В пределах Евангелия заключено целое Царство

«Блаженны нищие духом, – говорит Христос в Нагорной проповеди, – ибо их есть Царство Небесное; Блаженны плачущие, ибо они утешатся; Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; Блаженны алчущие и жаждущие, ибо они насытятся; Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога увидят; Блаженные миротворцы, ибо они будут наречены Сынами Божиими; Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:3-11).
Евангелие от Матфея называют «учительским Евангелием» потому, что материал в нем представлен так, что его удобно использовать в процессе обучения. Скорее всего, именно по этой причине ранняя Церковь использовала его больше, чем остальные четыре Евангелия. В то время как Марк предлагает нам яркое и связанное повествование, Лука тонкое исследование разговоров Иисуса с людьми, а Иоанн подробный богословский портрет Христа, Матфей собирает именно истории и высказывания Иисуса, которые имели непосредственное отношение к актуальным проблемам жизни Церкви. Он располагает их в таком порядке, чтобы ими мог пользоваться именно учитель. По всей видимости, сам Матфей был таким, учителем. В свое Евангелие он включил материал, который уже не раз представлял членам собственной церкви.
Очень четко выделяются речи, или собраний поучений Христа, каждая из которых завершается формулой: «Когда Иисус окончил все слова сии…» или похожей фразой (эти речи мы найдем в гл. 5–7, 10, 13, 18, 24 и 25). Все они основываются на гораздо более коротких «обращениях», которые мы находим в других синоптических Евангелиях и обнаруживают единую центральную мысль, вокруг которой и строятся. Многие из организованных таким образом высказываний содержатся и в других синоптических Евангелиях, что позволяет твердо сказать о том, Матфей составил пять аккуратных «антологий» поучений Иисуса, касающихся определенных предметов.
И в этих речах, как и в остальных местах Евангелия, Матфей намеренно разбивает свое повествование на части, которые достаточно легки для запоминания. Явными примерами служат симметричные разделы генеалогии (1:1-17), восемь заповедей блаженств (5:3-10), шесть «антитез» (5:21-48), три религиозных обряда (6:1–18; с практически одинаковой структурой, несмотря на больший объем раздела о молитве), а также семь восклицаний «Горе вам…» в адрес книжников и фарисеев (23:13–36). Большие разделы также иногда имеют четкую внутреннюю структуру (о чудесах в гл. 8, 9 или притчи в гл. 13).
По сравнению с манерой повествования Марка, рассказ Матфея о делах и словах Христа может показаться довольно скучным. Хотя его Евангелие содержит более подробный материал, чем Евангелие от Марка, в моментах, когда они касаются одних и тех же событий, Матфей излагает их в гораздо более лаконичной манере. К примеру, история, которая занимает у Марка всю гл. 5, составляет всего 16 стихов у Матфея. Он оставляет в стороне яркие детали события и исключает все лишнее в рассказе, стараясь сосредоточить внимание на центральной идее. Но там, где основная мысль рассказа выражается в речах Иисуса, которые в него включены, Матфей, чаще всего сокращая рассказ в целом, приводит речи Христа в сравнительно полном виде (ср.: Мф. 8:5-13). Подобными способами Матфей формирует свое повествование, чтобы сделать его более доступным для учения в церкви. В таком качестве оно не потеряло своего значения до сих пор, и это может засвидетельствовать любой пастор.

