Поиски Пробуждения-II. 3-4. Буддийская монахиня

ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Его Святейшество Далай Лама Тензин Гьяцо 14
 
ГЛАВА 3. ОБЕТЫ  БУДДИЙСКОЙ МОНАХИНИ. Мы отправили письмо в офис Далай Ламы в Индию, для того чтобы узнать что необходимо  сделать, чтобы принять монашеские обеты  у  Его Святейшества.Тогда- то и выяснилось, что еще двое ребят  из Петербурга  хотят  стать монахами. 
 
Из  офиса в Дхарамсале  очень быстро  пришел  ответ  с  информацией,какие документы и справки необходимо собрать  для посвящения. Мы их  подготовили  и отправили в Индию, тогда нам сообщили, что посвящение будет проходить  в  июле 2004 года, в день  первого  поворота  колеса  Дхармы Буддой Шакьямуни.

Я взяла отпуск, плюс  месяц за свой счет, и  мы выехали  в Индию в Дхарамсалу. Сначала мы прошли курс подготовки в центре Ламы Сопа Ринпоче "Тушита".Занятия  в центре проводили две  монахини, которые отвечали за  подготовительную программу перед  посвящением. Одна из них  сестра Джотика или по тибетски Тензин Чодон, которая  помогала нам в начале курса.  Она  была  родом  из  Испании и первоначально следовала  дхеравадинской  традиции, в  былые времена успешно практикуя  шаматху  в  Бирме. Когда ее учитель стал очень стар, он посоветовал ей  поехать в  Дхарамсалу к Далай Ламе, где она  и стала  Его ученицей.

Вторая - американская  монахиня  Сангье Кхандро, ученица  Ламы Сопа Ринпоче. Она хорошо знала тибетский язык и перевела на английский достаточно много уникальных книг  по буддизму, в том числе по винайе* (монашеская дисциплина).

После  подготовительного  курса  мы  купили  монашескую одежду  в тибетском  ателье, обрили головы, как принято в монашеской общине  для мужчин и женщин, что является  символом отречения от мирской жизни, и ожидали назначенного дня для принятия обетов.

Перед  посвящением  нам  сообщили, что в монастыре  Далай Ламы  Намгьяле, в который мы пойдем, есть две статуи, которые исполняют  желания. Они подобны живым божествам, читают  мысли и общаются с паломниками. Трудно сказать, правда ли это! Но то, что  Учитель Его Святейшество Далай Лама ведает мысли других, в этом  нет  никаких  сомнений! Нас также  предупредили, чтобы  во время  проведения церемонии  посвящения  мы не смотрели на  Далай Ламу открыто,прямо в глаза, да и вообще не поднимали  голову вверх, устремив взгляд в пол, как это принято в тибетской традиции.

В  день посвящения  мы встали очень рано, около  3 часов  утра  и когда собрались, то  все вместе отправились  в  монастырь. Намгьял или иначе Цуклахан, это  мужской тантрический монастырь  Его Святейшества  Далай Ламы. В нем  обучаются монахи школы Гелуг, которые сначала изучают тибетские тексты великих буддистских философов  Индии и Тибета. Они заучивают их  наизусть и дебатируют, стараясь развить логическое мышление, анализ  и убедительную аргументацию.
Честно говоря, что когда на учениях Далай Ламы  в  Сарнатхе я впервые увидела, как проводятся дебаты, то была удивлена, монахи  с силой расталкивали друг друга, дергали за руки и громко кричали. Но я не понимала сути происходящего из-за незнания тибетского языка. Со временем, когда  я узнала, насколько дебаты  эффективны для  развития интеллекта  и логики, мне  самой захотелось  постичь  эту науку.

