Религия и церковь

               

               

                Проблема, которую,  нам предстоит здесь обсудить, как и в ранее опубликованных материалах («Богатство и религия», «Мысли о спасении», «Мысли о Боге», «Коммунизм и религия» и др., смотри в Проза.ру) и не нова, и не оригинальна. Однако состояние её и актуальность таковы, что свежий взгляд на неё, систематизация и переоценка некоторых положений представляются весьма полезными. С твёрдой уверенностью в этом предлагаю познакомиться с тем, как сосуществуют друг с другом и с окружающей действительностью религия и церковь в части, касающейся христианства в целом, и Русской Православной Церкви (РПЦ), в частности.   
                Строго говоря,  мы не знаем,  не только, как и почему возникает религия, но даже  как и почему возникли сами люди. Дарвиновский эволюционизм содержит такие  лакуны и противоречия, что, по  мнению  многих, претендовать более чем на научное предположение, иначе гипотезу,   он не может.  А поскольку понятие «Бог» находится за пределами человеческого знания и никакими материалистическими  аргументами доказать   отсутствие  Бога не представляется возможным, то и это понятие будем рассматривать в качестве равноправной с атеистическим воззрением гипотезы.
                К числу не решаемых научными методами проблем относится, по моему мнению, и проблема вечных духовных ценностей, в числе которых основную позицию занимает мораль. Несмотря на то, что у разных народов она имеет свои специфические черты, а также меняется в ходе развития цивилизаций, в ней содержатся и неизменные принципы, удерживающие человечество от саморазрушения. Тезис о том, что мораль получилась такой, как получилась, вследствие длительного пути развития обезьяны через собственные пробы и ошибки, представляется мне абсолютно не обеспеченным никакими фактами и наблюдениями. Между тем основные положения морали  изложены в Библии с такой полнотой и обстоятельностью и при этом однозначно приводится источник её в виде самого Господа Бога, что рядом с ним эволюционная добыча обезьяной этих знаний выглядит очень притянутой за уши. 
                Вот один из вариантов библейского  изложения морали: «Если… хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди… не убивай; не прелюбодействуй;  не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; …люби ближнего твоего, как самого себя… если хочешь быть совершенным, пойди,  продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах… истинно говорю вам, что трудно богатому  войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Мф. 19: 7 – 24. Мне представляется, что в этой цитате содержится  святая святых и спасительный смысл предназначения земной жизни человека. Это квинтэссенция христианской религии. Если бы люди следовали этим указаниям, человеческий мир не сотрясался бы вечными кровавыми конфликтами,  и  жизнь их была бы много счастливее. Моя просьба к читателю  состоит в том, что если  он захочет пройтись далее по настоящим записям, то хорошо бы ему держать эту библейскую цитату в сердце своём и голове своей, и тогда всё написанное ниже тоже, вероятно, будет понято и принято.
                Зародившись в I-м веке на окраине Римской империи в среде неимущих слоёв еврейского населения,  отвергаемых израильским церковным официозом,  христианство получило признание в 313 г. н.э. по  Миланскому эдикту императора Константина Великого, и стало официальной имперской религией в 324 г.н.э.. А до того приверженцы этой религии изначально подвергались жесточайшим гонениям и массовым истреблениям. Это происходило потому, что христианство было враждебно рабовладельческому строю, в недрах которого оно и возникло. Историки внятно и убедительно не могут объяснить феномен удивительного и невероятного  наступившего в конце концов торжества христианства при столь невозможных для его существования  условиях рабовладения и имперской форме государственной  власти. Но факт остаётся фактом – христианство становится государственной религией и существует в таком состоянии уже около1700 лет, являясь при этом самой многочисленной религией в мире по числу сторонников.
                Неспособность учёных найти вразумительное материалистическое объяснение этому явлению оставляет  возможность существования и реализации идеалистической причины торжества христианства. Либо религиозной, либо мистической. Естественно обратиться к религиозному варианту, поскольку обсуждаемое событие имеет чисто религиозный характер.
