Михайловское ленинградское- коломенское училище

          Михайловское- Ленинградское- Коломенское училище

   Немного о нашей жизни в училище. Мы хорошо питались, одевались, усиленно занимались строевой, физкультурой. Размещались на двухъярусных металлических кроватях. Учились мы как и в обычной школе. Требования к учебе были строгие, и не всем удавалось держаться на плаву.
Учеба в 8 классе была у меня трудной, но в 9 и 10 классах я учился лучше и закончил учебу успешно, без троек.
   
   На память приходит так называемое увлечение клешами. В ту пору очень модны были расклешенные брюки. И у нас была эпидемия на этот счет. Практически все воспитанники растягивали свои брючины клиньями, распарывая брючину на 30 см и вставляя треугольный кусок синего сукна, вследствие чего брюки становились расклешенными. Речь идет конечно, о темно-синих суконных брюках, которые были парадными. Иногда в этом у ребят был перебор и очень часто увольняемые лишались увольнений. Приходилось удалять клинья. Я растяжкой брюк не занимался. Мне и без клиньев нравилась форма одежды.

   В моем училище на курс раньше учился Анатолий Бышевец, который был классным спортсменом, футболистом и баскетболистом. С ним вместе учился и мой товарищ по академии Ф.Э.Дзержинского Копылов Борис Александрович. Наша учеба, как и свободное время, всегда было на виду у нашего офицера- воспитателя Б.А.Селявина, которого мы все, воспитанники 1го взвода, любили. Товарищ майор – участник ВОВ, имел много орденов, был тяжело ранен. Его правую ногу едва собрали хирурги. Он всегда надевал синие суконные брюки- бриджи, которые маскировали немного кривизну его ноги. В каждом взводе были сержанты - тоже воспитанники, но более ранних курсов. Сержант жил в нашей комнате, у него тоже была кровать и тумбочка. Он приглядывал за нами. Объявлял подъем, бегал на зарядку, принимал с нами пищу, а когда мы шли на учебу, то сержант отправлялся на учебу в свой взвод.
Наше время с отбоя до подъема иногда сопровождалось рассказами более взрослых (на 1-2 года) ребят, которые в красках рассказывали о своих похождениях на гражданке или в увольнениях.
Обязательными были и вечерние прогулки с песней по улицам Велозаводская и Шарикоподшипниковская. Вначале это было непривычно.
Иногда воспитанники, которые любили поговорить после отбоя, получали от сержанта наряд и сразу отправлялись мыть полы в коридоре или туалете.
Иногда мы выходили организованно строем в театры, но в основном в театр СА, где, как сейчас помню, смотрели «Волки и овцы» и «Ревизор».

   За три года учебы был у нас и случай "воспитания" нашего товарища, который украдкой взял чужие расклешенные брюки и ушел в увольнение. У него не было своих брюк. И вот когда прозвучал отбой, ребята потянули за концы одеяло вниз, прижали виновного к сетке кровати и устроили "темную". Этот воспитанник никого из своих обидчиков не видел, но от ударов ремнями с бляхами утром встал с синяками на лице. Сержанта при этом происшествии не было. Офицер- воспитатель утром заметил синяки. Спросил в чем дело. Ответ был: «Виноват, товарищ майор, я упал».
 
   Но вот еще два момента из жизни воспитанника Чугунова. Когда мы закончили 10 класс- получили аттестаты. Мой был без троек, но и пятерок тоже не было. Пятерки были лишь по физкультуре и математике (алгебра и геометрия). Но с такими же оценками некоторые ребята направлялись в ракетные училища, например, в Капустин Яр, это Сталинградская область. Меня не могли направить в ракетное училище. Почему? Ответ воспитателя был таков. Училища новые, очень секретные. А твой папа пропал без вести... Меня направили во 2-ое Ленинградское артиллерийское училище, которое только что было переведено из Ленинграда в г.Коломну. Я об этом не жалею, тем более, что вскоре, через 5 лет, я поступил в Академию Ф.Э.Дзержинского, которая была главной артиллерийской и потом ракетной академией.

