Война

ВОЙНА


        Начало войны Леонид Иванович встречает в должности заведующего оргинструкторским отделом Калининского обкома ВКП(б). Фронт быстро приближается, и в октябре опасность оккупации нависает над Калининской областью.  Встала задача эвакуации промышленности, учреждений, населения, художественных ценностей, документов и организации подпольной работы в тылу врага. Леонид Иванович командируется в политуправление Калининского фронта для организации  и руководства партизанским и подпольным движением Калининской области. За считанные дни нужно заложить базы партизанских отрядов, склады с оружием и продовольствием, организовать структуру подпольных организаций и партизанских отрядов, связь между ними и связь с центром. Леонид Иванович справляется с этой задачей. Последнее, что остаётся сделать – эвакуировать свою семью. Нельзя оставлять в оккупированном городе семью командира подполья.
Наши войска уже оставили город. С ними ушли гражданские и партийные власти. Партизаны на базах. Город вымер.
В пустом обкомовском гараже удаётся найти какую-то брошенную машину и чудом завести её. Забрав семью, Леонид Иванович выезжает на просёлок, ведущий к пригородной железнодорожной станции, на которой стоит последний поезд, уходящий в тыл. Не доезжая несколько километров до станции, машина глохнет. Ночью, в мороз, почти бегом, удаётся успеть на этот последний поезд и отправить семью в эвакуацию.
Подготовка к подполью завершилась.
Нужно заметить, что это было последнее наступление на центральном направлении, и подготовка к подпольной борьбе проводилась гораздо основательнее и эффективней, чем в приграничных районах Белоруссии и Украины.
Партизанские отряды и подполье области были хорошо оснащены и имели возможность вести активные и результативные боевые действия. Причём действовали они отчаянно и дерзко. Чтобы осуществлять эффективное  оперативное руководство и связь с партизанскими отрядами,  нужно было быстро передвигаться по территории большой области – размером с небольшое европейское государство. Отец рассказывал, как они ездили из одного отряда в другой на обкомовской эмке, с тремя автоматчиками и ящиком гранат прямо по основным шоссейным дорогам, которые контролировали немцы. Случалось, что, въехав в село, они натыкались на фашистов и принимали бой. Забрасывали врагов гранатами и, непрерывно строча из четырёх стволов, успевали скрыться.
Основные боевые действия на территории Калининской области – это бои под Ржевом.  Бои продолжались 14 месяцев. Потери с обеих сторон были огромные. Многие авторы и зарубежные, и отечественные обвиняют советское командование в бессмысленном уничтожении миллионов людей. На самом деле, ржевское противостояние имело колоссальное значение для хода военной компании 1942 года и для всей войны в целом. Немецкий генерал Хорст Гроссман, написавший книгу об этих событиях,  очень точно определил значение Ржевской операции самим названием своей книги – «Ржев – краеугольный камень Восточного фронта».
Можно утверждать, что победа под Сталинградом была подготовлена и осуществлена благодаря тяжким боям под Ржевом. Так в ходе очередного наступления наших войск на этом направлении с 30 июля по 23 августа были разгромлены три танковых дивизий вермахта (уничтожено 80% машин) и несколько пехотных дивизий. Эти дивизии были подготовлены для переброски под Сталинград. Переброска не состоялась. Вообще под Ржевом были скованы шестая часть всех немецких дивизий Восточного фронта – 11 танковых и 31 пехотных. 
Той же задачи была подчинена и наступательная операция в декабре 1942 года. Операцией командовал Г. К. Жуков, а это означало для противника, что операция под Ржевом была самой главной на данный момент. Немецкое командование уже знало, что Жуков всегда командует самыми главными направлениями. Кроме этого, по утверждению тогдашнего руководителя разведки П. А. Судоплатова, немецкое командование было специально информировано о готовящемся наступлении под Ржевом. В результате под Ржев были переброшены десятки немецких дивизий, а операция под Сталинградом, куда действительно был вскоре переведён Г. К. Жуков, оказалась неожиданной и сокрушительной.
Тяжелейшие бои под Ржевом проходили на территории Калининской области, партизанскими отрядами и подпольем которой командовал Леонид Иванович. На территории Калининской области в годы войны действовали 100 подпольных отрядов и групп и 23 партизанские бригады, в которых сражались около 14 тысяч человек.
Осуществляя руководство подпольем области, Леонид Иванович многократно переходил линию фронта и через подготовленные подразделениями разведки «коридоры», и с прикрытием боевых подразделений, и в ходе операций «разведки боем».
