Урок одиннадцатый. Поступок

                В. Бочелов
                Поступок
  Человек совершая в своей жизни некие поступки порой не может дать им объяснения, и не может понять причин побудивших его, их совершать. Можно назвать это затмением, невоспитанностью, наглостью, да чем угодно, оправдывая себя или упиваясь гордыней.
  Но, как мне кажется – это судьба. Это то, через, что тебе надо пройти на пути своего совершенства. Я бы уточнил, совершенства Души.
  Что двигало 12 – 13 летних подростков воровать авторучки у своих одноклассников?  Родители приличные, уважаемые люди, обеспечивающие своих детей едой, одеждой, заботой, но не позволяющие излишеств, не себе, не своим детям в силу небольшого достатка.  Сразу скажу, что было это в  советское время, когда каждый гражданин был обеспечен работой.  Правда, зарплаты тогда были небольшие, но конечно не у всех категорий граждан эпохи «развитого социализма». Были и такие, кто мог себе позволить больше, чем среднестатистический гражданин СССР. Но наши герои жили в семьях, где не было лишних денег на разную «ерунду», где царил закон жёсткой экономии и строгого воспитания. На это у нас нет денег, этого делать нельзя, чужого без спроса брать нельзя, обижать маленьких нельзя, грубить взрослым нельзя, ну, в общем, как и положено, воспитывать детей в приличных семьях.
  Ребятам до поры и в голову не приходило, что можно взять чужое себе и тебе за это ничего не будет. Пока в один прекрасный день, один из друзей не пожаловался другому, что у него из портфеля стащили авторучку, подаренную ему дедом.
  Было так обидно и горько от того, что кто-то так подло поступил. Угнетало состояние беспомощности, унижения, какой-то неполноценности, а значит и значимости для своих одноклассников. Правда, стало немного легче, когда товарищ тут же признался, что и у него пропала ручка из портфеля. Он же и предложил проверить все портфели одноклассников, как только появится такая возможность. Желание было найти своё, и вернуть обратно. Так и решили. Теперь нужно было найти момент, когда в классе никого из учеников не будет и портфели останутся без присмотра.
  Тайна теребит разум, воображение меняет свои картины, наполненные тревожным ожиданием от предстоящей авантюры, будоражит нервы, заставляя испытывать чувство необычайного возбуждения.
  Внешне это не было заметно, но в переглядывании друзей при желании можно было заметить непонятные искорки,  вспыхивающие в их глазах.  Они жили с этим, с постоянно пульсирующей мыслью «когда».  Когда настанет тот момент, и они проделают задуманное.
  Урок физкультуры проходил на школьном стадионе.  Сдавали нормативы по бегу, прыжкам в длину, метанию гранаты и ещё чего-то. Оба понимали, что если сдать одними из первых, то будет шанс исполнить задуманное. Нужно только по-тихому отпроситься у физрука якобы сбегать попить воды.
  Вот и момент, когда обгоняя друг друга, они бегут по школьному двору с нарастающим чувством тревожного азарта.  По коридору стараются идти тихо, не привлекая внимания.  Вот и пройдены, двадцать шагов, резко открыв дверь, входят в класс. Никого. Задохнувшись от бега и наполняющей тревоги, стараются тихо отдышаться, но времени на это почти нет.   
- Достаёшь портфель, открываешь, держишь, а я шарю в нём, достаю ручки, находим свои, забираем и уходим.
- Только тихо, надо слушать, как бы кто в коридоре не шел, - так же тихо прошептал второй.
  Страх быть застигнутым за преступлением заставлял колотиться сердце об грудную клетку так громко, что друзьям казалось, что его стук слышен даже в коридоре, доводя кровь почти до кипения.  А вот чувства порочности и презрения в своих действиях в этот момент они не ощущали, ведь искали своё.
  Но тот, кто украл их ручки, не был столь наивен, чтобы носить их в своём портфеле в школу.
  Вышли из класса, так же тихо, как и вошли, прошли обратно по коридору. Оказавшись во дворе школы, один из товарищей сказал.
- Ты видел, сколько у Аньки разных ручек, даже четырёхцветная есть. Откуда у неё столько?
- Не знаю, - ответил второй. – Но я, как-то видел, как она копалась в Иркином портфеле.
- Думаешь, она?
- Не знаю, но думаю, если мы у неё заберём пару ручек, ничего с ней не случится.
  Почему выбор пал на Аньку? Потому, что была второгодница, и в их класс влилась позже? Выглядела она уже почти сформировавшейся девушкой и скорей всего уже понимавшей взгляды ребят постарше в отличии от «сопляков» одноклассников. Может быть из-за этого пренебрежения, пацаны и решили ей отомстить таким образом. Через несколько дней они нашли возможность украсть у Аньки авторучки.
  После этого чувство обиды и унижения прошло. Вины за свой поступок они не ощущали, а на Анькины чувства они не обратили никакого внимания. Своя рубашка ближе к телу. Хотя оба понимали, что совершили постыдное воровство. Почему их совесть, одела на себя, смирительную рубашку они не разбирались.  Конечно, время от времени было стыдно за свой поступок, но это быстро проходило.
  Если бы, кто-то спросил их тогда, зачем они это сделали, ведь доказательства причастности Аньки к исчезновению их авторучек у них не было. Получается, что они тоже воры?
- Мы не воры, - ответили бы они. – Мы просто искали своё.
  Собственное сознание пытается оправдать неблаговидный поступок чем угодно, только не признанием совершённой  подлости. Заглушая совесть такими понятиями, как справедливое возмездие, смелость, дерзость, поднимая самооценку таким вот необычным образом.  Думаете, можно было поднять её каким-то другим способом?
   А может это промысел Божий или если хотите судьба.
  Как не крути, а чувство стыда пришло всё равно, правда, уже после того,  как поднялась самооценка. Затем пришло осознание аморальности данного поступка, что позволило подросткам не скатиться в «пропасть».  Самоутвердившись вот таким негативным способом, они неосознанно сделали шаг к духовному развитию, ибо преодолели аморальный путь и вышли на новый этап своего духовного развития. И кто бы, что не говорил, сохранив самооценку. Они больше не совершали в своей жизни, чего-либо подобного. Но осознание того, что в нужный момент, «Я», могу совершить поступок, осталось на всю жизнь. А при наличии стыда и совести, есть гарантия, что поступки таких людей будут правильными.
  Вот и наши друзья, пропустив через себя все переживания, пришли к осознанию того, чем отличается хорошее от плохого.
  Кое - кто может сказать, что они могли бы пойти и другой дорогой. Могли, если бы не были готовы подняться на следующую ступень духовного развития. Это своего рода экзамен, коего никому не удастся избежать в своей жизни. Прийти к своей ступени можно разным путём, главное, чтобы ты смог на неё взобраться.


Рецензии