Когда мы пришли в монастырь, то к нам, европейцам, присоединилась достаточно большая  группа тайваньцев  и  монгольцев. Так как мы должны были пройти в специальное помещение внутри резиденции Далай Ламы, нас попросили оставить все вещи  в офисе и тщательно  обыскали (покушения на Далай Ламу 14 производились неоднократно). Затем  мы выстроились в алфавитном порядке в ширенгу.  После этого нас провели вдоль небольшой аллеи  к прекрасному храму, и  мы зашли  внутрь. Здесь  нужно было подняться на второй  этаж  и, наконец, мы вошли  в  Гомпу* (буддийский монастырь). В ней  на возвышении  находилась  прекрасная статуя  Будды Шакьямуни, перед  которой  располагался  трон  Его Святейшества  Далай  Ламы 14.

На стенах  Гомпы  были развешены  танки*   с изображениями буддистских ученых и  философов. Вокруг  трона  были разложены  подушки, которые предназначались  для  учеников  Далай Ламы из арья Сангхи, помощников  в проведении церемонии и  переводчиков. На полу, внизу, были  разложены  подушки, на которые мы расселись  по списку, как  были предварительно выстроены до этого. На подушках  уже лежали  готовые таблички  с  новыми, монашескими  именами. Впереди, ближе к трону Далай Ламы, традиционно сидели мужчины, а за ними мы, женщины. Я оказалась в первом ряду женщин  в конце правой стороны, а для Его Святейшества  первой слева.  Сбоку от меня находилась  открытая дверь, с той  стороны  которой,  сидела  группа  монахов. Наступила  тишина.
               
Когда  Его Святейшество Далай Лама торжественно вышел к нам, все присутствующие поднялись со своих мест. Он был в бардовой монашеской одежде и двух желтых накидках, приветливо улыбаясь, он помахал нам рукой. Я впервые видела  Его Святейшество так близко. И эта встреча произвела на меня глубочайшее, неизгладимое  впечатление.Далай Лама внимательно оглядел  нас и началась церемония посвящения.

Когда все уже закончилось,Далай Лама стал говорить что-то на тибетском,но у меня внезапно перестал работать приемник и я не смогла слышать перевод.От отчаяния и нахлынувшей обиды я невольно подняла голову и столкнулась взглядом с Его Святейшеством.Он понимающе улыбнулся и сделал знак своим помощникам. Тут же монахи  принесли другой  приемник, но как я не пыталась наладить его, ничего не получалось.

Меня охватила  дрожь, я подняла голову и с досадой посмотрела на Далай Ламу. Я ничего не понимала из сказанного им. Он опять  посмотрел  на меня и улыбнулся. Тогда  я вдруг  сразу  успокоилась, с облегчением  вздохнула  и  смирилась  с ситуацией. Все сидели с опущенными головами, но я  смотрела  прямо на Далай Ламу, как завороженная. Я смотрела и не могла оторваться. В какой-то момент, мне показалось, что Он впал в  Самадхи*. Глаза его закатились, а тело стало  излучать  свет. В наступившей тишине сердце безошибочно узрело настоящего  Мастера Йоги, Истинного Духовного Учителя, обладающего  запредельными реализациями, безграничным  состраданием и  глубокими знаниями. Мое сознание мгновенно «вылетело» из тела, я ощутила  необыкновенную  легкость  и радость, впав в неописуемое, небывалое  состояние блаженства. Так что  мне сильно повезло, что радиоприемник  не работал! (не знаю, имею ли я право об этом писать)
 
В конце церемонии  я прочитала карточку  с новым духовным именем – Тензин Цокьи. Тензин - это одно из имён даровавшего мне обеты Учителя  Его Святейшества Далай Ламы. А  Цокьи - означает  озеро или море счастья, как это переводят тибетцы. Когда  Его Святейшество  спустился с  трона, мы подходили к Нему, чтобы получить личное благословение и  сфотографироваться на память. После этого нам подарили подарки и накормили прекрасным обедом. Так я получила монашеские обеты и стала гецулмой Тензин Цокьи. Думаю, ради этого стоило родиться в этой жизни!

