MBA - Экономика для менеджеров

Описание задания
Задания для выполнения приведены ниже, максимальное количество баллов за правильное выполнение всех заданий – 49 баллов.
Структура задания и требования к выполнению:
Раздел 1. Необходимо отметить правильный вариант ответа и объяснить свой выбор. Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Раздел 2. Необходимо отметить правильный вариант ответа и объяснить свой выбор, в случае задачи - указать решение и правильный ответ. Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Раздел 3. Необходимо дать развернутые ответы на приведенные вопросы. Требования к ответам размещены в Разделе 3. Максимальное количество баллов – 39 баллов.
Сдаваемый на проверку файл должен иметь следующее название файла:
Раздел 1. Ответьте «Да», если высказывание верно или
«Нет», если высказывание неверно и объясните свой выбор
(цена каждого ответа 0,5 балл, без обоснования – 0,25 балла)

1.1 Кривая спроса на продукцию отдельно взятой конкурентной фирмы характеризуется абсолютной эластичностью.

Да.

Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия.

1.2 Патенты и лицензии - один из видов барьеров входа в отрасль.

Да.

Патенты и лицензии являются официальным барьером от государства для входа в отрасль. Чаще всего это характерно для рынка монополии и олигополии. Таким же барьером считаются торговые марки

1.3 Закон убывающей предельной производительности не действует при производстве общественных благ, вследствие свойств неисключаемости и неконкурентности.

Нет.

Он действует. С ростом производства общественного блага растут предельные общественные издержки, так как действует закон убывающей предельной производительности.

1.4 Фирма в условиях монополистической конкуренции стремится установить цену так, чтобы предельная выручка превышала предельные издержки.

Да.

При монополистической конкуренции цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде. Это означает, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.

1.5 Для конкурентной фирмы цена продукта равна одновременно среднему доходу и предельному доходу.

Да.

Предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара: MR = Р
А средний доход – это также цена продукта.
Средний доход фирмы ( ) — это частное от деления выручки на объем реализации:
 


1.6. Кривая рыночного предложения труда всегда имеет положительный наклон.

Да.

Обычно кривая рыночного предложения труда имеет положительный наклон на всем диапазоне реальных ставок заработной платы. Индивидуальные кривые предложения труда имеют обратный загиб.

1.7. Сегодняшняя ценность капитала зависит от того, что капитал может произвести в будущем.

Да.

Для производства дохода владелец капитала должен отказаться от текущего потребления в надежде получить более высокое вознаграждение в будущем. Поток будущего дохода должен стимулировать создание сегодняшнего запаса. Чтобы создать этот запас, в свою очередь, необходим поток сбережений.

1.8. Чистое частное благо — это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

Да.

К нему относятся: продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т. д. Рынки идеально подходят для обращения на них чистых частных благ, обладающих признаками избирательности и исключаемости в потреблении.


1.9.Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных целях.

Да.

Объектом анализа изучаемой теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии.


1.10. «Провалы» государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование частных ресурсов.

Нет.

Провалы государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.









Раздел 2. Выберите ровно один правильный ответ и объясните свой выбор.
(цена каждого ответа 0,5 балл, без обоснования – 0,25 балла)

2.1 Монополия производит 10 единиц продукции и реализует их по $ 200 за штуку. Как изменится выручка монополии в результате увеличения выпуска до 11 единиц, если известно, что увеличение выпуска продукции на одну единицу всегда приводит к снижению цены на пять долл.
а) 145; б) 200; в) 150; г) 125.

Ответ: а) 145

Монополист производит 10 единиц продукции в день и реализует их за $ 200 за штуку. Предположим, что, снизив цену на 5 долл., он сможет увеличить продажу своей продукции на 1 единицу в день. В результате его дневная предельная выручка, составит: 2145 $
Таким образом, в данной задаче ответ будет: а) 145


2.2. Кривая предложения труда с точки зрения фирмы, нанимающей работников на конкурентном рынке труда:
а) параллельна оси абсцисс;
б) имеет отрицательный наклон;
в) имеет положительный наклон;
г) может иметь различный наклон.

Ответ: а) параллельна оси абсцисс.

Отдельный наниматель на данном рынке воспринимает цены как нечто данное, он может нанять любое количество рабочих по действующей рыночной цене, не вызывая изменений в ставке заработной платы.


2.3. Как возрастет потребление некоторого товара при росте дохода на   5 %, если известно, что эластичность спроса по доходу равна (+1):
а) снизится;
б) увеличится;
в) останется на прежнем уровне;
г) информации недостаточно.

