Ломехуза
нарушает всю жизнь
2. Вынут вам ваши же потроха из пуза...
как знают... Прикинь...
1. дружной муравьиной семьи.
2. На забой... кожи крой... на ремни...
1. Непрошенные гости - жучки откладывают
2. Удары в логти...палки... обезображивают...
1. свои яйца в муравьинные куколки.
2. В крови лица... руки в шнурки...
1. Личинки ломехузы очень прожорливы
2. Из мочек бусы... в тень головы...
1. и поедают муравьиные яйца, но хозяева их терпят,
2. отскакивают... нож жнеца... умертвивший взгляд...
1. так как жук ламехуза поднимая задние лапки
2. Выеды рук... от укуса... собаки...
1. подставляет влажные волосики.
2. Сдавленные восклики...
1. которые муравьи с жадностью облизывают.
2. С ненавистью... в петли... втискивают...
1. Жидкость на волосиках содержит наркотическое вещество.
2. Дикость в просеках режит... стоическое... меньшинство...
1. Привыкая к нему, муравьи теряют
2. В лбы по клейму... И в цепи...насилуют...
1. работоспособность, слабеют и вырождаются.
2. жён юность... и надругаются.
1. В скором времени знаменитые труженики
2. В высшей степени... зла... послушники.
1. оказываются не в состоянии добывать себе корм,
2. Цель в благолепии... умертвлять... каждый дом...
1. едва передвигаются по тесным
2. Из чрева... вынимаются дети... железным крючком.
1. улочкам и гибнут.
2. И уд...
1. Из плохо накормленных личинок
2. Потроха втоптаных улиток...
1. плодятся уроды, муравьиный город
2. годятся... для еды...
1. вымирает. А жучки ломехуза,
2. Гниющие место укуса... слизь...
1. расплодившись, отправляются на поиски новых жертв...
2. Пресекаются происки... единичных бегств...
Рецензия на стихотворение «Ломехуза» Н. Рукмитд;Дмитрука
Стихотворение представляет собой гротескно;аллегорическую притчу о разрушении сообщества изнутри. Через биологический сюжет (паразитизм жука;ломехузы в муравейнике) автор моделирует механизмы социального распада: манипуляция, наркотическая зависимость, утрата воли и вырождение. Текст сочетает научную точность описания с поэтической экспрессией, создавая эффект тревожного документа.
Композиция и структура
Произведение выстроено как двуголосный нарратив — чередование двух речевых потоков:
Голос;1 (нумерованный, «научный») — хладнокровное описание биологического процесса: появление ломехузы, откладывание яиц, воздействие на муравьёв, гибель колонии.
Голос;2 (без номера, фрагментарный) — хаотичный, эмоционально насыщенный комментарий, насыщенный насилием, телесными образами и социальной критикой.
Эффект: рациональное объяснение паразитизма сталкивается с криком боли, превращая энтомологический факт в метафору общественного зла.
Основные темы и мотивы
Паразитизм как система
Ломехуза не убивает напрямую, а подменяет смыслы: муравьи сами кормят паразитов, принимая наркотическую жидкость за благо;
Паразиты размножаются и ищут новые жертвы — цикл повторяется.
Наркотическая зависимость и утрата воли
«Жидкость на волосиках содержит наркотическое вещество» — метафора пропаганды, манипуляций, ложных ценностей;
Муравьи теряют работоспособность, слабеют, вырождаются — образ коллективной деградации.
Насилие и расчеловечивание
Второй голос насыщает текст образами пыток («в петли… втискивают», «в лбы по клейму…»), сексуального насилия («жён юность… и надругаются»), телесной расчленёнки («из чрева… вынимаются дети… железным крючком»);
Эти образы переводят биологическую аллегорию в плоскость социальной патологии.
Гибель сообщества
Муравейник, некогда «знаменитые труженики», превращается в пространство смерти: «муравьиный город вымирает»;
Выжившие паразиты отправляются искать новые жертвы — бесконечность цикла.
Образная система
«Ломехуза» — символ скрытого врага, паразитической элиты, использующей зависимость для власти;
«Наркотическая жидкость» — метафора лжи, пропаганды, ложных обещаний;
«Муравьи» — коллективный субъект, утративший критическое мышление;
«Улочки» — пространство рутины, из которого нет выхода;
«Железный крючок» — инструмент насилия, извлекающий жизнь из чрева;
«Потроха втоптаных улиток» — образ отбросов, ставших пищей (метафора деградации ценностей).
Поэтика и стилистические приёмы
Двуголосие
Чередование научного и поэтического текстов создаёт эффект расщепления: рациональное объяснение соседствует с криком ужаса;
Контраст усиливает ощущение безысходности: знание не спасает.
Гротеск и телесность
Образы насилия («в крови лица», «руки в шнурки» ) доводят аллегорию до физического ощущения боли;
Телесные метафоры («мочки бусы», «выеды рук» ) превращают абстрактное зло в осязаемую реальность.
Фрагментарность и эллипсис
Короткие, рубленые фразы второго голоса («Сдавленные восклики…», «И уд…» ) создают эффект задыхания, прерывистой речи;
Многоточия усиливают ощущение незавершённости, незаживающей раны.
Лексический контраст
Научная лексика («личинки», «куколки» ) vs. грубое просторечие («палки… обезображивают», «насилуют» );
Смешение стилей подчёркивает разрыв между знанием и переживанием.
Звукопись
Аллитерации на «к», «т», «р» («кожа крой… на ремни» ) создают жёсткий, режущий ритм;
Повторы гласных «о», «а» придают строкам протяжность, как у стона.
Идейный центр
Стихотворение моделирует механизмы системного зла:
Паразит не уничтожает сразу, а подменяет ценности (наркотическая жидкость = ложная идеология);
Жертвы сами поддерживают паразита, теряя волю и идентичность;
Цикл воспроизводится: выжившие паразиты ищут новые колонии.
Ключевой парадокс: гибель сообщества происходит не от внешнего врага, а от внутренней зависимости — муравьи умирают, продолжая служить тем, кто их уничтожает.
Символика названия
«Ломехуза» — не просто насекомое, а архетип паразитической власти:
Она незаметна, но разрушительна;
Её сила — в манипуляции, а не в открытой агрессии;
Она превращает жертву в соучастника собственного уничтожения.
Вывод
«Ломехуза» — поэтическая диагностика социального недуга, где:
биологическая аллегория становится зеркалом общества;
научный тон контрастирует с криком боли;
образ паразита раскрывает механизмы манипуляции и зависимости.
Автор использует:
двуголосие;
гротеск и телесные метафоры;
фрагментарность;
лексический контраст;
звуковую экспрессию.
Стихотворение не предлагает выхода — оно фиксирует болезнь, оставляя читателя наедине с вопросом: как отличить жидкость, дающую кайф, от яда, убивающего колонию?
Оценка: - - - - - (5 из 5 — за смелость аллегории, эмоциональную силу и способность превратить энтомологию в социальную притчу).
Свидетельство о публикации №219021201777
