Первое свидание

                ПЕРВОЕ  «СВИДАНИЕ».

   Это было давно, и с теперешних местных жителей села об этом никто и не помнит, однако иногда историю пересказывают друг другу и в особенности заезжим гражданам. Вот и я, когда приехал на свою малую родину и встретился с хорошо знакомым мне врачом, услышал эту историю: может, небылицу, а может, правдивую. И я решил поделиться ей, а там уж судите сами - верить или не верить.         
     Когда мы со знакомым доктором присели на скамейку возле небольшого скверика, тот и говорит:
     -Расскажу я тебе одну историю, когда-то  я услышал от своего деда. Он, кстати, также был в своё время врачом и говорил, что лечил даже самого императора.
      Жили в деревне двое пожилых людей, дед Степан и баба Настя. Конечно,   
Здесь особенного ничего на первый взгляд нет, ведь многие долго вместе живут. Однако они жили,  душа в душу, и всё у них ладилось и шло путём. Вся деревня смотрела на них, и радовались, а кое-кто даже завидовал. Никогда никто не видел, чтобы они шли поодиночке. Даже за хлебом в магазин вдвоём идут. Если дед Степан на рыбалку шёл, то рядом всегда его баба Настя.
     -Я лично не знаю больше таких семей, где муж и жена были так неразлучны. О них даже  газета писала много лет назад, и деревенские жители гордились, что живут рядом с ними дед  Степан и баба Настя.
     Только вот никто из жителей деревни не знал, как их свела судьба. Даже и представить себе не могли такую таинственную и жуткую историю давней встречи Степана и Насти.
      Степан в молодости работал водителем лесовоза. Работать  приходилось и днём, и ночью. И однажды он так заработался, что уснул за рулём и опрокинулся на машине в овраг. Приехали полиция и врачи, которые констатировали смерть молодого парня. Отправили Степана в районный морг, где он и пролежал целые сутки, пока очнулся.
      А очнулся он от нестерпимой боли и холода в полной темноте. Парень долго не мог понять, где находится. Раны на голове не были перевязаны ( а зачем, если человек умер). Степан жутко перепугался, ведь неизвестно, сколько времени можно здесь провести. Так и второй раз умереть можно.
      Но ещё пуще, он перепугался, когда услышал слабый плач в кромешной  темноте. Тут уж у любого нормального человека крыша поедет. Прислушался Степан - точно плачет кто-то, и не показалось ему вовсе, как он первоначально подумал. Плачет девушка.
      - Здесь кто-то есть? – шёпотом произнёс Степан.
      Плач прекратился, и послышалось какая-то возня в темноте.
       -Кто здесь? – снова спросил Степан.
       -Настя, - всхлипывая, сказал женский голос.
        -А меня, Степаном зовут,- сказал он. – Настя, а ты знаешь, где мы ?
       -В морге, - тихо ответила она.
       -Вот и я подумал, что в морге. А как ты сюда попала?
       -Мыла окно и упала со второго этажа. А ты?
       -Разбился на машине. Уснул за рулём.
      Они некоторое время помолчали, оба не веря в происходящее. Два одновременно оживших – трупа - разве это не чудо? Это, наверное, знак.
       -Не плачь, Настя, скоро за нами придут.
       -Мне очень холодно, не чувствую ни ног, ни рук, и в груди очень больно.
       Степан, кусая от боли губы, слез со стола, протянул руку и пошёл в полной темноте, пока пальцами не нащупал что-то тёплое.
       -Давай я тебя обниму,- сказал он,  садясь,  превозмогая жгучую боль во всём теле, к Насте на пол, - так обоим будет гораздо теплее.
        Ждать им пришлось недолго. Часа через два дверь открылась…
       Потом очень долго пришлось откачивать врача. Ну, ты понимаешь, что не каждый выдержит и не лишится ума, видя такое зрелище -  на полу сидят, обнявшись два  «мертвеца». Я б, например, никогда не хотел такое увидеть, точно бы в слободку загремел. Об этом случае долго говорили, хотя и держали в большом секрете. Ну а дед Степан и баба  Настя с тех пор не разлучались ни на секунду и прожили свою жизнь дружно и счастливо.
       Затем мой знакомый внимательно посмотрел в глаза, видать хотел увидеть мою реакцию. Потом  полез в правый карман своего пиджака, пошарил там рукой, достал конфету, развернул её и бросил себе в рот.
      -Вот такие, брат, дела бывают,  сказал он.
    Поднялся и уверенной походкой, не торопясь, пошёл в сторону больницы.

