Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. Л. 5

Фото: Анастасий (в миру Грибановский Александр Алексеевич; 1873 – 1965 ) – митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, председатель Архиерейского Собора и Синода, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.  Фото (18 x 23,5 см).  Автор и время создания фотопортрета неизвестны.  Из архива Холодюка А.Г. 



                К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1920 — 2020)

                О ПРОЕКТЕ  "ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"


Проект "Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви " задуман  автором  в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и  монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся  в  личном архиве Холодюка А.Г (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали  в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте  (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся  в Горненском  и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов  приобретена автором в  Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др.  Другие  фото  подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными.  Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны автором. 


ЛИСТ 5-Й.  АФАНАСИЙ (В МИРУ ГРИБАНОВСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ; 1873 – 1965 ) – МИТРОПОЛИТ ВОСТОЧНО–АМЕРИКАНСКИЙ, ПЕРВОИЕРАРХ РПЦЗ 

Фотоснимок  с запечатленным ликом митрополита Анастасия  находился  в стеклянной рамке и принадлежал сначала  архимандриту Нектарию (Чернобыль;  1905—2000).   После его  кончины на Елеоне  портрет перешел  в собрание  елеонского  монаха Филарета (Дубина;  1930 — 2017 ), ученика архимандрита Нектария.   Монах Филарет  в 2011 году   в числе других  ценных фотографий подарил фотопортрет автору.  Вероятно, подобная  фотография  не является редкостью, она может храниться в коллекции  и у других монашествующих в Святой Земле и  в  США.


О митрополите Анастасии – митрополите Восточно-Американском и Нью-Йоркском, председателе Архиерейского Собора и Синода, первоиерархе Русской Православной Церкви Заграницей имеется много материалов  в книгах  и в социальных сетях. Ниже приводятся фрагменты из новой книги автора "Игуменья Царского Рода", вышедшей в 2018 году в Москве [1].

...В середине 40-х годов в Женеву часто приезжал из Баварии митрополит Анастасий. На юг Германии он прибыл в 1944 году из Белграда. Сначала владыка проживал неподалеку от австрийской границы, в лагере для беженцев на окраине баварского города Фюссен. Сразу же по окончании Второй мировой войны, летом 1945 года, руководство РПЦЗ переехало в Мюнхен, и столица Баварии стала на время крупным центром русской церковной и общественной жизни. В конце июня 1945 года, вероятно, не без ходатайства протопресвитера Сергия Орлова, швейцарские власти разрешили митрополиту Анастасию «для восстановления здоровья и проведения лечения» пребывать в стране в течение двух месяцев. Известно, что митрополит Анастасий останавливался в пансионате, расположенном в Женеве по улице Рут де Флориссиан, 54.

Он часто встречался с протопресвитером Сергием и служил в Крестовоздвиженском соборе. В Женеве митрополит Анастасий, имевший в РПЦЗ репутацию одного из лучших проповедников, пользовался большим авторитетом и уважением у Татьяны Константиновны   (княгини Багратион-Мухранской, урожд. Романовой. - Примеч. автора).  Вместе с прихожанами она с воодушевлением воспринимала яркие проповеди, где владыка говорил о любви к Богу, о жизни Церкви и ее заботах о рассеянных по всему миру чадах. Митрополит Анастасий рассказывал прихожанам обо всех текущих событиях в Церкви, в частности, о Венском совещании епископов РПЦЗ в октябре 1943 года и о принятой на нем резолюции, призывавшей «установить моления о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига». Протопресвитер Сергий Орлов и княгиня Татьяна Константиновна знали от самого митрополита Анастасия, что во время пребывания в Швейцарии он всегда находился в поле зрения полиции. Владыку вызывали для бесед в полицейские участки Женевы (28 ноября 1945 года) и Берна (11 января 1946 года).

Однажды во время исповеди княгиня Татьяна Константиновна поведала митрополиту Анастасию о своем твердом намерении: всецело посвятить себя монашеским подвигам аскетизма и благочестия. Татьяна Константиновна слышала много хорошего о владыке Анастасии и его деятельности еще со времен пребывания владыки в довоенной Сербии. В  Женеве, во  время разговора с  княгиней, митрополит Анастасий сказал: «В бытность мою в Москве я много раз проезжал мимо Московского университета и, когда заворачивал вокруг него, часто задавал себе вопрос: кто возжег такую красивую лампаду перед образом Святой мученицы Татианы на фасаде университета?». После некоторой паузы в разговор вступила Татьяна Константиновна: – Я знаю. Отец после крещения детей имел благочестивый обычай жертвовать икону и лампаду в храм и обитель соответственно имени новорожденного дитяти. После моего крещения Отец послал лампаду к иконе святой мученице на Московском университете. А потом, говорил Отец, дети так расплодились, что он не мог посылать лампад.

