Нобелевский лауреат
и только за одним человеком, куда бы он, точнее она, не пошла, неизменно следовали толпы. Светлана Алексиевич постоянно передвигалась по выставке во главе спонтанно сформировавшейся колонны - чем-то это невольно напомнило библейский "вход Господень в Иерусалим".
мне даже стало немного жалко нашу писательницу - люди буквально не давали ей прохода: подходили, обнимали, просили сфотографироваться, оставить автограф, делились своими проблемами. и она всех терпеливо выслушивала, говорила слова поддержки, в общем очень достойно держалась, как и подобает моральному авторитету. в один момент к ней подошёл какой-то старенький батюшка и что-то стал ей говорить на ухо (не знаю, что он ей говорил, но со стороны это выглядело так, как будто он просил благословения).
в конференц-зал, где она должна была выступать, попасть было невозможно чисто физически - людей там набилось больше, чем селёдок в известной бочке, и те, кто пришёл точно ко времени, довольствовались местом в коридоре. короче говоря, я подобный ажиотаж наблюдал, можно сказать, впервые.
лично я не могу себя причислить к поклонникам творчества Светланы Алексиевич (сложно мне читать подобную душераздирающую документалистику), хотя, безусловно, как бы кто ни относился к её произведениям, это в любом случае явление в современной белорусской жизни, и вообще на постсоветском пространстве. и я очень рад и горжусь тем, что наш белорусский писатель получил столь высокую международную награду и признание.
ведь признание на самом деле очень важная штука. как я уже говорил, на выставке было немало писателей, по белорусским (и не только) меркам не менее известных и талантливых, чем Алексиевич, но никто из них и близко не привлекал к себе подобного интереса.
всё-таки столь престижная награда, как Нобелевская премия, по умолчанию делает из человека, писателя - фигуру мировой величины. и интерес уже вызывает не только и не столько творчество этого писателя, сколько сам он, как личность, как явление. что, в свою очередь, налагает на него дополнительную ответственность и в конечном счёте действительно поднимает его на новую высоту.
людям - и я не вижу тут ничего плохого - хочется прикоснуться к чему-то великому, высокому, хотя бы ненадолго почувствовать себя его частью. и хорошо, если этим великим окажется не просто какая-нибудь случайная звезда-однодневка, а действительно умная, интересная, талантливая личность.
и вдвойне радует тот факт, что человек, добившийся столь внушительного успеха, держится скромно и естественно, общаясь со всеми уважительно и на равных. так что со стороны было очень приятно наблюдать общение белорусов с нашим (пока что) единственным Нобелевским лауреатом.
вот такие любопытные наблюдения-размышления в результате спонтанного посещения международной минской книжной выставки.
PS. кстати говоря, попал я туда по "наводке" своего тестя, белорусского писателя Николая Сердюкова, который много лет проработал в редакции журнала "Нёман" вместе со Светланой Алексиевич.
Свидетельство о публикации №219021000479