                МУЖСКАЯ   ИЛИ   ЖЕНСКАЯ.

    Эта история, которую хочу вам рассказать, произошла  в  советский период, когда жили все в мире и согласии. Так вот послушайте, можете
верить, а может, нет. Мне её рассказал мой отец.
   -Жили в деревне по соседству два парня. Вместе ходили в школу. После занятий  проводили вместе свободное время и поклялись оставаться неразлучными всю жизнь, чтобы не случилось. После окончания Сергей
поступил в медицинский институт на хирурга, а Борис избрал профессию
инженера промышленного производства. Получивши, свои дипломы оба приехали работать в свой городишко, где  однажды и встретили одну девушку, в которую  без памяти оба влюбились. Сначала с ней тайком встречались по очереди, однако  это не могло продолжаться вечно. Как
говорится в русской пословице «шило в мешке не утаишь». То ли дивчина
проговорилась, что встречается и с одним и с другим, а может и самим парням, надоело прятаться и, уже настала пора поставить точку в этом вопросе.
     И вот однажды  у них и произошёл очень серьёзный разговор, однако никто не хотел уступать  друг другу. И чтобы не поссорится окончательно,  и сохранить как-то свою дружбу парни решили поговорить с Таней, и признаться в любви, и кого она выберет тот и жениться на ней.
     Таня в свою очередь также не хотела обижать никого, так как ей оба парня сильно нравились, и сделать выбор было ей очень трудно. И вот выслушав признание в любви, она пошла на такую хитрость. И говорит им:
   -Вы мне оба очень дороги и я прямо не знаю с кем мне быть. Я предлагаю
купить два  одинаковых  обручальных кольца и положить их на стол, а самим
запомнить где чьё  кольцо лежит. И  какое кольцо я выберу за того и пойду замуж.
     Так  парни и сделали. Долго Таня стояла и думала и,  наконец, решила взять кольцо по правую руку. И оно оказалось Бориса, и Сергей остался ни с чем. Хотя он виду не подал, но в душе затаил злость на своего друга.
     После свадьбы их дружба несколько поубавилась. Сергей очень редко заходил  к молодожёнам и больше всего времени проводил в больнице. Так прошло почти пять лет. И вот одного разу к нему в кабинет зашёл Борис, поздоровавшись с ним, сказал:
    -Мы с Таней живём почти пять лет, а детей не имеем. А я так хочу иметь  семью, не можешь ли ты нам что-нибудь посоветовать?
   Сергей, внимательно выслушав своего друга, предварительно его, расспросив о  взаимоотношениях, и затем сказал:
     -Ну, коль ты не видишь никакой причины со своей стороны, значит, виновата твоя супруга. В чём причина я не берусь тебе сказать. Необходимо  с ней поговорить.
      Однако поговорить Сергею с Таней так и не удалось. Ночью следующего  дня Бориса забрала скорая помощь в больницу. После  осмотра больного Сергей ему сказал:
    - Борис тебя срочно необходимо оперировать, у тебя запущенный аппендицит. Выжидать не приходится.
     -А это не больно и не опасно,- в свою очередь спросил он.
     -Нет. Всё пройдёт нормально. Я тебе обещаю.
     -Ну, тогда оперируй, я согласен.
     Операция прошла успешна. На следующий день в кабинет к Сергею пришла Таня  и поинтересовалась состоянием Бориса. Сергей, от  рождения был немного шутливым ребенком, вот и сейчас  решил немного пошутить над Таней за тот случай с кольцами и вспомнил, что к нему приходил друг по вопросу детей, на её вопрос ответил очень серьёзно:
   -Не волнуйся, состояние  больного очень хорошее и мы его дней через десять выпишем. Вот только получилась одна маленькая неувязка. Когда оперировали, задели  «мужскую силу» и пришлось вырезать частично и сейчас у вас с Борисом не будет мужиков.
  -Ну, это не беда. Лишь бы Боря был здоров, а детей  мы найдём,- ответила она и отправилась с кабинета.
   Что она имела в виду, тогда Сергей не понял, да и вникать глубоко в данный вопрос не было желания. После больницы он больше не встречался почти целый год. И только когда  Борис позвонил ему, что у них с Таней родилась двойня, две девочки,  и пригласил в гости, понял, что имела в виду Таня. И когда он пришёл к ним, Таня, обнимая, его сказала:
  -Большое тебе спасибо Серёжа за ту операцию.  Шут  с ней с мужской  силой, нам  добра и женская. Иди,  посмотри какие у нас  две  прекрасные девочки.
     А ещё  два года спустя  у них родился и мальчик, которому дали имя Сергей.

