Исследование Тайной Доктрины 3 Боманджи Вадья

I. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД
В двух предыдущих сериях этого исследования была сделана попытка показать, что «Тайная Доктрина» и другие труды ЕПБ являются частями вечной и нетленной летописи Знания.  Теософия, представленная ею и ее предшественниками, является системой никогда не прогрессирующей или развивающейся мысли.  Изучая теософию, люди узнают сегодня то, что всегда было известно.  Всё, что мы можем получить в этом веке, было надлежащим образом воплощено для нас в работах ЕПБ.  То, что человечество узнает и забывает, является относительным знанием.  Оно меняется и растет.  То, что известно раз и навсегда и воплощено в сердце расы, есть Истина или Абсолютное Знание. 
Еще один факт заключается в том, что истинное понимание «Тайной Доктрины» зависит от правильного усвоения ее содержания посредством раскрытия духовной способности, которая следует за очищением ума через исследование метафизики.  Такой способностью является буддхи, соединённый с манасом.  Кроме того, была предпринята попытка исследовать три фундаментальных положения, которые являются подлинными основами её монументальных томов. 
Цель состоит в том, чтобы возбудить мысль.  Никто не смог бы перевести весомое содержание двух томов на язык, который человек с улицы может понять без усилий.  Необходимо указать на это из-за критики, которая дошла до нашего сведения. 
Великая задача сочинений ЕПБ заключается в том, чтобы создать у исследователя новое восприятие Природы – восприятие, которое является синтетическим, универсальным и безличным.  Это – буддхи-манас, «воплощённый» в личность.  Разные люди находят в «Тайной Доктрине» разное.  Говорят, что всё зависит от того, какую интерпретацию они дают её изложению.  Это не так.  Эти тома не могут давать разные и противоречивые интерпретации.  Любой принцип, любое учение, любая доктрина имеет только одну интерпретацию, и не более того.  Приложения истинной интерпретации могут быть различными и многими.  Они должны быть такими, поскольку учение является глубоким, и приложения будут многочисленными.  Полнота понимания связана с полнотой понимания приложений.  Истинное свидетельство правильности интерпретации учения заключается в способности ученика создавать приложения.  Когда наша интерпретация верна, наши приложения соответствуют нашему пониманию других связанных с ним учений.  Искренний и серьёзный исследователь терпеливо и настойчиво добивается понимания всей философии, всех сопутствующих учений.  Он не удовлетворяется частичным пониманием принципа и доктрины то там, то сям.  Истинная интерпретация одного принципа согласуется с истинной интерпретацией всех других принципов.  Ложная интерпретация не согласуется ни с одной истинной интерпретацией какого-либо принципа или ложных интерпретаций нескольких принципов. 
Эта третья серия представляет собой рассмотрение шагов, ведущих к раскрытию буддхи-манаса или преобразованию, которое должно происходить с исследователем, если он с разумной честностью и искренним мужеством выполняет свою задачу овладения «Тайной Доктриной».  Эта раса и цивилизация находятся под господством кама-манаса или ума страстей.  Большинство исследователей знают об этом.  Но когда мы пытаемся очистить нашу низшую природу, искоренить нравственные недостатки и внедрить в нас моральные качества, мы болезненно осознаем махинации и силу кама-манаса в нас самих.  Его выходки и вредные тенденции выступают на первый план, когда исследователь садится, чтобы вдумчиво прочитать «Тайную Доктрину», или приступить к изучению и размышлению о её конкретных учениях. Этот факт обычно игнорируется.  Не все исследователи применяют к себе замечания, данные во Введении, которые являются правильными и очень важными.
«Каждый читатель неизбежно будет судить сделанные утверждения, с точки зрения своего знания, своего опыта и сознания, основывая своё суждение на том, что уже известно ему». (Т. I, xlvi).
Активным центром сознания в этом веке является кама-манас.  Он создаётся опытом, который колеблется между парами противоположностей: холодом и теплом, удовольствием и страданиями, славой и позором.  Знание, которое дает такой опыт, является относительным, поэтому неустойчивым.  Очень важно, чтобы каждый ученик некоторое время размышлял о своих «знаниях, опыте и сознании», чтобы таким образом защитить себя, заранее отметив свои наклонности и устремления.  «Тайная Доктрина» - совершенно уникальна.  Поэтому исследователю необходимо воздержаться от утверждения о том, что заявления, сделанные ЕПБ, соответствуют тому, что говорят или пишут другие люди, или своим собственным идеям по этому вопросу, или что, опять же, они, по-видимому, противоречат любой принятой системе мышления или философии.  Исследователь должен стараться во время изучения как можно больше освобождать свой ум от всех идей, которые он мог получить по наследству или в процессе образования от окружающих или от других «авторитетов». Его ум должен быть совершенно свободен от всех других мыслей для того, чтобы придти к истинной интерпретации «Тайной Доктрины».  В противном случае существует постоянный риск того, что его идеи станут такими же окрашенными предвзятыми понятиями, как и у многих ранних учеников ЕПБ, которые подчинили оккультные принципы современной науке или принизили их, сведя до уровня религиозных убеждений. 