Глава 1. Особенности первого Евангелия

Цель написания (в точности) этого Евангелия остается неизвестной, можно смело предположить, что Матфей руководствовался, по крайней мере, двумя побуждениями. Во-первых, он хотел показать неверовавшим иудеям, что Иисус есть Мессия. Лично Матфей нашел Его и желал того же другим. Во-вторых, Матфей хотел ободрить тех иудеев, которые уже уверовали в Него. Если Иисус действительно является Мессией, то тогда произошло нечто ужасное: евреи распяли своего Спасителя и Царя. Что же ожидает их теперь и не отвернулся ли от них Бог навсегда?
Тут-то и высказывает Матфей слово ободрения: хотя за непокорность евреев нынешнее поколение их и ожидает Божья кара, Бог от Своего народа не отказался. Царство, которое Он обещал им, будет установлено в будущем. А до тех пор верующие ответственны за то, чтобы нести всему миру весть о вере в Мессию, отличающуюся от той, которая укоренилась в сознании большинства иудеев.
В этой книге особое внимание уделяется учению Иисуса Христа. Из всех евангельских повествований больше всего бесед Спасителя находим у Матфея. В 23 главе Иисус строго обличает вождей Израиля, а 24-25 главы - это проповедь на горе Елеонской, посвященная объяснению будущих событий, имеющих прямое отношение, как к Иерусалиму, так и ко всему израильскому народу.
Также у Матфея часть повествования изложена скорее по логическому принципу, чем по хронологическому. Так, родословную часть он излагает в три этапа, о многих чудесах упоминает подряд, а обо всех противившихся Иисусу рассказывает в одном месте.
В первом Евангелии очень много выдержек из Ветхого Завета. Только прямых цитат около 50. Кроме того, около 75 ссылок на ветхозаветные события. Это, несомненно, объясняется характером аудитории, к которой обращался евангелист. Ведь Матфей писал, прежде всего, для иудеев, и именно их он хотел убедить многочисленными ссылками на изложенные в Ветхом Завете факты и события. А кроме того, если это Евангелие было написано около 50 года, то в распоряжении Матфея было слишком мало новозаветных писаний, чтобы цитировать из них. Да и те, которые уже существовали в ту пору, могли быть неизвестны ни его читателям, ни ему самому.
Первое Евангелие свидетельствует, что Иисус Христос является израильским Мессией, и объясняет вопросы, относящиеся к Царству Божьему. «Если Иисус действительно Мессия, - могли спросить евреи, - то почему же Он не установил обещанного Царства?» Ветхий Завет вполне определенно указывает на то, что Мессия установит на земле славное Свое Царство, в котором Израиль займет особое положение. А поскольку Израиль отверг своего истинного Царя, что же будет с обещанным Царством?
В Евангелии от Матфея открыто несколько тайн касаемо этого, которые не были открыты в Ветхом Завете. Эти «тайны» указывают на то, что в нынешнем веке это Царство приняло иную форму, но что в будущем обещанное иудеям «царство Давида», все-таки будет установлено. Произойдет это тогда, когда Иисус Христос возвратится на землю, чтобы установить на ней Свою власть.
В первом стихе первого Евангелия говорится: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Но почему имя Давида названо прежде имени Авраама? Разве Авраам не был лицом более значительным в глазах иудеев? Возможно, Матфей первым назвал Давида потому, что Давиду было обещано, что от него произойдет Царь Израиля (2-Цар. 7:12-17). Иисус Христос пришел с благой вестью к Своему народу. Однако в соответствии с Божьим планом Его весть была отвергнута. Отвергнута, чтобы прозвучать во всем мире и для всех народов.
В свое время обещание благословить все народы было дано Богом Аврааму и подтверждено в завете с ним (Быт. 12:3). Важно, что Матфей включил в свое повествование язычников, таких как: волхвы с Востока (Матф. 2:1-12), сотник, имевший большую веру (8:5-13), и женщина-хананеянка, вера которой «была велика» (15:22-28). Заканчивается книга великим поручением Христа: «Идите, научите все народы» (28:19).
Теодор Зан отзывается о Евангелии так: «По грандиозности концепции и силе, с которой масса материала подчинена великим идеям, ни одно Писание Нового или Ветхого Заветов, имеющее отношение к исторической тематике, не может быть сравнимо с Евангелием от Матфея».
Макдоналд же трактует Евангелие как отличный мост между Ветхим и Новым Заветами. С первых же слов мы имеем возможность возвратиться к праотцу ветхозаветного народа Божьего Аврааму и к первому великому царю Израиля Давиду. По своей эмоциональности, сильному еврейскому колориту, множеству цитат из еврейских Писаний и положению в главе всех книг Нового Завета Еввангелия от Матфея представляет собой логическое место, с которого начинает свой путь христианская весть для мира.