                ВЯДЗЬМАК.

      У пасляваенныя галодныя гады ў невялікай вёсвчцы жыла ўдава,якіх тады было ледзь не ў кожнай хаце.Мела траіх дзетак.Старэйшы сямнаццацігадовы, каб дапамагчы маці гадаваць астатніх, паехаў на заробкі, уладкаваўся шахцёрам.Пры Мар’і Андрэеўне засталіся дачка гадоў адзінаццаці ды шасцігадовы сынок.У той час калгасы былі таксама бедныя, людзям за працу плацілі ў канцы года і то самы мізэр.
      Марыя Андрэеўна, яшчэ даволі маладая жанчына, з самай раніцы і да позняга вечара працавала на калгасных палетках,таму дзецям нярэдка даводзілася спраўляцца па гаспадарцы.Дачка прыбірала ў хаце, палола градкі і, калі выпадала вольная хвіліна,бегла да сябровак пагуляць у лапту ці хованкі.А маленькі Віктар займаўся гаспадаркай у хляве, дзе яшчэ ўзімку разабралі на дровы перагародку,каб у сцюжу цепліць печ.Таму зараз у адным кутку стаяў невялікі парсюк,прывязаны вяроўкай за нагу да сцяны,а ўдругім – рабая карова Мілка.Ды яшчэ тут квактуха Пяструшка вадзілася з куранятамі.Хлопчык амаль увесь дзень рваў траву парсюку,пільнаваў куранят ад каршуноў і катоў,а вечарам бег сустракаць сваю Мілку,адзіную карміліцу сям’і.
       Аднойчы Марыя Андрэеўна раніцай пайшла ў хлеў даіць кароўку,а Віцька ўжо чакаў яе з пустой квартай ў хаце,каб папіць цёплага сырадою.Але праз колькі хвілін маці вярнулася з пустым вядром.Вымя ў Мілкі было сухое і пустое.
   -Няма сёння малака,сыночак,Мілка нічога не дала,- паказваючы даёнку,прагаварыла маці.- Чакай да вечара.
    Такая з’ява стала паўтарацца кожную раніцу.Прыходзіць карова з пашы,вымя поўнае,дае малака болей за вядро,а ноч пастаіць у хляве –пустое вымя.З вечара Марыя Андрэеўна нават стала рыхтаваць Мілцы пойла,нанач зялёнай травы клала,але нічога не дапамагала.Не на жарт захвалявалася яна. А тут яшчэ і парсюк раніцай не есць,быццам сурочылі яго.Гаспадыня з вечара пачала замыкаць дзверы хлява на замок,сабаку адвязала,каб нікога не пускаў на панадворак.
    Але і гэта не дапамагло.Няма малака,і ўсё тут.Няйначай нейкая вядзьмарка завялася ў хляве.Шкада стала каровы,сапсуецца адзіная карміліца.І жанчына вырашыла палпільнаваць зламысніцу.
     Аднойчы ноччу Марыя ўзяла ліхтар і пайшла тую вядзьмарку лавіць,пакуль яна зусім не згубіла Мілку.Боязна па цемры хадзіць адной,а што рабіць?Яшчэ дзяцей шкада,які дзень без малака.
     Малы сынок спаў,калі праз сон пачуў крык:
   -Віця,Віця! Бяжы хутчэй сюды,я ведзьмака злавіла!
     Ён хуценька падскочыў і бягом у хлеў да маці на дапамагу.Калі адчыніў дзверы,перад ім паўстала такая карціна.Сярод будыніны стаіць маці з ліхтаром у руках,а парсюк,выцягнуўшыся на ўсю даўжыню вяроўку са свайго кутка,седзячы на мяккім месцы,доіць Мілку.Карова нават адставіла адну заднюю нагу,каб яму было зручней.
   -Ах ты,злодзей!Ну,пачакай-не вытрымаў Віктар і тут жа ўкараціў вяроўку,якой быў прывязаны парсюк.
    З таго часу раніцай Віця заўсёды піў цёплы сырадой. 

