Любовь и смерть в сказке, рассказанной идиотом

КАЖДОМУ ИЗ НАС ХОТЬ РАЗ В ЖИЗНИ СНИЛСЯ СОН, ПОРАЗИВШИЙ ВООБРАЖЕНИЕ, ЗАПОМНИВШИЙСЯ НА ДОЛГИЕ ГОДЫ. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СНЫ И МОЖНО ЛИ ИМ ВЕРИТЬ?

ГЕНИИ И СНОВИДЕНИЯ
Некоторые биографы утверждают, что Пушкин сочинил во сне отрывки из поэмы «Полтава», а также свое знаменитое стихотворение «Пророк». Грибоедову приснился план его будущей комедии «Горе от ума». Льву Толстому приснился сюжет рассказа «Отец Сергий». Известный французский математик Анри Пуанкаре часто замечал, что новые идеи возникают у него в полусонном состоянии. Российский химик Дмитрий Менделеев вспоминал: «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги. И только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка».

ВЕРИТЬ ЛИ СНАМ?
Одной моей знакомой приснился ее покойный муж, военный академик. Он прилетел к ней ночью и почему-то в форточку (хотя мог, к примеру, пройти сквозь стену…), предложил побывать у него в гостях в загробном мире. Женщина согласилась. Мир оказался, кстати, точно таким же, но все там были заняты работой, которую при жизни терпеть не могли. Однако выполняли ее с огромной радостью. Более того: сновидице показалось, будто все «покойники» буквально купаются в блаженстве. Ей тоже не захотелось возвращаться. Но муж настоял, сказав: «Ты можешь, конечно, остаться по своей воле, но будешь на другом уровне, и мы не встретимся».
      
- Когда я был на фронте во время Великой Отечественной войны, в ночь перед наступлением мне приснилось, будто у меня невыносимо разболелся зуб, что он шатается, появилась кровь, - рассказал мне много лет назад знакомый ветеран войны, - Утром я рассказал сон фронтовому товарищу, а тот и говорит: мол, тебя ранят. Если бы зуб во сне выпал, то убило бы. Действительно, меня в тот день ранило в бедро. А недавно приснилась сестра моя родная, она в другом городе живет. Во сне лицо у нее все было страшной черной щетиной покрыто. Даже смотреть неприятно. Раздумываю, к чему бы. И тут же получаю известие: у сестры погиб единственный сын в «горячей точке», мой племянник. Так что сновидения порой передают информацию быстрее всякого телеграфа.

Москвичка Ирина П. несколько раз видела во сне незнакомую женщину, которая заранее сообщала ей о важных переменах в судьбе. С Ириной произошел и такой странный случай. Она лежала в больнице в тяжелейшем состоянии. Соседнюю койку занимала пожилая женщина, шансы которой на выздоровление, несмотря на возраст, врачи оценивали гораздо выше и готовили к выписке. Однажды ночью Ирине не спалось. Внезапно она увидела, что дверь палаты распахнулась, в проеме показалась странная черная фигура. Лицо, руки и ноги загадочного посетителя разглядеть было невозможно, поражал только необычайно высокий рост.
- Почему-то я поняла, что это Смерть, - рассказывает Ирина, - Она направилась ко мне, наклонилась и стала слушать мое дыхание. Меня сковал ужас. Я одна растила ребенка, и, в случае чего, дочка осталась бы сиротой. Потом незнакомка пристально посмотрела на мою пожилую соседку, будто взвешивая что-то на невидимых весах. Утром выяснилось, что готовая к выписке соседка умерла, а я быстро пошла на поправку! Представьте, что я испытала. Хотя мои знакомые считают, будто все эти видения – лишь результат наркоза.