При напряжённой оперативной работе по руководству партизанским и подпольным движением Леонид Иванович, как сложившийся политик, понимал агитационное значение прессы и продолжал  публиковать статьи в областной и центральной печати – 20 февраля 1942 года в «Правде» (Москва) «Партизаны вступают в партию». 
Статья начиналась вступлением: «Ряды калининской областной партийной организации в последнее время пополнились новым отрядом молодых большевиков. В партию вступают люди, на деле доказавшие свою преданность делу Ленина – Сталина.
Среди партизан Калининского района общей любовью пользовался бесстрашный командир отряда товарищ Киреев. В прошлом незаметный тракторист торфопредприятия, он проявил себя волевым командиром. Ни одна операция отряда не проходила без участия этого мужественного патриота. Под его командованием отряд в 37 партизан смело выдержал бой с двумястами  отборных фашистов и, нанося чувствительные удары по врагу, сумел выйти из вражеского кольца без единой потери. Тов. Киреев принят кандидатом в члены ВКП(б)…».
Далее идут описания ещё нескольких конкретных эпизодов партизанской борьбы и приведены цифры партизан, вступивших в члены ВКП(б) по разным районам Калининской области.
И завершается статья описанием дальнейшей, уже мирной работы бывших партизан в освобождённых районах Калининской области:
«В огне партизанской борьбы росли и закалялись кадры. Молодые коммунисты – бывшие партизаны – выдвигаются на руководящую советскую и хозяйственную работу. Тов. Киреев работает сейчас директором Калининской МТС. Тов. Оникин – заместителем директора МТС по расчётам с колхозами. Тов.  Бойкова – заведует сектором кадров исполкома  Калининского районного Совета депутатов трудящихся. Младший милиционер тов. Илларионов  из Неновского района выдвинут на пост начальника районного отделения милиции.
Обязанность каждой партийной организации – окружить заботой молодых коммунистов, полностью использовать их боевую энергию в работе по восстановлению разрушенного немецкими оккупантами хозяйства области, научить их большевистскому стилю руководства».
Как видно из статьи, рассказав о росте молодых кадров в огне партизанской борьбы, автор заканчивает её, подчеркнув значение  новых задач – восстановления разрушенного хозяйства страны.
И такая задача, уже в 1942 году приобретает, наравне с военными задачами, основное значение в жизни страны.
После освобождения Калинина, в 1942 году Леонид Иванович был утверждён секретарём обкома по транспорту и заведующим транспортным отделом. Казалось бы, после партизанской жизни совсем мирная работа!  На самом же деле всё было совершенно иначе.
Отступая, немецкие войска старались взорвать, сжечь и уничтожить всё, что было возможно – вокзалы, водокачки, мосты, жилые здания, железнодорожные пути. Наши войска, наступая, тоже не могли особенно заботится о сохранности железнодорожных сооружений, подвижного состава и линий связи.  Необходимо было ликвидировать очаги сопротивления и наступать. Шли тяжёлые бои. Работала артиллерия и авиация. Инфраструктура области была практически уничтожена. Линия фронта отодвигалась на Запад, а по этой выжженной земле, на следующее утро, должны были беспрепятственно проходить на фронт эшелоны с пополнением, боеприпасами и техникой, а обратно в тыл – эшелоны с ранеными. И по всему протяжению Калининского фронта сновал взад и вперёд маленький поезд секретаря обкома по транспорту, который состоял из паровоза, платформы с зенитной установкой и вагона, где размещался пункт оперативного управления и взвод охраны. Значение фронтовых перевозок по Октябрьской и Калининской железным дорогам значительно возросло. Их бесперебойная работа стала самой насущной необходимостью – важнейшей военной операцией.
Отец несколько раз вспоминал случай, который показывает напряжённость этой «мирной» работы. Вечером состав остановился на небольшой станции, которая чудом относительно хорошо сохранилась, и было принято решение тут же и заночевать. Выставили охрану и скомандовали отбой.
Утром они проснулись и говорят друг другу: «Ну, слава Богу! Хоть удалось сегодня поспать немного, ни бомбёжек, ни артналёта!» «А вы, товарищи начальники, посмотрите в окошко», - говорит  им боец охраны. За ночь, от станции практически ничего не осталось, за железнодорожной насыпью дымилось то, что было опушкой леса, а от стоявшего рядом грузового состава – изуродованные останки нескольких вагонов.
Привычка жить под постоянным обстрелом и запредельная усталость были так велики, что они не слышали ни рева авиационных моторов, ни разрывов авиабомб в непосредственной близости. Это была обычная, ежедневная жизнь многих людей военного времени. А целью такой обыкновенной и привычной жизни – было спасение Отечества. Cоветские люди работали не для прибыли и не за награды. Но и награды тоже случались. Вот перепечатка характеристики на Леонида Ивановича.