Глава 2. Отличие царства Божия от Царства Небесного

Уже в самом начале Евангелия от Матфея в Нагорной проповеди встречается следующее высказывание Иисуса: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матфея 5:19). Далее Иисус говорит о своем двоюродном брате (Иоанне), который своими пророчествами предрекал его приход, следующие слова: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Матфея 11:11). Если применить традиционное в христианстве понимание Царства Небесного как места, где спасенные проводят вечность, то получается полнейшая путаница. Неужели самый великий человек на земле не сможет преодолеть планку спасения? Следующий стих «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфея 11:12) вообще угрожает перечеркнуть всю суть доктрины спасения по вере, а не от дел, проповедуемой в христианстве еще со времен Мартина Лютера.
Проблематичность фразы «Царство Небесное» была замечена еще отцами церкви. В отличие от словосочетания «Царство Божье», которое встречается в других Евангелиях, выражение «Царство Небесное» встречается исключительно в Евангелии от Матфея. Большинство притч Иисуса, которые записаны Матфеем, являются притчами о «Царстве Небесном». Фактически Иисус использует 10 притч для того чтобы объяснить своим ученикам этот термин. Стоит лишь бегло взглянуть на эти притчи в 13 главе Евангелия от Матфея для того, чтобы обнаружить, что понятие «Царство Небесное» абсолютно не эквивалентно понятию «рай». К примеру, в притче о неводе (Матф. 13:47-50) Царство Небесное является неводом, в который попадает хорошая и плохая рыба. И только «при кончине века» «ангелы отделят злых от праведных». Очевидно, что невод - это не рай, в котором злых по определению быть не может. Точно так же и с притчей о пшенице и плевелах (Матф. 13:24-30, 37-44). Здесь в этой притче Царство Небесное конкретно уподобляется той работе, которую ведет Иисус на земле. Те, кто следует за ним, названы «сынами царства», но есть и «сыны лукавого», которых выкорчевали во время жатвы «при кончине века». Причем, когда Иисус дает объяснение притче о плевелах в 27-44 стихах, он прямо говорит, что в конце времени Сын Человеческий «пошлет ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие». Однозначно, что в раю нет ни соблазнов, ни делающих беззаконие. Именно поэтому отцы церкви считали, что «Царство Небесное» есть сама церковь Христова, в которой есть и «пшеница и плевелы».
Удивительно то, что большинство даже экзегетических комментариев на Евангелие от Матфея, составленных как учеными, дают весьма обтекаемые и неконкретные объяснение употребления термина «Царство Небесное» в вышеуказанных текстах. Это подтверждает наше предположение о том, что христианство зачастую использует устоявшиеся клише, под которые подгоняется библейский текст. Но вторая причина такой обтекаемости заключается в том, что для этих ученых, большинство из которых является протестантами, очень сложно внутренне согласиться с тем, что говорит Иисус в начале своей нагорной проповеди.
Для того чтобы понять значение слов «Царство Небесное», необходимо детально исследовать контекст Нагорной Проповеди, частью которой является эта фраза. Проповедь начинается с 17-го стиха 5-й главы:
«Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:17-20).
Иисус же решил не называть свою йешиву (главную форму еврейского обучения, высшее религиозное учебное заведение, где изучается Талмуд)  своим именем, а назвал, согласно записанному в Евангелии от Матфея (5:17-20) «Царство небесное». Именно поэтому в одной из притч о «Царстве Небесном», в притче о плевелах, Иисус называет своих учеников сынами царства (Мат. 13:38), причем на основании притчи видно, что это понятие (б’ней малкут) не ограничивается лишь кругом его 12 апостолов и даже кругом из 72 приближенных к нему. Йешива Иисуса существует до «кончины века» и там учатся и преподают последователи Иисуса.
Название «Царство Небесное» Иисус выбрал для своей йешивы не случайно. Иисус преднамеренно подчеркивает контраст между своим отношением к Торе и тем отношением, которое практиковалось в йешивах, где преподавали ученики Шаммая и Гиллеля. К концу I в. до нашей эры в раввинистическом иудаизме сформировалось понимание, что верным истолкованием Торы является то, которое поддерживается большинством раввинов. Так, из двух постоянно конкурирующих между собой йешив Шаммая и Гиллеля признается только толкование Торы, которое дают ученики Гиллеля, из-за того, что их больше. Вырвав из контекста слова «она не на небе», записанные в книге Второзаконие 30:12, раввины приписали себе окончательное право решать, что есть истина. Назвав свою йешиву «Царством Небесным», Иисус желал подчеркнуть, что толкование Торы является прерогативой Всевышнего. Таким образом, Нагорная Проповедь Иисуса, фактически является, презентацией Ииусом своей йешивы. То есть, в первых 16-и стихах 5 главы Евангелия от Матфея, известных как «заповеди блаженств» Иисус формулирует требования, которые он предъявляет к желающим учиться у него. Вот почему в этом контексте Иисус говорит, что всякий из его учеников, кто нарушит малейшую заповедь Торы и других будет учить этому, назовется в его йешиве, то есть Царстве Небесном малейшим. Греческое слово люо, «развязывать», переведенное в Русской Синодальной Библии как «нарушить» в раввинистическом иудаизме имеет более глубокий смысл, нежели просто исполнение. Скорее всего, люо передает термин матир, разрешать. В иврите Мишны два термина матир и ассир - разрешать и запрещать - употребляются по отношению к раввинским галахическим решениям, являющимся юридическими нормами в иудаизме. Из употребления глагола люо следует, что Иисус обращается к Своим ученикам, как к будущим раввинам. И, если выразиться современным языком, предупреждает их, что если выучившись у него, они своим раввинским авторитетом будут «развязывать», то есть разрешать нарушение даже самой малой заповеди, то он «поставит им двойку».
Понимание «Царства Божьего» как названия йешивы Иисуса помогает также понять значение слов Иисуса, сказанных по отношению к Иоанну Крестителю. Тот назван меньшим из меньших в «Царстве Небесном». История о крещении Иисуса излагается во всех четырех Евангелиях, но только в Евангелии от Иоанна подробно говорится о том, как ученики Иоанна Крестителя, оставив его и назвав Иисуса раввином, фактически перешли в его новооткрытую йешиву. По этой причине Иоанн говорит, что Иисусу надо расти, а Иоанну Крестителю умаляться. Таким образом, ученики Иоанна Крестителя, завершив обучение у него, перешли учиться к Иисусу. Получается, что йешива Иисуса является «учебным заведением» более высшей ступени. А потому в 11-м стихе 11-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что даже самый начинающий студент йешивы Иисуса является выпускником Иоанна Крестителя, перешедшим на более высокий уровень духовного обучения.

