Красавка

КРАСАВКА

Красавка – улица моего детства. Почему её так назвали, можно только догадываться. Есть лечебная трава красавка, но в Конобееве исстари знахарей и лекарей, собирающих лечебные травы, не было.  Красавка – трава семейства паслёновых. Из паслёновых трав мне знакома трава  с забавным народным названием бзника. Не знаю, соответствует ли она своему названию. Её чёрные плоды похожи на чёрную смородину .  Дети съедают их в небольшом количестве скорее при игре, чем как еда.
 Удивительно, что бзника известна своим названием и в Сибири.

Деревня, где я провёл детские годы до окончания средней школы, называется Лесное Конобеево Шацкого района Рязанской области. Улицы там имели забавные названия: Верхний план, Нижний план, Ниволевка, Нахаловка и, конечно, Красавка. Лет 30 назад все улицы переименовали, но люди по-прежнему используют чаще старые названия. Красавка получила новое название Набережная. Она расположена вдоль излучины реки Цна. Место красивое. Вероятно, поэтому назвали так мою родную улицу.

Красавка разделена на две части с небольшим разрывом 200-300 метров на восточную и западную. Восточная часть располагается несколько дальше от излучины, дома окнами смотрят на юг, на Катерищево болото. Название болота странное, как и многие названия в Конобееве. Объяснения названия я ни от кого не слышал. Водились в болоте только лягушки да головастики. На мой взгляд, улицу красит не только природа, а и дома, растительность. Весь ландшафт, а главное – люди, живущие на улице.

Мои воспоминания относятся к пятидесятым годам прошлого века. Это послевоенные годы, сильная засуха и голодовка в 1947 году. В огородах в основном сажали картофель. Ни деревьев, ни кустов. Единственный сад был у Коматника (я и впредь буду называть своих односельчан по прозвищу, которое хорошо запоминается вопреки имени и фамилии). Уговорил меня мой друг детства залезть в этот сад. Изловил нас Коматник и потрепал за уши. Отпало у меня желание впредь зариться на чужое добро. Ещё был сад у учительницы немецкого языка Антонины Прокофьевны. Больше садов в
Конобееве я не видел.

А какие в те годы были дома в деревне?  Да, обычные, бесхитростные, приземистые, небольшие, хотя детей в каждой семье рождалось очень много – до десяти. Зимние ночи длинные, электричества не было, керосину не хватало. Спали на полу или поперёк кровати. Крыши домов покрывались досками или соломой. Жестяные крыши – роскошь. О других покрывных материалах и слыхом не слыхивали. В некоторых домах  наличники делались резными.

В нашем доме и крыша была из жести, и наличники нарезные, очень красивые, а главная гордость – погреб  глубокий, куполообразный, выложенный кирпичами. Таких погребов я нигде не видел. В конце зимы погреб засыпали снегом , который удерживал холод в погребе до осени.


В западной части Красавки дома располагались с двух сторон вдоль дороги, как в песне, - наши окна друг на друга смотрят вечером и днём. В конце улицы дома располагались только вдоль реки, напротив домов не было. В сильное наводнение несколько домов заливало водой. Небольшая река Цна разливалась как море. В рассказе «Ледоход» я описал жуткое и в то же время красивое зрелище ледоход.
А какие люди жили на Красавке? Обычные простые люди, пережившие войну и послевоенное время. Не жили, а выживали.  О некоторых людях хочу рассказать немного, что осталось в памяти.


В западной части Красавки напротив Катерищева болота жила-была одинокая старушка. Звали её не баба Яга, а – Куриная головка. И вот однажды всю деревню потрясло известие: Куриная головка была изнасилована и убита соседом – молодым человеком по прозвищу Курыш. Вскоре состоялся выездной областной открытый суд. Зал заседания суда был переполнен. Я пытался проникнуть в зал. Бесполезно. Вся деревня здесь собралась. И я там был, но ничего не видел, ничего не слышал. Наоборот чем в сказке.

Неподалеку  жил заметный человек как снаружи, так и внутри – Куделя. Вечно лохматый, с длинными волосами и бородой. Кто-то назвал его Лахудрой. Куделю уважали, а   скорее боялись. Он нарушал все правила ловли рыбы, покоса травы, и ему всё это сходило с рук. Поговаривали, что он связан с нечистой силой.