Ответ: б) увеличится

E = ;Q% / ;Y% = +1
;Y% = +5%
;Q% = ;Y% • 1 = +5%


2.4. AC (8) = 2; MC (9) =11. AC (9) =?
а) 1; б) 9; в) 3; г) Невозможно определить.

Ответ: в) 3

AC – средние издержки, MC – предельные издержки. Q – количество, TC – общие издержки.
Через ТС можно определить.

TC (Q) = Q;(Q + 2) + 9 = Q2  + 2Q + 9.
AC = TC/Q = Q + 2 + 9/Q.
Чтобы  определить минимальное значение издержек, нужно продифференцировать функцию АС по Q и приравнять к нулю ее производную/

АС = 1 – 9/Q2 = 0 ; Q = 3


2.5. Кривые среднего продукта труда и предельного продукта труда пересекаются в точке:
а) минимума предельного продукта труда;
б) минимума среднего продукта труда;
в) максимума среднего продукта труда;
г) максимума предельного продукта труда.

Ответ: в) максимума среднего продукта труда

Точка, где пересекаются кривые предельного продукта и среднего продукта (где МР= АР), является точкой максимума среднего продукта, т.е. кривая предельного продукта (МР) пересекает кривую среднего прoдуктa (АР) в точке максимума последней.


2.6. Какое из этих понятий относится к обществам, но не относится к индивидуальным предприятиям и полным товариществам?
а) Ограниченная ответственность;
б) Ограниченное время существования;
в) Более низкие расходы на организацию;
г) Простота организации.

Ответ: а) Ограниченная ответственность

Ограниченная ответственность означает, что лица, вложившие свои средства в предприятие, несут ответственность по обязательствам предприятия только в пределах своих вкладов.


2.7. Дана производственная функция Q (K, L) = 8;K+ 10;L2. Она характеризуется:
а) возрастающим эффектом масштаба;
б) убывающим эффектом масштаба;
в) постоянным эффектом масштаба;
г) данных недостаточно.

Ответ: а) возрастающим эффектом масштаба.

Q (tK, tL) = 8tK + 10t2L2 = t(8K + 10tL2)
tQ (K,L) = 8tK + 10tL2 = t(8K + 10L2)
t (8K + 10tL2) > t(8K + 10L2) =>
Q (tK, tL) > tQ(K,L).

Те при увеличении объема факторов производства в t раз, выпуск растет больше, чем в t раз, что характерно для возрастающего эффекта масштаба


2.8. Почасовая оплата труда работника составляет 15 долл. Кроме того, он получает пенсию в размере 300 долл. в месяц. В расчете на час рабочего времени пенсия составляет 5 долл. Основываясь на этих данных, экономисты оценивают максимальную альтернативную стоимость одного дополнительного часа его досуга в:
а) 15 долл. б) 5 долл. в) 20 долл. г) 10 долл.

Ответ: в) 20 долл.

Альтернативная стоимость одного дополнительного часа досуга оценивается максимальным потерянным заработком за это время.
300/5=60 (час) продолжительность труда
60*15=900 (долл) з/пл в месяц
3)300+900=1200 (долл) доход в месяц (пенсия+з/пл)
4) 1200/60=20 (долл) стоимость часа досуга


2.9. Функция спроса на продукцию монополиста: Q = 5,5 - 0,5P, MC=AC=3. Объем выпуска монополиста и и эластичность спроса по цене при этом равны соответственно:
а) 2 и 7; б) 2,5 и 4,25; в) 4,25 и 2,5; г) нет верного ответа.

Ответ:
г) нет верного ответа

Эластичность спроса по цене определяется формулой: E = (dQ/Q)/ (dP/P)
dQ / dP – производная функция спроса по цене Q(P) по аргументу P.
Функция спроса по условиям задачи: Q = 5,5-0,5Р
Производная функции спроса по аргументу Р: - 0,5
Условие максимизации прибыли на рынке монополии: MR = МС
По условиям задачи МС = 3
Найдем общий доход монополиста: TR = P*Q
Р вычислим из заданной функции спроса: P = (5,5 - Q)/(0,5)
TR = (5,5 - Q)/(0,5)*Q = (11 - 2Q)*Q=(11*Q) – (2*Q2)
MR = TR’ = (11*Q-2*Q2)’ = 11-4*Q
3=11-4Q
Q = (11-3)/4=2
P = 11-2*2=7
Рассчитаем эластичность: E = (dQ/Q)/ (dP/P) = -0,5/(Q/P) = -0,5/( 2/7) = - 1,75
7
Таким образом, объем выпуска монополиста равен 2, эластичность спроса по цене равна -1,75.

