Жизненный путь великого гонщика Джима Кларка

7 апреля 1968 года в Германии во время Формулы-2 погиб гонщик на трассе в Хоккенхайме.  Как это ни печально, но смерть гонщика никого не удивила, ведь в то время этот автоспорт был сопряжён с такими ужасными рисками. Этот автогонщик был одним из 127 человек, которые погибли за рулём лишь за тот год. Но в тот момент, его смерть шокировала всех любителей автоспорта. Потому что погиб человек, который без всякого сомнения был величайшим гонщиком своей эпохи, и по мнению многих, остаётся до сих пор одним из лучших в своей области. В той гонке погиб Джим Кларк — шотландский автогонщик, двукратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1. Многие из его команды считали, что он не должен был погибнуть, так как его манера вождения была очень профессиональной и особенной. В Калифорнии один из ведущих радиостанции, объявивший весть о смерти великого гонщика, попросил всех слушателей, чтобы они включили фары в память о нём. Что и было сделано.

О том, как начинал свой жизненный путь профессионального автогонщика Джим Кларк, вспомним в этой статье.

Джим Кларк был застенчивый пареньком, сыном шотландского овцевода, который не привык хвастаться своими умениями и заслугами. Джим начинал как любитель, даже не помышляя стать мировым чемпионом, но ему было любопытно, каково же так быстро вести машину. После тренировок на спортивных машинах в конце 50-ых, скорость и талант Кларка были замечены главой Lotus — Колином Чарпоном, который взял его в свою команду в Формулу-1 в 1960 году. Скоро Кларк стал новой яркой звездой автоспорта, особенно со своей верной спутницей — машиной Lotus 25, на которой он выиграл свой первый чемпионат Формулы-1 в 1963 году. Благодаря своему революционному шасси, с несущим кузовом, Lotus 25 была крепче и легче любой другой машины Формулы-1. Это означало, что она была быстрой не только на прямой трассе, но и также на поворотах. В сезоне 1963 года Кларк выиграл на ней рекордное количество гран-при (7 из 10). Но 1963 год был только разогревом для достижений и важных событий для автогонщика. В 1965 году, он взлетел на вершину пика карьеры, который никто не совершал ни до него, ни после. В наши дни гонщики участвуют в среднем, в 21-ой гонке за год, и часто жалуются, что это очень много и очень утомительно. Кларк же сумел поучаствовать в 1965 году аж в 63-ёх гонках, но решив что этого ему недостаточно, задумал участвовать в сложной и серьёзной ежегодной гонке под названием Инди-500.

Сначала была Тасманийская серия в Астралазии. Из 15-ти гонок Кларк выиграл в 11 и получил свой первый приз. Потом он вернулся в Европу для участия в британском и французском чемпионатах Формулы-2, и смог победить в обоих состязаниях. А в промежутке между этими гонками, он прыгал в Lotus 25 и побеждал ещё и в кольцевых гонках. Плюс ко всему он участвовал в автогонках в Америке. Самая престижная американская гонка должна быть ещё и самой тяжёлой — на овальной трассе с более высокими и непривычными скоростями для Кларка, да ещё и против опытных ветеранов Инди-500.

На Инди-500 Кларк ехал на специально разработанном Lotus, мощность которого составляла чуть меньше 500 лошадиных сил. Тем не менее, хоть у него уже и был титул мирового чемпиона Формулы-1, послужной список шотландца не произвёл никакого впечатления на напыщенных судей Инди-500, которые заставили выскочку из другого берега Атлантики сдать экзамен на вождение, прежде чем разрешить ему участвовать в гонках. Когда наступили дни гонки Инди-500, этот самый «выскочка» получил место в первом ряду. А потом во время самой гонки, Кларк, соревнуясь с лучшими гонщиками Америки на овальных трассах, победил с отрывом всего лишь в 2 с лишнем минуте.

Благодаря чему Кларк был так хорош? Что помогало ему побеждать в машинах любого типа? Никто точно этого не знает, но считают, что он чувствовал любую машину, с помощью которых участвовал в заездах.