- Мне приходилось видеть вещие сны, причем неоднократно, - рассказывает Николай Голубенко, заслуженный артист России, цыган, - Мне было тогда чуть больше двадцати лет, я работал в Одесском музыкальном театре, но мечтал попасть в Москву, в театр «Ромен». И вдруг мне приснилось, что я вечером, в сумерки, иду по сжатому полю, где горят костры. Меня ведут эти яркие огни. Внезапно, как бывает во сне, поле превращается в огромную гору, на вершине которой стоит вороной цыганский конь. Я взбираюсь на гору, сажусь на коня и мчусь во весь опор. И – начинаю петь! Ко мне слетаются птицы, они тоже поют. А одна белая голубка даже села ко мне на плечо.
 
Вскоре после этого Николай Голубенко приехал в Москву, поступил в ГИТИС, начал работать в театре «Ромен», где и встретил свою будущую жену Наташу, с которой прожил уже 26 лет. Накануне получения известия о смерти матери Николай Голубенко увидел это событие во сне.
 
- Лично мне ни разу не приходилось видеть вещих снов, - рассказывает психиатр Эдуард Дроздов, - И вообще к снам я отношусь достаточно спокойно. Когда сбывается один из тысячи снов, человек это запоминает. Не сбывшиеся – забывает. Да и толковать один и тот же сон можно совершенно по-разному. К тому же истолковать сон как вещий можно даже через несколько лет после того, как он приснился. Но, в то же время, впечатлительный человек, которому что-то яркое напророчили, может начать сам себя невольно кодировать на исполнение этого пророчества или сна. Сны могут обуславливаться и чисто физиологическими причинами. Если у вас заложен нос или есть иные неполадки в организме, вам могут сниться кошмары. Человеку, склонному к депрессиям, будут сниться тревожные сны в темных тонах. Людям здоровым, но возбудимым, впечатлительным, творческим, а также артистическим натурам, могут сниться яркие, образные сны. Если же человек здоров и уравновешен, он будет спать спокойно без запоминающихся сновидений.

Мне, как и психиатру Дроздову, не приходилось видеть вещих снов. Но яркие, запоминающиеся – были. Много лет назад, например, увидела себя, будто со стороны, совершенно одну в бескрайнем заснеженном поле, а с неба, в напряженной тишине, беззвучно падали огромные белые хлопья. Но нет, то были не снежинки, а белые мертвые птицы, и поле было усеяно их неподвижными телами, как безысходностью. В другой раз, и тоже в бесшумном ночном кошмаре, открылась бездна, она затягивала меня, словно мощная воронка торнадо. И лишь незримое присутствие некоей Высшей Силы остановило весь этот ужас.
   
УКРАЛ ВО СНЕ? В ТЮРЬМУ!
Испанский драматург 17 века Кальдерон де ла Барка всерьез задавался в одном из своих религиозно-философских произведений вопросом: жизнь это сон, или, наоборот, сон – это жизнь? Задолго до него наши простодушные первобытные предки на полном серьезе несли ответственность не только за то, что «сделали» в своем сне, но даже и за то, что совершили в сновидениях других людей! Некоторые исследователи сообщают, что в Новой Гвинее, Борнео, Лингуас до сих пор человека могут наказать за супружескую неверность или кражу, совершенные… в снах родственников и знакомых. Ведь в сон якобы приходит душа того, кто тебе снится. А душа - такая же реальность, как и сам человек из плоти и крови. Следовательно, надо отвечать за поступки своей души.

Чуть позже люди решили, что сны - это послания богов, а потому относиться к ним надо, словно к зашифрованным пророчествам. Первые из известных историкам толкователей сновидений - Антифон из Афин и Артимидор из Далдиса. Интересно, что уже тогда толкователи стали учитывать условия, при которых почивал сновидец, а также особенности его личности. Потом, под влиянием эпохи Ренессанса и с развитием естественных наук, многие люди вообще перестали уделять своим снам внимание.

