Приятная встреча

Эссе.

После известных событий с картиной Куинджи в Москве, у нас по городу поползли слухи…. «из музея исчезла картина художника – «Берёзовая роща».
Верилось с трудом. Это огромное полотно. 
Надо сказать картина – гордость музея.
Стало немножко тревожно.

Вскоре появилась официальная информация в СМИ - «Картина не пропала, её не украли. Она находится на выставке работ художника в Третьяковской галерее, которая продлится до 17 февраля. Мы представляем на ней ещё два произведения — "Ночь на Днепре" и "В тумане". Когда выставка закончится, картины вернутся в Беларусь".

Почему-то не только потеплело на душе, но и появилась гордость за горожан, забивших тревогу.
Явные нотки искренней любви к живописи, которой, как известно «…единственной дано, души изменчивой приметы переносить на полотно».*

Заскучали по музею: собрались и отправились …

Разные в жизни бывают неожиданности.
В музее нас ожидало, что-то особенное.

У кассы толпа взрослых и детей, разных по возрасту.
Шумно.
Не понятно – «Что за ажиотаж?».

А ларчик открылся просто: в залах музея проводился конкурс детских рисунков, посвященных восточному Новому Году.
??
Ребятишки, сидя на подушках, в залах с такими известными и непростыми произведениями живописи, вооружившись карандашами и красками, сосредоточено рисуют, не обращая внимания на картины..
По залам в кимоно прогуливались дамы с  транспарантами, на которых сияли   иероглифы  - ;;;;;;;;;;;;! 
Они подбадривали «художников»: - «Рисуем, рисуем открытки - «С Новым Годом,  друзья!!!».

Двойственное впечатление от этой задумки организаторов.
Жажда праздников – это хорошо. Папы, мамы с ребятишками вместе тоже радует.
Но вызывает  ли это у детей интерес  к изобразительному искусству?
Оставалось впечатление, что это просто шоу.
Коммерческий маркетинг организаторов.

С такими думами поднимаемся на второй этаж.
Новое диво - выставка картин известного рок-музыканта  Бориса Гребенщикова.
Впервые в истории музея представлено  выставочное пространство  художнику не профессионалу.

Имя Б.Гребенщикова наслуху у многих.
Он широко известен, как музыкант, с которого начался живой российский рок, текстовый рок.

Нравится он, как исполнитель -  риторический вопрос.
Кому-то – да; кому-то – нет.
Сама не очень большой его поклонник.
Но то, что он явление и личность на выставке понимаешь и принимаешь.

За долгие годы  Б.Гребенщиков накопил разноплановый творческий капитал: музыкант, автор текстов и исполнитель, автор книг, философ, художник, фотограф, бессменный руководитель группы «Аквариум».
45 лет  коллектив собирает аншлаги и в России, и далеко за её пределами.
Не многие могут сказать: – «Я давал сольный концерт в ООН».
А Гребенщиков может. Концерт состоялся в августе 2007 года.
Состав группы неоднократно менялся, а  её  вдохновитель и исполнитель  БГ у руля с 1972 года.
Трудно сейчас поверить, что до середины восьмидесятых годов группа жила полуподпольной жизнью.

Такая неожиданная встреча с Гребенщиковым-художником – настоящее чудо!
А для меня ещё и путешествие в годы, «когда мы были  молодыми…».

Маленькое отступление.

Имя Б.Г. узнали в конце 70-х.
Мы очередной раз гостили у своих друзей в Ленинграде, в
семье потомственных питерских интеллигентов.
Они блокадники, особо гордились тем, что не сожгли в тяжкие годы ни одной книжки, ни одной картины.
Для нас этот дом всегда был живым музеем, позволяющий прикоснуться к чему-то вечному.
Вся семья – люди увлечённые, с прекрасным чувством юмора.
Подросли наши дети, стали студентами, у них появились свои «шушуканья».
Леночка, студентка философского факультета ЛГУ, сразу всех нас подбила начать прогулку с посещения кафе «Сайгон».
Сын усмехался, понятно было что он уже знает - нас ждёт что-то необычное.

Приятная прогулка по любимому городу.
Первая остановка в кафе «Сайгон».
Само название уже что-то предвещало, вызывая любопытство.
Это было не официальное  название. Кафе чаще тогда называли «Подмосковье». Оно располагалось на углу Невского и Владимирского проспектов в здании гостиницы «Москва».

Леночка нас проинформировала, что, начиная  с 1964 года, это кафе посещали И. Бродский, С. Довлатов, И. Смоктуновский, М. Шемякин и многие другие известные лица. А теперь его частыми посетителями стали Ю.Шевчук, М.Боярский и Б.Гребенщиков, - и с особой гордостью, – БГ наш студент и наш кумир. Классный рок-исполнитель. Кроме того, здесь кофе лучшее в городе.

