Корни семьи

      
      Ещё в детстве стал задумываться о корнях своей семьи. Информации об этом практически не было. Основным источником являлась моя бабушка по материнской линии Малыхина Марфа Нестерова (урождённая Конюхова) 1906 года рождения.

    Когда мне было 27 лет, в августе 1987 года я участвовал в международном Эсперанто-конгрессе в Варшаве, в столице Польши. Тогда праздновалось 100-летие международного вспомогательного языка Эсперанто. Помню в один из последних дней конгресса ко мне подошёл очень пожилой, седой человек лет за 70. Он посмотрел на мой бейджик на рубашке и сказал: «Вижу, что Вы из Советского Союза. Можно с Вами пообщаться?» 

Я ответил: «Да, конечно, сегодня свободен. Судя по Вашему бейджику Вы из ФРГ, но не немец!» Так я познакомился с эсперантистом по имени Жак Франсуа Фаржон де Лагатенери, который пригласил меня в кафе попить кофе. Невооружённым глазом было видно судя по фамилии, что это француз. Сидя за столиком в кафе, выяснилось, что я оказался прав. Дедок был словоохотлив: французский дворянин, переводчик, в совершенстве знает 5 языков. Чтобы я не сомневался, он вытащил бумагу, на которой изображено генеалогическое древо его семьи, начиная с XII века: задействованы такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, Россия, Испания, Италия, Польша, Аргентина, США…

    Жак спросил меня : «Вы помните из истории России Марину Мнишек, претендовавшую на русский престол в Смутное время вместе с Гришкой Отрепьевым?»

    Разумеется, я ответил положительно к радости моего собеседника, который воскликнул: «Она – из нашего рода! Вот посмотрите на генеалогическое древо!»

    Был удивлён, как бережно хранят корни семьи на Западе. А у нас в России после революции разрушали церкви, где хранились учётные книги разных родов и сословий. Чаще всего мы не помним о своих предках до третьего поколения.

     Жак предложил мне перейти на русский язык. Он говорил с лёгким акцентом. Я поинтересовался, где же он так хорошо изучил мой родной язык. Ответ ошеломил меня: «Врагу бы я не пожелал такой университет. За свои левые убеждения находился в немецком концлагере вместе с русскими военнопленными. Там и изучил русский язык!» Мы опять перешли на Эсперанто, этот нейтральный для нас обоих язык. После Второй мировой войны мой собеседник работал переводчиком в ООН, ЮНЕСКО в разных странах Европы.    

    В январе 1989 года в Амстердаме я вновь встретился с этим интересным человеком, который тогда работал переводчиком на голландскую фирму, живя на севере ФРГ. Оказалось, что на территории Германии он освобождён от налога на жильё, а, работая в Голландии, освобождён от налога на работу, то есть сразу убил двух зайцев.

    Итак, перенесёмся в Россию к началу этой истории, в которой речь шла о моей семье. Моя бабушка Марфа говорила, что в раннем детстве её дядя уже в преклонном возрасте рассказывал о своём участии турецкой войне. Показывал глубоко въевшиеся следы на плечах от верёвок, с помощью которых он таскал землю для строительства укреплений, а возвели они целую гору, чтобы защититься от английского флота, которым командовала женщина.

    Отец моей бабы Марфы, так я её называл, Нестер жил в деревне на Алтае, вёл большое, крепкое хозяйство, в гражданскую войну пришли белые и забрали весь хлеб, а его посадили на сутки в сарай зимой, где он простыл и умер.

    В нашей семье сохранились два фотопортрета, сделанные ещё до Великой Отечественной войны. На одном – бабушкин брат Конюхов Андрей Нестерович, который погиб в начале 1945 года в Восточной Пруссии, на территории нынешней Польши, немного не дожил до Победы. На втором портрете мой дедушка Малыхин Пётр Фёдорович, который пропал без вести в феврале 1942 года при обороне Севастополя. Дед Пётр 1900 года рождения родом из-под Обояни Белгородской области в середине 20х годов был раскулачен и вместе с двумя братьями сослан на Алтай, где в 1927 году родилась моя мама Малыхина Екатерина Петровна.

