Поиски Пробуждения-II. 3-4. Буддийская монахиня
ГЛАВА 3. ОБЕТЫ БУДДИЙСКОЙ МОНАХИНИ. Мы отправили письмо в офис Далай Ламы в Индию, для того чтобы узнать что необходимо сделать, чтобы принять монашеские обеты у Его Святейшества.Тогда- то и выяснилось, что еще двое ребят из Петербурга хотят стать монахами.
Из офиса в Дхарамсале очень быстро пришел ответ с информацией,какие документы и справки необходимо собрать для посвящения. Мы их подготовили и отправили в Индию, тогда нам сообщили, что посвящение будет проходить в июле 2004 года, в день первого поворота колеса Дхармы Буддой Шакьямуни.
Я взяла отпуск, плюс месяц за свой счет, и мы выехали в Индию в Дхарамсалу. Сначала мы прошли курс подготовки в центре Ламы Сопа Ринпоче "Тушита".Занятия в центре проводили две монахини, которые отвечали за подготовительную программу перед посвящением. Одна из них сестра Джотика или по тибетски Тензин Чодон, которая помогала нам в начале курса. Она была родом из Испании и первоначально следовала дхеравадинской традиции, в былые времена успешно практикуя шаматху в Бирме. Когда ее учитель стал очень стар, он посоветовал ей поехать в Дхарамсалу к Далай Ламе, где она и стала Его ученицей.
Вторая - американская монахиня Сангье Кхандро, ученица Ламы Сопа Ринпоче. Она хорошо знала тибетский язык и перевела на английский достаточно много уникальных книг по буддизму, в том числе по винайе* (монашеская дисциплина).
После подготовительного курса мы купили монашескую одежду в тибетском ателье, обрили головы, как принято в монашеской общине для мужчин и женщин, что является символом отречения от мирской жизни, и ожидали назначенного дня для принятия обетов.
Перед посвящением нам сообщили, что в монастыре Далай Ламы Намгьяле, в который мы пойдем, есть две статуи, которые исполняют желания. Они подобны живым божествам, читают мысли и общаются с паломниками. Трудно сказать, правда ли это! Но то, что Учитель Его Святейшество Далай Лама ведает мысли других, в этом нет никаких сомнений! Нас также предупредили, чтобы во время проведения церемонии посвящения мы не смотрели на Далай Ламу открыто,прямо в глаза, да и вообще не поднимали голову вверх, устремив взгляд в пол, как это принято в тибетской традиции.
В день посвящения мы встали очень рано, около 3 часов утра и когда собрались, то все вместе отправились в монастырь. Намгьял или иначе Цуклахан, это мужской тантрический монастырь Его Святейшества Далай Ламы. В нем обучаются монахи школы Гелуг, которые сначала изучают тибетские тексты великих буддистских философов Индии и Тибета. Они заучивают их наизусть и дебатируют, стараясь развить логическое мышление, анализ и убедительную аргументацию.
Честно говоря, что когда на учениях Далай Ламы в Сарнатхе я впервые увидела, как проводятся дебаты, то была удивлена, монахи с силой расталкивали друг друга, дергали за руки и громко кричали. Но я не понимала сути происходящего из-за незнания тибетского языка. Со временем, когда я узнала, насколько дебаты эффективны для развития интеллекта и логики, мне самой захотелось постичь эту науку.
Когда мы пришли в монастырь, то к нам, европейцам, присоединилась достаточно большая группа тайваньцев и монгольцев. Так как мы должны были пройти в специальное помещение внутри резиденции Далай Ламы, нас попросили оставить все вещи в офисе и тщательно обыскали (покушения на Далай Ламу 14 производились неоднократно). Затем мы выстроились в алфавитном порядке в ширенгу. После этого нас провели вдоль небольшой аллеи к прекрасному храму, и мы зашли внутрь. Здесь нужно было подняться на второй этаж и, наконец, мы вошли в Гомпу* (буддийский монастырь). В ней на возвышении находилась прекрасная статуя Будды Шакьямуни, перед которой располагался трон Его Святейшества Далай Ламы 14.
