Хара Петр Иванович

Родился  15  мая  1908  года  в  селе  Старомлиновка  Старо-Кермеченского  ныне  Великоновосилковского  района  Донецкой  области  (Украина)  в  крестьянской  семье.  Грек*.  Окончил  7  классов  в  1927  году  и  сельхоз  профшколу  в  1930  году.  Поступил  в  Московский  институт  овцеводства,  но  после  окончания  первого  курса  был  призван  на  воинскую  службу. 
В  РККА  с  26  мая  1931  года. 
Окончил  1-ю  Качинскую  военную  школу  пилотов  (учился  с  мая  1931  года  по  август  1932  года). 
Служил  в  Белорусском  военном  округе.  Сначала,  до  января  1935  года  был  пилотом  4-й  истребительной  авиационной  эскадрильи,  затем  был  старшим  летчиком  и  командиром  звена  в  107-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  83-й  истребительной  авиационной  бригады. 

     «…Подразделение  возвращалось  из  перелета.  Впереди  виднелось  ровное  поле  аэродрома.  Вскоре  самолеты  снизились  и  сделали  круг.  Внизу  их  ждало  приветливое  белое  «Т».  С  головной  машины  командира  был  подан  сигнал:
     -  Выпустить  шасси!
     Выполняя  приказ,  летчик  т.  Хара  привел  в  действие  механизмы.  Но  приборы  показали,  что  шасси  неисправно.  Правая  его  нога  прочно  сидела  в  своем  гнезде  и  не  повиновалась  руке  летчика.  Следуя  указаниям  инструкции,  т.  Хара  испробовал  все  способы.  Отстегнув  ремни,  и  не  бросая  управления,  он  погрузился  в  кабину,  отыскивая  неисправность,  настойчиво  проверяя  механизмы.  Практика  слепого  полета  помогала  -  не  видя  земли,  он  удерживал  самолет  в  нормальном  положении.  Однако  неисправность  не  обнаруживалась.  Видимо,  он  была  там,  куда  не  имел  доступа  летчик…
     Между  тем  подразделение  приземлилось,  летчики  покинули  кабины,  и  все  находившиеся  на  аэродроме  люди  с  волнением  наблюдали  за  одиноким  самолетом.   
     Вскоре  в  воздух  поднялась  другая  машина.  Это  был  командир  подразделения.  Приблизившись,  он  дал  сигнал  сделать  ряд  фигур  высшего  пилотажа.  Хара  вводил  самолет  в  бочки,  резко  пилотировал,  неожиданно  выравнивая  машину,  но  все  это  не  давало  результата  -  правая  нога  шасси  не  выбрасывалась…
     Какой  же  исход?  Достав  записную  книжку,  он  написал  на  первой  же  попавшейся  страничке:
     «Правая  нога  заела,  буду  садиться  без  шасси».
     Он  был  уверен  в  благополучном  исходе,  но  посадка  без  шасси  далеко  не  обычная  вещь,  и  записка  могла  потом  объяснить  многое.
     Тут  к  нему  вторично  подлетел  командир  подразделения.  Он  вез  приказ  командования  части,  прибывшего  на  аэродром.  Хара  принял  приказ:
     -  Сделать  6  «бочек»,  и,  если  не  поможет,  выключить  мотор,  убрать  левую  ногу  и  садиться  без  шасси  на  вспаханную  почву.
     Приказ  вдохнул  новые  силы.  Значит,  командование  в  нем  уверено.  Значит,  намеченное  им  ранее  решение  правильно!
     Набрав  высоту,  Хара  выключил  мотор,  перекрыл  пожарный  кран,  плотно  подобрал  левую  ногу  шасси.  Оглушительный  рев  мотора  сменился  однообразным  свистом  ветра.
     Машина  шла  вниз.  Навстречу  бил  сильный  поток  воздуха,  и  винт  продолжал  вращаться,  что  грозило  аварией. Пришлось  держать  минимальную  скорость,  самолет  почти  парашютировал  и  неудержимо  скользил  к  земле.  Земля  надвигалась  всей  своей  громадой.  Исход  дела  решали  секунды.  Нужно  было  нацелиться  на  узкую  полоску  пахоты,  умело  встретить  землю  и  сохранить  машину.  И  Хара  хладнокровно  распорядился  секундами.  Несмотря  на  то,  что  идущая  на  минимальной  скорости  машина  грозила  свалиться  то  в  ту,  то  в  другую  сторону,  несмотря  на  то,  что  до  земли  оставалось  каких-нибудь  25  метров,  он  действовал  хладнокровно  и  умело…
     А  между  тем  все  внимание  аэродрома  было  приковано  к  снижавшемуся  самолету.  Машина  шла  с  большим  «промазом».  Или  в  ангар  или  в  здание  грозила  она  врезаться  со  всей  своей  страшной  силой!  Однако,  как  стало  ясно  потом,  расчет  был  сделан  верно.  Недалеко  от  места  посадки  самолет  произвел  смелые  скольжения  на  крыло,  взволновавшие  всех  присутствующих,  и  под  минимальным  углом  мягко  коснулся  костылем  земли.  25  метров  бороздил  костыль  пахоту,  пока  мягко,  постепенно,  как  планер,  не  припала  грудью  к  земле  безногая  машина.
     Со  всех  концов  бежали  к  месту  посадки  люди.  Бежали  туда,  где  из  совершенно  невредимого,  распластанного  на  земле  самолета  вылезал  радостный  человек.
     Желание  выполнить  во  что  бы  то  ни  стало  приказ  командира,  высокое  личное  мужество  и  отличная  летная  подготовка,  подлинно  большевистская,  героическая  забота  о  дорого  стоящей  боевой  технике  позволили  товарищу  Хара  совершить  этот  замечательный  подвиг.
     Было  это  10  ноября…
     -  Я  был  абсолютно  спокоен  и  уверен  в  успехе,  -  говорит  т.  Хара.  -  Я  имею  около  тысячи  посадок,  и  ни  разу  у  меня  не  было  аварии.
     Вся  часть  гордится  героическим  подвигом  т.  Хара,  еще  раз  показавшим  отвагу  и  летное  мастерство  наших  гордых  соколов…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  16  ноября  1935  года)