    В семье существует легенда: в 1947 году якобы дед Пётр приезжал и был на железнодорожном вокзале, от него приходил человек, чтобы встретился с женой. Моя бабушка Марфа, имея на руках четверых детей, испугалась и не пришла на встречу. Она боялась, что её муж – «враг народа», вероятно, попал в плен на той войне. Боялась не за себя, а за детей.

   По отцовской линии у меня вообще нет информации, ибо отец с нами никогда не жил. Я был рождён вне брака, поэтому ношу фамилию своей матери. Квартирный вопрос  поставил крест на возможной семейной жизни. Мой отец Фёдор Иванович Катанаев, не хотел жить под одной крышей с тёщей, моей бабушкой. А моя мама не хотела жить вместе со свекровью, матерью отца, которую тоже звали Марфой, но Николаевной.

    Итак, я вырос без отца, воспитывался, в основном, бабой Марфой, а мать много работала бетонщицей на заводе. Учась в школе, я завидовал сверстникам, у которых были отцы, и не важно, пьянницы они или сидели в тюрьмах. Безотцовщина, конечно, повлияла на мою жизнь. У меня есть сын Михаил (30 лет), я стремился быть ему самым лучшим папой. Моя мама, Малыхина Екатерина Петровна никогда не была замужем, посвятила свою жизнь воспитанию единственного сына, то есть меня.

    У бабы Марфы было четверо детей: моя мама Екатерина Петровна 1927 года рождения, её старший брат Алексей Петрович (в семье звали Лёней) 1935 года рождения, сестра Валентина Петровна 1937 года рождения и младший брат Анатолий Петрович 1940 года рождения.

    Старший брат мамы Алексей Петрович Малыхин был самым  успешным в семье: после службы в армии всю жизнь проработал токарем на заводе Химволокно, у него была машина марки Жигули, его дочь Ольга (в замужестве Бурьянова) 1955 года рождения работала в торговле, её сын Сергей работает кладовщиком в коммерческой фирме.

 Сестра мамы Валентина Петровна (в первом браке Бухтатова) работала сторожем в больнице, её сын Вячеслав Бухтатов 1959 года рождения живёт где-то в Нижне-Ингашском районе края, работает фермером, в юности за кражу бензопилы провёл 5 лет в тюрьме, исправился, сейчас у него три взрослые дочери. Тётя Валя вышла замуж второй раз в 1977 году за Кондратьева Михаила Ивановича, очень тихого мужика, любящего выпить и пофилософствовать, их сын Андрей 1982 года рождения сейчас работает столяром на мебельной фабрике. Дядя Миша, работавший грузчиком на кондитерской фабрике, умер примерно в конце 80х.

    Младший брат мамы Анатолий Петрович Малыхин всю жизнь проработал слесарем на заводе Химволокно, его жена Надежда Владимировна там же работала ткачихой. У них было трое детей: Евгений Анатольевич 1968 года рождения погиб в 1990 году: попал под поезд, когда пас скот под Камарчагой. Сестра Женьки Елена Анатольевна 1973 года рождения была замужем, умерла в начале 2000х от рака груди в Тюменской области. Её младший брат Александр Анатольевич 1978 года рождения работает грузчиком на складе, ныне здравствует, женат, имеет троих детей.

    Моя мама Малыхина Екатерина Петровна помогла вырастить моего сына Мишу, после инсульта умерла в марте 2009 года.

    У моего деда Малыхина Петра Фёдоровича жил в деревне Ельцовка Алтайского края младший брат Пантелей Фёдорович, у которого были дети: дочь Панна и сын Иван. У Ивана пятеро детей: Валентина, Татьяна, Тамара, Виталий и Нина. В детстве я каждое лето проводил с бабой Марфой в Ельцовке у дяди Вани.

    Более подробно о ветви Малыхиных из Ельцовки, возможно, расскажу в следующем рассказе. Очень важно хранить корни семьи. Пусть это продолжит мой сын Михаил.
 
24 сентября 2018 года.
    


Рецензии
Знаю многодетную семью Малыхиных в Минеральных Водах. Сегодня, кажется, двое ещё живы и им за 70.
Я тоже пытался построить родосдовную. В результате пришёл к выводу, что нас уже три века пытаются лишить истории и сделать непомнящими родства.
Удачи!

Валери Сурико   01.07.2019 21:34     Заявить о нарушении
Технику безопасности надо было соблюдать.

Михаил Струнников   13.07.2019 18:41   Заявить о нарушении