                Христианство в реальной жизни представлено  реальным носителем, имя которому церковь. Она делится   на «пастырей и овец», то есть на тех, кто знает, учит,  проповедует и осуществляет обрядность (пастыри) и на тех, кто  учится, следует и соблюдает религиозные  постулаты (овцы) . Пастыри это  священнослужители,   они организованы в жёсткую пирамидальную структуру вполне обычного чиновничьего типа. Остальные же члены церкви, то есть паства (они же – прихожане), практически не учитываемы, неопределенны и текучи по составу. Для понимания того, как соотносятся между собой религия и церковь удобно такое сравнение: религия подобна душе, а церковь телу или точнее: религия это идеология, а церковь -  исповедующие её люди.
                Почти сразу же после становления христианства в качестве государственной религии  в Римской империи между западной и восточной её частями произошло разделение, а вместе с ним и разделение христианства на западную Римскую Католическую Церковь и  восточную Константинопольскую Православную Церковь. У Римской Католической Церкви возник и продолжился в течение веков зуд преобразования и совершенствования  самой религии, что естественно повлекло за собой и всякого рода организационные, то есть, церковные преобразования. Не будем касаться подробностей этих преобразований западной ветви христианства, приведшей её к  немыслимому многообразию организационных и содержательных ячеек, ответвлений и сект. Лишь перечислим некоторые из них: лютеране, кальвинисты, меннониты, баптисты,  квакеры,  методисты, мормоны,  адвентисты, пятидесятники, моравские братья, вальденсы и т.д. и т.п. И всё это дробление и изменение, разумеется, совершалось без участия предполагаемого Господа Бога, а по усмотрению и по прихоти государственных политических сил и самих церковников. Естественно, возникает подозрение, что первичная Божеская идеология, заложенная в христианской религии,  при этом деформируется, видоизменяется и вообще вытесняется из этих определённо рукотворных разновидностей христианства, отчего и вера в Бога из них постепенно и  фактически уходит (раз я могу всё это изменять сам, то зачем мне Бог- такое умозаключение представляется вполне уместным).
                Ясно, что первичный дух христианства уступает здесь конкретным потребностям реальной человеческой жизни. Между тем, разного рода безобразия осуществляются в этих возникающих подразделениях западного христианства с именем и под знаменем Иисуса Христа. Это и захватнические войны, и крестовые походы, и сменивший рабовладельчество  феодализм и пришедший на смену феодализму капитализм, колониализм, морское государственное пиратство, безумное обогащение и старой аристократии и новой буржуазии, словом, всё то, что диктуется  самосохранением и  непомерным ростом ненавистных христианству корысти и стяжательства властьпредержащих.
                Окончательный раскол между западной и восточной ветвями христианства произошёл ещё в 1054 г. Обусловлен он был изначально  разделением древней Римской империи  на собственно Римскую и Византийскую. В Римской империи официальным языком был латинский,  в Византийской – греческий язык. Национальный состав империй отличался существенно. Так что  различие здесь между востоком и западом имело географические, исторические, экономические, этнические и культурологические корни, что порождало соперничество и даже военные столкновения между ними.. И пути этих двух частей великой империи и ветвей одной религии разошлись настолько, что порой даже трудно рассматривать разделившуюся религию как нечто единое. Ведь на самом деле западное христианство, изначально католическое,  постепенно превратилось в  какую-то псевдорелигиозную окрошку, в которой католичество значительно потеснилось. Оно сохранилось далеко не во всех странах, но  верующих и посещающих храмы людей становится всё меньше и меньше практически во всех государствах запада.
                Вообще на так называемом западе атеизм приобретает катастрофические для религии масштабы. Классические христианские ценности религиозного происхождения  замещаются  атеистическим либерализмом, в основу которого закладывается  порой фальшивый лозунг борьбы «за права человека». И краеугольным камнем или «священной коровой» этой борьбы и прав остаётся извечный принцип всех предшествующих общественно-экономических формаций, а именно, «неприкосновенность частной собственности»  - нетленная база и идеологическая основа в том числе и современного капитализма. И в качестве новых моральных принципов вместо семьи (дети с родившими их родителями, то есть, с  матерями, отцами и другими предками) внедряются  узаконенные однополые воспитатели пороков, широко практикуется  и изъятие детей у родителей,  вместо любви – педафилия и половые извращения,  вместо смертной казни для изуверских преступников им даруется  обеспеченная жизнь при узаконенных  многомиллинных убийствах невинных людей в непременных войнах за «права человека». И под напором этих идеологических, политических  и военных акций церковь сдаёт свои позиции, по существу, отказываясь от своей христианской морали. 
                Византия, прибежище православной ветви христианства, пала сначала под ударами крестоносцев западного христианства, а затем в 1453 г.окончательно была захвачена турками. Костантинопольский  патриарх остался фактически почти без прихожан – так сказать, церковь в чистом виде, состоящая  лишь из горстки священнослужителей, управляемых теперь уже политическими силами запада, в первую очередь, политиками США. В этом бессмысленном и враждебном православию и вообще христианству состоянии Константинопольский патриарх пребывает и сейчас. Но православная церковь не погибла. Её главным и могущественным представителем стала многочисленная Русская Православная Церковь, представленная верующими великороссами, белорусами, малороссами и рядом других народов России и возглавлявшаяся патриархами.
                В  1524 г факт перемещения центра мирового православия в Россию констатирует монах Филофей из Спасо-Елеазаровского монастыря  в письмах,  якобы адресованных Ивану III Васильевичу: "Два Рима ибо падоша, а третий стоит, а четвертому не быти" . Текст этой формулировки приводится также в следующем виде как «сохранившийся в большинстве копий»: «Так знай, христолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Наконец, в «писаниях приснопамятного митрополита Иоанна находим такое толкование данного изречения: «Богу угодно вверять сохранение истин Откровения, необходимых для спасения людей, отдельным народам и Царствам, избранным Им Самим по неведомым человеческому разуму причинам. В ветхозаветные времена такое служение было вверено Израилю. В новозаветной истории оно последовательно вверялось трем Царствам. Первоначально служение принял Рим – столица мира времен первохристианства. Отпав в ересь латинства, он был отстранен от служения, преемственно дарованного православному Константинополю – „Второму Риму“ средних веков. Покусившись из-за корыстных политических расчетов на чистоту хранимой веры, согласившись на унию с еретиками-католиками (на Флорентийском соборе 1439 года), Византия утратила дар служения, перешедший к „Третьему Риму“ последних времен – к Москве, столице Русского Православного Царства. Русскому народу определено хранить истины Православия „до скончания века“ – второго и славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. В этом смысл его существования, этому должны быть подчинены все его устремления и силы» (Геннадий Протонов   https://vk.com/topic-136851086_35187958).
                Итак, устами русских  православных священнослужителей   в начале XVI-го века была провозглашена религиозная и  государственная миссия России, которая для её реализации  была воспринята и русскими государями. Об этом свидетельствует скорое преобразование Руси из княжества в царство: «В 1547 году великий князь Московский Иван IV Грозный был венчан царём и принял полный титул: «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский». С последующим  расширением границ Русского государства к титулу добавилось «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский и всея Северныя страны повелитель».
                Россия становится  великим государством  с обширной территорией, большим населением и обоснованными претензиями на весомую роль в мировой политике. Камнем преткновения для успешного исполнения этой роли становится  лишь форма правления: если не совсем двоевластие, то досадная помеха в единоличном  управлении таким обширным и сложным государством. И помеха эта – глава государственной религии, патриарх Московский и всея Руси, духовный отец народа, венчавший на царство царя,  почитавшийся порой народом не менее самого царя и потому влияющий на государственную политику. У светской власти в те времена в принципе интересы и идеология не могли совпадать с  христианской моралью, поэтому союз светской власти с духовной мог быть осуществлён только путём отказа, по меньшей мере,  от части своих принципов одной из сторон. Разумеется, такой стороной могла быть только церковная власть, не обладающая  возможностью физического насилия. Долго это «совместное управление» продолжаться не могло, и в 1697 г патриаршество в России было ликвидировано Петром I-м. А до того его отцом, Алексеем Михайловичем, и патриархом Никоном был инициирован раскол в Русской Православной Церкви, нанёсший ей, государству и народу непоправимый вред, не искоренённый и доныне..
                Сущность этого раскола при ничтожности и анекдотичности видимых фактических разногласий между никонианами и приверженцами  старых церковных правил может быть  оценена при сравнении нравственного состояния разделившихся частей церкви. Совершенно очевидно, что так называемые раскольники, а по существу староверы,   в отличии от новообрядцев-никониан  представлют собой наиболее нравственную часть христианского общества ,  более последовательно и неуклонно  исповедующую чистый и честный образ жизни. Даже разного рода состоятельные люди из их среды, например,  купцы и промышленники отличались особой порядочностью и жертвенной благотворительностью, менее свойственными  представителям этого сословия из никониан (Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы,Третьяковы и др.).Это была трогательная , но бессмысленная попытка примирить стяжательство с христианством.  А среди священнослужителей  особенно знаменитым стал неистовый борец за нравственность протопоп Аввакум. Следовательно, основой для раскола скорее всего стало разное понимание и разное следование христианской морали, а именно, у одних принципиально последовательное, у других – менее строгое, менее  обязательное и более падкое на мирские соблазны. Именно с такой  менее принципиальной частью христианства власти легче было найти общий язык, чем с неподкупной и несговорчивой.
                И именно поэтому царская власть в течение последующих столетий уничтожала и притесняла староверов и пользовалась услугами и развращала священнослужителей  нововеров. Высшие органы РПЦ топились в роскоши и поощрялись в послушании, а приходские священники ставились ни во что и топились в пьянстве. И как следствие – крушение монархического государства в обстановке почти поголовного атеизма среди высших слоёв общества и интеллигенции и неверия  и  неприятия безнравственного  священства низшими слоями общества  . И на смену этого безобразия в 1918 г. явилась Советская власть, предварительно выучившаяся марксизму и ленинизму у своих неистовых отцов-вдохновителей. А их отношение к религии и церкви было самым максималистским и уничижительным
                За годы  существования СССР число расстрелянных священнослужителей оценивается приблизительно в 200 тысяч человек, репрессированных – ещё 500 тысяч. Этим и оголтелой атеистической пропагандой было достигнуто почти поголовное искоренение  людей,  верующих в Бога. Казалось, и  с церковью, и с верой покончено раз и навсегда, несмотря на восстановление патриаршества после свержения царизма и сохранение в качестве действующих  немногочисленных христианских храмов. Почему это произошло, откуда такая испепеляющая ненависть у коммунистов к религии? Похоже, что выдаваемый за науку марксизм-ленинизм не казался таковой даже  его адептам. Ведь наука – явление очень динамичное и постоянно развивающаяся, без чего она просто перестаёт быть наукой и становится омертвевшей догмой. Имено то же самое произошло и с марксизмом – он окаменел в своей неизменности и недостижимости. Для его  утверждения в сознании людей было необходимо перевести его из категории знаний в категорию веры. Но эта ниша была занята христианством. Столкнулись два верования, конкуренция была неуместна, так как власть принадлежала коммунистам, значит, и вера должна быть только коммунистической.
                Эти рассуждения – моя  гипотеза, другой причины ненависти коммунистов к христианству я не нахожу. Но факт остаётся фактом: марксизм-ленинизм и христианство в период первой попытки построения коммунистического общества оказались несовместимы по вине коммунистов. И вина эта состоит в ограниченности или тупости нашего бывшего коммунизма. Он оказался недееспособным как общественно-экономическая система. В отличие от него христианство существует уже в течение двух тысячелетий  в условиях постоянного социального и политического прессинга, правда, ценой компромиссов и частичной измены своим моральным принципам, впрочем, никогда не забываемых и тщательно хранимых.
                В 1991 г.произошедшая контрреволюция вернула нашу страну если и не к царизму, то определённо к капитализму. В этих условиях РПЦ испытывает бурное возрождение, но ей снова предстоит закрыть глаза на свои моральные принципы, а именно, на принцип неприятия и отрицания личного богатства, то есть согласиться с тем, что движущей силой человеческого поведения  есть и навсегда остаётся  корысть и стяжательство и вытекающие из них все мерзости общественного устройства. И это качество РПЦ уже явно и зримо  проглядывает в её нынешнем поведении. Но многомиллионная паства ныне возрождающейся христианской церкви,  воспитанная в некоторых гуманистических принципах социализма, а именно, в идеологии равенства и справедливости,  уже никогда не сможет смириться с подлостью капиталистической морали. Потому что в народе уже не то, чтобы укрепилась, а стала знакомой, близкой, более понятной и желанной  справедливая социалистическая мораль, почти полностью совпадающая с христианской. И Русской Православной Церкви нет необходимости изменять этой своей морали. Для выживания в первичном истинном христианском облике, ей следует проповедовать и насаждать эту мораль, чтобы общество вернулось к социализму, способному осуществить  справедливое социальное равенство людей и, наконец, впервые предоставить христианской морали освобождение от несправедливого социального прессинга других общественно-экономических формаций. 
               
                4 февраля 2019 г.,  Обираловка


Рецензии