   Передо мной фото 1 взвода нашей 2 батареи 2ого Московского Артиллерийского подготовительного училища выпуска 1953 года. На фото мы видим руководство училища: начальник училища генерал-майор Иванов Н.С., заместитель начальника училища полковник Петров К.Н., начальник политотдела полковник Небышинец Н.Е. и старший офицер отдела подполковник Петушков Я.Л., командир батареи подполковник Шаронов А.И., заместитель командира батареи подполковник Никулин Е.В. и офицер- воспитатель майор Силявин Б.А. Все офицеры – участники ВОВ, и все они для нас были непререкаемыми авторитетами. Вот на фото красуются и наши педагоги: по русскому языку и литературе- Клеванская Р.О., по математике- майор Фомин В.Н., по физике- подполковник Бабко П.Г., по истории- Буренина А.М., по географии- Шебалин Я.П. и по немецкому языку- Зарютина В.Е.

   Всего в батарее было 2 взвода по 28-30 человек. В нашем взводе начиная со 2го курса были свои сержанты. И вот с сентября 1953 года все наши воспитанники разлетелись по разным училищам по всей стране. В течение службы и жизни я имел счастье встретиться с некоторыми ребятами. Вот к примеру майора Воробьева А.М. и майора Мазуркевича Е.Б. я встречал в доме офицеров г.Москвы на политзанятиях (лекциях). Спирина С.И. я многократно встречал в электричке. Баленкова В.Г. часто встречал на заводе им.Хруничева, где он как военпред контролировал качество космических изделий. И, наконец, много раз встречался и на службе и в домашних условиях с Юрием Ивановичем Лобановым.
Однажды, ещё будучи лейтенантом, я находился в колонне движущихся артиллерийских тягачей с пушками. На повороте дороги наша колонна приостановилась. И я, разглядывая стоящих на пригорке офицеров, узнаю знакомые лица. Эти два полковника тоже смотрели в мою сторону. И мы друг друга узнали. Я узнал двух своих командиров: полковника Шаронова и полковника  Никулина, которые состояли в группе инспектирующих наше учение в составе 1ой танковой Армии Группы Советских войск в Германии. Как только я представился, они заулыбались. Оба полковника поздоровались со мной за руку и пожелали отличной службы и успехов в учебе. Сейчас, вспоминая об этом, могу сказать, что моя служба удалась. Но разговор об этом позже.

   На фото нашего взвода мы во главе с нашим воспитателем майором Селявиным Б.А. Большинство из нас любили его, как отца. На фото мы уже в 10 классе и выглядим по- взрослому. Среди всех близкими друзьями моими были воспитанники Воробьев Анатолий, Исаичев Юрий и Максимов Леша. С Воробьевым Толей мы сидели за одной партой 1ый год. Все уроки он умудрялся читать художественную литературу. С Исаичевым Юрой я тоже сидел за одной партой два года. Максимов Алеша очень сильным был в математике, которая давалась ему даже лучше, чем мне. Я в математике успевал на 4-5.
Были в нашем взводе и воспитанники- "переростки"- Середин Борис, старше нас года на три, и музыкант- Эдик Аванесов, он вечерами играл на пианино.

   Важным событием была спартакиада нахимовских, суворовских и артиллерийских подготовительных училищ 1953 года. Спартакиада проходила в июле-августе месяце в городе Воронеж. Я был участником этой спартакиады. То, что я немного бегал, любил бегать было известно. Но кроме бега, когда формировалась команда на спартакиаду,  устроили смотр молодых резервов. У нас в училище не было дискоболов. Наш преподаватель физкультуры стал искать детей, имеющих навыки в метании диска. Нас вывели на стадион. Преподаватель нам показывал, как метать диск. И надо же так случиться, что все ребята не смогли сколько-нибудь правильно метнуть диск. И из 2х десятков более рослых и сильных воспитанников только мне удалось послать, метнуть диск правильно. Он пролетел не кувыркаясь 25 метров. И я в результате попал в команду и участвовал в соревновании. Результаты были слабые, но участник был найден. Ещё пришлось бегать на 200 м. После спартакиады отпустили на каникулы до конца августа с прибытием на службу к 1 сентября 1953 года в новое училище, т.е. во 2 ЛАУ в г.Коломна, где у меня и началась моя воинская служба в ВС.

   Но прежде. чем попасть в училище, мне предстояло побывать в отпуске в своем любимом с.Коньково, повидаться с мамой, с сестричкой, бабушкой, дядей Костей, со всеми родными Чугуновыми и Коротковыми и конечно с друзьями.  В эту пору я был уже большой. На руках имел аттестат зрелости. Хороший аттестат, без троек. Я для села был хорошо приодет. Радостное состояние переполняло душу, хотелось увидеть всех пацанов и девчат. Но оказалось, что прохлаждаться некогда. Надо вычистить подвал под новый урожай, надо сколотить курятник, надо с мамой купить сено корове на зиму, заготовить комбикорма, надо закупить дрова и уголь. Копать картошку еще рано и маме придется нанимать помощников. А вот когда я зашел навестить свою тетю, т.е. папину сестру Анну Ивановну, у нее всего была одна просьба- заколоть маленького козленочка. И я оказал такую помощь своей няне, о чем сожалею до сих пор.