На следующий день нас повезли  в малый  тантрический монастырь  Гьюто, чтобы  получить  благословение  у  Его Святейшества  Кармапы  17.
   ____________________________________________
                __________________________________________   

ГЛАВА 4. ИНСТИТУТ  ЛАМЫ  ЦОНКАПЫ. После посвящения в буддийские монахини
я остались  до самого отъезда  в центре «Тушита»,  в  это время там начался ритрит под  руководством  досточтимой Сангье Кхандро.Тут  со мной стали происходить невероятные вещи, касавшиеся духовных переживаний, рассказывать о которых буддийская община не рекомендует. 

Перед  самым  отъездом в Россию с одной американской  монахиней мы  написали письма Ламе Сопа Ринпоче, где спрашивали, что  нам  лучше  практиковать после принятия монашеских обетов. Осенью  пришел ответ от  Ламы Сопа. В нем он подробно  сообщал, что  нужно  практиковать. В том числе, он посоветовал  мне поехать  учиться в  Италию в институт  «Ламы Цонкапы». Я  была так рада  ответу  Ринпоче, что  с  усердием  принялась  за практику, но  уехать из  Петербурга  и учиться  в Италии  не могла, так как у меня  болела  старенькая мама.  А вот поехать  в  институт  в отпуск  на  два с половиной месяца  было вполне реально, поэтому  после  благословения  Кирти Ценшаба  Ринпоче  на поездку в институт «Ламы Цонкапы», я выехала  в  Италию.
               
                *                *                *
Институт «Ламы Цонкапы» находился за городом в небольшом поселке. В  это время  у студентов  начались каникулы. Все они только  недавно  сдали последний  экзамен, после чего  часть из них разъехалась по домам, а  часть  осталась в  институте. Мне разрешили работать волонтером  и  выделили  койку  в  двухэтажной  комнате для  монахинь.

Работа, которую мне поручили выполнять, пришлась  по душе. Я делала внешние подношения для  пяти Дьхъяни  Будд* (в буддийской философии они олицетворяют целостность мироздания) и для множества  статуй  Будд  по всей  территории  вокруг  монастыря. Ежедневно  я  убирала  и подметала около ступы  Ламы  Еше, духовного Учителя  Ламы  Сопа Ринпоче, и около  трех  ступ, которые находились  недалеко  от  Гомпы (храм). Позже мне поручили открывать  утром  библиотеку  и закрывать  ее  для посетителей на обеденное время.  Поэтому у меня появилась возможность читать  и конспектировать книги, которые были мне интересны. Иногда, я помогала раздавать еду во время обеда и завтрака, народу  в институте  было много, потому  что  продолжались ритриты для мирских последователей. 
               
На  территории института  был выстроен  храм  для Бодхисаттвы  Авалокитешвары, тысячерукого и одиннадцатиликого  Ченрезика (Сострадательно Зрящий, Бодхисаттва, достигший состояния будды практикой великого сострадания).  В  этот  храм я приходила в свободное время и настолько полюбила его, что если бы была такая  возможность, то  осталась бы жить рядом с ним. Здесь я делала подношения  огромной статуе  Авалоките, над  которой  висел портрет  Его Святейшества  Далай Ламы, а потом  часами медитировала. Когда храм  закрывали на перерыв, я садилась в тени деревьев  на  единственную во всем комплексе Института  скамейку  и  читала  садханы (текст духовной практики). На улице  было невыносимо  жарко, но идти в комнату не хотелось.

Однажды  меня представили  настоятелю  Института  тибетскому  Геше Джампа  Гьяцо.  Это был удивительный Лама, обладающий глубокими  знаниями  Дхармы  и  сердечной  добротой. Я посетила  несколько его уникальных классов,  а так же Цоги и Пуджи, которые он проводил  в то время. В институте все студенты  его очень любили  и  уважали, многие рассказывали, как безоговорочно доверяли ему свои проблемы.Так что я тоже могла подойти к нему с вопросами.

