Лети-лети лепесток... 11

---
Люди приходили, и люди уходили. Реклама оставалась рекламой. А работа оставалась работой, и делать ее надо было качественно, независимо от эмоций, отношений и предпочтений...
И вечный бой!
Покой нам только снится…
Как говорится: «Кто везет - на том и едут»! Внедряя новые разработки, пытаясь систематизировать базу данных производства в современной компьютерной программе (хотя это не было ее прямой обязанностью), Мили встретила массу негативных высказываний в свой адрес, так что не раз хотелось все бросить. Никто ее не просил  и не доплачивал за ночные тестовые прогоны программы с целью описания ошибок на исправление программисту, но ведь она старалась не только для конкретных людей, а для общего успеха, облегчения и ускорения производственного процесса. «Раз родилась идея и была возможность ее осуществить, почему бы не сделать?» - рассуждала она. Это, видимо, тоже подходило под разряд «вывернутой логики» отдельно взятых одержимых, или еще их называют «озаренных» людей», а может, это просто увлеченные своей работой люди, которые пытаются что-то изменить, усовершенствовать  или хотя бы предложить к рассмотрению свои идеи, а окружающие удивляются и спрашивают:
- Тебе что, за это доплачивают?
- Нет.
- А зачем тогда тебе это надо? Какой твой в этом интерес?
Как объяснить этим людям, Мили не знала. Какой ее был в этом интерес? Производство расширялось, модельный ряд изделий увеличивался. В старой программе при таких темпах и огромной номенклатуре материалов работать было уже не очень удобно да и опасно, так как любой малейший сбой или ошибка могли привести  к потере огромного количества информации. Но все привыкли работать в старой программе, сдвинуть инертных сотрудников и заставить их научиться пользоваться новой базой стоило огромного труда, сил, времени и главное - эмоций… не всегда позитивных и поддерживающих. Для Мили создание новой программы было как рождение ребенка. Она готова была защищать ее как тигрица. И такое порой испытывала  желание материться при любом возражении нежелающих воспринимать ее детище, что готова была схватить за волосы и двинуть особо возражающих лицом об стол. В такие минуты, представляя мысленно картину кровавой расправы, Мили спокойно внешне, но закипая всеми своими внутренними органами, пыталась, прикрыв глаза и опустив голову, глубоко вдохнуть воздух и продолжать объяснять, каким путем лучше пойти, чтобы получить ту или иную информацию или сделать необходимый отчет. Она давно просила руководителей найти возможность совместно с программистом создать новую систему, надежную и оперативную, тем более существовала масса готовых программ, которые нужно только подделать и переделать под необходимые условия и настроить под конкретное производство.
- Это неудобно, это никому не нужно, - кричали некоторые коллеги.
- Вы еще не попробовали и даже не попытались разобраться, а вам уже неудобно! -  успокаивала их Мили. – Полноценно система заработает только тогда, когда совместными усилиями будет осваиваться и пополняться информацией. Быстро и легко только кошки родятся.
Только спустя некоторое время, когда программа начала полноценно функционировать, база данных была заполнена и все, слава Богу, научились ею пользоваться, кто-то сказал:
- Спасибо! Как хорошо, что мы это сделали!
«Мы это сделали», конечно же, мы! – думала Мили, вспоминая свои бессонные ночи и разговоры за ее спиной.  Да, спасибо - это хорошо! Только потраченные нервы на преодоление сопротивления никто не вернет. А со временем вряд ли кто вспомнит, как все начиналось, и кто был этот «мы». И не сбросят ли тебя со скалы, когда силы твои иссякнут?