2.10. Фирма произвела модернизацию производства, которая уменьшила затраты на единицу продукции на 2 доллара, при увеличении выпуска продукции с 2000 до 3000 единиц в месяц, что привело к снижению цены на 3 доллара. В результате прибыль:
а) увеличится; б) уменьшится;
в) останется неизменной; г) Для выбора ответа не хватает информации.


Ответ:

г) Для выбора ответа не хватает информации.

Прибыль фирмы ; =TR-TC
Доход TR=P*Q
Пусть первоначальный доход фирмы будет TR=P*2000, первоначальные издержки – TC*2000, прибыль: ; =P*2000-TC*2000= 2000(P-TC)
По условиям задачи после модернизации производства цена на единицу продукции фирмы уменьшилась на 3 $, одновременно уменьшились и издержки на единицу продукции на 2 $, соответственно, можно говорить о том, что цена продукции с учетом издержек на ее изготовление уменьшилась на 1 $. При этом, доход фирмы составит: TR=(P-1)*3000, издержки: TC*3000 , прибыль: ; =(P-1)*3000-TC*3000 = P*3000-3000-TC*3000= P*3000-TC*3000-3000 = 3000(P-TC)-3000.
Для сравнения первоначальной прибыли: 2000(P-TC) и прибыли после модернизации: 3000(P-TC)-3000, не достаточно информации (т.к. не известны данные о первоначальной цене и первоначальных издержек).









