Русская поэзия 19 века

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

В русской поэзии 19 века было несколько периодов. В начале века продолжала развиваться поэзия элегическая. До середины 10-х  годов она находилась на первом плане литературного развития. Родоначальниками элегической поэзии являются – В.А. Жуковский (1783-1852) и К.Н. Батюшков (1787-1855). В 20-е годы их традиции продолжили – А. А. Дельвиг (1798-1831), Н. М. Языков (1803-1846), Е. А. Баратынский (1800-1844).
Поэзия элегиков содержит неудовлетворение существующим миром, в котором невозможно быть счастливым. Поэты этого направления выдвигают  идею внутренней свободы личности. Сама же эта идея свободы  привлекает их, как условие личного счастья. Элегики обращаются к наследию  сентиментализма. Жуковский представляет этот мир, как духовное переживание  идеального порядка. Для Батюшкова и его последователей – мир «земных» радостей, любви и дружбы. Но жизнь диктует свои законы – гармония, призванная сделать человека счастливым, оказывается невозможной и в поэзии элегиков начинают проступать романтические тенденции. У Жуковского это проявляется в тяготении к чуду – он строит фантастический образ идеального мира. У Баратынского, Языкова, Батюшкова стихия романтических настроений  тяготеет к переживаниям, сулящим абсолютное блаженство. Появляется тяга к фольклорным формам – баллады Жуковского, антологический жанр у Батюшкова, русские песни Дельвига.

В.А. ЖУКОВСКИЙ
Желание
Романс Озарися, дол туманный;
 Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
Испещренные цветами,
Красны холмы вижу там... Ах!
 зачем я не с крылами?
Полетел бы я к холмам.
Там поют согласны лиры;
Там обитель тишины;
Мчат ко мне оттоль зефиры
 Благовония весны;
 Там блестят плоды златые
На сенистых деревах;
Там не слышны вихри злые
 На пригорках, на лугах.
О предел очарованья!
Как прелестна там весна!
Как от юных роз дыханья
Там душа оживлена!
 Полечу туда... напрасно!
Нет путей к сим берегам;
Предо мной поток ужасный
Грозно мчится по скалам.
Лодку вижу... где ж вожатый?
Едем!.. будь, что суждено...
Паруса ее крылаты, И весло оживлено.
 Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.

К.Н. БАТЮШКОВ
 ЭЛЕГИ
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив - одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
                Терпел от рока и людей!
                Обман надежды нам приятен,
                Приятен нам хоть и на час!
                Блажен, кому надежды глас
                В самом несчастьи сердцу внятен!
                Но прочь уже теперь бежит
                Мечта, что прежде сердцу льстила;
                Надежда сердцу изменила,
                И вздох за нею вслед летит!
                Хочу я часто заблуждаться,
                Забыть неверную... но нет!
                Несносной правды вижу свет,
                И должно мне с мечтой расстаться!
                На свете всё я потерял,
                Цвет юности моей увял:
                Любовь, что счастьем мне мечталась,
                Любовь одна во мне осталась!

А.А. ДЕЛЬВИГ
                4. ГЕНИЙ-ХРАНИТЕЛЬ
                (Сновидение)
           Грустный душою и сердцем больной, я на одр мой недавно
           Кинулся, плакать хотел - не мог и роптал на бессмертных.
           Все испытанья, все муки, меня повстречавшие в жизни,
           Снова, казалось, и вместе на душу, тяжелые, пали.
           Я утомился, и сон в меня усыпление пролил:
           Вижу - лежу я на камне, покрытый весь ранами, цепи
           Руки мои бременят, надо мною стоит и рыдает
           Юноша светлый, крылатый, созданье творящего Зевса.

           "Бедный товарищ, терпенье!" - он молвил мне.
                (Сладость внезапно
           В грудь мою полилась - и я жадно стал дивного слушать.)
           "Я твой гений-хранитель! Вижу улыбку укора,
           Вижу болезненный взгляд твой, страдалец невинный, и плачу.
           Боги позволили мне в сновиденьи предутреннем ныне
           Горе с тобой разделить и их оправдать пред тобою.
           Любят смертных они; и уж радость по воле их ждет вас
           С мрачной ладьи принять и вести в обитель награды.
           Но, доколе вы здесь, вы игралище мощного Рока;
           Властный, законы ужасные пишет он паркам суровым.
           Эрмий со мною (тебя еще не было) послан был Зевсом
           Миг возвестить, когда им выпрясть нить твоей жизни.
           Вняли веленью они и к делу руки простерли.
           Я подошел к ним, каждую собственным именем назвал,
           Низко главу наклонил и молил, всех вместе и розно,
           Ровно нить сию прясть иль в начале ее перерезать.
           Нет! и просьбы, и слезы были напрасны! Дико
           Песню запели они, и в перстах вретено закружилось".
           1820 или 1821