Мили была глубоко признательна программисту, который выслушивал ее вновь родившиеся идеи, раз за разом переделывая ранее сделанное. Спокойно обсуждая и понимая иногда излишне эмоциональные Милины предложения, он воплощал ее производственные мечты. Общаясь с ним, Мили отчетливо понимала, что не все решается криком, недовольством и взаимными упреками. Немного поддержки и понимания со стороны, по сути, чужого человека  - и все получалось, и хотелось обсуждать, предлагать и преодолевать сопротивление не желающих в этом участвовать, и в результате все задуманное получилось и заработало. Профессионализм? Да, в первую очередь профессионализм программиста. Но когда ты не находишь точки соприкосновения с профессионалом, то профессионализм как таковой может не иметь смысла сам по себе.
Лара и Элла были не первыми, а может, и не последними из тех, кто приходил и уходил с этого участка работы, и наличие общей базы данных гарантировало наличие и сохранность информации независимо от конкретного сотрудника. Вновь пришедшим сотрудникам и вовсе сложно было с ними ладить. Все люди разные, у каждого свой предел и свои возможности. Новым людям нужно освоиться, а если постоянно унижать и обижать своих коллег, которые не могут выполнить какую-то работу, то пользы это никому не принесет. Ни человек не станет работать лучше, ни дело от этого не выиграет. Придется искать новых людей, способных выполнить поставленные задачи, либо учить, поддерживать и направлять тех людей, которые есть. Именно направлять, не унижая и не затрагивая какие-то их личные качества. Каждый человек -  специалист в своей области, но специалисты на пустом месте не рождаются, и решение иногда долго не приходит.
Лара и Элла, в общем-то, были неплохие девчонки – веселые, грамотные, желающие и умеющие работать. Возможно, общение с  руководителем и сделало их такими нетерпимыми к чужим слабостям и ошибкам. К тому же за чужие ошибки больше всего попадало им, но это не давало право оскорблять или поучать в уничижительной форме коллег.  И получалось это у них  вроде не со зла, а в силу  характера или каких-то обстоятельств…
- Мы не злобные! – говорили они в один голос. – Обстоятельства вынуждают!
- У всех обстоятельства, у каждого своя правда, у каждого своя болячка больнее болит и у каждого характер! – отвечала им Мили. – Что теперь, поубивать всех? У меня тоже обстоятельства, и у технологов обстоятельства, и в бухгалтерии годовой отчет, у них тоже дебет с кредитом не сразу сходится ... И дома у каждого обстоятельства... Обстоятельства можно под любую ситуацию придумать и подобрать, любую гадость прикрыть обстоятельствами. И что делать? Всем  начать обвинять всех в своих и чужих обстоятельствах, не всегда удачно сложившихся? Суета и поучения никому не нужны, одергивайте себя, когда появляется желание быть воспитателем на работе. И кто кого должен воспитывать, ссылаясь на эти самые обстоятельства? Только каждый сам себя... А коллег нужно выслушивать, поддерживать, помогать и объяснять им, если есть возможность. А нет возможности или желания спокойно обсудить ситуацию, отойдите со своими обстоятельствами и воспитанием и наблюдайте издалека  или покажите пример и сделайте сами все грамотно, правильно и быстро. Не нужно доводить ситуацию в отношениях до абсурда. Никто не плохой и никто не хороший, каждый считает себя правым, не желая уступать, но это не выход, надо как-то искать совместные пути и уметь  промолчать, когда очень хочется покритиковать работу коллег!
Все сотрудники общались с деспотичным и нетерпимым Елисеем Евгеньевичем, но от этого не накидывались друг на друга с желанием разорвать на мелкие кусочки. Наоборот, пытались сплотиться, понять и поддержать друг друга. «Один в поле не воин», каждый зависит от работы товарища. А когда сложно общаться, испытывая негативные чувства к коллегам,  на пользу ли это общему делу? В коллективе, как и в семье, если нет уважения и взаимопонимания, нет выдержки и умения услышать партнера, это ведет к разрушению. Должно быть  или соглашение о соблюдении интересов сторон для продолжения дальнейшего совместного движения, или развод и увольнение. Задача руководителя -  направить, подсказать, найти путь решения  проблемы, а не отыскать в первую очередь виноватого и натравить одних сотрудников на других. А Елисей, казалось, будто специально подливал масла в огонь.
