PROТюмень Дунькин сад

Этот сад был разбит в начале 20 века,  напростив здания государственной строительной академии. Вдоль Туры.
На карте это место долгое время обозначено, как  Дунькин сад. Когда то расположенный на высоком берегу Туры сад, был излюбленным местом для прогулки горожан.
Исторически его назвали Никольским, так как был он возле Никольской церкви. И в лучшие свои времена в саду была танцевальная площадка и  специальное место для духового оркестра, буфет, три аллеи из яблонь, все, как и положено. В буфете, к слову сказать, спиртное не продавали. Не принято было приходить на танцы с запахом или вовсе пьяным. Девушки не пили вовсе. Танцевали и под гармонь, играть умели многие.
И знаменитая, дворничиха тетя Дуня!
Тетя Дуня персонаж вполне реальный, она так следила за чистотой сада в 30-годы, жила, кстати,  на Демитрова, 6. Я писала об этом доме.
Тетя Дуня гоняла тех, кто был невнимателен к порядку, заведенным ею в саду,  гоняла, словно это была ее территория. Так,  постепенно этот сад и стал "Дунькиным".
Под Дунькиным (тогда Никольским) садом находились городские купальни. Летом 1888 года их посетил писатель Глеб Успенский и оставил такие строчки в своем очерке: ".. .пожалел я и о самой Туре.
— Что это, как будто чем-то пахнет? — спросил я сторожа в
купальне.
— Это еще слава Богу! Сегодня воскресенье, заводы не ра
ботают, а как в будни да пустят они свою грязь — так чисто дох
нуть невозможно!
Как раз напротив купален расположились кожевенные заводы, специальное дело Тюмени... Таким образом, и место хорошее, и вид великолепный, и река "лучше не надо", а купаться нельзя, потому что можно, во-первых, заболеть какой-нибудь накожной болезнью, а во-вторых, даже и задохнуться..."
На генплане Тюмени 1766 года чуть ниже устья Тюменки помечено наличие "живого моста, который ставится для проезда по сбытию весенней воды около июня месяца".
Спуск на мост был со стороны города, а в Заречье дорога шла по самому берегу Туры.
"Живой" мост был разводным. Специальные люди в определенные часы суток разводили его для пропуска барж, а после сводили снова.
В этом месте еще после войны находились "полоскальни": деревянный крытый мостик с квадратными отверстиями, где полоскали белье женщины окрестных улиц. Старожилы говорят, что тогда Тура еще была чистая и вполне пригодна для полоскания. Зимой здесь устанавливалась печка, чтобы можно было погреть руки. Белье приносили в корзинах на коромысле, а пока несли обратно - вода стекала, и высыхало белье быстро... Тюменская бытовая хитрость.
в 1944 году, когда в связи о образованием Тюменской области в здании нынешней архитектур¬но-строительной академии разместился областной комитет ВКП(б). Рядом со столь серьезной организацией не должно было быть "и на дух" ничего увеселительного, тем более общественного сада. Лестницу и танцплощадку разобрали, сняли и высокую ограду. Сад стал доступен для посещения в любое время суток, но танцев уже не было.
Да и война нагрянула.
Дунькин сад стал прибежищем шпаны. Уважающая себя молодежь стала посещать сад имени Ленина, что тогда был на месте Дворца пионеров, а Дунькин сад пришел в запустение, и в 1950 году его просто прикрыли.
Берег , омываемый турой обрушился, часть бывшего парка просто растворилась, а от сада остались лишь воспоминания.
в 2017 году в Дунькином саду Тюмени у стелы Георгу Стеллеру (створ ул. Ямской) 22 июня были высажены клёны Гиннала.
Путешественники из Перми, привезли эти саженцы из соликамского мемориального ботанического сада Григория Демидова. Это прямые «потомки» саженцев, которые вместе с графом более 270 лет назад высадил, спасая от гибели, сподвижник командора Беринга, врач и мореплаватель Георг Стеллер.
Может и сад и стал совсем небольшой, на карте это место теперь читается, как Набережная, а память о нем еще жива.
Может быть и вы его еще помните?


Рецензии