   В первую очередь необходимо было вычистить подвал. Это просто. Нужна была лопата и сила. Я эту работу осилил за день. Но вот другая работа, по строительству курятника, затянулась. Мама заметила, что петушок и курочки начали проявлять беспокойство. Возможно, ночью бывают «гости»- или лисица, или хорек. В передней левой части двора было определено место для курятника. Но материала у нас не было. Поэтому было решено сначала запасти, натаскать из леса тоненьких осиновых палочек длиной до 1.5 метра. Мы с мамой раза 4 пускались в лес с топором. Заготовили материал. Нужно было сколотить две стенки, т.к. две стенки двора в углу уже были готовы. Вот так мы собрали курятник. Курятник имел земляной пол, потолок из фанерок и навесную дверь и, конечно, внутри жердочки, перекладинки, на которых куры сидят и спят ночью. Это для нас была "стройка века". Но мы справились. Потом, когда я приезжал на каникулы с училища, мама мне рассказывала, что был однажды ночью зимой большой переполох во дворе. Куры кричали так, будто их кто-то ловит. Мама выбежала во двор с керосиновой лампой. Куры кричат. И видит перед собой хорька, который вынужден был юркнуть под калитку. Мама открыла курятник и увидела, что хорек успел одну курочку убить, но не смог вытащить через закрытую дверь, хотя сам хорек проник через стык двери и стенки.
Что касается заготовок сена и дров, то здесь все решало наличие денег. Деньги были от продажи картофеля. Поэтому оставалось только прибрать сено, дрова и уголь во двор. Мы с этим справились.
   
   О гуляниях. Ну, как и раньше толпой ходили в клубы, в кино в д.Беляево и с.Узкое. Иногда ребята, особенно с получки моего старшего брата Николая Короткова, устраивали посиделки у кого-нибудь дома. Так был случай сбора у нас дома. Ребята принесли 0.5 водки, по дороге к нам в огороде соседа нарвали зеленого лука. Моя мама не одобряла таких сборищ, но все же подала на стол десяток куриных яиц, картошки с подсолнечным маслом и по куску хлеба. Все мальчишки, а нас было человек шесть, выпили по 50 грамм, и я в том числе, закусили и вышли на свежий воздух. А дальше как обычно- в кино, где бывали и танцы, но наши ребята не танцевали, не умели.

   Однажды случилась драка между коньковскими и узковскими ребятами. Набили бока нам, особенно моему брату Николаю, мне подбили правый глаз. В суматохе у меня слетела фуражка. Потом, когда противники разошлись, мы нашли мою фуражку, укатившуюся вниз в овраг. Хорошо, что до моего отъезда в училище оставалась неделя и синяк под глазом прошел. Отпуск у нас был до 31 августа включительно. Отпуск кончился и я рано утром отправился в путь. Мы распрощались с мамой и уже большой, 11 лет, сестричкой Раечкой у крыльца нашего дома. Я не любил проводов и зашагал на автобусную остановку на Маршрут №31. Без особых приключений добрался до Казанского вокзала. По расписанию электричка должна была прийти к часу дня на станцию Коломна. Так и было. В 13.30 я был уже на докладе о прибытии для дальнейшего прохождения службы.

   И вот мы стоим в строю на втором этаже. Все, кто прибыли в училище к часу, дня были построены и в 14.00 отправлены в столовую. Тех, кто к 13.00 не успел накормить обещали ужином. При прибытии в училище на руках были лишь отпускной и аттестат зрелости. Нас пропустили на территорию училища по предъявлению отпускного. А остальные документы: личное дело, характеристики и копия аттестата были доставлены почтой. Здесь на КПП каждого из нас находили в определенных списках. И разрешали нам вход на территорию училища с сообщением, в какую батарею каждый из нас определен.