Разгоревшись на профессиональной почве, конфликт начинал переходить в противоборство личностей, люди, зверея от общения с руководителем, в дальнейшем готовы были наброситься друг на друга при малейшем, самом безобидном вопросе - это уже клиническая ситуация, и лечение требовалось всему коллективу.
У каждого человека свой ритм, свой путь решения задачи, свой взгляд, и важно не посмеяться над человеком, предлагающим свое видение на ту или иную ситуацию, а поддержать и направить в нужное русло… Проконтролируй, но защити людей, на тебя работающих. Ты хозяин! Ты в большой степени зависишь от здоровья своего производства, только взаимное уважение, поддержка и понимание в коллективе будут являться движущими силами на пути к успеху. Никто не может знать всего, но нельзя не ценить того, кто стремится узнать больше, кто обеспечивает успех твоего предприятия, возможно, путем проб и ошибок, но порой из абсурдной, на первый взгляд, идеи можно извлечь крупицу смысла и развить эту крупицу до теории Эйнштейна… Разумный руководитель так и сделает: увидит искру в своих сотрудниках и направит ее в нужную, в первую очередь ему, сторону, а неразумный руководитель или засмеет и отвергнет эту идею, или сделает  и скажет так, что предлагать ему что-либо никто больше не захочет… и из искры не разгорится пламя…  Сколько таких потухших, талантливых огней ходит по свету… И где мудрые руководители, думающие не только о своем собственном «я», но умеющие прислушиваться даже к серым, неприметным мышкам, живущим в общежитии и не имеющим дачи за границей?
---
Подруга Мили частенько любила повторять, что в определенных ситуациях надо отпускать себя и однозначно включать стерву, иначе будет накапливаться негатив. Но стервозность даже если и случалась, то не приносила удовлетворения. Хотелось по-человечески общаться… Однако некоторые люди человеческое отношение считают за слабость… Естественный отбор, видимо, в любом виде и в любом месте:  в лесу, в пустыне ли или в офисе - требует жесткости и агрессивности…
Как-то криво в жизни получается. У кого-то права, а у кого-то исключительно обязанности…Кто-то всегда прав, а кто-то всегда обязан… И правые не всегда хотят понять обязанных, а обязанные в какой-то момент начинают сопротивляться правым или сомневаться в их правоте. Терпение - оно же не бесконечно… И пока одни не научатся уважать, понимать и помогать взаимно другим  – всегда будет складываться Революционная ситуация, господа!!! Независимо от того,  коллектив это, семья или государство…
---
- Зачем ты это предлагаешь?- раздался крик ворвавшегося в кабинет Елисея Евгеньевича. Казалось, что он сейчас затопчет всех ногами. Бросив подборку материалов на стол, повторил еще раз:
-  Что ты предлагаешь? Кому это надо?
- Я подумала…- пыталась сказать Мили, но ее  не хотели слушать.
- Кто дал вам право думать? - стуча себя по голове, кричал Елисей. – Мозги- то  есть?
Он всегда так себя вел, если сотрудники предлагали что-то, чего он не понимал, или если было какое-то отступление или дополнение к запросу заказчика. То почему вы не подумали, то кто вам дал право думать. Что ни сделай, все не то и не так.  Это было не первый раз, должны бы привыкнуть к такого рода высказываниям. Все время хотелось его спросить: «Молодой, высокий, красивый, успешный, свободный! Образованный! Почему такой злой?»
- Я подумала, - продолжала Мили, но комок подступил к горлу, - что если заказчик не знает наверняка, чего он хочет, то я могу на свое усмотрение сделать расширенное предложение, тем более оно экономически более выгодное и менее проблематичное в плане производства.
- Что вы о себе думаете? Кому нужно это дерьмо?
- Это не дерьмо. Но если вы так считаете, то можете отправить заказчику из предложенного мною только то, что считаете нужным. Я же не отправила проект без вашего согласования, - обычно все общались друг с другом и с руководителем на "ты", но в подобных ситуациях Мили переходила  на "вы", хотелось соблюсти дистанцию хотя бы подобным образом.