Третий и последний пока способ понимания сновидений - психоаналитический, он тоже рассматривает сны как послания. Но не Высших Сил, а бессознательного - сознанию. Символы сновидения, согласно учению глубинной психологии, индивидуальны для каждого конкретного человека, имеют отношение к его жизни, истории его семьи. Поэтому один и тот же мотив сна, сюжет могут иметь совершенно разные значения для разных пациентов. Так что сонники едва ли помогут выявить подлинный смысл послания.

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ. ПОРОЙ ПОСТЫДНЫХ...
В начале двадцатого века психологи Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг (сначала – ближайший и любимейший ученик Фрейда, а потом – «отступник») изучали сновидения и содержание спонтанных фантазий своих пациентов. Каждый из них сформулировал свою собственную концепцию. В отличие от Фрейда, Юнг считал, что основополагающая жизненная энергия - либидо - это не только энергия сексуального влечения.

«Любовь и голод правят миром» - это у Шекспира. Эрос и Танатос (Любовь и Смерть, сексуальность и агрессия) правят миром у Фрейда. Но… «Человеку необходимы убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом», - считал Юнг.

Анализируя символику сновидений своих пациентов, Юнг предположил, что, кроме индивидуального бессознательного, в психике человека есть еще так называемое коллективное бессознательное. Его содержание - это «архетипы», то есть как бы формальные схемы, отражающие общечеловеческий опыт. Именно поэтому так много общего в символике мифов, сказок, былин разных народов, в художественном творчестве. Фрейд, как известно, выделяет в психике только сознание (Я), бессознательное (Оно), и совесть (сверх-Я).

В работе Фрейда «О сновидениях» читаем, что сны бывают, во-первых, вполне осмысленные, понятные. Во-вторых, ясные по смыслу и сюжету, но все-таки странные, потому что мы не можем связать их с нашей сознательной душевной жизнью. В третьих, вроде бы лишенные смысла, бессвязные, спутанные. Причем последних большинство. Чтобы понять сны второго и третьего типа, Фрейд предлагает начать с анализа первых, и причем - детских. А дети видят, как правило, то, что связано с их жизнью в течение дня. Сны исполняют дневные нереализованные желания, причем те, которые наяву сопровождались очень сильными эмоциями. Например, полуторогодовалой девочке, пациентке Фрейда, которую посадили на диету, снилась еда. Сквозь сон малышка постоянно лепетала: «земляничка, малинка, яичко, кашка».

У взрослых тоже бывают сновидения детского типа. При жажде или голоде может присниться, что ешь или пьешь, если боишься куда-то опоздать, то видишь во сне, что уже оказался на месте. Когда мечтаешь о будущем свидании с любимой или любимым, то сон предвосхищает это событие.
 
Однако чаще всего сны взрослых людей далеко не так просты. Они наполнены самым безразличным на первый взгляд и посторонним материалом, который вроде бы совершенно не указывает на исполнение желаний. Кроме того, бывают ведь и сны-кошмары. Фрейд объясняет все это «сгущением», «смещением», «драматизацией». То есть, по его мнению, в сновидениях бессознательное хочет заявить о себе, но сознание даже в эту пору стоит на страже и вытесняет с помощью цензуры те чувства и желания, которые считает недопустимыми. Сновидению приходится говорить языком символов, зашифровывать свой смысл. Если при пробуждении человек забывает сны, значит, цензура сознания у него слишком сильная. А это в определенной ситуации может привести к неврозу.

Бессвязные, запутанные сновидения – это, по мнению Фрейда, замаскированное исполнение недозволенных, предосудительных с позиций сознания и совести желаний (в наше время таковых, наверное, уже и не осталось… разве что убийство?). Но ведь сновидение может сопровождаться страхом, порой даже прерывающим сон! Фрейд объясняет это так: страх выступает здесь вместо искажения, запутывания. Зашифрованный образ символизирует какие-то наши давние желания, запрещенные сознанием. Сознание не хочет, чтобы мы узнали правду бессознательного, а потому старается разбудить нас с помощью страха и заставить забыть все то, что ему неугодно.