   Командиром нашей батареи был капитан Олефир Николай Ефимович, который был участником ВОВ.(Под его началом спустя примерно двадцать лет обучался и наш старший сын.) Это был энергичный, требовательный командир и отличный артиллерист, который мог очень быстро готовить данные для стрельбы. Он был хорошим человеком. Курсанты любили своего командира батареи. Под стать командиру батареи были и командиры взводов: ст.л-т Тхорев, ст.л-т Залетный И.И.
Последний день августа. На вечерней поверке была перекличка. Отбой в 23.00. Здесь,как и в МАПУ, были 2х ярусные с металлическими сетками и ватным матрацем кровати. Спали после дороги крепко. Подъем в 7.00. Наступил первый день службы. 


   Итак, я уже курсант 2го Ленинградского Артиллерийского училища. Начался сентябрь 1953 года, г.Коломна. Впереди многолетняя служба. А пока первые шаги, первые дни, недели и месяцы предстоящей 3х-летней учебы в училище.
2 ЛАУ – 2 Ленинградское Артиллерийское училище – командное артиллерийское училище, которое выпускает после 3-ех лет учебы молодых офицеров- командиров огневых взводов и командиров взводов артиллерийской инструментальной разведки. Училище 2 ЛАУ только что, в 1953 году, было переведено из г.Ленинграда в г.Коломну. 2 ЛАУ старейшее военное учебное заведение России, которое создано в Санкт-Петербурге в 1820 году решением Императора Александра I по инициативе Великого князя Михаила Павловича Романова для «подготовки искусных артиллерийских офицеров».

   Училище расположилось на берегу реки Москвы в 500 м от ж/д станции Коломна. Училище имело свой летний лагерь в 80 км от города в Рязанской области в живописном сосновом лесу на берегу реки Ока. Начальником училища в то время (1953г) был боевой полковник Толстопятов Иван Иванович. Заместителем был полковник Свинцицкий, который в возрасте 50 лет мог нам на турнике показать «солнышко». Мы бывали поражены такой подготовкой этого замечательного офицера и по возможности брали пример. Другим заместителем начальника училища по тылу был полковник Фурштейн. Он тоже был человеком средних лет (лет 50), но довольно тучным, в отличие от своего коллеги, полковника Свинцицкого.
В ту пору нас курсантов делили на огневиков и аировцев (артиллерийских разведчиков). Помню. были 2 батареи огневиков и две батареи аировцев. Тогда мы шутили: курица не птица, аировец не артиллерист.

   Задача училища в первый месяц нашей службы и учебы заключалась в том, чтобы подготовить нас к принятию присяги и дать первые знания и уроки в службе. Акцент делался на физкультуре, строевой подготовке, изучении уставов, действиях в строю с оружием и без, конечно же несении внутренней службы (дежурные и дневальные) по казармам. Одним словом, это была служба молодого солдата. Нас обучали, тренировали наш командир батареи и командиры взводов. Наша батарея была вторая. Командир батареи- капитан Олефир Николай Федорович, а командир взвода- Залетный Иван Иванович.

   К принятию присяги нас подготовили быстро. Присяга- это ответственный момент в жизни молодого человека, будущего офицера СА, который дает клятву Родине, что будет служить верой и правдой, как того требуют воинские уставы и интересы ВС страны.

   Мое отношение к службе и жизни всегда было продиктовано отношением к жизни и людям моих незабвенных родителей, папы и мамы. Они всегда мне подсказывали правильное решение. Я добросовестно служил Отечеству, отдавая все силы и знания для поддержания боевой готовности воинских подразделений. (Учился я долго, но служил в строевых войсках довольно непродолжительное время.)

   Присягу мы принимали в последних числах сентября и уже с 1 октября 1953 г. у каждого из нас начиналась действительная служба. И с этого дня я прослужил 34 года и 2 месяца до выхода в запас на пенсию, о чем никогда не сожалел.

   Артиллерийское училище готовило офицеров артиллеристов 188 лет (1820-2008гг) и 30 декабря 2008 года было расформировано и прекратило существование. Теперь на месте училища размещается центр боевого применения беспилотной авиации.
В 1968 году училище стало называться Коломенское Высшее Артиллерийское ордена Ленина Краснознаменное командное училище имени Октябрьской Революции (КВАКУ).
Изменялась программа подготовки курсантов, менялся профиль училища, форма одежды и дислокация училища.Училище находилось в северной части г.Коломны на берегу р.Москва. На карте Подмосковья в 500м от станции Коломна., где обозначена церковь, где в наше время (1953г) находился наш спортивный зал. И к этой церкви примыкала территория училища, на которой размещались казармы, медсанчасть, артпарк и штаб. Ещё к территории училища примыкал стадион, где зимой в выходные дни курсанты могли покататься на коньках. В 200м от штаба была городская баня.
На территории училища было два памятника архитектуры:
-Дом Мещаниновых, занятый штабом училища,
-здание церкви, используемое под спортивный зал училища, которая в 1999 г. была восстановлена и освещена. Теперь она носит имя Христорождественская церковь.