                ВСТРЕЧА  В  ЛЕСНОЙ  ЧАЩЕ.

    Было мне тогда лет 10,наша большая семья жила на Могилёвщине. Надо сказать, что в то время – а речь идёт о семидесятых годах прошлого века – родители не баловали нас, детей, всяким сладостями и подарками. Да и откуда их было взять? На селе жили не богато, в колхозах за свой труд получали копейки. А детям чего хотелось?  Например, хотелось купить 100 г конфет – «подушечек», а ещё – билет в кино, которое привозили раз в неделю. Вот и приходилось подрабатывать, зарабатывать. Как? Это уже каждый решал сам для себя, исходя из своих способностей
   Мне повезло: мой отец был мастером на все руки и старался передать – мастерство своим детям. Он научил меня плести корзины из сосновых корней, показал, как и где их добывать. Таким образом, я наладил свой бизнес (выражаясь современным языком). В то время за корзину можно было выручить до 3 рублей, а это уже немалые деньги, если учесть, что буханка хлеба стоила 14 копеек. Корзину я мог сплести за три дня.
   Однажды я отправился в бор, чтобы заготовить материал для плетения корзин. Бор был недалёко от нашего села –километрах в двух. Рядом с ним протекала небольшая извилистая речка, по обе стороны которой рос труднопроходимый кустарник.
   Корней я накопал, потом с удобством устроился у развалистой сосны и принялся плести корзину. Я до такой степени увлёкся работой, что не сразу услышал шаги за спиной. Было такое впечатление, будто ко мне подходит кто-то очень большой. Когда я обернулся, этот «кто-то»  уже стоял в двух шагах от меня. Это был огромный лось! Я видел, как из его ноздрей клубами валит пар. На голове у него были большие рога – отростков в 5-10 (впрочем, тогда мне было не до подсчётов). Но важны не рога, а то, что мы с лесным великаном замерли каждый на своём месте и пристально смотрели друг другу в глаза. Время, как известно, при разных жизненных обстоятельствах течёт по-разному, то пускается вскачь, то замедляется. По моим ощущениям, мы с лосём смотрели друг на друга минут пять.
    Конечно, мне было страшно. Вспомнились рассказы взрослых о том, что крупный лось может срубить копытом небольшую осинку. Что, если он и меня  «срубит»?  Неужто пришёл мой конец? Страх сковал меня – я бы не смог пошевелиться, даже если бы захотел. Дыхание замерло у меня в груди, и даже сердце, как казалось, перестало биться. Вдруг лось фыркнул, помотал рогатой головой, чуть подался назад и не спеша, обошёл мою сосну. Я провожал лесного красавца глазами: он шёл сквозь кустарники, ломая ветки, и, по-видимому, направился к речке.
   Таким было моё первое  знакомство с лосем, до этого случая я видел его только на картинках. Не удивительно, что встреча с лесным обитателем запомнилась на всю жизнь.

 


Рецензии