                ХАРАКТЕРИСТИКА
На  секретаря обкома  ВКП (б) по транспорту и связи тов. Крылова Л.И.

Крылов Леонид Иванович, 1912 года рождения, член ВКП (б) с 1931 года образование н/ высшее.
Тов. Крылов с 1932 года работал на руководящей комсомольской работе, с 1937 года работал ответственным инструктором ЦК ВЛКСМ, секретарём Калининского обкома ВЛКСМ, зав. орготделом обкома  ВКП ( б) и с 1942 года секретарём обкома ВКП (б)  по транспорту и связи.
На протяжении своей работы тов. Крылов показал себя как энергичного способного работника, обладающего большими организаторскими способностями, умеющим видеть в работе новое и быстро применять это новое в жизнь.
Работая секретарём обкома ВКП(б) по транспорту и связи быстро освоил всю сложность техники транспортного хозяйства, повседневно работая над собой. Уделяет большое внимание работе транспорта и связи.
В результате правильного руководства и своевременно оказываемой помощи в 1948 году Калининская и Октябрьская дороги систематически перевыполняли планы погрузки и выгрузки. Успешно справлялись с продвижением поездов и воинских эшелонов. Во Всесоюзном Социалистическом соревновании Калининская и Октябрьская дороги неоднократно получали переходящее Знамя НКПС. Предприятия этих дорог также получали переходящее Красное Знамя - как депо станции Калинин, Ржев, Медведево, отделения – Осташков, Западная Двина, Бологое.
Тов. Крыловым проделана большая работа по восстановлению жел. дорожных узлов, вокзалов, телефонной и телеграфной связи в городах и районах, подвергавшихся немецкой оккупации, а также разрушенных при налётах вражеской авиации.
Тов. Крылов представляется к правительственной награде.

Секретарь Калининского
обкома ВКП(б) :     Воронцов            12 февраля 1944 г.

Несмотря на невероятную напряжённость работы, Леонид Иванович продолжает публиковать в центральной и областной прессе статьи, рождённые непосредственными впечатлениями повседневной работы и жизни. Статьи, не рассчитанные на литературную известность, но подчинённые задачам агитации и пропаганды, поднимающие и ободряющие людей, измученных непосильным трудом и лишениями военного времени. Статьи о событиях простых и частных, но достоверных и необыкновенно важных в то время многим советским людям.
 23 июля 1943 года калининская газета «Пролетарская правда» публикует его статью «Транспорту надо помогать», а 10 декабря 1943 года московская газета «Гудок» статью «Восстановительные работы на Калининской».