На стенах Гомпы были развешены танки* с изображениями буддистских ученых и философов. Вокруг трона были разложены подушки, которые предназначались для учеников Далай Ламы из арья Сангхи, помощников в проведении церемонии и переводчиков. На полу, внизу, были разложены подушки, на которые мы расселись по списку, как были предварительно выстроены до этого. На подушках уже лежали готовые таблички с новыми, монашескими именами. Впереди, ближе к трону Далай Ламы, традиционно сидели мужчины, а за ними мы, женщины. Я оказалась в первом ряду женщин в конце правой стороны, а для Его Святейшества первой слева. Сбоку от меня находилась открытая дверь, с той стороны которой, сидела группа монахов. Наступила тишина.
Когда Его Святейшество Далай Лама торжественно вышел к нам, все присутствующие поднялись со своих мест. Он был в бардовой монашеской одежде и двух желтых накидках, приветливо улыбаясь, он помахал нам рукой. Я впервые видела Его Святейшество так близко. И эта встреча произвела на меня глубочайшее, неизгладимое впечатление.Далай Лама внимательно оглядел нас и началась церемония посвящения.
Когда все уже закончилось,Далай Лама стал говорить что-то на тибетском,но у меня внезапно перестал работать приемник и я не смогла слышать перевод.От отчаяния и нахлынувшей обиды я невольно подняла голову и столкнулась взглядом с Его Святейшеством.Он понимающе улыбнулся и сделал знак своим помощникам. Тут же монахи принесли другой приемник, но как я не пыталась наладить его, ничего не получалось.
Меня охватила дрожь, я подняла голову и с досадой посмотрела на Далай Ламу. Я ничего не понимала из сказанного им. Он опять посмотрел на меня и улыбнулся. Тогда я вдруг сразу успокоилась, с облегчением вздохнула и смирилась с ситуацией. Все сидели с опущенными головами, но я смотрела прямо на Далай Ламу, как завороженная. Я смотрела и не могла оторваться. В какой-то момент, мне показалось, что Он впал в Самадхи*. Глаза его закатились, а тело стало излучать свет. В наступившей тишине сердце безошибочно узрело настоящего Мастера Йоги, Истинного Духовного Учителя, обладающего запредельными реализациями, безграничным состраданием и глубокими знаниями. Мое сознание мгновенно «вылетело» из тела, я ощутила необыкновенную легкость и радость, впав в неописуемое, небывалое состояние блаженства. Так что мне сильно повезло, что радиоприемник не работал! (не знаю, имею ли я право об этом писать)
В конце церемонии я прочитала карточку с новым духовным именем – Тензин Цокьи. Тензин - это одно из имён даровавшего мне обеты Учителя Его Святейшества Далай Ламы. А Цокьи - означает озеро или море счастья, как это переводят тибетцы. Когда Его Святейшество спустился с трона, мы подходили к Нему, чтобы получить личное благословение и сфотографироваться на память. После этого нам подарили подарки и накормили прекрасным обедом. Так я получила монашеские обеты и стала гецулмой Тензин Цокьи. Думаю, ради этого стоило родиться в этой жизни!
На следующий день нас повезли в малый тантрический монастырь Гьюто, чтобы получить благословение у Его Святейшества Кармапы 17.
____________________________________________
__________________________________________
ГЛАВА 4. ИНСТИТУТ ЛАМЫ ЦОНКАПЫ. После посвящения в буддийские монахини
я остались до самого отъезда в центре «Тушита», в это время там начался ритрит под руководством досточтимой Сангье Кхандро.Тут со мной стали происходить невероятные вещи, касавшиеся духовных переживаний, рассказывать о которых буддийская община не рекомендует.
Перед самым отъездом в Россию с одной американской монахиней мы написали письма Ламе Сопа Ринпоче, где спрашивали, что нам лучше практиковать после принятия монашеских обетов. Осенью пришел ответ от Ламы Сопа. В нем он подробно сообщал, что нужно практиковать. В том числе, он посоветовал мне поехать учиться в Италию в институт «Ламы Цонкапы». Я была так рада ответу Ринпоче, что с усердием принялась за практику, но уехать из Петербурга и учиться в Италии не могла, так как у меня болела старенькая мама. А вот поехать в институт в отпуск на два с половиной месяца было вполне реально, поэтому после благословения Кирти Ценшаба Ринпоче на поездку в институт «Ламы Цонкапы», я выехала в Италию.