Фрейд приводит такой пример: молодая замужняя дама (его пациентка) узнаёт, что ее знакомая сверстница Элиза Л. помолвлена. Вскоре ей снится сон, что она сидит с мужем в полупустом театре и муж рассказывает ей, что Элиза и ее жених тоже хотели придти, но не смогли достать необходимые им три (?) билета на хорошие места, плохих же они брать не захотели. После выяснения ассоциаций пациентки на каждый образ сна, психоаналитик пришел к выводу, что скрытые мысли здесь таковы: «Было бессмысленно выходить так рано замуж, ведь если бы я подождала немного, как Элиза, то за свое приданое могла бы найти в сто раз лучшего мужа». Естественно, сначала пациентка совершенно искренне отрицала подобный смысл, утверждая, что очень любит своего мужа. Однако все симптомы ее болезни, по мнению Фрейда, приводили к тому же выводу: женщина переживает из-за неудачного, на ее взгляд, брака, не ценит мужа и охотно заменила бы его другим.

Основоположник психоанализа подчеркивал, что нельзя создать справочник по толкованию сновидений, однако сам он достаточно жестко связывал определенные символы сновидений с проявлениями сексуальности. «Я мог бы сказать, что каждое сновидение исходит только из эгоистических побуждений», - считал отец психоанализа.
   
МАСКА, КТО ТЫ?
Согласно Юнгу, только сам пациент может понять и объяснить свой сон, психоаналитик должен лишь помочь ему в этом. Последователи Юнга рассматривают сновидение как символическое сообщение от одних психических структур другим. Юнг, напомню, выделял такие элементы психики, как «персона» (с латинского - маска, личина), «эго» (центр сознания), «тень» (бессознательная противоположность «эго», то, чем человек не позволяет себе быть в силу запретов воспитания, общества, собственной сознательной установки), «анима» - «анимус» (бессознательная женская сторона личности мужчины или мужская - женщины; в переводе с латинского - душа, дух) и, наконец, «архетипы» коллективного бессознательного. И только потом - «Самость», то есть центр каждой конкретной личности.

Интерпретация сновидений важна для правильной диагностики, это один из так называемых проективных тестов, считают психоаналитики юнгианского направления. Они часто просят взрослого пациента рассказать о какой-либо картине, произведении искусства, а ребенка - о кукле, ее привычках, характере. Именно так человек в неявной форме невольно раскрывает свои психологические проблемы.
 
Техника эта такова: клиента погружают в наведенный транс (это не гипноз, но измененное состояние сознания) и просят рассказать сновидение от первого лица, причем так, словно он сейчас снова находится в этом сне, проживает его заново. Сновидение рассматривается как особого рода реальность, наполненная ощущениями, переживаниями, образами. Человек «продвигается» от одного образа к другому. Психоаналитик при этом может задавать вопросы - например, с каким персонажем сновидцу хотелось бы познакомиться ближе, какую ситуацию пережить еще раз, что изменить?
 
Когда-то в 8 – 10 лет мне неоднократно снился пугающий сон: я, глядя в зеркало, снимаю с себя одну за другой маски, но они не кончаются, и моего лица не видно. Неужели меня самой просто нет?
- В этом возрасте социальные контакты ребенка становятся обширнее, мир как бы увеличивается, - объяснила мне те давние сны психолог, - и ребенок все больше должен выполнять какие-то условности, не быть самим собой, «надевать маски». В каком-то смысле действительно возникает опасность потерять свое подлинное лицо. Но явных невротических симптомов тут нет, скорее всего, сон чисто возрастной.
 