   Училище имело собственный учебный центр в Рязанской области недалеко от с.Сельцы на берегу реки Оки. Учебный центр находился на левом берегу Оки, а на противоположном от нас берегу расположен музей-заповедник С.Есенина в селе Константиново. Перед нами простирался огромный простор луговины в излучине реки Оки. И этот простор был ограничен с Запада и Юга Окой, а с востока и севера её
старым руслом, т.е. старицей реки Оки. Это чудо природы служило нам и помогало переносить тяготы и лишения воинской службы. Огромная луговина, заключенная в объятия старицей реки Оки и самой Окой было усеяно клубникой. Вероятно эта луговина когда-то обрабатывалась и засевалась и поэтому из года в год здесь вырастал урожай клубники. В свободное летнее время мы толпами бродили по этим просторам и лакомились дарами природы. Единственная трудность заключалась в том, что надо было переплыть старицу р.Оки дважды. Жаль, что ни мне, ни моим товарищам не удавалось посетить Есенинские пенаты в Константиново.

   Второй год службы, 1955 год, остался в моей жизни определяющим, не год выпуска, а именно 1955 год. Мир и страна праздновали 10 годовщину Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Весной, в мае, на празднике Дня Победы в Конькове в моей жизни произошло важное событие. Я встретил девушку,с которой связал жизнь и неразлучен поныне. В этот день мы все, коньковские парни и девчата, собрались отпраздновать День Победы. Собрали деньги, определили место встречи и час. Я находился в отпуске (увольнении). И вот мы собрались в доме Толика Горбачева. Теперь их дом находился за магазином на проселочной дороге, как и дом Лешки Носова (Папанина). От магазина шла проселочная дорога из с.Конькова в большую березовую рощу, где ранее было поместье или усадьба помещика Ирошникова. Народ потихоньку собирался. Здесь из ребят были Николай Коротков, Евгений Петров, Анатолий Горбачев, Анатолий Матвеев, Евгений Монетов, Лешка Носов, Мишка Громов (Куренев) и может быть кто- то еще. Ну были и девушки. Среди них оказалась некая Галина. Мы долго смотрели друг на друга. Я взвешивал ситуацию. Она приглашена на молодежный праздник не мной. Скорее всего хозяином дома. Потом мы заговорили и разговор наш закончился тем, что мы оба решили сбежать из этой компании. Так и сделали. Перед магазином, как обычно играла гармошка и молодежь танцевала. И мы тоже закружились в вихре танца. На гармошке по-моему играл Николай Матвеев. Мы продолжали веселиться. Танцевал я, конечно, не очень и вел себя скованно. Но тем не менее объяснил, что увольнение мое до 24.00, а в это время уже было часов 15-16. И, стало быть, путь мой далек. Мы свернули нашу встречу и договорились через час ехать в Москву. Галина убежала к сестре Кате, а я забежал домой, распрощался с мамой и ушел на автобусную остановку, где меня ожидала Галя. Помню, как мы на Казанском вокзале ждали электричку, которая должна была увезти меня в Коломну. Мы оба на платформе вели себя скованно. Но я все же умудрился разок поцеловать Галину в щечку. Ждали электрички мы не долго и разговор у нас шел о будущем, о дружбе. Пришла электричка и прервала наше общение. Мы уверяли друг друга в нашей дружбе, обещали писать письма и ждать новой встречи. Знакомство состоялось и расставание тоже.
Потом мне мой двоюродный брат Анатолий Семенович рассказывал, что шел по селу разговор о том, как Алексей Чугунов ушел с вечеринки с московской девушкой и увел её от чужого крыльца.

   Электричка шла 2 часа. И все эти два часа пролетели под впечатлением от первой встречи. В глазах моих были ее крупные глаза и уже приятный сердцу ее лик, и голос. Конечно, уже тогда обратил внимание на ее стройную фигуру, бюст, стан и красивые точеные ножки. Я уже в то время примерял к ней судьбу офицерской жены. Служба впереди- не сахар, и думал, что мы справимся. Ну вот так. Это было главным событием 1955 года, не считая юбилея Победы.