* * *
Институт «Ламы Цонкапы» находился за городом в небольшом поселке. В это время у студентов начались каникулы. Все они только недавно сдали последний экзамен, после чего часть из них разъехалась по домам, а часть осталась в институте. Мне разрешили работать волонтером и выделили койку в двухэтажной комнате для монахинь.
Работа, которую мне поручили выполнять, пришлась по душе. Я делала внешние подношения для пяти Дьхъяни Будд* (в буддийской философии они олицетворяют целостность мироздания) и для множества статуй Будд по всей территории вокруг монастыря. Ежедневно я убирала и подметала около ступы Ламы Еше, духовного Учителя Ламы Сопа Ринпоче, и около трех ступ, которые находились недалеко от Гомпы (храм). Позже мне поручили открывать утром библиотеку и закрывать ее для посетителей на обеденное время. Поэтому у меня появилась возможность читать и конспектировать книги, которые были мне интересны. Иногда, я помогала раздавать еду во время обеда и завтрака, народу в институте было много, потому что продолжались ритриты для мирских последователей.
На территории института был выстроен храм для Бодхисаттвы Авалокитешвары, тысячерукого и одиннадцатиликого Ченрезика (Сострадательно Зрящий, Бодхисаттва, достигший состояния будды практикой великого сострадания). В этот храм я приходила в свободное время и настолько полюбила его, что если бы была такая возможность, то осталась бы жить рядом с ним. Здесь я делала подношения огромной статуе Авалоките, над которой висел портрет Его Святейшества Далай Ламы, а потом часами медитировала. Когда храм закрывали на перерыв, я садилась в тени деревьев на единственную во всем комплексе Института скамейку и читала садханы (текст духовной практики). На улице было невыносимо жарко, но идти в комнату не хотелось.
Однажды меня представили настоятелю Института тибетскому Геше Джампа Гьяцо. Это был удивительный Лама, обладающий глубокими знаниями Дхармы и сердечной добротой. Я посетила несколько его уникальных классов, а так же Цоги и Пуджи, которые он проводил в то время. В институте все студенты его очень любили и уважали, многие рассказывали, как безоговорочно доверяли ему свои проблемы.Так что я тоже могла подойти к нему с вопросами.
Вскоре я увидела объявление о том, что итальянский монах Антонио Сатта, ученик Ламы Еше и Ламы Сопа, будет давать пятидневний курс по випашьяне, конечно я должна была пойти на нее, хотя на этом курсе присутствовали только мирские ученики. И тут вот что произошло:
сразу же в первый день практики, я спонтанно стала использовать ту пранаяму, которой меня учил в центре «Шри Ауробиндо» Свами Брамдэв. К тому же Антонио Сатта давал прекрасные комментарии, наверное, поэтому на третий день курса, совершенно спонтанно...(не могу писать дальше)
Когда очередная сессия по практике закончилась, мой ум стал совершенно иным. Я иначе стала воспринимать окружающий мир, он представал в совершенно другом свете. Я еле добрела до своей комнаты, уселась на кровать, и стала наблюдать за внутренними переживаниями.
Я хранила эти переживания глубоко внутри и оставалась в этом неземном состоянии ровно 20 дней без перерыва. И это было самое лучшее, что случилось в институте Ламы Цонкапы. Однако,один из моих учителей сказал, что не стоит обращать особого внимания на переживания, возникающие во время практики, и особенно цепляться за них умом.
Интересно, что когда я вернулась в Россию, никто не заметил перемен, которые произошли в моем сознании: мирские существа, даже те, кто долго практикует, но не имеет реализаций, не могут увидеть духовные достижения в человеке, их могут видеть только Будды и Бодхисаттвы.
Еще находясь в Италии, когда я убиралась у ступ и разносила подношения, в один из дней ко мне подошла итальянская монахиня, которая давно училась в институте Ламы Цонкапы. Она спросила, не собираюсь ли я ехать на учение к его Святейшеству Далай Ламе в Швейцарию?
- Я бы с радостью, но где взять деньги на такую поездку? Кроме того, я не уверена, нужно ли сейчас уезжать из института Ламы Цонкапы, ведь именно сюда меня направил Лама Сопа.
- Знаешь, не беспокойся по поводу денег! Я с большой радостью поделюсь с тобой моими сбережениями, потому что я не смогу поехать на учение и буду работать в школе.