Вскоре  я  увидела  объявление о том, что итальянский  монах Антонио Сатта, ученик Ламы Еше и Ламы Сопа, будет давать пятидневний курс  по випашьяне, конечно я должна была  пойти на нее, хотя на этом  курсе присутствовали  только мирские ученики.  И тут  вот  что произошло:
сразу  же  в первый день практики,  я спонтанно стала использовать  ту пранаяму,  которой  меня  учил в центре  «Шри Ауробиндо» Свами Брамдэв.  К  тому же  Антонио  Сатта  давал прекрасные комментарии, наверное, поэтому  на третий день курса, совершенно спонтанно...(не могу писать дальше)

Когда  очередная  сессия по практике закончилась, мой  ум стал совершенно иным.  Я иначе стала  воспринимать  окружающий мир, он представал в совершенно другом свете. Я еле добрела  до своей комнаты, уселась на кровать, и стала  наблюдать за внутренними переживаниями.

Я хранила эти переживания глубоко  внутри  и оставалась в этом  неземном  состоянии  ровно  20 дней без перерыва. И это было самое лучшее, что случилось в  институте Ламы Цонкапы. Однако,один из моих учителей  сказал, что не стоит обращать особого внимания на переживания, возникающие во время практики, и особенно цепляться за них умом.

Интересно, что  когда  я вернулась в  Россию, никто не заметил перемен, которые произошли в моем  сознании: мирские существа, даже те, кто долго практикует, но  не имеет реализаций, не могут  увидеть  духовные достижения  в  человеке, их могут  видеть только Будды и  Бодхисаттвы.

Еще находясь в Италии, когда я убиралась  у ступ и разносила подношения, в один из дней ко мне подошла итальянская монахиня, которая  давно училась в институте Ламы Цонкапы. Она спросила, не собираюсь  ли я ехать на учение к его Святейшеству  Далай Ламе в  Швейцарию?

- Я бы с радостью, но где взять деньги на такую поездку? Кроме того, я не уверена, нужно  ли  сейчас  уезжать из института  Ламы Цонкапы, ведь именно сюда меня направил  Лама Сопа.
- Знаешь, не беспокойся по поводу денег!  Я с большой радостью поделюсь с тобой моими сбережениями, потому  что я не смогу поехать на учение и буду работать в школе.
Я удивилась такому предложению.
- Да, ты должна поехать на учения в Швейцарию!  А посоветоваться  об этом  можно  с  настоятелем  прямо завтра  утром.

И тут все «завертелось». Мне, конечно, сразу дали добро на поездку  на учение, а один знакомый монах  купил  билет на поезд  до Швейцарии всего за 25 долларов. Оказалось в Италии продают билеты для бедных, в каждом составе поезда  есть такое купе.  Моему счастью не было предела: я  еду в Швейцарию на учения  Далай Ламы!
Прямо на вокзале  в Швейцарии  я увидела  знакомую  монахиню, с которой мы некоторое время жили в одной комнате в  институте  Ламы Цонкапы, она сообщила, что организаторы учения приготовили  бесплатное место для ночлега  для  сангхи монахов.

Мы сразу отправились туда и когда уже  расположились, монахиня  предложила  прогуляться, она хотела  поговорить  со мной по секрету. Мы  направились  вдоль дороги, потом  свернули пару раз направо, потом  налево  и оказались в  небольшой  парковой зоне с высоко растущей  травой. Тут мы  устроились и начали  беседу. Поговорить было о чём: мы  вместе получали  монашеские обеты  у  Далай Ламы в Дхарамсале, а потом  по совету  Лама Сопа  Ринпоче  она поехала  учиться  в институт «Ламы Цонкапы»,  и отучилась уже год. Но сейчас  она  явно переживала  кризис.
 