   О спорте. В лагерях мы много занимались физической подготовкой и по программе, и в свободное время. Это и футбол и баскетбол. Особое место для моего физического развития занимала легкая атлетика, а точнее, бег на средние и дальние дистанции. Курсанты часто бегали кросс. Кросс 3 км по пересечёнке. Я в этом кроссе был асс. Я по кроссу на 3 км выполнил норму 1го разряда, пробежав эту дистанцию за 9 мин 20 сек.
Однажды, летом в лагерях были организованы соревнования на дистанцию 30 км. Каждая батарея должна была выставить по 2 участника. От нашей 2ой батареи были назначены 2 участника: курсант Чугунов и курсант Брагин.
Ровно в 12 ч. Нам дали старт на стадионе. Трасса наша проходила по лесной тропинке в сосновом бору от нашего стадиона по берегу старицы реки Оки в сторону с.Сельцы и обратно к стадиону. И таких надо было пробежать три круга по 10 км. В целом соревнования закончились для нас удачно. Мы с Брагиным пришли к финишу первыми. Наша батарея отличилась. Но после финиша мы не могли двигаться. В икрах ощущалась боль. Нам устроили дополнительно банный день, чтобы попарить мышцы ног. Нас благодарили за успешное участие в соревнованиях и одновременно объявили, что по результатам соревнований курсанты Чугунов и Брагин назначаются участниками соревнований частей и учебных заведений Московского военного округа. До старта оставалась одна неделя. Физически мы себя чувствовали неважно. Мы перемещались на полусогнутых. Нам объявили день старта и место проведения соревнований. Трасса соревнований была назначена на Киевском шоссе. Старт в Наро-фоминске в сторону Москвы 15 км. с возвратом на финиш в Наро-Фоминск.
В лагерях мы бегали по лесной тропинке, а здесь пришлось бежать по асфальту. На повороте обратно была организована подпитка. Нас подпитали стаканчиком глюкозы. Каждый из нас ощутил прилив сил. Участники были разные. Отдельные участники были уже мастерами. Поэтому наши результаты были слабыми. Но главное, мы без особых тренировок второй раз пробежали длинную дистанцию. Я среди наших пришел первым, но после финиша у меня разламывалась голова. Я просил помощи и на финише меня отвезли в санчасть. Мне дали что-то выпить и боли утихли. Мой товарищ Брагин на голову не жаловался. Всех участников, и курсантов и солдат, потом развозили по частям на машинах. Больше я никогда не бегал на 30 км.
Кстати, в нашем училище был мастер спорта по бегу. Звали этого курсанта Алексей Десятчиков. Это был мастер по бегу и лыжам. Но к сожалению, он в ту пору был на международных соревнованиях в США.

   В нашем взводе было 35 курсантов. Командиром взвода был старший лейтенант Залетный Иван Иванович. Очень авторитетный офицер. /.../
Среди курсантов взвода 4 человека были с нашего взвода из 2МАПУ. Это были курсанты: Селицкий Л.С., Середин Б.А., Клыков А.М. и я. Мои отношения со всеми курсантами были равными. Но был у меня и очень близкий товарищ. Это курсант Муштаков Константин Павлович, который был родом с Перервы. Он в отличие от нас сдавал вступительные экзамены и сдав их успешно стал курсантом 2го ЛАУ.
Мы с Костей Муштаковым были дружны. Ходили в увольнение вместе. Делились своими тайнами. Мне в 1955 году на втором курсе обучения стало известно, что курсант Муштаков был женат.

   Как-то незаметно 1955 год прошел, наступил 1956 год. 3-ий год нашей учебы, завершающий, выпускной. Этот 1956 год начинался с новогоднего праздника. Я имел счастье встречать новый год с моей Галиной на Софийской набережной. Так случилось, что вся большая семья под новогоднюю ночь исчезла, растворилась и мы здесь недалеко от Кремля слушали новогоднее поздравление один на один за столом с Галиной. Выпили по бокалу вина и захмелели. Проснулись под утро одетые в полусидячем положении на диване.

   Начался Новый 1956 год, который нес с собой новые задачи, новые испытания. В училище мы завершали изучение премудростей нашего специального военного артиллерийского дела. Каждый из нас как-то оценивал свои возможности и определял необходимый уровень знаний, где показателем были итоговые оценки по всем дисциплинам учебной программы. После завершения учебы и сдачи государственных экзаменов каждый курсант мог рассчитывать на распределение, которое зависело непосредственно от его успехов в учебе. Известно, что курсант, окончивший учебу на первый разряд, это когда все дисциплины сданы на отлично, имел право выбора места службы. Главным экзаменом для будущего офицера были стрельба по цели с закрытых огневых позиций.