В то время о нечистой силе говорили очень много. Телевизоров не было. Надо же было о чём-то посудачить. С внедрением телевидения пропала нечистая сила. Тогда же на каждой улице судачил народ о колдунах, оборотнях, чертях. Рассказал мне один знакомый земляк об одном случае. Проходил он поздно ночью мимо Бизёнковых и увидел чёрную кошку, перебегавшую ему дорогу. Он не растерялся, схватил камень (благо камней в Конобееве хватало) и бросил в кошку. Попал, судя по визгу кошки. Тогда я не подумал, а сейчас вспомнил, как говорят о пустом деле: искать чёрную кошку в тёмной комнате. Утром тот земляк снова проходил мимо дома Бизёнкиных, увидел Парашку с перевязанным лицом.

О случаях с нечистой силой рассказывали со слов знакомого человека, который что-то видел необычное, а врать он не должен. Наслушаешься таких баек, и оторопь одолевает. Помню два случая со мной. Была очень тёмная ночь, я кого-то провожал на дальнюю Красавку, а, возвращаясь, увидел огромную, скачущую фигуру с громким фырканьем. Сначала я испугался, а, приглядевшись, понял, что это была стреноженная лошадь. Второй случай произошёл дома. Вечером я возвращался с какого-то мероприятия в клубе (кино, танцы). Только я открыл дверь в сени, с потолка прыгнула кошка, конечно, не на меня, а рядом, но страх обуял до самых пяток.

Был в деревне и главный колдун, жил он не нашей, а на центральной улице. По преданию он обладал чёрной книгой, регулярно собирал своих нечистивцев. Умирая, он сильно мучился, некому было передать чёрную книгу и свои способности.Сын категорически отказался от преемственности.

Скучновато стало на деревне без нечистой силы. Ни в Бога, ни в чёрта, даже в НЛО народ не верит. О чём же тогда бабкам посудачить? Не стоит волноваться, найдут бабки темы для разговора.

А я хочу рассказать о некоторых семьях, живших на основной  западной части Красавки, но сначала расскажу о базаре, который был построен на пустом  разделе между двумя частями Красавки. Обычный базар, все магазины, клуб, административные учреждения находились в центре на одной безымянной площади. От Красавки до центра расстояние примерно один километр, 15-20 минут ходьбы.  Базар на Красавке, вероятнее всего, был сооружён вскоре после засухи в 1947 году. Были сколочены из досок  несколько рядов столов и скамеек. Самым ходовым товаром стали фрукты и ягоды из Ялтунова. Я уже отмечал, что в Конобееве садов не было, а сажали в основном картошку, а в Ялтунове при каждом доме имелся сад. Очень много было вишни. Сорт назывался «Владимировская». Сладкая, крупная, сочная.  Нашлась работа и для пацанов – мы разносили воду для продавцов. За это нас угощали вишней, которую мы тут же поедали. Земля на базаре под ногами была покрыта вишнёвыми косточками. Косточки мы тоже разгрызали. Недалеко была речка и колодец. В жаркую погода  в первую очередь спросом пользовалась колодезная вода. В то время в пищу употреблялась и речная вода. Особенно хорошо применялась речная вода для чая и для стирки. С организацией судоходства на Цне перестали использовать речную воду в пищу. А теперь уже с проведением водопровода  исчезла необходимость и в колодцах. На Красавке было два колодца. Один завалился ещё при  моём пребывании в деревне. Колодец в деревне служил не только для набора воды, но и местом для обмена короткими новостями. Кажется, что базар функционировал один сезон.

Напротив базара жил друг моего детства Николай Баландин. Его сестра погибла при добыче барды. Это пригодные в пищу остатки при изготовлении патоки на железнодорожной станции Сасово. Было сестре около 20лет. Расстояние до Сасово 40 километров. Это ближайшая железнодорожная станция от Конобеева. Подруги Маруси (так звали сестру Николая) на санках привезли её тело в деревню для похорон. Мои земляки  ходили туда с санками. Барды было много, и при её добычи образовывались пещеры. Одна из таких пещер обвалилась и задавила Марусю.
 