Тут  надо  сказать, что в  первые несколько  лет  после принятия монашеских обетов, вся  внешняя и особенно внутренняя  жизнь начинает  резко меняться, поэтому может быть  очень трудно. С этим  сталкивается  каждый, кто отрекается от мирской жизни или серьезно практикует. Так что, поговорив  с ней, я поняла, что  большие сомнения вкрались в ее сознание, и у нее возникло  желание  оставить монашество. Впоследствии она предпочла жить обычной жизнью: поступить в университет, выйти замуж, создать семью и родить детей.
 
Ну что я могла ей сказать? Конечно, я пыталась разубедить ее, рассказала, что  когда  ушла из «Ананда Марга», то было очень трудно  заново приспосабливаться к мирской жизни, жить с людьми, ищущими только материальные блага и не думающими о смысле духовного  совершенства.
- Вобщем, лучше  не  спеши  с  принятием  такого серьезного решения, а подожди. Тем  более, что если  буддистские монахини  снимают обеты, то  не смогут  принять их  вновь, в отличие от монахов, которым разрешено делать это заново.
 
Так  мы с ней проговорили несколько часов  подряд  и когда стали возвращаться назад, совершенно забыли, как пройти к месту, где ранее  расположились. Мы плутали с  одной улицы на другую по нескольку  раз, но все было бесполезно. Стало темно, и  улицы опустели. Тогда она серьезно забеспокоилась и предложила обратиться в полицию.
- Они сразу найдут  телефон   центра  организации учений  Далай Ламы и узнают  адрес  для размещения   монахов.

- Сейчас уже поздно и все организаторы  разошлись по домам. Я не хочу  беспокоить их  по такому  поводу, у них достаточно  дел и без нас. Я предлагаю набраться терпения и переночевать на улице,например сидя на ступеньках, а завтра с утра  мы поедем на учение к  Далай Ламе, а  после учений  присоединимся к кому- либо из монахов и найдем  наше место. Никто даже и не заметит наше отсутствие сегодня ночью. В любом случае, в полицию я точно не пойду, мне бы не хотелось  поднимать паники в чужой  стране. 
 -Тогда, знаешь, давай еще раз пройдем вдоль улиц и поищем  место, где мы оставили вещи, -  предложила  она.

Мы обошли  весь микрорайон  заново, но  нужного места не нашли.
-Давай вот что сделаем!- вдруг пришла ко мне мысль. – Попробуем  обратиться мысленно к Далай Ламе и попросить  Его о помощи. Он уже приехал в  Цюрих  и наверняка знает, что мы попали в  неприятную ситуацию. Говорят, Он  всеведущь и знает, что происходит с каждым  из Его учеников.
                Мы стали  молиться. Не прошло  и 15 минут, как на темной, безлюдной  улице появился какой-то прохожий. Он направлялся   в нашу сторону  и когда подошел совсем близко, то мы с  удивлением и радостью увидели, что это  тибетец. Представляете, увидеть тибетца  в  Швейцарии, да еще поздней ночью!  Должно быть, это так же редко, как увидеть тибетца  в Петербурге.  Наша радость была велика, ибо мы знали, что тибетцы с огромным  уважением  относятся  к монашеской  сангхе. Это уважение у них в крови, они глубоко почитают монахов, как самого Будду, и готовы помочь  любому из них.

Когда тибетец, наконец, приблизился к нам, мы объяснили нашу ситуацию и попросили его  о помощи. Он внимательно выслушал  и взялся  помочь. Сначала  он предложил  пойти в его офис, который  находился  недалеко  и позвонить  в какой-либо  отель, чтобы мы смогли переночевать там. Но потом мы вспомнили, что у нас нет с собой паспортов, поэтому звонить  в отель  не имеет смысла. Тогда он предложил  переночевать в его квартире, и мы сразу отправились туда. Хотя было уже достаточно поздно, он накормил нас ужином и оставив чистое постельное белье спустился  в подсобное помещение, где и заночевал.

