Энтелехиальные положения Аристотеля

Энтелехиальные положения Аристотеля для обоснования  периодических эволюционных процессов в Истории Человечества

Ключевые слова: холизм - единое и бытие, онтология возможности и действительности, энтелехия, жизнь, пространства (части) души, эволюция, силлогизм, коммуникация, знание и созерцательная деятельность, пределы динамических равновесий.

Интегралистский взгяд Аристотеля на единое и бытие:
Наиболее ярким примером интегрального мышления Аристотеля оказывается его учение об «энтелехии».

Теория «Энтелехии» рассматривается Аристотелем в рамках раздела  его философской онтологии: «Возможность и действительность».  Возможность это способность бытия  изменяться  и производить изменения.  А действительность  включает движение  незавершенное, которое изучает  физика, и завершенное в рамках теории «энтелехии (греч. ;;;;;;;;;;)». (1)
Причем, действительное предшествует возможному:
1) по определению (по смыслу, ;;;;;), 2) во времени, 3) по существу (по субстанции).
«Душа - энтелехия тела»  (2) Аристотель
Душа подразделяется на растительную, животную и Ум – человеческую.
   (3) Аристотель “О душе”

Метод изложения:
Мы используем формальную логику Аристотеля, которая известна по формулировке: «силлогизм как импликация». Пример  силлогизма Аристотеля: Если А присуще всякому Б, И Б присуще всякому С, То А присуще всякому С. (4)
Например, в теории «О душе» Аристотель определяет Душу:
"Душа есть энтелехия тела": здесь А – Душа, Б – Тело,
Телу присущи каждая из его частей. Здесь С – часть тела. Пусть С – растительная часть тела. Тогда: Душа (растительная) есть энтелехия растительной части тела.

На современном языке можно сказать, что энтелехия есть алгоритм функционирования систем / подсистем. Значит, энтелехия есть идеальное понятие. Но она присуща любым формам жизни и дает основание для классификации форм жизни.

Полученные результаты дают обобщение при переходе от уровня человека к уровню общества. В обществе конкурентная борьба существует между различными социальными организациями, например, партиями. Сущностной основой этой борьбы оказывается диалектическое противоречие идеального и материального в головах членов общества.

Моделью растительной души оказывается лес. Классификация лесов: одна порода, две породы, много пород. (5)
В эволюции жизни все виды и роды живого прошли «растительную» стадию. Значит свойства леса – пример «растительности» должны быть присущи всему живому. Рассмотрим, для примера широко распространенный вид лесов Земли, состоящий из пород: Ель и Береза. Эти породы находятся в состоянии естественной конкуренции за пространство и ресурсы их обитания. Наука имеет соответствующую ветвь, которая экспериментально изучает отмеченную конкуренцию. На приведенном в книге Рисунке можно видеть, что степень конкуренции возрастает, и это заканчивается гибелью одной породы и оказывается моментом начала развития другой породы. Рисунок взят из монографии  (5)  А.Г.Шолохова с его согласия.  Каждая смена породы происходит через 72 года. Мы имеем пример периодической эволюции! Анализ истории подтверждает эту гипотезу.

Рассматриваемая кривая называется «логистической» и она является решением уравнения, которое известно под названием «зайцы и волки». Детальное исследование зависимости этого решения от параметра –  величины отношения «рождаемость/смертность» показывает, что длительность периода может быть меньше, вплоть до исчезновения периодичности. В последнем случае одна «порода»  монопольно контролирует возможность конкуренции со стороны других пород.

Как было показано нами, то, что присуще растительной душе, присуще также Душе, возникшей на этой основе в дальнейшей эволюции.
Мы утверждаем, что найденная закономерность проявляется в жизни современного общества, хотя на нее могут оказывать влияние все остальные составляющие тела и, значит, частей души. Животная часть души, обладающая потребностями, предопределила процессы научно-технической эволюции.  Этой части души присуще также диалектическое противоречие «становящееся и ставшее». На уровне социума в процессе исторического развития человечества периоды становления образуют археологические эпохи, продолжительность которых подчиняется закономерности, известной как Числа Фибоначчи.
Длительность периодов архелогических эпох сокращается  по мере приближения к современности.
В душе человека существует также третья часть – УМ. Она предопределяет формы государства и методы политики. Именно на ум человека действуют средства массовой информации в соответствие с целями правящих партий / религиозных организаций. Методы государственного управления развиваются в  ходе развития теории познания и диалетической логики, модель которой создал Гегель. Однако, как уже было сказано в начале статьи, Аристотель знал о действии диалектического противоречия «возможность – действительность» и применял его для анализа проблемы первых причин Бытия.

Заключение:

Использование понятия Энтелехии в формулировке, данной Аристотелем, позволило нам найти условия существования трех периодических циклов в социальной эволюции Человечества и поставить вопрос и существовании системы первых причин Бытия, которые предопределили интегральную форму их взаимовязи. Эти причины, повидимому, были известны Аристотелю. Их взаимные влияния  предопределяют стацинарную  динамику частей  социальной  Души и пределы их динамических равновесий.

Список источников:

(1) Философия Аристотеля. Онтология. (Тема 5.1)  Философия Аристотеля. Эллинистическая философия  В «Метафизике» (1047 а 30, ср. 1050 а 23) «энергия означает у Аристотеля действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия — конечный результат этого перехода.»
(2) “материя есть потенция, а форма — энтелехия”.— Аристотель “О душе”, 414а16
(3) Аристотель “О душе” Глава вторая: «Обнаружение причины – главное в определении. Жизнь – признак одушевленного существа. Различные значения понятия жизни. Жизнь растений и животных. Осязание – первое ощущение. Растительная способность, способность ощущения, разумная способность и движение – способности души. УМ – особый вид души. Определение души как того, чем мы живем, ощущаем и мыслим. Душа имманентна определенному телу.»  Глава четвертая: « О способностях души. Воспроизведение и питание – достояние растительной души. Душа как троякая причина живого тела.»
(4) Аристотель. Метафизика / Перевод А.В.Кубицкого. М Л. 1934. «Мы узнаем фигуру, — говорит он (Аристотеля), — по положению среднего термина» [I, 32, 47 в 13]. Цель силлогизма — обосновать отношение А к В. Для этого необходимо найти нечто общее как для А, так и для В.

(5) Шолохов А.Г.   От закона мерностей к закону роста леса. Пушкино, 2000, стр. 134-135.

02/10/2019


Рецензии