В  беседах с  владыкой Анастасием княгиня Татьяна Константиновна рассказывала о своем отце – Великом князе Константине Константиновиче, о святом праведном Иоанне Кронштадтском, приезжавшем в Мраморный дворец исповедовать членов княжеской семьи.

Прошло уже много-много лет после всех этих событий, а Татьяне Константиновне часто вспоминались, и даже не в хронологическом порядке, многие другие истории ее детских, отроческих и девических лет. Это был своеобразный калейдоскоп из  «отрывочных картинок», ставших позже исходным материалом для написания ею небольшой статьи «К столетию рождения поэта КР». Татьяна Константиновна признавалась митрополиту Анастасию, что еще в отроческом возрасте ее интересовало монашество. Княгиня Татьяна Константиновна рассказывала митрополиту Анастасию и о том, что после пребывания в Оптиной пустыни и проведенных там духовных бесед с известными в то время проповедниками она ежедневно обращалась к поучению Оптинских старцев. Она повторяла в уме их молитву и сама училась молиться по четкам. Оптинские старцы являли для княгини пример того, как правильно и по-христиански относиться к смерти близких людей, к многочисленным скорбям и искушениям. Последних, о чем знали и владыка Анастасий, и протопресвитер Сергий Орлов, было немало в жизни княгини.

Весной 1946 года в Крестовоздвиженском соборе Женевы митрополит Анастасий возвел в сан епископа Сантьягского и Чилийского архимандрита Серафима (Иванова), с которым познакомилась здесь и княгиня Татьяна Константиновна. Митрополит Анастасий представил ей и тех епископов, кто прислуживал ему во время хиротонии – епископа Монреальского и Канадского Иеронима (Чернова) и епископа Брюссельского и Западноевропейского Нафанаила (Львова). Беседуя с каждым из них наедине, Татьяна Константиновна слышала от гостей, каким ярким подвижником считали они в лоне Зарубежной Церкви владыку Анастасия. Княгиня много знала о  его подвижнической деятельности в  Сербии, особенно в  «русском» Белграде.

В этом городе благодаря финансовой поддержке короля Александра I Карагеоргиевича был открыт «Русский дом имени Государя Николая Александровича». В нем при духовной поддержке владыки Анастасия действовали «Миссионерские курсы по борьбе с безбожием», религиозные кружки молодёжи, проводились религиозно-нравственные чтения и собеседования, устраивались разные церковно-юбилейные торжества. Здесь находились также детский сад, мужская и женская гимназии, поликлиника, передвижная церковь для гимназистов и прихожан. В церкви часто служил и сам владыка Анастасий. Его деятельность высоко ценил король Александр I. В свою очередь и владыка благодарил короля за покровительство над многими несчастными людьми, бежавшими из России. Король Александр I гостеприимно открыл им двери в  Югославию и предоставил возможность жить и работать в стране. Король оказывал всякие услуги по сохранению русской культуры в эмиграции, помогал деньгами некоторым русским литераторам. На его личные средства содержались школы и пансионы для детей русских беженцев. Король образно называл их «оторванными листьями от могучего дерева» [2].

...Прошли два десятилетия после описываемых в книге событий. В 1964 году  митрополит  Анастасий объявил архиереям о своем решении  уйти на покой. В мае того же года его сменил на посту первоиерарха РПЦЗ  епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский).  Митрополит Анастасий, находясь на покое, сохранил почетное председательство в Синоде  и получил  титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста.

22 мая 1965 года в своих покоях, находящихся  в новом Синодальном доме, в Нью-Йорке, митрополит Анастасий отошел ко Господу.  25 мая  после ряда погребальных служб состоялось  погребение владыки под алтарём монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле (США).

 
Литература.

[1]. Холодюк А.Г. Игуменья Царского Рода. Княжна Татьяна Константиновна, Елеонская игуменья Тамара. – М.: Издательство Фонда Великого Князя Сергея Александровича, 2018. – 204 с.: ил.

[2]. Там же.


Рецензии