С обворожительной улыбкой для нас  речитативом пропела популярную у питерских студентах песню Гребенщикова:

Детство прошло в «Сайгоне»,
Я жил никого не любя.
Была моя жизнь в обломе,
Пока я не встретил тебя…

С известными нам повстречаться  не пришлось. Но почувствовать, что это место общения ленинградских  «неформалов» мы смогли.
Шумно и вызывающе вели себя хиппи, разного рода продавцы  из-под полы книг, пластинок  «на костях». Бегали между столиками и фарцовщики.
Власть обитателей «Сайгона» не жаловала.
Поговаривали, что именно от милиции и пошло его название.
Якобы тогда, когда курение в кафе было запрещено, какие-то девушки достали сигареты, подошедший к ним  милиционер пригрозил: «Что вы тут делаете? Безобразие! Какой-то Сайгон устроили».

Творческая молодёжь собиралась под вечер.
У них сложились свои  правила поведения, свои этические нормы.
Для того периода в кафе господствовала  некая атмосфера творческой раскованности.
Студенты ЛГУ в кафе проводили свои вечера. Читали стихи гонимых поэтов, слушали модных бардов.

В 80-е годы кафе было закрыто, но осталось надолго легендой.

Как нам рассказали друзья позже, в перестроечное время в 2001 году, в  здании бывшей гостиницы, открылся  респектабельный отель «Рэдиссон».
Но в кафе  сохранили память о «Сайгоне».
На столиках и в баре закреплены медные таблички с именами звёздных гостей - И.Смоктуновского, Виктора Цоя и БГ.

Вот такой была моя заочная встреча с Б.Гребенщиковым.
Когда он уже стал мэтром, бывали и на его концертах.

Вернёмся к его картинам.

В залах выставлено 30 работ  из студии группы «Аквариум»,  девять  - приплыли на пароходе из Нью-Йорка.

Сразу скажу – получила маленькое потрясение от этой, столь неожиданной, встречи с художником Гребенщиковым..

Как подчёркивает пресса, в работах художника  - «прослеживается близкое знакомство автора с русской иконописью и буддийским искусством»; кроме того, они сочетают в себе элементы сюрреализма, экспрессионизма и наивной живописи».

Ко многим картинам подходила  много раз.
Это такой калейдоскоп  романтики,  реализма и философского звучания.
Уже в названиях можно уловить и цитаты, и звуки песен, и философию, и улыбки.

== Дом, где разбиваются сердца ==
Даль…поля… цветы и чёрный силуэт здания…
Многие задерживаются в раздумье.

== Соглашение с  вечным светом ==
Чувствуешь  энергетику, которая   исходит от этой работы. Она светлая,  добрая. Именно вечный свет…

== Рассвет, который лучше не называть ==
Интересная концепция картины,  она объёмная, восхищает цветовое решение.

== Утро в темном царстве (подражание Карлу Блехену)==
Карл Блехен немецкий художник, писал романтичные по настроению пейзажи. Здесь ключевое слово - "по настроению".
У этой картины толпятся зрители.
Оглядываюсь, улыбка  играет на их лицах.
Здесь такие интересные цветовые мазки и ощущения тишины, особой, … звенящей.
 
От картины к картине замечаешь, какая в них особая простота.
Та простата, которая отражает ясность мысли, искренность в восприятии окружающего. 

На стенде слова куратора выставки: «Представленные работы, как и изобразительное искусство в целом, есть сложные комбинации, код,  понимание которых хранится в каждом из нас».

Именно так, как откликается,а это уж труд души каждого зрителя.

Словом, порадовал БГ.
Себя он называл - сын Бога.
И он прав.

Картины Б.Гребенщикова  подарили заряд бодрости, желание оглянуться и сказать: - «Спасибо, Жизнь, за твою разность и глубину».

Долго наблюдала за парой, которая фотографировала все картины и что-то заинтересованно  друг другу говорила..
И вдруг парень говорит: - «Давай пошлём ему сообщение».
Девушка улыбнулась, и так искренне – «Пиши. - Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется. Что гадать нам: удалось — не удалось?
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы, наше лето, наше зиму и весну…»**
Таков их код…

* Н.Заболоцкий.
**Б.Окуджава.


Рецензии
Да, ВЫ- женщина широких взглядов и разнообразных знаний. И с душою просветителя. Но Вы не просто делитесь впечатлением своим, но достаточно профессионально. Читаешь - и видишь! Читаешь - и думаешь. Вы = умница,

Людмила Волкова   28.04.2020 20:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Людмила.
Как мне дороги ваши строки.
Нет, не комплементарной стороной,
а искренним желанием ..прочитать, понять задумку..
Очень, очень дорого..
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!!!

Дина Иванова 2   29.04.2020 07:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.