Брат Николая Минёк - участник войны. На несколько дней получил отпуск и прибыл ненадолго в деревню. Вся голова в бинтах. Обгорел в танке. Вскоре вернулся в строй и погиб. Каково было матери всё это вынести?! У Баландиных был родственник – герой Советского Союза. Почётный и уважаемый человек. Один такой изо всей деревни.  Позднее работал председателем райисполкома.

С Николаем мы дружили в дошкольном возрасте до 7 лет. Затем он с мамой  уехал в Кустанай (Казахстан), а позже оказался в Эстонии. Далее никакой информации о нём не было.

Напротив дома Баландиных жила семья Васильевых Дом крошечный как у Куриной головки. Как только размещалась семья из 7 человек? Отец Яков вернулся досрочно с войны без одной ноги с деревянным костылём, с которым проходил до конца дней своих.  Жили бедно. Худо – бедно, но дети росли: три девчёнки,Ваня и мой друг Виталий. Когда старшая из сестёр Нюра стала работать в трикотажной артели (были в те годы в деревнях подобные кооперативы), зажили, можно сказать, хорошо. Нюра вышла замуж. Купили у родственников просторный дом, даже машину купили. У них родились две девочки. Казалось бы, жизнь нормальная началась, зажили Васильевы. Да, не тут-то было. Старшая дочь Нюра и её муж разбились на машине при поездке в город Шацк – административный центр нашего района. Горькими слезами плакала вся Красавка!Не далеко от Польного Конобеева  на дороге федерального значения был поворот и пригорок. Там очень часто случались аварии со смертельным исходом. Впоследствии этот поворот исправили. А как же девочки? Конечно, мама Оня, ставшая бабой Оней, довела их до ума и выпустила в люди. Помогали ей в этом младшие дочери Шура и Тоня.

С Виталием мы дружили до окончания школы, учились в одном классе. По успеваемости он отставал от меня. Я как мог, помогал ему. Был у меня ещё друг Аркадий Мачучин. Много было у меня друзей в деревне. Не хватит пальцев на руках и ногах, чтобы всех пересчитать. С Аркадием мы сошлись из-за пристрастия к рисованию. Он рисовал лучше меня. Я завидовал ему белой завистью и подтягивался, как мог.  В последствии Аркадий  окончил Московский архитектурный институт, работал в Москве архитектором. Мне удалось однажды побывать у него в гостях. Я сына своего назвал в честь него Аркадием.

Аркадий, Виталий и я учились в одном классе, вместе возвращались из школы. Старшие классы классы в нашей школе, как правило, учились во вторую смену, поэтому возвращались мы затемно, вечером. Всю дорогу до Красавки мы пели. Я безголосый, но компанию поддерживал. Иногда к нам присоединялся Урубков Пётр. Он учился в параллельном классе, и окончание уроков у нас иногда не совпадало.
Виталий и Пётр после окончания школы поступили в лётное военное училище. Тогда разгоралась холодная война. Советский Союз выпускал много реактивных самолётов. Нужны были лётчики.

Не прошло и десяти лет, как началось разоружение и соответственно сокращение военных кадров. Виталий и Пётр  кроме как летать на самолётах, ничего не умели делать. Надо было переучиваться. Виталий поступил на работу на радиозавод в Рязани. О дальнейшей судьбе Петра ничего не знаю.
 
Друг моего брата Фёдор Оловенцев жил в маленькой лесной деревушке в трёх километрах от Конобеева по официальному названию Сосновый куст, а в простонародии  Комаровка. Ещё в те годы Комаровка постоянно сокращалась и лет 20-30 назад исчезла совсем. Фёдор тоже летал на реактивных самолётах. После сокращения запил. Когда я ходил в лес, несколько раз заходил к нему. Принимал меня с большой радостью. Растерялся Фёдор, и, в конце концов, покончил с собой. Эх, Федя, Федя!  Замечательный был человек!
 