Помимо сверхъестественной способности выжимать скорость из машины, Кларк обладал жизненно важным талантом для автогонщика. Многие гонщики погибали в таких гонках, что не удивительно, ведь Lotus к тому же был хрупким агрегатом, но Кларк так ловко с ним справлялся, никогда не напрягая те части машины, которые могли сломаться. Но не надо думать, что Кларк мог побеждать только на идеальной машине. Например, в один год в СПА, он был впереди всех конкурентов гонки, когда его коробка передач начала сдавать. Сдался ли он? Нет, вместо этого закончил гонку, а ведь речь идёт о скорости в 257 км/ч на мокрой трассе, притом он держал одну руку на руле, а другой удерживал на месте рычага коробки и всё равно сумел выиграть гонку, обогнав остальных почти на пять минут.

В ходе сезонов 1965 года у Кларка после побед в обоих чемпионатах Формулы-2, в тасманийской серии и в Инди-500 была одна нерешенная задача — стать мировым чемпионом Формулы-1. На чемпионате он должен участвовать на видоизмененной Lotus 25. На машине, которая помогла ему стать мировым чемпионом двумя годами ранее. Но каким бы ни был Lotus 25, нельзя было игнорировать, что этой конструкции было уже три года. А в обновлённой версии было немного изменений, так как же Джим справился с задачей?

На первой гонке в ЮАР, соревнуясь с такими легендами, как Джек Брабн, Грен Хиллоу и действующим чемпионом Сёртисом, шотланденц Джим Кларк одержал победу, обогнав всех на пол минуты, причём сделал это, страдая от приступов боли межпозвоночной грыжи.

Далее его ждали СПА и потом французские гран-при, и он тоже выиграл обе эти гонки. Пусть в его любой машине Lotus и был старый двигатель, но она все равно оставалась верна своему водителю и обгоняла соперников. За рулём Кларк становился недосягаемым. Следующим был Сильверстоун, и казалось, что будет как обычно — что Кларк будет посреди стаи, всё же на последних кругах, в его двигателе стало падать давление масла, что создало опасность взрыва от гравитационных сил при повороте, но несмотря на это, он всё же победил. В конечном итоге, цирк Формулы-1 приехал на Нюрбургринг, где Кларк ещё не побеждал. С центральной позиции в первом ряду Кларк всё же развеял чары Нурбургринг, выиграв и титул мирового чемпиона Формулы-1.

Из 63-ёх гонок в которых он участвовал, он одержал потрясающее число побед — 31 победа и ещё 8 раз вставал на подиум. Его стали считать величайшим гонщиком всех времён, востребованном во всём мире. Но всё же этот застенчивый шотландец Джим Кларк решил отпраздновать победу дома, организовав скромный праздник.


Следующие два года были наоборот, не такие для него успешные — много механических сбоев помешало ему снова стать мировым чемпионом. Тем не менее, в 1968 году на своём Lotus 49, новым революционном автомобиле, разработанным Колином Чапманом, Кларк одержал первую победу в ЮАР и похоже был готов вновь доминировать в этом сезоне. Потом, 7 апреля (день смерти гонщика), Кларку предложили выбрать между двумя гонками. Одна состоялась в Бенс Хече, а другая в Хоккенхайме. Он выиграл тотальную гонку в Германии.

7 апреля Кларк был недовольным. Было сыро и холодно. Шины невозможно было разогреть, как бы техники не старались. Кларк сказал: “Не ожидайте от меня ничего сегодня. Просто держите меня в курсе с спритборта и сколько сколько кругов осталось.” Это были его последние слова. На пятом круге машина Кларка внезапно слетела с трассы, на скорости 274 км/ч.  От машины ничего почти не осталось. Коробку передач нашли в 30 метрах от машины. Так потеряли величайшего гонщика всех времён. Согласно медицинскому заключению, Кларк умер на месте от перелома шеи. Причина аварии была определена позже — причиной оказалась спущенная шина. Джим Кларк погиб в возрасте 32 лет, но за свою короткую карьеру, он достиг поистине невероятных высот.

В Формуле-1 он выиграл 25 из 73 гонок, что в процентом соотношении выводит его далеко вперёд Хэмилтона и даже Шумахера. Он стартовал с центральных позиций 33 раза, что опять же в процентном соотношении занимает второе место среди гонщиков всех времён. Он уступает только Фанджу. Джим Кларк также выиграл в больших шлемах, которые учитывается центральное место самой быстрый круг победы лидерства на круге гонки. Шумахер выиграл пять больших шлемов, Сенно — четыре, а Джим Кларк целых восемь. Это больше чем у другого гонщика в истории. Джим Кларк был лучшим из лучших, но увы, также как и Сенно, погиб на пике своей славы.


Рецензии