Я удивилась такому предложению.
- Да, ты должна поехать на учения в Швейцарию! А посоветоваться об этом можно с настоятелем прямо завтра утром.
И тут все «завертелось». Мне, конечно, сразу дали добро на поездку на учение, а один знакомый монах купил билет на поезд до Швейцарии всего за 25 долларов. Оказалось в Италии продают билеты для бедных, в каждом составе поезда есть такое купе. Моему счастью не было предела: я еду в Швейцарию на учения Далай Ламы!
Прямо на вокзале в Швейцарии я увидела знакомую монахиню, с которой мы некоторое время жили в одной комнате в институте Ламы Цонкапы, она сообщила, что организаторы учения приготовили бесплатное место для ночлега для сангхи монахов.
Мы сразу отправились туда и когда уже расположились, монахиня предложила прогуляться, она хотела поговорить со мной по секрету. Мы направились вдоль дороги, потом свернули пару раз направо, потом налево и оказались в небольшой парковой зоне с высоко растущей травой. Тут мы устроились и начали беседу. Поговорить было о чём: мы вместе получали монашеские обеты у Далай Ламы в Дхарамсале, а потом по совету Лама Сопа Ринпоче она поехала учиться в институт «Ламы Цонкапы», и отучилась уже год. Но сейчас она явно переживала кризис.
Тут надо сказать, что в первые несколько лет после принятия монашеских обетов, вся внешняя и особенно внутренняя жизнь начинает резко меняться, поэтому может быть очень трудно. С этим сталкивается каждый, кто отрекается от мирской жизни или серьезно практикует. Так что, поговорив с ней, я поняла, что большие сомнения вкрались в ее сознание, и у нее возникло желание оставить монашество. Впоследствии она предпочла жить обычной жизнью: поступить в университет, выйти замуж, создать семью и родить детей.
Ну что я могла ей сказать? Конечно, я пыталась разубедить ее, рассказала, что когда ушла из «Ананда Марга», то было очень трудно заново приспосабливаться к мирской жизни, жить с людьми, ищущими только материальные блага и не думающими о смысле духовного совершенства.
- Вобщем, лучше не спеши с принятием такого серьезного решения, а подожди. Тем более, что если буддистские монахини снимают обеты, то не смогут принять их вновь, в отличие от монахов, которым разрешено делать это заново.
Так мы с ней проговорили несколько часов подряд и когда стали возвращаться назад, совершенно забыли, как пройти к месту, где ранее расположились. Мы плутали с одной улицы на другую по нескольку раз, но все было бесполезно. Стало темно, и улицы опустели. Тогда она серьезно забеспокоилась и предложила обратиться в полицию.
- Они сразу найдут телефон центра организации учений Далай Ламы и узнают адрес для размещения монахов.
- Сейчас уже поздно и все организаторы разошлись по домам. Я не хочу беспокоить их по такому поводу, у них достаточно дел и без нас. Я предлагаю набраться терпения и переночевать на улице,например сидя на ступеньках, а завтра с утра мы поедем на учение к Далай Ламе, а после учений присоединимся к кому- либо из монахов и найдем наше место. Никто даже и не заметит наше отсутствие сегодня ночью. В любом случае, в полицию я точно не пойду, мне бы не хотелось поднимать паники в чужой стране.
-Тогда, знаешь, давай еще раз пройдем вдоль улиц и поищем место, где мы оставили вещи, - предложила она.
Мы обошли весь микрорайон заново, но нужного места не нашли.
-Давай вот что сделаем!- вдруг пришла ко мне мысль. – Попробуем обратиться мысленно к Далай Ламе и попросить Его о помощи. Он уже приехал в Цюрих и наверняка знает, что мы попали в неприятную ситуацию. Говорят, Он всеведущь и знает, что происходит с каждым из Его учеников.
Мы стали молиться. Не прошло и 15 минут, как на темной, безлюдной улице появился какой-то прохожий. Он направлялся в нашу сторону и когда подошел совсем близко, то мы с удивлением и радостью увидели, что это тибетец. Представляете, увидеть тибетца в Швейцарии, да еще поздней ночью! Должно быть, это так же редко, как увидеть тибетца в Петербурге. Наша радость была велика, ибо мы знали, что тибетцы с огромным уважением относятся к монашеской сангхе. Это уважение у них в крови, они глубоко почитают монахов, как самого Будду, и готовы помочь любому из них.
