Иерархия христианских ценностей...
За многие десятилетия безбожия мы утратили чувство ранга, о чем писал еще русский религиозный философ Иван Ильин в своих «Аксиомах религиозного опыта».
Свобода от Бога – страшная свобода, она и есть то «равенство в ничтожестве», когда «все дозволено» (Ф.М. Достоевский).
Догматы и каноны Церкви – наши поводыри и ориентиры в мире соблазнов и искушений. И познаются они не умозрительно как сухие формализованные определения, а в живом опыте религиозной жизни в лоне Православной Церкви.
Первое употребление слова «догмат» в значении вероучительного определения принадлежит Апостолам.
«Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Деяния 16:4).
Свойства догматов:
1) Теологичность (вероучительность).
2) Богооткровенность.
3) Церковность.
4) Законообязательность (общеобязательность)
Догматы, каноны и святоотеческое наследие – это целостная и неразделимая живая церковная жизнь, в которой нет ничего лишнего или случайного, а во всем Воля Божия и Его Промысел.
Догматы – крепость Истины, защищающие Ее от вторжения еретических измышлений и лжетолкований, каноны – законы церковной дисциплины, сообразованные с условиями исторического времени, святоотеческое наследие – духоносный, аскетический опыт подвижников Православия, неприменимый в современных условиях, но необходимый каждому верующему человеку как мерило, образец духовного возрастания.
Особенно важным, в конкретный момент познания духовных основ жизни, для меня лично оказалось пристальное прочтение второго члена Символа Веры:
2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, не сотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша.
Как много истин открывается в этом отрывке: это и Единственность Сына Божьего, рожденного из существа Бога Отца, и то, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог, и Его предвечное существование, чтобы никто не сомневался в том, что когда-то было время, когда Он не существовал.
И это очень важно, так как некоторые представители других религий, формально признавая Христа как Учителя, отрицают Его Божественную Природу, и называют христианство просто более поздним переложением их вероучений.
Комментарии по отрывкам Священного Писания.
Исход 19:14-20:17
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Самая первая и очень трудная для исполнения Заповедь Божия, потому что требует не формального, законнического исполнения, а полного самоотвержения.
Недостаточно сухой веры, не омоченной слезами истинного покаяния, внешнего благочестия внутри храма, напоминающего самодовольство фарисея, милости без любви к ближнему, милостыни от избытка, а не от чистоты сердца.
Спаси, Господи!
Деяния 17:15-34
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-- нибудь новое.
Слово Божие поражает в самое сердце, исполненное любопытства и страсти ко всему внешнему.
В этом отрывке из Деяний Святых Апостолов мы можем узнать самих себя в образе древних афинян.
Мы говорим о чем угодно, только не о том, что единственно важно и жизненно необходимо для нашего спасения.
Жажда новизны – бич нашего времени. Внешнее реформирование в любой области нашей деятельности без внутреннего самоизменения, выработки постоянного покаянного чувства чревато духовным бесплодием и греховной смертью в Богозабвении.
Псалом 36
Псалом Давида
1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
В вышеуказанных псалмопевческих стихах прямо указан единственный путь правды –следование за Господом и всецелое упование на Него, а также отсечение злых чувств, мыслей и дел.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.
Активное делание добра и противодействие злу уклонением от него – наша пожизненная задача. Воздаяние Господа по нашим делам неотвратимо.
Евангелие от Марка 2:13-3:8
27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
Подмена главный цели – спасения человека и есть та «закваска фарисейская», о которой предостерегал Господь своих учеников и всех нас. Как часто за формальной обрядностью мы забываем то, что она есть второстепенное средство, а не цель.
Слава Богу за все!
Свидетельство о публикации №219021100494
***ДОГМА восходит к праиндоевропейскому слову *dek* - «принимать», у древних греков это δόγμα - «мнение; учение», производное от δοκέω - «казаться; полагать, думать», а в русском языке появилось как заимствованное из греческого
***Получается, что из «казаться; полагать, думать» потом сделали «мнение; учение», а так как в начале было «принимать», то под сим началом стали принимать кому-то показавшееся как истину в последней инстанции
***Глумливы люди и самонадеяны, особливо те, кто б-люд-ут свою «истину»
***А истина, как известно, только у Бога, и живе для нас в Сыне Его
***К Богу и Сыну ступайте - и обрящете
Источник - некий старче, который сам не пишет, но слово и дело (дельное слово) говорит.
Клинкер 11.11.2019 13:58 Заявить о нарушении
Виталий Митропольский 11.11.2019 14:34 Заявить о нарушении