 
Раздел 3. Дайте развернутые ответы на приведенные ниже вопросы
(цена каждого ответа 7 баллов, характеристика предприятия – 4 балла)
Требования к ответам:
Ответы на вопросы должны быть даны на примере Вашей компании. Сначала необходимо привести краткую характеристику компании, затем - ответы на вопросы задания.
Критерии оценки:
; Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота ответа на вопрос.
; Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.
; Умение объяснить сущность явлений, событий, процессов, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы.
; Логичность и последовательность ответа, умение выражать свое мнение по проблеме.
Вопросы:
1. Каков, скорее, спрос по цене на продукт Вашей компании: эластичный или неэластичный? Почему Вы так думаете? Ответ можно дать на примере одного продукта компании.
2. Постоянные, переменные издержки (примеры по Вашей компании – при производстве какого-то – любого - продукта). Можно ли, по-Вашему, сократить средние общие издержки в Вашей компании? Каким образом?
3. Высоки ли трансакционные издержки при производстве продукта Вашей компании? Из чего они складываются?
4. Какие положительные и отрицательные внешние эффекты наблюдаются в деятельности Вашей компании? Как Вы сами или государство их интернализируете?
5. На какой модели рынка работает продукт Вашей компании? Почему Вы так думаете?
Ответы:
1. Характеристика. Консалтинговая услуга - продукт интеллектуальной деятельности, поэтому определить ее стоимость довольно сложно. Наша компания сама выбирает параметры ценообразования, например, интеллектуальные издержки, уровень полезности услуги и ее качество, сложность поставленной задачи, затраченное консультантом и клиентом время. Также на формирование цены влияют внешние факторы, такие как показатели спроса и предложения, уровень конкуренции, государственная политика в отношении данной сферы. Стоимость различных консалтинговых услуг обсуждается с каждым клиентом индивидуально, все зависит от длительности контракта и специфики поставленной задачи. Оплата возможна как в рамках абонентского обслуживания (ежемесячные выплаты), так и единым траншем за задачу в целом (с разбивкой на авансовый платеж и итоговый платеж после выполнения работ).
Потребность в консультантах всегда превышает спрос. Потребности в услугах консультантов возникают у менеджеров при изменении экономических условий и отношений между производителем и потребителем по поводу производства, купли-продажи и потребления продуктов и услуг. Спрос на услуги выступают здесь как вторичные, производные от потребности. Как известно, в рыночных условиях в соотношениях между спросом D и предложением S главенствующая роль принадлежит спросу, так как проявляется регулирующая роль конкуренции и цены товаров: D > S
Консалтинговые услуги с экономической точки зрения являются интеллектуальным товаром, продажа которого зависит от степени заинтересованности потребителя в этих услугах. Обнаруживается, что менеджмент-консалтинг как товар в рыночных условиях имеет свои специфические особенности в проявлении главенствующей роли или спроса на услуги или предложения. В одних условиях и действующих факторах спрос консультационных услуг превышает их предложение, в других условиях, наоборот, предложения консультационных услуг могут превышать их спрос или, наконец, может наступить их некоторое равновесие.
Исследования спроса\предложения в фирме показало, что сдерживающими факторами, препятствующими решению руководителей предприятий приглашать внешних консультантов, являются следующие: высокие цены - 41%; опасение нанять дилетанта - 25%; недостаток знаний о конкурентах консультантах - 23%; нет необходимости в консультантах со стороны - 21%; недостаток знаний о консультационных услугах - 19%; отсутствие на рынке предложения необходимых услуг - 18%; отрицательный опыт работы с консультантами - 7%; перенасыщение рынка консультационных услуг - 6%; опасение попасть в зависимость от консультанта - 4%
Исходя из приведенных данных, можно сказать, что фирма предоставляет услуги, без которых обойтись можно, но которые обеспечивают качественные решения проблем заказчиков (выводя их бизнес на кардинально новый уровень). Линия спроса тут пологая, следовательно, спрос по цене на продукт эластичный. Можно также осуществлять небольшие скидки, обеспечивая больший объем продажи услуг.
Говоря о примере конкретного продукта, сотрудники нашей консалтинговой компании завершили проект запуска освежителей воздуха под ключ. Для формирования концепции были проведены следующие работы: Торговый консалтинг, формирование вектора позиционирования, определения целевой аудитории, выстраивание коммуникации потребителя.
На примере предоставления данной услуги, стоит отметить, что поднятие цен на услугу нежелательно – потенциальный покупатель может обойтись и без нее. Однако при увеличении доходов, потенциальных клиентов становится больше – повышается спрос. Своевременным решением для консалтинговой фирмы будет повышение объема и разработка новых услуг. При этом цена на услуги будут падать. Следует бороться за лояльность клиента.
2. Характеристика. В нашей фирме, оказывающей консультационные услуги в структуре себестоимости наиболее весомым является бюджет расходов на персонал. Причины этого предельно просты – большая трудоемкость проектов в данной области и относительно высокая удельная стоимость интеллектуального труда Оплата работы консультантов происходит по часам, поэтому переменные издержки занимают на этом рынке наибольшую долю. Однако не совсем так, что низкая доля переменных издержек автоматически ведет к высокой прибыли или наоборот, поскольку на этот показатель сильно влияют постоянные издержки, не зависящие от объемов продаж. В постоянные издержки входят стандартные договоры по аутсортингу, всевозможные кредиты, оплата энергии, аренда помещения, охрана и пр.
Теперь о сокращении средних общих издержек в моей компании. Какие имеются альтернативные решения? Чем можно компенсировать сокращение затрат?
Для начала можно уменьшение расходы на связь и Интернет (многие крупные промышленные предприятия сокращают лимиты на телефонные разговоры по междугородней и международной связи). Затем можно снизить расходы на дальние и загранкомандировки (хотя можно и не сокращать расходы на командировки менеджеров, как делают сейчас многие предприятия, а смело увеличивать количество «вылазок» на внешние рынки нашего маркетингового десанта).