Вот перепечатка этой статьи:


«Восстановительные работы на Калининской»
(«Гудок», 10декабря 1943 года.)


«На днях перед пассажирским поездом Москва – Великие Луки гостеприимно распахнулись двери нового, ещё пахнувшего свежей краской вокзала станции Ржев-2. Два – три месяца назад здесь был пустырь, заваленный обломками, мотками колючей проволоки. Сейчас на этом месте возведено пассажирское здание. Оно создано трудом восстановителей, советских людей, движимых благородным стремлением скорее залечить раны, нанесённые врагом, возродить свой край. Такая же созидательная работа кипит по всему Ржевскому узлу и на многих других станциях и перегонах Калининской дороги.
С первых же дней освобождения дороги от немецких оккупантов паровозники, движенцы, путейцы, члены семей железнодорожников – все окунулись в восстановительную работу. Благодаря их инициативе преодолеваются многие трудности.
Рабочие паровозного депо Ржев приняли самое активное участие в восстановлении механического и инструментального цехов, в монтаже оборудования и паровых котлов.
Паровозники Осташкова своими силами возвели кирпичные стены депо, поставили перекрытия и уложили арматуру промышленных агрегатов. Коллективы станций Баталино и Фирово восстановили здания вокзалов.
Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» придало ещё больший размах уже начавшимся на дороге восстановительным работам. На Калининской дороге, согласно этому постановлению, уже в 1943 году должны быть введены в эксплуатацию 17 пассажирских зданий, 62 казармы и полуказармы, 76 путевых будок, жилых домов общей площадью в 20 тысяч квадратных метров. К выполнению этой значительной строительной программы внутри области было привлечено  свыше тысячи рабочих. Но этого было недостаточно. На совещании в обкоме ВКП(б) представители парткомов узлов и первичных партийных организаций транспорта единодушно пришли к одному мнению: нужно уплотнить труд на предприятиях, чтобы использовать все резервы рабочей силы. На партийных собраниях предприятий дороги коммунисты указали, где и как можно уплотнить труд, чтобы высвободить необходимое количество рабочих. Было высказано много предложений по организации подсобного производства кровельной дранки, гвоздей, скоб, дверных и оконных переплётов. Многие из этих практических советов уже реализованы и дали весьма заметные результаты.
Взять, например, Ржевский узел. Его немцы наиболее разрушили. Требовалось развернуть широкого масштаба восстановительные работы. На этом узле без ущерба для основной его деятельности, за счёт уплотнения рабочего дня, высвободили 220 железнодорожников. Из них организовали 20 строительных бригад, которые уже восстановили 32 дома. Сейчас бригады работают над восстановлением 9 объектов общей площадью в 950 квадратных метров.
Коллектив работников отделения паровозного хозяйства выделил 15 человек на постоянные строительные работы. В свободное время им помогали все остальные паровозники. Таким путём было восстановлено 3 дома под общежития. Более 150 железнодорожников получило на зиму благоустроенные жилища. Сейчас интенсивно развёрнуто строительство четвёртого дома.
