Ч. 30 Советское руководство на флот не надеялось
Готовясь к войне с Германией, высшее военное руководство полагалось только на армию. Никакие морские операции в поддержку армии не планировались. На 22 июня 1941 года океанских кораблей в советском флоте было только 7,08%. Советский Союз располагал 67 надводными кораблями, способными действовать в открытом море и 76 небольшими кораблями прибрежного действия.
Подводный флот СССР насчитывал 129 больших и средних подводных лодок с дальностью плавания от 4000 до 8000 миль и 85 малых подводных лодок. Новые базы на Балтике не были достаточно оборудованы, поэтому основная часть флота находилась в Кронштадте. Зимой выход в море блокировался льдом.
На Чёрном море флот не имел выхода в Средиземное море из-за боевых действий немцев и союзников. На Севере угрозу представляли немецкие силы в Норвегии, а на Тихом океане флот могли легко заблокировать японцы.
Начиная войну с СССР, гитлеровцы переоценивали силы Балтийского флота. В частности, они предполагали, что в Балтийском флоте 96 подводных лодок, а на самом деле их было 65.
Желание иметь океанский флот было перечёркнуто расстрелами и репрессиями флотских командиров всех степеней. Не лучше обстояли дела и в судостроительной промышленности.
К началу войны высшее военное руководство проявляло минимальный интерес к флоту, не желая вникать в военно-морские проблемы, а флотские руководители боялись малейшего риска, памятуя о судьбе своих предшественников.
И только на самом нижнем уровне находились отдельные смельчаки, не оглядывавшиеся на своих начальников и комиссаров.
Войну встретили с теорией 30-х годов, считая главным постановку минных заграждений, прикрываемых береговой артиллерией, и корабельной поддержкой флангов армии.
Внезапный удар фашистских войск, который для высшего руководства вовсе не был внезапным, и невероятные потери в первые дни войны - целиком вина Сталина и его палачей.
Быстрое продвижение немецких войск вызвало корректировку судостроительной программы. Поступило указание завершить строительство только тех кораблей, которое шло к окончанию.
Строительство новых кораблей прекратили, а строительство больших кораблей законсервировали до конца войны.
В начале войны самые большие потери кораблей оказались на Балтике. В связи с быстрой потерей военно-морских баз ремонтировавшиеся корабли взорвали. Часть кораблей погибла при переводе в Таллин от мин, поставленных немцами.
Остальные корабли ставили минные заграждения в Финском заливе, Ирбенском проливе и у Лиепаи. На Чёрном море первую наступательную операцию провели против Констанцы, она окончилась неудачей.
На Севере принялись переоборудовать рыболовные суда в патрульные и в тральщики. Торговые суда из Мурманска перевели в Белое море. Но скоро и этот план пришлось корректировать: потребовалось переводить корабли, находившиеся на плаву, в кавказские порты, а те, что были на слипах, взорвать.
На Балтике после потери островов Эзель и Даго в Рижском заливе корабли перевели в Кронштадт, потеряв часть на минах и от воздушных атак. Затем последовали переводы конвоев из Ханко и из Таллина, во время которых понесли тяжёлые потери на минах.
В начале сентября 17-я немецкая армия подошла к южным окраинам Ленинграда. Немцы из тяжёлых орудий стали обстреливать, а их самолёты бомбить корабли Балтийского флота, вызвав новые потери.
Немцы без помех минировали советские воды. 5 подводных лодок и эсминец «Ленин» взорвали при оставлении Либавы. Эти корабли стояли на ремонте. Одна ремонтировавшаяся лодка смогла выйти в море, но была потоплена немецкими торпедными катерами.
Другую подводную лодку потопила фашистская подлодка при переходе из Либавы в Усть-Двинск. Теряли и командиров подводных лодок по иным причинам.
На третий день войны расстреляли командира подводной лодки С-8 капитана 3 ранга М.С. Бойко. Его обвинили в трусости.
10 августа 1941 года подводная лодка Щ-307 обнаружила и потопила немецкую подводную лодку U-144. Это первое достоверно подтверждённое потопление во время войны на Балтике.
Командира этой подводной лодки капитан-лейтенанта Н.И. Петрова по возвращении в базу арестовали по доносу за антисоветскую пропаганду. Его приговорили к 10 годам лишения свободы. Он умер после ареста при невыясненных обстоятельствах.
Командира подводной лодки Щ-308 капитан-лейтенанта А.Ф. Маркелова приговорили к расстрелу 20 октября 1941 года по обвинению в невыполнении приказа. Потом расстрел заменили штрафбатом.
В начале войны на Черноморском флоте расстреляли командира подводной лодки Щ-205 капитан-лейтенанта П.С. Дронина по обвинению в трусости.
На Северном флоте расстреляли командира подводной лодки М-172 старшего лейтенанта Д.М. Лысенко. Он совершил 11 июля 1941 года свой первый и последний поход, посадив по неопытности лодку на камни, в результате чего она получила повреждения.
Также на Северном флоте расстреляли командира подводной лодки Щ-422 капитана 3 ранга А.К. Малышева по доносу комиссара А.Е. Табенкина, в котором тот обвинил Малышева в поломке гирокомпаса.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №219021101093
Командира этой подводной лодки капитан-лейтенанта Н.И. Петрова по возвращении в базу арестовали по доносу за антисоветскую пропаганду. Его приговорили к 10 годам лишения свободы. Он умер после ареста при невыясненных обстоятельствах."
Сталин выиграл войну, как заявляют некоторые. Не всех своих расстрелял.
Виктор Сажин 18.04.2019 22:41 Заявить о нарушении
Владимир Врубель 19.04.2019 13:49 Заявить о нарушении