Целый раздел так называемых «скрытых или неявных затрат», о которых все забывают. Это издержки неполученной или упущенной выгоды. Эти затраты не отражаются ни в каких отчетах, поэтому с ними никто и не борется. Канцелярские товары, офисные расходы.
3. Характеристика. Трансакционные издержки в моей компании следующие: Поиск важной рыночной информации. К ней можно отнести информацию о правовых и экономических обоснованиях сделок, информацию о способах и приемах повышения прибыли, о маркетинговой деятельности и других сторонах предпринимательской деятельности. Также существуют проблемы с качеством работы персонала, продукции, технологий.
Ограниченная рациональность: недостаточная осведомленность участников и неадекватность их представлений. Люди стремятся принимать решения рационально, на основании определенных сведений. Таким образом, причиной «трения» могут оказывается низкий уровень образования и культуры, плохое качество информации или информационный вакуум, а также высокая изменчивость условий бизнеса.
Причина увеличения ТИ может также состоит в недобросовестном поведение участников трансакции, особенно в условиях нечеткого законодательства, или «специфичность активов» — отсутствия взаимозаменяемости товара или участника, приводящее к сужению рынка.
Не могу сказать, что они предельно высоки, но занимают значительную часть.
4. Характеристика. Развитие новых технологий в нашей компании приводит к появлению положительных внешних эффектов, так как их результат - новые знания, широко использующиеся обществом. Так как изобретатели не имеют возможности полностью воспользоваться выгодой, которую приносят новые решения, они направляют на исследования ограниченный объем ресурсов. Правительство решает проблему частично с помощью патентной системы, предоставляющей ученым исключительное право использования открытий в течение определенного периода времени. Из отрицательных внешних эффектов разве что выхлопы автомобилей, припарковывающихся на стоянке у офиса фирмы.  Отравленным воздухом приходится дышать миллионам людей. Правительство пытается решить проблему загрязнения, устанавливая стандарты автомобильных выхлопов и облагая дополнительным налогом потребление бензина, что ведет к уменьшению числа автомобилистов.
Экстерналии – это воздействующие на природу внешние последствия хозяйственной деятельности человека. В подавляющем большинстве случаев эти последствия негативны: загрязнение воздуха, воды, почвы, деградация биосферы в целом. Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении виновников, заинтересованных лишь в минимизации своих внутренних производственных издержек. Внешние экстернальные издержки их обычно не интересуют. Эти внешние издержки, как правило, несут другие.
Внешние эффекты, ведущие к снижению полезности какого-либо потребителя, или выпуска, какой-либо фирмы, называются отрицательными (перепроизводство блага с отрицательным внешним эффектом), а если к увеличению, то такие эффекты называются положительными. При положительном внешнем эффекте благо будет недопроизводиться с положительным внешним эффектом.
Что же до третьих лиц, заинтересованных в результатах моей фирмы, то к ним относятся: конкуренты; государственные органы; агрессоры-поглотители; криминальные структуры. Все они относятся к отрицательным внешним эффектам.
Выгоды же от результата нашей компании получают обычные клиенты фирм, которым своевременно были предоставлены наши услуги. Этим третьим лицам перепадает лучшее качество обслуживания. К примеру, наша компания предоставила «Разработку стандартов обслуживания» сеть ресторанов. Посетители этого ресторана неизменно столкнуться с высшим качеством сервиса и предоставлением определенных услуг.
Интернализация (на примере моей фирмы) происходит следующим образом. Периодически Государственные органы вкладывают средства в обучение персонала, работающего на Гос. Предприятии. Наша компания выполняет проекты по направлению «Государственный консалтинг». Качество жизни россиян, авторитет и конкурентоспособность нашей страны на международной арене напрямую зависят от эффективности работы органов власти всех уровней. Нва выходе государство получает высокую результативность деятельности работников – экспертные силы России становятся мощнее.
5. Характеристика. Наша фирма использует модель «Выручка на консультанта – количество консультантов». Рынок предоставляемых нами  услуг является достаточно раздробленным и малоструктурированным, Среди участников рынка существует мнение, что данная отрасль до сих пор не сформирована.
Схема представляет матрицу, по осям которой расположены «годовая выручка на консультанта» и «количество консультантов». В получившихся секторах расположены группы компаний, образующие достаточно устойчивые сегменты рынка. Переход компаний из одного сегмента в другой происходит  редко, обычно в результате слияния (поглощения) или разделения. В используемой нами модели не проводится разделение компаний по видам предлагаемых компаниями услуг, т. к. практически все крупные фирмы имеют в своем портфеле несколько десятков различных услуг, целенаправленно реализуя принцип «супермаркета». Однако на рынке существуют и «компании-бутики», сознательно специализирующиеся на нескольких или даже на одном виде услуг и прочно занимающие свои ниши рынка. Наши фирма избегает лобовых столкновений с универсальными компаниями и при этом являются признанными лидера ми в своих сегментах.
 Говоря о консалтинге, то здесь действует монополистическая конкуренция – продукты удовлетворяют индивидуальные потребности. Здесь и качество, и удобное месторасположение, и обслуживание. На этом рынке всегда нужно быть в курсе последних событий как отечественном рынке, так и на зарубежном. Клиенты хотят самореализации и получают ее в виде разных продуктов консалтинговой фирмы.
Можно выделить множество моделей консалтинга. Среди них: модель «Выручка на консультанта – количество консультантов», модель «Этап жизненного цикла», модель «Выручка на консультанта – количество консультантов».
Проанализируем нужду и потребность, которые побуждают принять решение о покупке, на примере рынка консультационных услуг.
Недавний случай. Менеджер по персоналу крупной страховой компании приобрел консультационные услуги по реинжинирингу бизнес-процессов и регламентации деятельности. Нужда была - качественное выполнение должностных обязанностей и личностный рост. Потребность - поиск людей, которые бы смогли регламентировать деятельность (наиболее актуальная задача). Такими людьми оказались консультанты из нашей компании. Итог - качественное выполнение проекта.


Рецензии