В своем сердце я  глубоко поблагодарила  Его Святейшество  за помощь, за это маленькое  реальное чудо, не сомневаюсь, что это именно Он помог нам. Уже рано  утром  тибетец  разбудил нас, напоил крепким чаем с булочками  и проводил к  трамваю, который довез до места учений. Мы, конечно, от всего сердца  благодарили его и когда встретили на учении на следующий день, поднесли подарочки.
   
В тот раз в Швейцарии   Его Святейшество Далай Лама  давал посвящение в  йогу Гуру Ринпоче. В  какой-то момент, когда  Он, сидя на троне, снял свою желтую шапку  ученого  пандита  линии Гелуг  и надел красную шапку линии  Нингма, я заволновалась. Так как мы получили монашеские обеты  от  Далай Ламы, мы автоматически считались последователями именно  гелугпинской  школы и  не ожидали, что посвящение принадлежит  традиции нингма (староейшая школа буддизма)
Его Святейшество будто прочитал наши мысли  и успокоил, сказав, что  истинность учения не зависит от цвета шапки  или принадлежности одной из школ.

Позже, Далай Лама неоднократно повторял, что Он придерживается  несектанских принципов  и  практикует  все школы без исключения. Особое внимание  в своих  учениях  Он уделял  школе Нингма и впоследствии, в Дхарамсале, передал  нам несколько посвящений  этой школы из её ответвления - дзогчен.

Когда  Учитель давал комментарии, у меня зародилось сильное желание научиться практиковать тантрическую йогу  Гуру Ринпоче, ведь именно Гуру Ринпоче  привез  тантру  в Тибет  и передал своим  25 духовным  ученикам. В  тот же момент  Его Святейшество  сказал, что  тантре  лучше всего  учиться  в Непале, поэтому  нужно  встретить  нингмапинского  Ламу и следовать его наставлениям. После окончания Учений нам удалось попасть на встречу  Его Святейшества  с  группой волонтеров, там  мы оказались на первом ряду, прямо напротив  Далай Ламы. Он внимательно рассматривал  нас, будто проникая  в  самые глубины  сознания.

Когда  я вернулась в  Помаийю, оставалось всего несколько дней до возвращения в Россию, они прошли очень быстро. В день отъезда я отправилась  попрощаться и поблагодарить настоятеля  монастыря. Когда  я вошла в его комнату, он оторвался от текста садханы и внимательно  посмотрел на меня. Я поднесла ему хадак и попросила благословить на отъезд, тогда он, набросив его на меня, взял концы  хадака  в  левую руку и притянул  к себе совсем  близко, так, что почти не было расстояния между нашими лицами.
- Ты ведь едешь в Россию? - спросил он тихо.
- Да, Гешела, в Россию! - ответила я  с глубоким  сожалением.
- Но ты ведь едешь туда не для себя, правда?

Я вспомнила маму, именно из-за нее я должна вернуться. Иначе  я  бы ни за что не уехала отсюда.
- Да!  Я еду туда не для себя!- ответила  я сквозь слезы.
- Ну, вот видишь! Потому  я хочу пожелать тебе успеха. Все будет хорошо, поверь мне,- сказал он и отпустил  концы хадака.
- Гешела, если человек сильно страдает, что вы посоветуете практиковать ему?
- Практиковать мудрость  и, по меньшей мере, читать  сутру Праджня Парамиты.

Мне показалось, что его глаза наполнились  слезами. Я  быстро добежала  до своей  комнаты, потому  что рыдания перехватывали  горло.  Я больше не видела Гешела, (звание доктора буддийской философии) он  покинул свое тело  через  несколько  месяцев.

Когда наш автобус пересек  границу  с  Россией, все удивительное состояние блаженства и пустоты мгновенно  развеялось.


Рецензии