   Весной 1956 года мы дополнительно к программе обучения стали изучать автомобили, вождение, правила вождения с получением прав 3 класса. Поэтому мой водительский стаж исчисляется с 1956 года.

   По окончании государственных экзаменов наш командир взвода старший лейтенант Залетный И.И. провел со мной беседу и рекомендовал мне вступить в члены КПСС. Я после этой беседы принял решение вступить и начал готовиться. Подготовка включала изучение устава КПСС, сбор необходимых документов и получение рекомендации моих старших товарищей. Работая в этом направлении, я заметил, что то же делает и мой близкий товарищ, курсант Муштаков Константин Павлович. Короче, мы стали вместе готовиться к вступлению в КПСС. Мне дали рекомендации командир взвода Залетный И.И. и командир батареи Олефир Н.Е. Вскоре организовали партийные собрания. Нас приняли в партию. В парткоме училища нас поздравили и вручили партийные билеты, точнее партбилет кандидата в члены КПСС. В училище в 1955 году стал кандидатом в члены КПСС, а уже в 1956 году меня приняли в члены партии. Билет мне вручал начальник парткома 2ЛАУ. Таким образом, в ГСВГ я следовал уже членом КПСС.
( В июле 1974 года партийный билет был заменен. Новый партийный билет №14093817 был выдан 26 июля 1974 года Парткомом ЦКБ Экспериментального машиностроения МО.)
 
   В июле-августе 1956 г. у нас были стрельбы в лагерях. Они проходили как государственный экзамен для каждого выпускника училища. По окончании училища нам выдали дипломы. Мой диплом за №71128. Настоящий диплом выдан Чугунову Алексею Ивановичу в том, что он в 1953 г. поступил, а в 1956 г. окончил полный курс 2-го Ленинградского Артиллерийского ордена Ленина Краснознаменного училища по специальности командир взвода корпусной артиллерии. Приказом министра обороны Союза ССР №04489 от 25 сентября 1956 г. Чугунову А.И., окончившему училище по первому разряду, присвоено воинское звание лейтенант.
Председатель выпускной экзаменационной комиссии – П.Емелин
Начальник училища – Толстопятов И.И.
Г.Коломна 28 сентября 1956 г.

   После завершения стрельб в лагерях Училищу предстояло поздравить нас с окончанием учебы, обмундировать с ног до головы полевой, летней, зимней, верхней и нижней одеждой и обувью. Это была большая работа. Подготовить дипломы и удостоверения. Чтобы нас приодеть надо было с нас снять мерки, а при шитье нашей одежды нужно было осуществить целый ряд примерок. Затем, переодев, нас построили на плацу в полном боевом и вручили каждому перед строем дипломы и удостоверения личности офицера Советской Армии. Это проходило в торжественной обстановке. Все лейтенанты блистали пуговицами, звездами, портупеями, блестящими сапогами и улыбками. Восторг переполнял душу. Потом был выпускной вечер. Был концерт. Были танцы. Были приглашенные выпускницы соседних школ. Говорят, что бал удался. Не обошлось и без посиделок. Наш взвод подобрал себе место в ресторане на станции Голутвин, где мы организовали прощальный ужин с приглашением наших наставников- командиров и некоторых педагогов, которых мы благодарили, «пили» за их здоровье и вручали подарки. Мы вручили, как помню, комбату Олефиру Н.Е. и преподавателю по стрельбе подполковнику Баканову очень модные в ту пору приемники «Океан» Рижского производства.
По окончании училища каждый получил назначение в часть на должность командира огневого взвода. Я и мой товарищ, лейтенант Муштаков К.П., получили назначение в группу Советских войск в Германии. Мы получили предписание, вещевой и продовольственный аттестат и проездные документы на железнодорожный транспорт. Как-то случилось, что выпускных фотографий у нас не было. Видимо, не было принято. Поэтому по разным фоткам и памяти вот список взвода: Агеев, Бессонов, мл.с-т Брагин, Иванов, Кизля, с-т Каблуков, Клыков, Каревский, Кудрявцев, Леонтьев, Мошивец, Муштаков, Панченко, мл.с-т Панушин, Помогалов, Пуганов, Садовниченко, старшина Селицкий, мл.с-т Синьков, Середин, Станьков, Степанов, Хижняк, Чугунов, с-т Шеляков.