На Красавке, как и на других улицах Конобеева почти около каждого дома были амбары, сделанные из камня, который добывался в Польном Конобееве около известной пещеры. Амбары – это деревенские закрома. Там  хранилось всё, что не очень срочно нужно было в доме. А вот Синявины вынуждены были жить не менее пяти лет в амбаре. У них сгорел дом. Тётя Феня, хозяйка, постоянно болела. Что произошло с хозяином, не помню. Старший  сын погиб в  последний день войны в Берлине. Младший сын Иван окончил химико-технологический техникум. Работал на химическом заводе в Москве. Видимо, неплохо зарабатывал. Он один построил дом, только сруб сделали профессионалы. Во время каникул при учёбе в техникуме и во время отпуска Иван от темна до темна, стучал-колотил всем нам на зависть, на удивление. Но всё же построил дом!

Тётя Феня умерла, не дождавшись окончания строительства дома. Дочь Дуся в возрасте за 40 вышла замуж, а, вернее сказать, приняла в дом мужа. Очень много молодых женщин и состарившихся дев не дождались женихов, погибших на той войне.

Известная всей Красавке Коза Подольцова (Коза – прозвище, а имя, скорее всего Катя), вечером проходя по Красавке, перепела все свои страдания, но так и не нашла, извиняюсь, своего «Козла».

Одинокими прожили жизнь Полина и Доманя. По-моему в колхозе со всей Красавки работала только Доманя (вероятно, её имя по паспорту – Домна), а остальные состарились или болели. Работа и оплата в колхозе были кабальными, поэтому все искали любой повод, чтобы  только не работать  в колхозе.

У Рыжкиных или у Кавериных жил дедушка , который служил матросом, принимал участие в войне с Японией. Благообразный, с большой белой бородой, грамотный по тому  времени. У него сохранилась необычная морская форма. После его смерти мне дали несколько журналов «Нива», которые дедушка выписывал ещё до революции. К сожалению, они у меня не сохранились.

Неприятно вспоминать о ближайших соседях Стуловых. Семья, выпадающая из сложившихся общечеловеческих понятий о семье, к тому же почти все члены семьи страдали психическим расстройством. Особенно сильно страдала этим дочь Татьяна. До сих пор помню, как она бегала за мной и Кречетовым Иваном моим другом и соседом. Кречетовы жили в следующем доме за Стуловыми.  Убежали мы с Иваном в их дом и закрылись. У Татьяны был внебрачный сын, моложе, чем я. С ним я не общался. В добавок ко всему Татьяна была нечиста на руку. Прямых улик не было, но некоторые соседи  тоже подозревали Татьяну в краже.

Как и у всех у нас был амбар с прочными металлическими дверями. Однажды забыли мы с мамой закрыть амбар на металлическую дверь, а закрыли на дверь из деревянных брусков, которые очень легко можно было сломать. Что и было сделано. Исчезли раритетные вещи. Конечно, мама их уже не носила. Вещи музейные. Один раз в году в жаркий летний день всё это добро  вывешивалось на верёвки в закрытом дворе для сушки и проветривания. Платки, кофточки с очень красивой ручной вышивкой, скатерти, покрывала. Были оригинальные женские ботинки с завышенными берцами на шнурках. Эти ботинки мама носила в церковь.  Носила буквально на себе. Только около церкви обувала эти ботинки. Носилась такая обувь не годами – десятилетиями. Тогда действующей церковью была церковь в соседней деревне  на расстоянии пяти километров. В Конобееве была очень красивая церковь. Её купола сначала сожгли пацаны. Затем доламывали, но до конца не доломали разные ломатели. Не могу их назвать строителями. У меня в Прозе.ру есть небольшой рассказ «Конобеевская церковь».

Уже после моего отъезда, слава Богу, сгорел дом Стуловых. Возможно, что кто-то и помог в этом. Прямых улик не было. Достали они всех соседей!
 
 


Рецензии
Вся прелесть таких жизненных рассказов в том, что они приносят тихую радость не только читателям, но и самому автору. Прочитала и будто в прошлом побывала.
Спасибо.
С уважением,

Лариса Малмыгина   03.04.2019 16:31     Заявить о нарушении
Лариса, спасибо за добрые слова. Не знаю, как для других, а для меня вхождение в прошлое приносит не только радость, но и чего-то отбирает, задерживает возврат в настоящее. Вероятно это от возраста солидного. Рад вас видеть на своей страничке. Заходите!

Михаил Памшев   03.04.2019 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.