Глава 3. Приблизилось Царство Небесное

Настало время на опыте познакомить Апостолов с обязанностями и трудностями их служения; пока и проповедь их должна ограничиться немногим, - не более, как возвещением того, что приблизилось Царствие Божие, с чего начали свою проповедь и Иоанн Предтеча и Сам Иисус Христос. И вот, посылая их на проповедь и приготовляя в лице их не только проповедников Евангелия для всей вселенной, но и великих подвижников благочестия, Господь даёт им самые подробные наставления: и заповедал им, говоря: на путь к язычникам теперь пока не ходите, даже и не касайтесь того пути, который ведёт к язычникам, чтобы Иудеи не стали обвинять вас, будто сходитесь в образе мыслей с нечистыми и отверженными, по их понятиям, язычниками, и в город самарянский не входите, иначе станут говорить, что вы сделались участниками в злочестии и лукавстве Самарян. Израилю принадлежит преимущество первого призвания в Царство Христово. Этот Израиль был некогда Божиим стадом, как написано в псалмах: «Пастырь Израиля внемли! Водящий как овец Иосифа» (Пс. 79:2); но теперь блуждает в неведении истинного пути ко спасению. И идите наипаче, прежде всего, прежде, чем идти к язычникам и Самарянам, идите к сим погибшим овцам дома Израилева. «Не думайте, будто потому что они Меня поносят и называют беснующимся, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам; к ним посылаю вас учителями и врачами» - Самарян Господь ставит рядом с язычниками потому, что они только жили в Палестине, а по происхождению были Вавилоняне, и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых - они были врагами Иудеев. Поэтому, хотя обращать их было удобнее, потому что они были расположены к вере, но Иисус Христос посылает Апостолов к упорным Иудеям, заграждая их уста, чтобы после, как говорит св. Златоуст, не стали жаловаться, что Апостолы пошли к необрезанным Вавилонянам. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство небесное. 
Св. Златоуст говорит: «как Он заботится о нравах их, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат. Он смиряет высокоумие и предостерегает от сребролюбия. Дабы не подумали, что производимые ими чудеса — суть плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили. Вы ничего своего не даёте тем, которые принимают от вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и им давайте, ибо нельзя найти цены, достойной этих даров. Как сам Я ничем от людей не пользуюсь за Мои благодеяния, так действуйте и вы. Как Бог ничего не требует от людей, так и вы совершайте своё служение Богу».
Пустыня Иудейская — необитаемый район вблизи Иордана. Такие места Писания, как Ис. 40:3; Иер. 2:2-3 и Ос. 2:14-15, говорят, что возрождение начнется именно в пустыне. Выражение «Царство Небесное» у Матфея является синонимом термина «Царство Божье» в других Евангелиях. Оно означает плодотворное правление Бога на земле. Форма приблизилось служит провозглашением его прихода. 4 Одежда Иоанна показывает, что он - второй Илия (см.: 4 Цар. 1:8), о чем говорится в 11:14 и 17:10–13.
Говоря же о заповедях блаженства, они начинаются и завершаются ключевой фразой: …ибо их есть Царство Небесное. Это относится к народу, который признает Бога своим Царем и который может, поэтому с уверенностью смотреть в будущее, ожидая исполнения Божественного замысла в своей жизни.
Далее Матфей подчеркивает, что многие придут с востока и запада и присоединятся к еврейским патриархам на мессианском брачном пире, присутствие на котором все иудеи считали своим неотъемлемым правом. В то же время сыны царства будут извержены и займут место за пределами царства, предназначенное, согласно бытовавшему мнению, для язычников. Отныне доступ в небесное Царство определяется не национальной принадлежностью, но верой. Таким образом, чудодейственное исцеление на расстоянии (ср.: 15:21-28, где также рассказывается о языческом «пациенте») было надлежащим ответом на веру язычника.
