  У крестьян стали забирать в колхоз их личное имущество. Из-за боязни раскулачивания из села стали уезжать в города крепкие трудолюбивые крестьяне. Большая часть односельчан выехала в город Горький, там в эти годы строился Горьковский автомобильный завод.
  Кузнецов  Иван Васильевич, отец Ивана был первым из села, кто уехал в город Горький. Сыну  Ивану было 14 лет. 
 
***
   После окончания школы он и  его друг решили получить военную профессию, товарищ пошел учиться на танкиста, но Ивана манила романтика неба.  И он  поступил в Харьковскую  школу штурманов, Практические занятия проходили на самолетах: Р - 5, Р - 7, ТБ- 3, ДБ- 3. Весь выпуск  летной школы направили в Курск, где и застала война.
  Воевать пришлось с первых дней войны, вылетали  за линию  фронта бомбить объекты фашистов.
  Первым самолетом, на котором пришлось воевать, был легкий ночной бомбардировщик ПО-2 (У-2). Экипаж самолета – два человека, вооружение – пулемет 1ШКАС калибра 7,62 мм, бомбовая нагрузка 120 кг.  На ПО-2  Кузнецов И.И. налетал 640 часов, из них 600 часов ночных, совершил 484 успешных боевых вылета.

***
 
 Этот прославленный самолет У-2 молодой авиаконструктор Поликарпов Н.Н. создал в 1927 году, ставший на долгие годы основной учебной машиной. В СССР было выпущено около 33 тыс. самолётов По-2. В годы войны он в роли легкого ночного бомбардировщика играл решающую роль на фронте. Из-за малых высот точность бомбометания была высокой и наносила существенный урон врагу.

***
 
  Боевые вылеты следовали почти постоянно, не давая противнику покоя. Звено летчика- штурмана Кузнецова И. И.успешно выполняет боевые задачи, за что уже 3января 1943 года он награжден Орденом Красной звезды (запись №10778169). Но враг силен и советская авиация продолжает интенсивные ночные удары по объектам неприятеля.

    За успешные вылеты летчик- штурман звена Кузнецов И.И. представляется к очередной правительственной  награде «Орденом Отечественной войны II степени». В представлении были указаны часть совершенных удачных боевых вылетов:
 «…  Кузнецов И.И. участвует в Отечественной войне с 22. 6. По 10.8.41 г. на Ленинградском фронте. С 2. 9.42 г. по 2. 2.43 г. на Сталинградском и Донском фронтах, где совершил 145 боевых вылетов на бомбардирование войск противника, за что был награжден орденом «Красной Звезды».

  Со 2.4.43 г. участвует на Центральном фронте  в составе 970 А.П. в должности штурмана звена. За короткое время совершил 180 боевых вылетов на бомбардирование и разведку войск противника. Всего за время пребывания в 970 А.П. совершил 385 боевых вылетов, сбросив на голову врага 47500 кг бомбового груза.

  Успешными боевыми вылетами на разведку доставлял ценные сведения о скоплении войск и техники противника, после чего наносил сокрушительные удары по обнаруженным объектам противника. Из числа боевых вылетов имеет много эффективных:
 1.5.43 г. при бомбардировании н.п. Садовая создал 2 очага пожара – подтверждает экипаж Красовского.
6.5. 43 г. при бомбардировании н.п. Гремячево создал сильный взрыв с пожаром – подтверждает экипаж Черняев- Хохлов.
16.5.43 г. при бомбардировании н.п. Новополево создал взрыв с пожаром – подтверждает экипаж Трофимова.
 27.5. 43 г. при бомбардировании ж.д. ст. Колодезь был отмечен пожар, который  сопровождался сильными взрывами - подтверждает экипаж Еркина» …

***

  Также лаконично написано и трогает за душу другой наградной лист №77 от 4 мая 1945 года. История сохранила для нас эти документы. Так начальник штаба 970-го Городище - Сталинградского бомбардировочного авиаполка майор Карпенко в представлении к очередной правительственной награде штурмана, старшего лейтенанта Кузнецова Ивана Ивановича в наградном листе подробно описывает его участие в боях с фашистами. Наверно будет правильно, если это написать дословно, я сделаю, лишь выписку из этого документа: «… с 18.12. 1944 года участвует на 2-ом Белорусском фронте. За это время произвел 16 успешных боевых вылетов на самолете «Бостон» на бомбардирование живой силы и техники противника. Имеет много эффективных боевых вылетов, как например: 19.1.45 г. – цель ж.д. ст. Нейженбург отмечены прямые попадания в станционные здания (фотосхема  8-88).
 8. 04.45 г. При бомбардировании порта Хель – поражены причал и суда, стоящие под погрузкой (фотосхема №61).по ж.д. эшалонам
 26. 04. 45 г. При налете на ж. д. ст. Пренцлау отмечены прямые попадания по ж.д. эшелонам и по ж.д. полотну (фотосхема№100).
16.01.45 г. Был подбит над целью З.А. противника, экипаж в бессознательном состоянии попал в плен. 21.1. 45 г. весь экипаж бежал из плена и прибыл в свою часть.
  Лично т. Кузнецов дисциплинирован, морально устойчив. Штурманское дело знает хорошо. Летает грамотно, в полетах смел, инициативен.
  За образцовое выполнение боевых заданий командования достоин к представлению правительственной награде « Орденом Отечественной войны I степени…».
 
