Черный ворон... Давай поговорим?

Это четвертая часть моих наблюдений за парой диких черных воронов.
Предыдущая часть здесь: http://www.proza.ru/2019/02/08/294
Ученые считают черного ворона одной из самых из самых, если не самой трудной для наблюдения птиц. И в самом деле: ворон необыкновенно интеллектуален, и наблюдая ворона, нередко ловишь себя на мысли: кто же кого все-таки наблюдает?
Я уже не раз писала, что заметив слежку за собой,  моя черная пернатая парочка тут же установила слежку за мной. Выводы были, судя по всему, достаточно лестными: «не опасна, не зловедна, идти на контакт можно, если того потребуют обстоятельства». Но об этом я не раз писала в предыдущих главах, в том числе и о том, как мои черные хитрецы все-таки решили пойти на контакт со мной.
Здесь я должна сделать небольшое лирическое отступление: известно, что в каждой паре воронов, помимо общевидовых, характерных, внутривидовых сигналов, существуют еще индивидуальные сигналы, диалекты, известные только это паре и больше никому, даже другим воронам…  Каждая пара с возрастом вырабатывает свой язык, диалект…
Но самое интересное здесь то, что такая же индивидуальная система сигналов установилась между мной и парой воронов, существ, казалось бы, ничего общего меду собой не имеющих…
Все началось с того, что весной 2016 я увидела  на крыше дома Крокуса, и положила ему еду. Он внимательно посмотрел, но продолжал сидеть, тихо, и как будто удовлетворенно крокая. И вдруг его поведение резко изменилось: глядя в одну, конкретную точку, он резко, отрывисто, громко произнес: "кро-кро-кро-кро" Потом пауза и еще раз - та же самая отрывистая фраза. И так несколько раз. Потом откуда-то появилась Кроша и я поняла: это был зов, призыв самки или сородича к пище.
Тогда я "сделала" себе зарубку в памяти", и впоследствии, собираясь покормить их, нередко использовала этот звук.
И они поняли!!!! Поняли с первого раза!!! Несмотря на то, что мои хриплые, противные, отчаянные вопли вряд ли напоминали красивый, изящный зов ворона, она поняли!!! И теперь у меня нет проблем позвать их к кормлению - они понимают меня с первого звука!
Впрочем, дольше этого мое изучение воронового языка не пошло: либо я оказалась слишком бездарной ученицей, либо естественные звуки их языка слишком сложны для воспроизведения человеком.
Но они оказались значительно умнее меня!!! Поняв, что большую часть их речи я не то что понять, но даже и воспроизвести не могу, они выработали для меня свой, особый язык.
Раньше они были уверены, что практически любой звук их из языка воронов подойдет для привлечения моего внимания, то теперь у нас выработалась своя, годами, отработанная система:
Только что вышедший из дома человек приветствуется тройным "кро". Это что-то "привет! А мы тут тебя давно ждем!"
Дальнейшее общение зависит от множества факторов. Если, получив порцию еды, ворон хочет сообщить, что этого мало, и не мешало бы еще, вам вслед обязательно понесется веселое "тррррррррр!!!!!!" Это в буквальном переводе означает: " И это все??????? доставай все, что припрятал, и немедленно!".
Впрочем, общаясь с вороном, никогда не следует забывать, что этой птице и любому разумному существу не свойственно стереотипное поведение. Как (как я уже писала, по мнению ученых, черный ворон считается одной из самых сложных для наблюдения птиц.

Вчера они могли преследовать вас весь день, и требовать пищи. А сегодня... вообще не прилететь! Или, отвечая на ваши от отчаянные крики, заявить что-то вроде "я слишком занят. Прилечу, но попозже"...
Воронам, как и всем разумным существам на планете, свойственно чувство юмора. Если ворон прилетел, а вы не изволили его заметить, вам просто могут закидать веточками. Нельзя же быть такой разиней... 
Впрочем, высшие существа, к которым несомненно, относятся и вОроны, способны не только на юмор и не только на свой язык. Вне всяких сомнений, они способны на благодарность.
Как-то я накормила мою парочку от души (уже не помню, но кажется, там были и яйца, и творог, и говядина, и куриные потрошки...)
Покормила и покормила,и пошла себе домой, как обычно, по обычной дорожке, просто наслаждаясь весной...
И вдруг откуда-то вылетел Крокус, высоко-высоко надо мной в яркр-синем, весенннем, солнечном небе, ничего не прося и не требуя, просто играя в чистом, ярком, весеннем небе.Он несколько раз перекувырнулся в небе, просто наслаждаясь небом и солнцем, сделал несколько кругов высшего пилотажа прямо надо мной, несколько раз сказал традиционное вороновое "крук" и улетел к своему гнезду. Он ничего не просил, не требовал, не сообщал, ничего не хотел от меня.Он просто сказал "спасибо".
Что это было?
Что, если не чистая птичья благодарность?
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/01/1214


Рецензии