Широко привлечена общественность к созидательной работе и на вагонном участке. Здесь восстановлены концепропиточная, пункт технического осмотра вагонов, два жилых дома. На очереди – завершение строительства ещё одно дома в 220 квадратных метров.
Работники жилищного отдела в свободное от работы время построили три глинобитных дома.
Парторганизация Ржевского узла систематически проводит воскресники по очистке строительных площадок от мусора и обломков, по сбору материалов. Вот результаты этих воскресников: собрано 600 тысяч штук кирпича, 3100 листов кровельного железа, большое количество лесоматериала.
Строители столкнулись с нехваткой гвоздей. И Ржевские железнодорожники проявили инициативу: смонтировали специальные станки и из трофейной проволоки выработали 6 тонн гвоздей.
Ржевский узел наиболее характерен. Но не менее активно развернулись восстановительные работы и в других местах. Железнодорожники станции Медведево, например, выделили из своей среды на строительство 158 человек. Вместе с рабочими восстановительных организаций и бойцами железнодорожных войск они успешно возрождают разрушенное хозяйство. На узле восстановлено 13 служебных помещений, 6 общежитий, развёрнуто строительство 17 жилых домов для железнодорожников.
На Осташковском узле в первом воскреснике приняло участие 441 человек, которые очистили от мусора строительные площадки и собрали 15 тысяч штук кирпича. Созданные 13 строительных бригад объединили 123 железнодорожника. Здесь заканчивается восстановление паровозного депо, четырёх общежитий. Одна из бригад специально занята производством гвоздей для строительства.
Путейские дистанции, закончив средний и текущий ремонт пути, также направили часть своих рабочих на восстановление и строительство путевых казарм и будок. Путейцы собственными силами строят на дороге 42 казармы и полуказармы и 73 путевых будки; половина из них уже сдана в эксплуатацию.
Партийные организации узлов проводят сейчас на стройках политико-массовую работу, тесно увязывают её со стоящими перед коллективом задачами. Создаются профсоюзные и комсомольские организации. Выделенные парткомами агитаторы регулярно проводят среди рабочих беседы и читки газет. На стройках развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий.
Местные партийные организации оказывают повседневную помощь работникам транспорта. Ржевский горком ВКП(б) привлёк на воскресник трудящихся города и они вместе с железнодорожниками расчистили территорию станции, помогли быстрее развернуть строительство. Осташковский райком ВКП(б) оказал содействие в отводе делянки леса для заготовки деловой древесины, помог её вывести к железной дороге и распилить на местном лесопильном заводе. Погорельский райком партии помог получить из ресурсов района кирпич на строительство 8-квартирного дома, разместил прибывших строителей и организовал среди них массово-политическую работу.
Энтузиазм, с которым работают на стройках советские железнодорожники, широкая помощь, оказываемая им со стороны советских и партийных организаций, - всё это создаёт уверенность в том, что коллектив Калининской дороги полностью справится с поставленными перед ним большими задачами по полному возрождению дороги».
                Л. Крылов.
                секретарь калининского обкома
                ВКПб  по транспорту
 