Когда тибетец, наконец, приблизился к нам, мы объяснили нашу ситуацию и попросили его о помощи. Он внимательно выслушал и взялся помочь. Сначала он предложил пойти в его офис, который находился недалеко и позвонить в какой-либо отель, чтобы мы смогли переночевать там. Но потом мы вспомнили, что у нас нет с собой паспортов, поэтому звонить в отель не имеет смысла. Тогда он предложил переночевать в его квартире, и мы сразу отправились туда. Хотя было уже достаточно поздно, он накормил нас ужином и оставив чистое постельное белье спустился в подсобное помещение, где и заночевал.
В своем сердце я глубоко поблагодарила Его Святейшество за помощь, за это маленькое реальное чудо, не сомневаюсь, что это именно Он помог нам. Уже рано утром тибетец разбудил нас, напоил крепким чаем с булочками и проводил к трамваю, который довез до места учений. Мы, конечно, от всего сердца благодарили его и когда встретили на учении на следующий день, поднесли подарочки.
В тот раз в Швейцарии Его Святейшество Далай Лама давал посвящение в йогу Гуру Ринпоче. В какой-то момент, когда Он, сидя на троне, снял свою желтую шапку ученого пандита линии Гелуг и надел красную шапку линии Нингма, я заволновалась. Так как мы получили монашеские обеты от Далай Ламы, мы автоматически считались последователями именно гелугпинской школы и не ожидали, что посвящение принадлежит традиции нингма (староейшая школа буддизма)
Его Святейшество будто прочитал наши мысли и успокоил, сказав, что истинность учения не зависит от цвета шапки или принадлежности одной из школ.
Позже, Далай Лама неоднократно повторял, что Он придерживается несектанских принципов и практикует все школы без исключения. Особое внимание в своих учениях Он уделял школе Нингма и впоследствии, в Дхарамсале, передал нам несколько посвящений этой школы из её ответвления - дзогчен.
Когда Учитель давал комментарии, у меня зародилось сильное желание научиться практиковать тантрическую йогу Гуру Ринпоче, ведь именно Гуру Ринпоче привез тантру в Тибет и передал своим 25 духовным ученикам. В тот же момент Его Святейшество сказал, что тантре лучше всего учиться в Непале, поэтому нужно встретить нингмапинского Ламу и следовать его наставлениям. После окончания Учений нам удалось попасть на встречу Его Святейшества с группой волонтеров, там мы оказались на первом ряду, прямо напротив Далай Ламы. Он внимательно рассматривал нас, будто проникая в самые глубины сознания.
Когда я вернулась в Помаийю, оставалось всего несколько дней до возвращения в Россию, они прошли очень быстро. В день отъезда я отправилась попрощаться и поблагодарить настоятеля монастыря. Когда я вошла в его комнату, он оторвался от текста садханы и внимательно посмотрел на меня. Я поднесла ему хадак и попросила благословить на отъезд, тогда он, набросив его на меня, взял концы хадака в левую руку и притянул к себе совсем близко, так, что почти не было расстояния между нашими лицами.
- Ты ведь едешь в Россию? - спросил он тихо.
- Да, Гешела, в Россию! - ответила я с глубоким сожалением.
- Но ты ведь едешь туда не для себя, правда?
Я вспомнила маму, именно из-за нее я должна вернуться. Иначе я бы ни за что не уехала отсюда.
- Да! Я еду туда не для себя!- ответила я сквозь слезы.
- Ну, вот видишь! Потому я хочу пожелать тебе успеха. Все будет хорошо, поверь мне,- сказал он и отпустил концы хадака.
- Гешела, если человек сильно страдает, что вы посоветуете практиковать ему?
- Практиковать мудрость и, по меньшей мере, читать сутру Праджня Парамиты.
Мне показалось, что его глаза наполнились слезами. Я быстро добежала до своей комнаты, потому что рыдания перехватывали горло. Я больше не видела Гешела, (звание доктора буддийской философии) он покинул свое тело через несколько месяцев.
Когда наш автобус пересек границу с Россией, все удивительное состояние блаженства и пустоты мгновенно развеялось.
Свидетельство о публикации №219021102283