Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью? Чёрта с два!
Изо всех сил пыталась его принять - как же, один из "трёх китов" литературы ХХ века, наряду с Джойсом и Прустом, по словам Ахматовой - но не принимает душа.
"Credo, quia absurdum" - не мой символ веры.
И даже не в самом абсурде дело, а в потрясаюшей тягомотности этого абсурда, в том, что Кафка, вроде бы критикуя его, на самом деле балдеет от него, живёт в нём, словно в дурном сне, не желая просыпаться и, как паук, затягивает в бесконечную паутину своего помрачённого сознания...
Бр-р-р.
Особенно удручает "Замок" - читала его по кускам, давясь и запивая водой, где-то на середине не выдерживала, бросала, потом снова, просто из принципа, ощущая себя кем-то вроде адепта уринотерапии, брала его в руки - надо же, чёрт возьми, дочитать до конца! - но конца нет и не может быть, сплошной кошмар, сладострастие занудства и занудство сладострастия, всё это можно было сделать ярче и короче, непотребный роман превратить в хороший рассказ, идея-то - выеденное яйцо! - но я ж понимаю, что в этой параноидальной детализации заведомо бессмысленного, в его абсолютизации, я бы даже сказала - сакрализации, в этом отказе от надежды, глухо увязающей в сугробах и идиотских ситуациях - в этой бесконечной умственной мастурбации и есть творческий метод Кафки, его эстетика.
Мир, увы, таков, каким мы его видим.
"Сон разума рождает чудовищ", каковые отнюдь не пробуждают, а лишь продлевают сон, понеже питаются им.
Духовный вампиризм - величайшее преступление культуры ХХ века, которую не люблю всем сердцем. За редким исключением отдельных авторов.
Ничего не оставить миру, никакой радости, никакого героизма!
Это значит - предать Бетховена. Предать романтиков ХIХ века, которых, напротив, нежно люблю.
Мир становится таким, каким нам его рисуют.
И произнося эту анафему Кафке, я наблюдаю сейчас за очередным "процессом": блужданием живой души в адских лабиринтах бюрократии, борьбой за необходимую, но почему-то недоступную бумажку...
К чёрту Кафку!
Самое главное - не признавать его пророком.
И радостно ковать меч.
Тогда всё получится.
P.S.: Меня сейчас спросили: так что, получается, что Кафка не изобразил уже существующую бюрократию, а породил её?
Кафка мне просто "подвернулся под руку": уж больно похожа на одну из его фантасмагорий происходящая сейчас и касающаяся лично меня ситуация.
Он не виноват и... виноват!
Потому что мысль материальна. Как аукнется, так и откликнется.
Представьте себе, что в известной сказке Иван, рубя Змею Горынычу постоянно отрастающие головы, вдруг скисает, роняет меч, ломается духовно. И что будет с реальными, не сказочными иванами?
Они выродятся. А змеи горынычи расплодятся неимоверно. Что, собственно, и имеем.
Искусство - сильная вещь.
И вообще - "в начале было Слово".
Где объективизм эпоса уступает место субъективизму лирики, архетип - аффекту, там кончается героическая эпоха, и её сменяет эпоха упадка.
Слишком много чувств-с. И все - отрицательные.
Искусство ХХ века с переполняющими его психопатами и кликушами, на мой взгляд, очень подорвало духовное здоровье человечества, его способность к сопротивлению.
Все эти антиутопии...
Нельзя лишать людей надежды!
25 августа, 2006
© Leo Lakis
Свидетельство о публикации №219021102272