В книге Джеймса А. Холла «Юнгианское толкование сновидений» говорится, что с помощью снов мы сами себе (вернее, один элемент нашей психики - другому) можем давать советы, оказывать поддержку, направлять на более верный путь. Например, мужчине среднего возраста, который в юности хотел стать священником (но после этого сделал неплохую карьеру в другой области, вел беспорядочную половую жизнь, много употреблял спиртного…) часто снилось, будто он отправился в церковь для причастия. Его совершенно «забытые» религиозные стремления  все-таки сохранялись и настойчиво напоминали о себе. Другому мужчине, очень хорошо социально устроенному (карьера, семья) приснилось, будто очень властный голос произнес: «Ты не  живешь своей подлинной жизнью!». Сон разбудил сновидца, который многие годы впоследствии оставался под его впечатлением и во многом изменил свою жизнь.

Даже откровенно сексуальные сны, как считал Юнг в отличие от Фрейда, могут иметь совершенно не сексуальный  смысл. Бессознательное порой использует подобные мотивы для символизации процессов объединения или преобразования. Эротический сон может оказаться попыткой заполнить эмоциональную брешь между собой и кем-то, кто представляется ценным. Но, просыпаясь, мы торопимся истолковать подобный сон слишком буквально...

А вот если вы видите собственные похороны, то, по мнению юнгианцев, это говорит о трансформации вашего сознания, о переменах в вашей личности.

ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СВОЕЙ "ТЕНИ"
Сон может выявить, что у пациента слишком сильная или слабая «персона» (маска), считают юнгианцы, а это в равной степени плохо, так как ведет к неврозам. Слабая персона - это значит, что человек не умеет подать себя в обществе, хотя у него, скорее всего, очень богатый внутренний мир. С другой стороны, - у кого-то может быть значительный набор социальных масок, личин, но он никого не подпускает к своему подлинному внутреннему миру. У такого человека множество приятелей, но нет друзей, а потому пациент остро ощущает свое одиночество. Путь самопознания начинается, по словам Юнга, с того, что человек должен посмотреть, что же скрывается за его собственной маской.

«Тень» - это переход от сознания к индивидуальному бессознательному. В сновидениях она может выступать в качестве отрицательных персонажей того же пола, что и сновидец. Вообще во многих мистических романах довольно часто встречаются образы теневых двойников-антагонистов. Но к тени порой нужно прислушаться, потому что это часть нашего Я, необходимая для полноценного развития личности.

Одна из задач юнгианской психотерапии - помочь клиенту избавиться от проекций «анима» - «анимус» на других людей (чаще всего - на любимых и возлюбленных). Если человек проецирует на окружающих часть своей души, то, как правило, он обречен на постоянные разочарования.

ОТНОШЕНИЕ К СНАМ В ХРИСТИАНСТВЕ
В православной брошюре «Что делать нам, грешным?» сказано: «Святые отцы учат не придавать значения никаким снам, не обращать внимания на них». Потому что сны, согласно христианскому вероучению, могут быть троякие. От Бога (но никогда - для удовлетворения любопытства или тщеславия человека, а всегда только для спасения души его самого или его близких; сны от Бога – обычно прерогатива Святых), от лукавого или нейтральные, просто калейдоскоп дневных впечатлений.

Человеку духовно неопытному сложно отличить, от кого сон. Именно поэтому Святые отцы рекомендуют вовсе не обращать на них внимания. Пытаться же по снам предугадать будущее (как и вообще - гадать), запрещено категорически. Если бы Богу было угодно, Он бы всем нам открыл наше будущее. Но оно скрыто от нас для нашего же блага.

Хочу напомнить: Фрейд был атеистом, Юнг тяготел к восточным религиям и философии. Кстати, известный философ Карл Ясперс отзывался о «глубинной психологии» резко отрицательно. «В марксизме, психоанализе и расовой теории заключены, собственно говоря, разрушительные свойства, - писал он, - Если марксизм считает, что все духовное существование не более, как надстройка, то психоанализ определяет его как сублимацию вытесненных влечений; в этом случае то, что называют культурой, становится чем-то вроде насильственного невроза».

Противопоставляли «глубинной психологии» свою, «вершинную», и такие известные психологи, как Выготский и Франкл (высокое в человеке). Но «вершинное» толкование сновидений они, впрочем, не предлагали.


Рецензии