Материальные потребности нашей жизни

       Из книги Артура Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости»:

«Великий учитель счастья, Эпикур, вполне правильно разделил человеческие потребности на три класса.

 Во-первых, - потребности естественные и необходимые; это те, которые причиняют страдания, если их не удовлетворить. Сюда относятся лишь одежда и пища. Удовлетворить их не трудно.

 Во-вторых, -  потребности естественные, но не необходимые; такова потребность в половом общении (правда, Эпикур об этом не говорит, но вообще я передаю здесь его учение в несколько исправленном, подчищенном виде). Удовлетворить её уже труднее.

 В-третьих, - потребности не естественные и не необходимые; таковые роскошь, богатство, блеск; число их бесконечно и удовлетворить их крайне трудно».

       Можно ли найти наслаждения в удовлетворении этих потребностей? Нужно ли для этого быть богатым?

«Отсутствие благ, о которых человек и не помышлял – не составляет для него лишения: он и без них может быть вполне довольным, тогда как другой, имеющий в сто раз больше, чувствует себя несчастным из-за того что у него нет чего-либо, в чём он имеет потребность. У каждого в этом отношении есть свой особый горизонт благ, которых он мог бы достичь, и потребности его не выходят за пределы этого круга».

        Значит, отношение к богатству зависит от нашего уровня сознания. Одни ставят богатство целью своей жизни, и в этом заключается их жизнь. Другие находят наслаждение жизнью и счастье в творчестве, в любви, в детях, в своей деятельности.

«Богатство подобно солённой воде: чем больше пьёшь, тем сильнее жажда. Это относиться и к славе».

        А как будет чувствовать себя человек, лишившись материального богатства, которое имел?

«… лишь только минует первая боль после потери богатства и вообще состояния, наше настроение делается приблизительно таким же, каким было раньше, - то это от того, что как только судьба уменьшила один фактор – состояние, мы сами тотчас же сокращаем другой – свои потребности. При постигшем несчастье это операция чрезвычайно болезненна; за то, как только она совершена, боль начинает стихать и в конце - концов пропадает; рана зарубцовывается.

Часто упрекают людей за то, что их желания направлены главным образом на деньги, которые им милее всего. Но ведь вполне естественно, даже неизбежно любить то, что, подобно неутомимому Протею, способно в каждый момент превратиться в любой объект наших столь капризных желаний и разных потребностей. Всякое другое благо может удовлетворить одну потребность, одно желание: еда важна лишь для голодного, лекарства – для больного, вино – для здорового, шуба – для зимы, женщины – для молодёжи и т.д. Все эти блага относительны; лишь деньги – абсолютное благо, так как они удовлетворяют не одну какую-либо потребность – in concreto, а всякую потребность - in abstracto».
         
        Ну, что же, он прав. Деньги пока ещё не отменяли. Но счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого их хватает.


Рецензии