В 19:13–15 Малые дети (см.: Мк. 10:13-16; Лк. 18:15-17). Ученики воспротивились, возможно, просто из равнодушия или из желания оградить Иисуса от излишнего внимания. В любом случае, они не восприняли Его совершенно необычную шкалу ценностей, по которой дети ценились выше всего. Фраза ибо таковых есть Царство Небесное не означает объявление автоматического спасения детей, но скорее (как в 18:1-5) указывает на смирение и умаление как образец для подражания.
В 20:20-28 Главенство в служении (см.: Мк. 10:35–45; ср.: Лк. 22:24–27). В свете сказанного выше, просьба матери сыновей Зеведеевых (Иакова и Иоанна) кажется совершенно бездумной. Она по–прежнему думала о земном царстве и о будущей славе, предсказанных в 19:28, и закрывала глаза на то, что должно предшествовать этой славе. Иисус вновь повторяет, что вначале предстоит пройти через страдания (22,23).
Смысл просьбы заключался в том, чтобы получить право старшинства среди Двенадцати (и особенно потеснить Петра, еще одного члена группы, присутствовавшего при преображении Иисуса). Это то, что заставило других учеников вознегодовать и позволило Иисусу дать им еще один урок о главенстве в служении, о чем они судили по мирским меркам. Но между вами да не будет так - это резюме всего этого фрагмента Евангелия; Царство Небесное созидает совершенно другое общество, которое зиждется на совсем иных принципах и ценностях.
Притча о десяти девах (25:1-13) продолжает тему готовности к пришествию Иисуса, и она завершается в ст. 13 словами, которые прямо перекликаются с 24:42. В ней проводится дальнейшее разделение между теми, кто приготовился к пришествию, и кто нет.
Описывается сцена деревенской свадьбы, на которой девы (возможно, подружки невесты в современной терминологии или ее служанки) ожидают процессию с женихом, когда он должен привести домой невесту. Светильники, вероятно, представляли собой нечто наподобие лампад, фитиль которых пропитывался маслом и мог гореть в течение нескольких минут, после чего светильник нужно было снова заправлять маслом. Без постоянной заправки маслом он быстро гас.
Важный момент в этой истории - задержка жениха: Церковь должна быть подготовлена к parousia. Все десять дев крепко уснули (ср. с двумя рабами в 24:45-51), а посему речь здесь идет не о постоянном бодрствовании, а о том, что каждый из нас должен иметь необходимые припасы, когда Он придет. В данной притче не говорится, в чем это заключается, но из следующей можно понять, о чем идет речь. В конце притчи ее мораль обретает свои очертания: нам угрожает опасность не быть допущенными в Царство Небесное (В ст. 12 зловеще звучит эхо 7:23).

Заключение

Более других евангелистов Матфей уделяет внимание «праведности» человека как ответ на спасающую его праведность Божию. Другими словами, евангелист подчеркивает необходимость человеческого ответа на спасительную весть, обязательство верующих совершать дела любви и приносить добрые «плоды». Основным критерием оценки человека на последнем Суде будет наличие или отсутствие у него дел любви. Активная позиция является признаком истинного христианина: поэтому можно узнать христианина, как и дерево по его плодам. И по делам будет суд человека, согласно притче о Страшном Суде, которую из всех евангелистов приводит один апостол Матфей (25, 31-46). Об этих же требованиях говорит Спаситель и в Нагорной проповеди (гл. 5-7). Эти требования не порабощают человека, но, напротив, освобождают его, поскольку им сопутствует благодать Божия.
Евангелие от Матфея открыло перед нами тайну Царства Божия, которая открывается через служение Господа Иисуса Христа. Это особенно ценно в нынешнем мире суеты и праздного времяпрепровождения. Ведь у людей совсем не остается времени для слова Божъего и Его Царства. И как важно осознавать, что  Царство Небесное отьемлется от бесплодного Израиля и дается «народу, приносящему плоды его». Аминь!


Рецензии