Сквозь годы 26

     ...Хорошо, что есть время, расстояния и трудности. Посмотрев назад, понимаешь, сколько лишних слов было сказано не тем людям; никогда не знаешь, какой поцелуй станет последним, какой упрёк больше не будет высказан, какой разговор больше никогда не повторится; с кем никогда больше не поспоришь и куда больше никогда не вернёшься...

     Есть люди, после встреч с которыми понимаешь, что ТАКИМ как раньше, ты больше не будешь - случайных встреч не бывает - это или испытание, или наказание, или подарок судьбы...

     Всю жизнь старался добраться до истинного видения слова, вещи, явления, события, факта, будь-то в поэзии или истории, с тем, чтобы понять одно: нельзя потерять выхода к людям, иначе можно заблудиться в пыльном лабиринте самоощущений...

     Проходят друзья, прекрасные учителя уже разошлись по могилам. В жизни было много событий... У истории странная и страшная походка, потому что история, как и человек, живёт дыханием смены голоса культур... До восемнадцати лет, то есть до приезда в Харьков, я жил в одной культуре, в Харькове начал жить в другой - учителя были другие: ВЕЛИКИЕ...

     ... Когда твоя поэзия не совпала с очередным ритмом истории, появляется разносная критика, увы, твоей поэзии, а не ритма истории - писать о любви,"цветочках" зазорно, надо выполнять программу строительства коммунизма...
     Каждый из раскритикованных, видимо, пришёл к своему Учителю. Пришёл и я - к Борису Алексеевичу Чичибабину. Я, мягко говоря, грустный, а он - смеётся: "Не переживай, эта статья не имеет никакого отношения к теории поэзии, она имеет отношение к теории времени..."...
     Каждый человек имеет свою походку, которую он знает, а если он её не знает, не чувствует - он как бы не существует. Так говорил мой МАСТЕР профессор Лесь Иванович Сердюк,обучая мастерству ходить по сцене...

     На лицо актёра в древнегреческом театре надевали маски с вытянутыми губами - античный театр был местом, где слово хорошо звучало. На семинарских занятиях по "истории зарубежного театра" мы примеряли подобные маски- слышно было, действительно, хорошо, но вся система Станиславского была ни к чему.. Искусство - это страна ощутимости, страна, по-разному соединяющая жест и слово...

     Как я отношусь к искусству? От обожания до отрицания. К сожалению, в современном  так называемом искусстве много пошлости. Да, искусство - иллюзия жизни, тем не менее, в нём ничто не должно оскорблять человеческую нравственность по общепринятым нормам морали... В принципе, в искусстве допустимо всё, вопрос в том, что в одном случае это будет гениально, а в другом - пошло и ничтожно...

     Искусство напоминает о том, ЧТО в человеке является по-настоящему человеческим и не позволяет не видеть патологичность общества, культуры, образа жизни - такое искусство я называю подлинным.
     Есть так называемое массовое искусство, которое в той или иной степени приукрашивает реальность, сглаживает противоречия, уверяет, что всё не так плохо... К сожалению, сегодняшнее искусство выдаёт патологию за норму, аппелируя к человеческой деструктивности, к стремлению к самоуничтожению - антикультура...

             Продолжение следует...

   


Рецензии