       Конечно, сегодняшним читателям может показаться наивным и не заслуживающим внимания центральной газеты беспокойство секретаря обкома о кирпичах, собранных на развалинах, радость от нескольких тысячах гвоздей, сделанных из трофейной проволоки или гордость за несколько восстановленных путевых будок. Сегодня тираж газеты можно поднять статьёй о нижнем белье звезды шоу бизнеса. Но в те годы, когда хлеб выдавался по карточкам, почти все здоровые мужчины сражались на фронте, в тылу работали женщины, дети и инвалиды, а приделом мечтаний многих был тёплый угол в доме с удобствами на улице, любое сообщение о каждом восстановленном общежитие воспринималось с восторгом, как доброе письмо с фронта.
         В Калинине Леонид Иванович проработал около шести лет. И в течение всех шести лет избирался членом бюро обкома ВКП(б), депутатом и членом исполкома областного совета.
Но у каждого человека, кроме работы и общественной деятельности, есть ещё своя личная и семейная жизнь. И в семье Леонида Ивановича и Анны Петровны 31 декабря 1943 года произошло радостное, хотя и частное, житейское событие – родился сын. Об этом не стоило бы и вспоминать, если бы это рождение не сопровождалось бы другим, достаточно неординарным поступком семьи. Этот поступок неожиданно открывает, как мне кажется, очень важную и интересную грань развития русского коммунистического движения. В 1944 году, после рождения второго ребёнка, в семье Крыловых, в семье вышедших из крестьян активных комсомольцев, в семье человека, который в 26 лет был первым секретарём обкома ВЛКСМ, в 29 лет командиром подполья и партизанских отрядов области, в 30 лет секретарём обкома ВКП(б), в семье человека, который был лично известен Иосифу Сталину, в этой семье тайно крестят обоих своих детей. Очевидно, что такой поступок подвергал жизнь всей семьи реальной опасности. А может быть, именно это и спасло семью от несчастий.
Поясню теперь сказанное выше об особенностях развития русского коммунизма. Очевидно, что международное коммунистическое движение было атеистическим и богоборческим движением. Таким оно и пришло в Россию с первым поколением российских коммунистов – Плехановым, Аксельродом, Дейчем, Даном, Засулич, Мартовым-Цедербаумом, Лениным, Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Луначарским и многими другими. Они рассматривали Россию, как запал для совершения мировой коммунистической революции и торжества марксизма и выросших на его базе государственных структур во всём мире. Россия оказалась очень подходящей почвой для запала.
С одной стороны, столетия рабства, притеснений и обид основной массы населения переплавились в плотную массу ненависти. Именно эта ненависть вылилась в крови гражданской войны. Эта же ненависть обеспечила победу Красной Армии, которой командовали в основном малограмотные унтер-офицеры Будённый, Чапаев или просто слесарь Ворошилов. А белая армия, сформированная из профессиональных офицеров в нескольких поколениях, бежала и бежала от Москвы до Тихого океана. То же самое явление наблюдалось во времена Великой Французской революции – вековая ненависть сметает всё на своём пути!
С другой стороны идея создания Царства Божия на земле без Бога показалась в какой-то момент русскому народу возможной потому, что русское духовенство в предреволюционные годы дискредитировало себя в глазах населения обжорством, пьянством, стяжательством и несправедливостью. Достойный батюшка встречался в жизни в качестве редчайшего исключения и чаще всего в маленьких, бедных приходах. За столетие, предшествующее революции, в литературе и искусстве, практически нет образа положительного духовного лица – современника. Это говорит о многом.
В-третьих, характерной чертой русского народа, даже чертой определяющей саму принадлежность к русскому народу, как пишет Николай Александрович Бердяев, является исповедание какой-то ортодоксальной веры.
В результате этих причин внутри русского народа вызрел странный продукт ортодоксальной веры, где сочетались внешние, казалось бы, непримиримые черты атеизма, а во внутреннем обиходе продолжали произрастать ростки православия.
В деревнях, несмотря на строжайшие запреты, продолжали праздновать церковные праздники.
Член ЦК ВКП(б) генерал Жуков сам с пониманием объяснял младшим командирам обилие иконок в окопах защитников Сталинграда.
 И даже сам Верховный Главнокомандующий приказал в 1941 году обнести Крёстным ходом Иконы Казанской Божьей Матери Москву и Ленинград.
Это, безусловно, очень странное и очень русское  явление. Какое-то необъяснимое и невозможное, но в то же время такое искреннее сращивание двух несовместимых идей.
Коммунизм – это попытка построить Царство Божие на Земле, но без Бога. Но отрицание Бога влечёт за собой разрушение системы нравственных ценностей. Если нет Бога, то всё дозволено. В результате коммунисты  были вынуждены строить своё государство на страхе и насилии (частный корыстный интерес исключался) и, одновременно,  убеждать самих людей стремиться к братству и доброте. Но рядом с насилием идёт злоупотребление и насилие неизбежно разрушает веру в возможность братства и доброты. 
И второе поколение русских коммунистов, вышедшее из глубины русского народа, пытается совместить коммунистические идеи и исконные, православные ценности христианства. Отсюда и родился этот неожиданный поступок – крещение детей в семье убеждённых русских коммунистов.
          Между тем, в реальной жизни в феврале 1944 года решением ЦК ВКП(б) Леонид Иванович переводится на работу в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) в качестве ответственного контролёра.
 В августе того же года он был назначен уполномоченным КПК при ЦК ВКП(б) по Горьковской области. принимает активное участие в работе областной парторганизации и одновременно  заканчивает экстерном Горьковский педагогический институт.


Рецензии