   Теперь впереди был отпуск и потом дальняя дорога в известном направлении, в ГДР. И вот час пробил. Я, молодой лейтенант, получивший назначение служить в ГДР, прибыл в отпуск 15 октября 1956 года. Меня встретили мои самые близкие и дорогие  люди- сестричка и мама. В ту пору мне пошел 22 год, сестричке Раечке – 14 лет, а маме, Анне Алексеевне, исполнилось 45 лет. Моей любимой бабушке, Александре Васильевне, было 72 года. Мой приезд был отмечен небольшим семейным сбором. Радость переполняла всех моих близких родных. Особую радость испытывала моя мама.
На следующий день после завтрака я умчался к бабушке Саше, т.е. в дом Коротковых. Молодой лейтенант скромно прошелся по задней улице села в дом №36, где жила моя бабушка, дядя Костя, тетя Нюша и ее дети- мой двоюродный брат Николай и двоюродная сестра Елена. Мамин брат, мой дядя Костя, жил одной семьей с тетей Нюшей. Это был гражданский брак. Детей, Николая и Лену, дядя не усыновлял. Муж тети Нюши не вернулся с войны. Звали его Алексей Алексеевич (брат мамы).
Наша встреча сопровождалась чаепитием с вопросами и ответами. Всех интересовало куда направили, какая должность, когда в дорогу. Интересовались планами на отпуск. Отпуск предстоял большой, 45 дней, а планов особых не было. Если коротко сказать, то нужно было помочь маме с участком, уборкой урожая и с подготовкой к зиме. Конечно же, хотелось повстречаться с моими сельскими друзьями. Но в форме лейтенанта не пойдешь гулять на улицу с ребятами. Не удобно выделяться. В то же время, приличной гражданской одежды у меня не было. А что было- стало мне мало. А выглядел я в ту пору толстячком. Пришлось срочно пополнить свой гардероб. Отпуск в делах домашних пролетел быстро. Приближался отъезд к месту службы. Возникла необходимость сделать фото на память. Нам пришлось поехать в Москву, чтобы сфотографироваться. К отъезду тоже нужно было готовиться: приобрести билеты, купить чемоданы и упаковать многочисленные одежды. Привести свою форму в надлежащий вид. Нам было рекомендовано прибыть к новому месту службы в парадной форме одежды. Китель из сукна стального цвета и синие брюки на выпуск. Вот смотрю я сейчас на нашу фотку, которой сегодня уже 57 лет и думаю, какие родные и любимые моему сердцу смотрят на меня глаза моей мамы и любимой сестрички. Но у всех ощущается во взгляде грустинка. Фото это сделано в последние дни моего отпуска. Впереди расставание. Веселого мало.
 
   Я получил определенную сумму денег (первая получка и подъемные). Не помню как мы их расходовали. Но все деньги я передал маме и просил при этом оставить мне часть на дорогу. На железнодорожный билет я получил требование. А сколько нужно денег до очередной зарплаты все мы офицеры- лейтенанты знали хорошо.
Во время отпуска мы встречались с моим товарищем лейтенантом Муштаковым К.П. Мы с ним ходили на Красную площадь, в парк Горького и заходили на Белорусский вокзал. Именно оттуда нам предстояло убыть в ГДР. Уже тогда по воинскому требованию мы приобрели билеты на поезд Москва-Дрезден на 7-8 декабря. До отъезда у нас оставалась неделя. Эта неделя ушла на хлопоты подготовки к отъезду. Большую сложность пришлось испытать при сборах всего необходимого, а особенно в упаковке вещей. Пришлось сразу приобрести приличный по размерам чемодан. Мы обязаны были ехать за границу в парадной форме одежды: китель, белая рубашка, брюки бриджи, хромовые сапоги, парадная шинель и шапка. Но это лишь треть вещевого довольствия молодого офицера. Кроме парадной одежды была повседневная и полевая форма. Повседневная форма: шинель, фуражка, плащ- накидка, ботинки, китель, брюки. Полевая форма: гимнастерка, брюки, фуражка, кирзовые сапоги. Конечно нужно было еще взять туалетные принадлежности. Все это с трудом разместилось в чемодане.
Сборы закончились. Фотографии получены. С друзьями пообщались. Пора и честь знать. Предстоит дорога на неизвестный и загадочный Запад, в Европу, в Германию, в ГДР, в Группу Советских войск в Германии.


Рецензии