- Отправляйте все. Нет времени разбираться. Люди, живущие практически в общежитии, хотят что-то предложить от себя людям, у которых вилла на Мальдивах! - он вышел, хлопнув дверью.
У Мили было ощущение, что дверь хлопнула по ней. Она понимала, что у любого хозяина и руководителя задача - вытянуть все соки из наемных людей, всеми правдами и неправдами, любыми способами и средствами заставить, надавить, пнуть, показать, где чье место, но никак не поддержать почему-то… Ссылаясь на то, что для этого есть специально обученные люди.
- Причем тут Мальдивы?- только и подумала она, других мыслей не было.
Приходилось сжимать оставшиеся капли разума в кулак, заставляя себя сосредоточиться и продолжить работу. Времени не было, на очереди были следующие, и следующие, и следующие заказчики ... И нужно было снова что-то придумывать, и подбирать, и предлагать, и просчитывать. Каждое коммерческое предложение как новый экзамен, до истерики, до дрожи во всех органах, только рядом не было учителя, который бы незаметно и аккуратно направил, подсказал и поддержал. Только суровые экзаменаторы, которым нужен четкий и однозначный ответ, но, к сожалению, эта работа не имела четко заданного алгоритма, как в алгебре или физике, а скорее, подразумевала некое  правило, состоящее из одних исключений... И сколько бы теорий ни подводили под это правило на практике, порой складывалось с точностью до наоборот...
Проект с подборкой материалов и расчетами отправили в том виде, который подготовила Мили.
Она не спала всю ночь, проверяя расчеты и думая в очередной раз, что вызвало такую бурю негативных эмоций со стороны руководителя. Почему-то все время искала причину в себе, а надо бы было поискать ее в других  и не принимать так близко к сердцу неадекватных людей.
На следующее утро по дороге на работу Мили почувствовала себя плохо, словно ей перекрыли кислород и кто-то безжалостно и равнодушно пронзил тупым предметом сердце. Выйдя из душного автобуса, она села на лавку, занесенную снегом. В панике дрожащими руками она пыталась звонить, но как назло никто из близких не брал трубку. В итоге за ней примчались на машине главный бухгалтер и начальник производства, с которыми она работала с начала образования предприятия. Они отвезли ее в больницу. Как оказалось, это не сердце, а нервный срыв. Четыре года без отпуска, работа по 12-18 часов в день сделали свое дело. Никто, кроме нее, не видел усилий, приложенных и отданных делу. Каждый видит только свой труд, и чем больше молчишь, пытаясь в чем-то спокойно разобраться, стараясь не растрачивать энергию  на никому ненужные телодвижения,  энергию, которой и так не хватает в нашем бешеном мире, тем легче, видимо, люди делают выводы, что ты вообще не работаешь и не всегда понимают, чем ты вообще занимаешься. Надо кричать, побольше суетиться, действовать всем на нервы, подчеркивая каждую сделанную тобой мелочь - вот тогда все увидят: человек работает, какой важный человек!
- Ты что такая спокойная? - спрашивала периодически Лара у Мили, наверное,  ее задевало это спокойствие…
Что ей было ответить? Объяснить, как иногда хочется швырнуть все со стола и разбить кому-нибудь голову об этот стол? Или носиться, как она, крича, кто есть кто и где она всех видела? Видимо, так и надо заявлять о себе… Но не каждый так может и главное -  не каждый  хочет так заявлять о себе, демонстрируя тем самым свою загруженность и важность своей деятельности…
Нервный срыв как результат не заставил себя ждать. Мили предложили пройти обследование, и обнаружилась другая проблема. Анализы крови показали на наличие онкологии.
Мили лежала в больнице под капельницей, когда позвонили с работы и сказали, что заказчик утвердил именно тот проект, за который ей попало от руководства. И так было не первый раз.


Рецензии