Экзамены

               

 Летом 1980 года Международный праздник Олимпийских игр был пронзён смертью Великого Высоцкого.
Всенародное горе отодвинуло на задний план спортивное мероприятие.
В те, смутные дни, находился в Москве и я, - абитуриент Литературного института им. М.Горького.

   Тверской бульвар д.25 – всесоюзный магнит для начинающих стихотворцев и писателей. Во дворе Литинститута, со скамейки на скамейку, прыгали воробьями, молодые дарования.

   В воздухе чувствовались экзамены. Через полчаса мы должны были писать сочинение. Русские – сочинение, а не русские – диктант!

    Странно сейчас для меня звучит словосочетание – «Не русские», а тогда мы жили в одном государстве – Советский Союз!
Служили в одной – Советской армии.
У нас была одна граница. При развале Советского Союза, эта граница прошла не через территории, а через сердца многих простых людей.
Мы были – Держава!
А тогда…

   Молодо-зелено! Каждое дарование думало, что оно пуп земли! Что общество, с восхищением примет стихи или прозу начинающего автора.
Мир виделся в розовом цвете. Окружающие казались добрыми дяденьками и тётеньками.
Так было всегда. Молодёжь так думала.

  Я сидел на раритетной скамье. Я был уверен, что до меня на ней сидели известные люди.
Так вот, сидел я на скамье - покуривал, и повторял биографию Сергея Есенина.

   Ко мне, развязной походкой маститого поэта, подошёл Коля из Магнитогорска. Двадцатилетний член Союза писателей С.С.С.Р !
Он третий раз, после десятилетки, поступал в Литинститут, знал все порядки. Коля, почему то в армии не был.
Это я потом узнал, что Коля был сотрудником К.Г.Б., и исполнял роль пьяницы-абитуриента, а сам пристально наблюдал за нами.

   В общежитии вечерами устраивал попойки, читал якобы свои стихи о конях и стрелах, за которые, по его утверждению был принят в Союз.
А на следующий день донесения Коли ложились кое-кому на стол. В К.Г.Б. должны были знать писателей будущей советской литературы.

   Литинститут, был в то время, идеологической кузницей кадров при Ц.К. К.П.С.С.. И немногие избежали этой ковки.
Избежали потому, что были настоящими талантами, народными самородками. Ярчайший пример – Николай Рубцов.
О нём по институту ходили легенды.

-Учишь? Учи, не учи, а навряд ли поступишь! На тридцать человек по жанру Поэзии берут только четырёх русских, а остальных из Советских республик.
У каждой национальности должен быть свой великий поэт. Вот и посчитай, в одном только Дагестане более ста народностей проживает! - констатировал Коля и стрельнул у меня сигаретку.

   Тогда я ещё не знал того, чего знал Коля. И про то, что моя фамилия была в чёрном списке К.Г.Б. так, как отец мой был репрессирован, и младший брат мотал, в это время десять лет, по политическим убеждениям.
Я наивно верил в свой развивающийся талант.

   Я считал себя детским поэтом, и в Литинститут поступал со стихами для детей. И в итоге, когда были сданы все экзамены, по моему мнению, на отлично, себя в списках поступивших я не нашёл.

   Мне предложили придти  на следующий год, пожали руку и вернули документы. Тогда, всё это я свалил на многонациональность нашего государства.
А когда, в конце восьмидесятых, были рассекречены некоторые документы по Литинституту, то в списках неблагонадёжных стояла и моя фамилия.

   Не мог я учиться в здании на Тверском бульваре под номером 25. Ну, просто физически не мог!

    Подумав над словами Коли, я сказал,
-Посмотрим, Николай, не поступлю, так расстраиваться не буду. Ты, вон, уже третий раз поступаешь. Думаешь, возьмут?

-Не возьмут, пойду на В.Л.К.(Высшие литературные курсы), туда-то уж точно примут.
Ответил Коля, и предложил опохмелиться.
 
   Опохмеляться я с ним не стал, потому что в те годы я не знал что это такое.
Я чувствовал себя прекрасно, хотя мы с Колей вчера и с узбеком Ахмедом читали свои стихи и запивали их портвейном.
-Нет, Коля, пойду я писать сочинение.

-Как хочешь, - он достал из сумки бутылку и надолго к ней приложился, - хорошо! – выдохнул Коля.
Потом, вытерев тыльной стороной руки рот, он предложил идти сдаваться.

   На похоронах Высоцкого я не был. Мы писали сочинение. Зато вечером, взяв вина, колбасы, хлеба, мы всей гурьбой поехали на Ваганьковское кладбище. Помянуть Великого Поэта.

Евгений
Шапорев
25 октября 2011 г.


Рецензии
Увы! Такие "Коли" встречались не только в Литературном институте, но и в других вузах. Как и сопровождали советских граждан в туристических поездках за границу. Такое было тогда у нас время. Было и хорошее, и плохое. Чего больше? Это, кому как!

Петр Панасейко   10.02.2019 12:41     Заявить о нарушении
Пётр, больше было хорошего, потому что мы-были молодыми, а насчёьт Коль, в то время, мы не заморачивались.

Евгений Шапорев   10.02.2019 16:24   Заявить о нарушении