Итак, существуют три основные характеристики кама-манаса или ума страстей: беспорядочный, влюбленный, необузданный или блуждающий.  Каким бы глубоким ни был наш кама-манас, пока это кама-манас, он будет проявлять эти три свойства.  Когда исследователь соприкасается с «Тайной Доктриной», он приступает к ней посредством этого ума страстей.  Этот ум запутался относительно места его владельца в схеме вещей.  Будучи увлечен своей значимостью и своей властью, он быстро, быстро перелетает от предмета к предмету в мире вещей и от объекта к объекту в мире мыслей.  Он действительно пытается оправдать себя в конфликте с другими незнакомыми умами страстей.  Через победы и поражения, через волнения, но больше благодаря страданиям, он медленно движется в направлении одной цели: он становится более точным; он концентрируется, чтобы установить свой новый центр тяжести и правильно сформировать свое восприятие. 
Когда исследователь начинает изучение «Тайной Доктрины», этот ум страстей уводит его в отдаленные области умозрения.  Этот ум радуется своим собственным творениям и своему размножению.  Таким образом, задача исследователя состоит не столько в том, чтобы попытаться понять, чему учит «Тайная Доктрина», а внезапно отклониться от темы, пораженный одной единственной мыслью, и размышлять над ней согласно своему «знанию, опыту и сознанию».  В предисловие к «Тайной Доктрине» ЕПБ говорит:
«Опубликование многих фактов, здесь приведенных, сделалось необходимым, вследствие появления диких и химерических теорий, которым предавались за последние несколько лет теософы и ученики Мистицизма в своих стараниях, как они воображали, выработать цельную систему мышления из нескольких фактов, ранее им сообщенных». (Т. I, viii)
Если это было так с ранними учениками, которые окружали саму ЕПБ, то в равной степени, если не более подверженным ошибкам такого рода может быть нынешнее поколение учеников теософии.  Поэтому важно научиться избегать тенденций поспешной интерпретации того, что мы читаем.  Понимание утверждения значительно отличается от его интерпретации или размышлений над ним.  Интерпретация требует большего понимания.  Правильная интерпретация требует согласования всех этапов и аспектов учения. 
Тенденция к путанице проявляется в столь же поспешной попытке примирения того, что представляется конфликтными или противоречивыми заявлениями учения.  Это также проявляется в дискриминации в пользу одного набора идей и учений, потому что наша собственная их интерпретация удовлетворяет нас в противоположность другим, на которые мы  не точно или даже неверно ссылаемся.  Что касается второй тенденции ума страстей, то она настолько эгоистически увлечена собой и своими процессами, что то, что она не воспринимает, считается ошибочным. «Я этого не понимаю, поэтому это должно быть неправильно». 
Постоянное применение при понимании нескольких метафизических идей, которые являются основными и основополагающими, имеет большое значение; потому что мы неуклонно развиваемся. 
«Истинное знание приходит медленно и нелегко приобретается», - говорит ЕПБ и «Бхагавад Гита»:
«В этом мире нет очистителя, которого можно сравнить с духовным знанием;  и тот, кто совершенствуется в преданности, находит духовное знание, спонтанно возникающее в нём с течением времени».  (Беседа IV [перевод на английский У.К. Джаджа]).
Истинное понимание очищает ум страстей.  Восприятие единых принципов медленно делает его чистым, искореняя его три тенденции.  Тогда манас или ум, придя в свой центр (истинную концентрацию), начинает видеть себя в свете философии.  Теперь ученик может исследовать свои «знания, опыт и сознание» с точки зрения этих основ.  Месяцы, нет годы, должны пройти, прежде чем такое восприятие и рассмотрение раскроет такую независимость ума, которая покажет ученику, что он сам и эта наука не отличаются друг от друга, но являются единым целым.  Он видит свои жизненные проблемы и действия, отраженные в Мудрости, и свет Мудрости постоянно воспроизводится внутри него.  Именно по этой причине и с этой целью был сделан во второй серии акцент на альтруизм «Тайной Доктрины».
http://russiantheosophist.com/---3-/


Рецензии