 Воевать пришлось также  и на самолетах-бомбардировщиках других модификаций. Так на самолете Р-5, было совершено 44 часа полетного времени. Непродолжительное время воевал  на самолете Дуглас А-20/DB-7/ серии Бостон, и совершил 18 боевых вылетов (75 часов летного времени, из них 29 часов в ночное время) вылетали  за линию  фронта бомбить объекты фашистов.

 Кузнецов Иван Иванович участвовал в  Сталинградской битве, Восточно-прусской операции и других сражениях.  Имеет общего налета на всех типах самолетов 759 часов, в том числе на самолетах ПО-2 640 часов, Р-5 44 часа, Бостон 75 часов.  Он совершил 482 успешных боевых вылета, из них на самолете ПО-2  600 ночных часов, на самолете  Дуглас Бостон А20/ДБ-7А выполнил  18 вылетов с 29 ночными часами.
   
***
 
 Кровопролитные бои шли яростные, не обходилось без трагедий и боевых потерь. Так в  боях за освобождение Польши 16 января 1945 года  самолет Кузнецова И.И.был  подбит, экипаж в бессознательном состоянии  попал в плен. Но мужеству и стойкости этого человека можно позавидовать. Он вместе с другими членами экипажа  предпринял попытку побега  из плена, но были схвачены вскоре немцами. Вторая  попытка бала удачной, и 21 января 1945 года весь экипаж бежал из плена,  перешли линию фронта и прибыли в свою часть.

***

  После окончания войны из-за отсутствия  летной книжки штурману звена старшему лейтенанту Кузнецову И.И. 24 мая 1945 начальником штаба 970 Городище - Сталинградского бомбардировочного авиаполка была выдана справка №244(взамен летной книжки).

  В справке указан количество общего налета летчиком, старшим лейтенантом Кузнецовым И.И. на всех типах самолетов - 759 часов, в том числе на самолетах ПО-2 640 часов, Р-5 44 часа, Бостон 75 часов.
  Им совершено 484 успешных боевых вылета, из них на ПО-2  600 ночных часов, на Бостоне 18 вылетов с 29 ночными часами.

  Если сравнить боевые вылеты летчика Кузнецова И.И. с боевыми вылетами  заслуженных героев ВОВ, таких как дважды Героев Советского Союза: (Источник БСЭ): Бондаренко М.З. - свыше 200 боевых вылетов.      Зайцев В. А. с 1932. - свыше  400 боевых вылетов. Павлов И.Ф. – свыше 200 боевых вылетов. Речкалов Г.А. - свыше 450 боевых вылетов. Степанищев М.Т. с 1944.  - 234 боевых вылета. То можно заметить, что подвиг летчика Кузнецова И.И. не до конца оценен, им совершено 484 успешных боевых вылета.

  Он  награжден  орденами:
-  Отечественной войны I степени и II степени;
-  Красной Звезды;
 и  медалями: - За оборону Сталинграда,  За взятие Кенигсберга,  За победу над Германией   в Великой Отечественной  войне 1941-1945 годов. 
 Конечно,  боевых наград у нашего героя достаточно, но к представлению на более высшую награду, помешало пленение, когда 21 января 1945 года весь экипаж бежал из плена.

***
 
 После окончания войны страна приступила к  восстановлению народного хозяйства, из армии начали демобилизовать солдат. Вернулся и старший лейтенант Кузнецов Иван Иванович в мирную жизнь. Он начал работать на Горьковском авиационном заводе главным штурманом. Но завод был режимным и при проверке документов работниками службы кадров, выяснилось, что летчик- участник ВОВ, имеющий ряд боевых наград не может работать на этом заводе.  Причина проста, но и в тоже время убийственно жестока, человек, побывавший в немецком плену, лишался возможности заниматься любимым делом всей своей жизни.

  И после такого унижения, он смог найти в себе силы, продолжить трудиться на благо родины. Иван Иванович поступил работать на рабочую профессию слесаря Горьковского автомобильного завода, где и проработал до выхода на пенсию.  Прожив  85 лет, Кузнецов И.И. умер после очередной годовщины победы ВОВ  27 мая 2000 года. 
    
   К величайшему сожалению эти несколько дней плена стали для него роковыми. Этот груз морально давил на него всю оставшуюся жизнь. Он достойно воевал на фронте, чем приближал победу нашей Родины над противником. Но победить бюрократическую машину у фронтовика не было сил, да его скромность не позволяла ему это сделать.

 ***

 P.S.  На снимке: 1- фото летчика Кузнецова И.И.; 2- самолет-бомбардировщик ПО-2; 3 – копия  наградного листа (сайт «Подвиг народа») на старшего лейтенанта, летчика-штурмана Кузнецова И.И. В написании этой статьи большую помощь оказала Альбина Федоровна Власова, родственница Героя. 


Рецензии
Биография, которой надо гордится, и родственником тоже. Спасибо.

Лариса Гулимова   17.05.2023 11:39     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Лариса! С уважением Евгений

Евгений Кошелев   19.05.2023 06:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.