Н.М. ЯЗЫКОВ
 К ХАЛАТУ

                Как я люблю тебя, халат!
                Одежда праздности и лени,
                Товарищ тайных наслаждений
                И поэтических отрад!
                Пускай служителям Арея
                Мила их тесная ливрея;
                Я волен телом, как душой.
                От века нашего заразы,
                От жизни бранной и пустой
                Я исцелен - и мир со мной:
                Царей проказы и приказы
                Не портят юности моей -
                И дни мои, как я в халате,
                Стократ пленительнее дней
                Царя, живущего не к стате.

                Ночного неба президент,
                Луна сияет золотая;
                Уснула суетность мирская -
                Не дремлет мыслящий студент:
                Окутан авторским халатом,
                Презрев слепого света шум,
                Смеется он, в восторге дум,
                Над современным Геростратом.
                Ему не видятся в мечтах
                Кинжалы Занда иль Лувеля,
                И наша слава-пустомеля
                Душе возвышенной - не страх.
                Простой чубук в его устах,
                Пред ним, уныло догорая,
                Стоит свеча невосковая;
                Небрежно, гордо он сидит
                С мечтами гения живого -
                И терпеливого портного
                За свой халат благодарит!

Е.А. БАРАТЫНСКИЙ
Муза Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

Особую роль литературного развития образует в начале 19 века  творчество И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, которые связаны с разработкой эпических и драматических жанров. Сатирическая направленность их творчества связывает их с реальностью. У Крылова основой басенного стиля становится стилистика разговорного народного просторечия. Ориентация на здравый практический смысл приводит к конкретизации всей поэтической системы басенного жанра.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» (1823) решающее значение приобретают бытовая и психологическая конкретность, житейская колоритность сюжетных эпизодов. Основу комедии составляет – столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках.
Огромную роль для поэзии 19 века играет творчество А.С. Пушкина  (1799-1837). Его лицейская, послелицейская и «южная» лирика вбирают в себя  эстетические завоевания всех современных поэтических школ.
В начале Пушкин продвигается по пути к романтизму, но на этом пути он не задержался. В начале 20-х годов вольнолюбивый пафос Пушкина  сближается с бунтарством Байрона.
В романе «Евгений Онегин» (1831) пушкинский реализм ближе подходит к действительности. В течении 30-х годов это соединение утверждается в пушкинской лирике, драматургии. Вместе с тем реалистическая позиция Пушкина включает сознание внутренней свободы творчества и его духовной власти над жизнью.
В период 1826-41 гг. влиятельной силой становится романтическая поэзия, развитие которой идет по иному пути.  Сознание русских лириков  уже не способно мириться  с компромиссными решениями, на которых были основаны концепции элегиков. В поздней лирике Баратынского обнаруживается понимание ложности идеала устройства душевной жизни. Свобода и счастье отвергаются как иллюзорные. Так оформляется предпосылка романтической концепции личности – поэт пытается осмыслить всю глубину противоречий бытия и духа. Это хорошо видно в творчестве Ф. И. Тютчева (1803-1873). В 30-40 –е годы его поэзия проникнута сознанием обособленности и раздвоения личности. Драма раздвоения личности получает у него вселенский смысл. Личность у поэта возвышается до божественного уровня. При этом индивидуальное видение мира не получает у Тютчева основного выражения.
Другим направлением развития романтизма становится эстетическое переосмысление традиций гражданской поэзии. Это видно в лирике  А.И Одоевского (1802-39), где соединились пафос бунтарства и безысходного трагического мироощущения. К этому направлению относится и лирика М.Ю. Лермонтова (1814-41). В ранней лирике поэта личность видится самоценной, а окружающий мир  понятный молодому человеку. У Лермонтова формируется  внежанровая структура лирического стихотворения  и единый поэтический язык – экспрессивный и метафоричный. В зрелом возрасте (1836-37) у поэта реалистические тенденции начинают преобладать над юношеским романтизмом.
Лирика А.В. Кольцова (1809-42) отвечает двум направлениям того времени – романтизму и реализму. