Праведными делами спастись невозможно

ПРАВЕДНЫМИ ДЕЛАМИ СПАСТИСЬ НЕВОЗМОЖНО

На дворе – 2019-й год. В данный момент написано много книг о спасении по вере, а не по делам, и моя публикация за прошлый год, думаю, раскрывает этот вопрос вполне исчерпывающе, так, что не остаётся никаких сомнений в том, что ни один человек не может спастись праведными делами, сколько бы он их не совершил, а спасти может только вера.
***
И, следовательно, в церковной иерархии вверх должны продвигаться те люди, вера которых достигла высот, а не те, чьи дела на церковном поприще значительны. К примеру, в наше время священник часто занимается совсем не тем, чем он должен. Ему приходится брать в свои руки управление всем приходом, то есть все обязанности, которые должен выполнять староста. Кроме того, священнику приходится искать деньги на строительство храма, организовывать это строительство, изучать церковную архитектуру и делать множество связанных с этим дел. Ну и, разумеется, времена на работу с населением, то, чем должен заниматься пастырь, остаётся немного. Если священник преуспевает в тех делах, которые должны делать другие, то он резко идёт вверх: сначала становится протоиереем, затем – епископом, а потом – митрополитом. При этом он может совершенно не вести пастырскую работу, и даже не уметь это. Это, грубо говоря, вообще не пастырь, но, с точки зрения церковного руководства, он – лучший из лучших, тот, кто метит в патриархи.
***
Проблема заключается в том, что в церковной среде существует убеждение, что человек может спастись только по вере в Иисуса Христа. Хотя вы можете перелистать всю Библию, и нигде такой фразы не найдёте. Ложку дёгтя добавляют и изречения некоторых святых. Например, один говорит, что спастись у протестантов можно примерно так же, как спастись на шлюпке во время 9-балльного шторма. Но эти мнения, нужно сказать, частные, они не обладают канонической непогрешимостью, и, кроме того, ни один святой прямо не говорит, что вне Церкви нельзя спастись, а выбирает всегда какие-то уклончивые обороты речи. Вот это-то и настораживает.
***
В то, что спастись можно только лишь по вере, верят все без исключения ортодоксальные христиане, а протестанты даже ставят на этом особый акцент. Но это спасение по вере понимается именно таким образом, что вера – это некие действия, а значит, дела, которыми спасается человек. К примеру, человек должен исповедывать православие, то есть, ходить в храм, быть крещённым в РПЦ, и только тогда он может спастись. Если же он просто верит в Бога, и верит от всей души – он пойдёт в ад. В это верят многие священники, и, вероятно, многие митрополиты. А может быть, даже вообще 99% всех православных. Здесь получается, что вера имеет внешние признаки – крещение, исповедь, принадлежность РПЦ. Всё это – действия, а значит, дела, и, следовательно, эти люди верят в спасение по делам, а не по вере. Грубо говоря, всякий, кто думает, что спастись можно лишь только по делам, и ни в коем случае не по вере.
***
Послание ап. Павла к Галатам 2:16-20
16 Братья, узнав, что никакой человек не получает оправдание делами Закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами Закона; потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть (человек).
Из этих слов делается вывод, что ни один человек, не принявший веру во Христа, не может получить спасение. Ни буддист, ни атэист не имеет никаких шансов. Но этот вывод делается без учёта контекста сказанного. А сказано было следующее: евреи, соблюдающие ветхозаветный Закон, пропустили слова в Законе про грядущего Мессию, а те, кто не пропустил, а принял Мессию, - будет спасён. Здесь смысл не в том, что человек спасается верой во Христа, а в том, что он внимательно следит за всем, сказанным в Законе, и выполняет всё, что там говорится. И, разумеется, здесь ничего не сказано о людях, которые никогда не читали Библию, и не слышали о Христе. Вырвать слова из контекста – дело нехитрое, это сделал один, и за ним все повторяют. Всякий боится иметь своё мнение, отличное от мнений самых маститых богословов и митрополитов. Но что для тебя, человек, важнее – соглашаться с большинством, или же соглашаться с Богом?
***
Если прочитать Евангелие, то мы встречаем там места, где Иисус хвалит кого-нибудь за его веру. За дела Он не хвалит никого. Особо важен тот момент, что первые христиане были евреями, и что главным было то, что они внимательно изучали Закон, то есть, Ветхий Завет, и эта внимательность их привела ко спасению. Любой еврей, который был невнимателен, или, точнее, отдавал предпочтение мнению других, остался в иудаизме. При этом, что характерно, число добрых дел не играет никакой роли – если дел много, если ты соблюдаешь пост, самый строгий, если творишь добро другим, но не имеешь личного мнения – ты несостоятелен. Может ли такой человек спастись – неизвестно, но явно, что большинство из них не спасётся. Когда говорится, что для спасения требуется верить во Христа, то это говорится обобщённо. Вполне может быть, что 1 или 2 человека, отвергнувших Христа, всё-таки смогли спастись. Ведь нигде не говорится, что все без исключения евреи, не принявшие Христа, пошли в ад. Такого не было сказано.
***
воздаст каждому по делам его (Мф. 16, 27), а в другом месте: по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29).
Читатая эти слова, можно подумать, что Библия противоречит сама себе. Что касается воздаяния по вере, этот тэзис не вызывает никаких вопросов, что же касается «каждому – по делам», то этот вопрос надо рассмотреть непременно, и желательно, чтобы всякий, кто ещё только готовится вступить в духовную жизнь и принять крещение, уже хорошо знал это изречение и его смысл. Рассмотрим подробно.
***
Мф.9:29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. Здесь говорится вовсе не о спасении по вере, а всего лишь про исцеление, хотя, должен признать, что как-раз по вере и наступает спасение, не по делам. В другом месте сказано: человек оправдывается верой. Оправдание – то же, что и спасение. Рассмотрим Мф.16:27 Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Мы не должны ни в коем случае отмахиваться от этих слов, говоря: главное, что в других местах говорится, что спасение – по вере. Если Библия что-то говорит, что это всегда крайне важно. Почему не сказано: приидет Сын Человеческий и воздаст каждому по вере его? Есть люди с изворотливым умом, которые вас могут либо запутать, наговорив много непонятного, либо натянуть дела на веру, доказав, что здесь имелось ввиду, что вера спасает человека, а под словом «дела» имелись ввиду «дела веры», как говорил священник Смирнов. То есть, дела – это вера, в данном случае. Проблема здесь в том, что если вам доказывают, что то, что ни в коем случае не должно спасать, то есть дела, это и есть вера, то в таком случае вы, при толковании Библии получаете законное право любую фразу из Библии переворачивать таким образом, чтобы вышло всё наоборот. К примеру, если говорится, что Иуда – это предатель, вы можете утверждать, что имелось ввиду, что Иуда – ни в коем случае не предатель.
***
Что же касается спасения по вере, то я не знаю ни одного места в Библии, где было бы сказано, что человек спасается через веру во Христа. То есть, такие места, конечно, есть, но там говорится про нечто конкретное,  а не обобщённо. К примеру, Иисус, наставляя апостолов, говорит, что те люди, которые вам не поверят, не спасутся и отправятся в ад. Это – обобщение, и касается оно конкретной ситуации. Но нигде не говорится абстрактно, что всякому человеку возможно спастись только лишь через веру во Христа. Конкретное и абстрактное – две разные вещи. Мы, конкретно, спасаемся тем, что верим во Христа, если же применить принцип абстракции, то говорится: и бесы верят во Христа, но это их не спасает. Про людей же не сказано ничего, так, чтобы сказано было абстрактно, и это молчание – вовсе не недоработка Библии, это свидетельство того, что человек спасается верой, не верой во Христа, а верой вообще, во что бы то ни стало. Никакого другого истолкования не может быть, разве логично, если в Библии много раз говорится о спасении по вере, и ни разу – о спасении по вере во Христа? А для тех, кто сомневается говорится: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон.
Имеется ввиду то, что евреи, следуя Писаниям, жили по закону Бога, и язычники, не имея Писания, тоже выполняли этот же самый Закон. Следовательно, исполнители закона, как иудеи, так и язычники – пойдут в рай. Меня удивляет то, что это место игнорируется и заявляется, что ни один язычник в рай не войдёт. Библию читают как простолюдины, так священники и епископы, но не все её понимают.
***
Если вернуться к фразе: «воздаст каждому по делам его», то мы, во-первых, должны отметить, что Иисус воздаст каждому по его вере, а не делам. Некоторые думают так: те, кто искренне и глубоко верил во Христа, получат спасение, а кто не верил, или верил во что-то другое – пойдут в ад. Но о вере во Христа, которая спасает, Библия не говорит. То время, когда придёт Иисус, будет временем, когда все люди будут знать о Христе, об этом говорил Иисус. Не будет ни одного человека, который не слышал о Христе. Не обязательно, чтобы миссионеры обошли всю землю, вполне достаточно, чтобы у каждого был компьютер. Учитывая это, можно было бы сказать: каждый, кто поверит во Христа в последние дни, спасётся. Но это не сказано. Так как недостаточно просто верить во Христа, требуется, чтобы эта вера была достаточно глубокой. Тот, кто поверхностно верит во Христа, не может спастись. Значит, если мы будем говорить, что человек спасается верой во Христа, то будем иметь ввиду всех, кто верит, что Иисус есть на самом деле. Много ли стоит такая вера? В то же время в последние дни все, кто верит во Христа истинно, будут собраны вместе, в один город, а все, кто иной, даже если он тоже верит во Христа, - будут либо вести войну против избранных, либо будут просто находиться где-либо, но не в городе праведников. Ясно, что слабоверящие во Христа обнаружат себя какими-то внешними проявлениями. Поэтому о вере в последнее время будут свидетельствовать дела.
***
Можно также говорит и о том, что и не только в последние времена, но и в наше время человек получает воздаяние по делам его. Ведь человек не может быть спасён только потому, что он верит во Христа. Мало ли кто во что верит, нужно, чтобы эта вера была достаточно глубокой. Измерителем веры являются дела человека, но это не те дела, о которых обычно идёт речь. То есть, дела – это действия, совершённые человеком. К действиям можно отнести: мысли, слова, физические действия. Определить, какие из этих действий ведут в рай, невозможно. Внешние дела, которые составляют основную, внешнюю часть духовной жизни, вообще не говорят ни о чём. Ни пост, ни молитва, ни наставничество, ничто другое не делает человека святым. Если даже человек пророчествовал и исцелял, - это ещё ни о чём не говорит. Когда человек причисляется к лику святых, то в целом, мы определяем их святость по их делам, но святость некоторых святых со временем может быть пересмотрена и отменена. Я бы очень хотел, чтобы Николай 2 вышел из разряда святых. Дела свидетельствуют о святости, но не гарантируют её. Когда говорится, что каждому будет по делам его, от имеют ввиду то, что люди разных убеждений, дела которых хороши, войдут в рай. Это люди разных убеждений – буддисты, индуисты, мусульмане, атэисты. Они спасаются не тем, что правильно верили, а тем, что творили добро. Но добро они творили только потому, что верили своим принципам, которые они усвоили. То есть, опять-таки, это не неверующие, а верующие, хотя и верующие не в одно и то же. И спасает их вера, проявляющаяся в делах. Но ни в коем случае не «дела веры». Когда мы произносим фразу «дела веры», то можем иметь ввиду «дела веры во Христа» или «дела веры во что-нибудь». Второй вариант – вернее, но, поскольку этот термин может иметь разные значения, то он сам по себе бессмыслен. Я верю во спасение по делам веры во что-нибудь, другие верят во спасение по делам веры во Христа. Это – две совершенно разные вещи. В Библии намеренно сказано о воздаянии по делам, а не по вере, чтобы подчеркнуть спасение не-христиан. Если бы такой цели не было, было бы сказано, что придёт Иисус и воздаст каждому по вере его. Но в таком случае пропал бы смысл спасения всех людей вообще, независимо от их вероисповедания. Поэтому спасение по делам – это спасение вне зависимости от конфессии, а не в прямом смысле по делам. Получается, что смысл здесь – переносный: не дела спасают человека, а «дела» - в кавычках, то есть, то, что человек делает, а не то, во что он верит. Человек спасается не тем, во что он верит, а тем, как он живёт.Следует иметь ввиду, что существует всего три толкования – прямое, переносное и образное. Когда в Библии говорится, что мы спасаемся верой во Христа – смысл образный, а не прямой. Если же смотреть на вопрос спасения в прямом смысле – то вера во Христа вообще никого не спасает, а спасает серьёзность веры во что угодно. Когда ты веришь, во что бы ты не верил, но веришь по-настоящему, и не готов отступать от своих принципов ни при каких обстоятельствах. По крайней мере, это касается тех случаев, когда отступить от своего личного мнения оказывается выгодно по какой-либо из причин. Если же ты в какой-то момент не знаешь как поступить и какую позицию занять, то ты не должен торопиться принимать решение, а должен тщательно исследовать вопрос. Если же ничего не прояснилось, ты должен честно признать, что не ещё ничего не решил. Если все так будут делать, то мир сразу же станет лучше.

11.02.19


Другие публикации на эту тему:

http://proza.ru/2018/09/04/202


Рецензии