За  спасение  самолета  в  сложной  обстановке  был  награжден  именными  золотыми  часами.
14  марта  1936  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  октября  1936  года  по  26  июля  1937  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
Всего  в  Испании  произвел  250  боевых  вылетов,  сбил  5  самолетов  (3  лично  и  2  в  группе).
По  другим  данным  сбил  16  самолетов  (5  лично  и  11  -  в  составе  звена).
8  августа  1937  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».
После  возвращения  из  Испании  командовал  отрядом  107-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  до  мая  1938  года.  Затем,  до  октября  1938  года  был  помощником  командира  полка,  и  до  августа  1939  года  был  инспектором  по  технике  пилотирования  бригады.      
4  сентября  1939  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор». 
В  этом  же  месяце  был  назначен  командиром  21-го  истребительного  авиационного  полка.
Вечером  16  сентября  1939  года,   при  посадке  на  аэродром  Болбасово,  из-за  плохой  видимости,  столкнулся  с  истребителем  И-16  «испанца»  дважды  Героя  Советского  Союза  майора  С.  И.  Грицевца.  При  этом  сам  он  был  ранен,  а  Грицевец  погиб. 
После  излечения  продолжал  командовать  своим  полком  до  февраля  1940  года,  затем  до  апреля  того  же  года  был  инспектором  по  технике  пилотирования  60-го  истребительного  авиационного  полка.  На  той  же  должности  служил  в  87-м  истребительном  авиационном  полку  Киевского  военного  округа  до  октября.  Переведен  в  Средне-Азиатский  военный  округ  в  167-й  истребительный  авиационный  полк.  С  октября  1940  года  по  февраль  1941  года  командовал  эскадрильей,  затем  до  августа  1941  года  был  помощником  командира  полка,  после  чего  был  назначен  командиром  352-го  истребительного  авиационного  полка.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  мая  1943  года.
Первое  время  находился  на  боевой  стажировке.
30  октября  1943  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник». 
С  28  марта  (15  июня)  1944  года  по  9  мая  1945  года  вместе  со  своим  полком  воевал  на  Центральном  и  1-м  Белорусском  фронте.  Участвовал  в  освобождении  Белоруссии,  с  24  по  30  июня  1944  года  произвел  5  боевых  вылетов,  в  том  числе  2  -  на  штурмовку,  во  время  которых  уничтожил  1  паровоз  и  3  автомашины.  Всего  весной-летом  1944  года  произвел  22  боевых  вылета.  В  составе  1-го  Белорусского  фронта  участвовал  в  боях  за  Польшу  и  Германию,  в  январе-феврале  1945  года  произвел  11  боевых  вылетов.
Летал  на  истребителях  Як-7б,  Як-3,  Р-39  «Аэрокобра».
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации.
Вышел  в  отставку  в  звании  подполковника  5  июля  1946  года.
Работал  начальником  цеха  на  Киевском  пивном  заводе,  начальником  отдела  кадров  обувной  фабрики. 
Проживал  в  городе  Киев  (Украина).
Умер  17  ноября  1967  года.  Похоронен  на  Лукьяновском  воинском  кладбище  в  Киеве.               

Список  известных  воздушных  побед  П.  И.  Хара:
04.12.1936       1          Ю-52                Мадрид              лично
12.02.1937       1          Хе-51                Мадрид               лично
16.02.1937       1/3       Фиат-32            Харама               в  составе  звена
18.02.1937       1/2       Фиат-32            Мадрид              в  паре  с  А.  В.  Минаевым   

Награжден  тремя  орденами  Красного  Знамени  (02.01.1937,*  04.07.1937,**  29.03.1945),  орденом  Александра  Невского  (06.07.1944),  орденом  Красной  Звезды  (05.11.1946),  медалями  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938),  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  освобождение  Варшавы»,  «За  взятие  Берлина»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.».      
 
Примечания:
*     В  личном  деле  П.  И.  Хара  записано,  что  по  национальности  он  татарин  и  родным  языком  считает  татарский.
**     Орден  имел  порядковый  №  967.
***     Орден  имел  порядковый  №  35/"2".


Рецензии
За Испанию - два Красных Знамени. Толковый летчик и командир геройски воевал...
С уважением

Валерий Ефимов   11.02.2019 11:27     Заявить о нарушении
Тяжелая досталась ему судьба - всю жизнь он терзался тем, что стал невольным виновником гибели первого дважды Героя Советского Союза Грицевца...
С уважением,

Олег Каминский   11.02.2019 12:20   Заявить о нарушении
Я тоже об этом думал...

Валерий Ефимов   11.02.2019 12:48   Заявить о нарушении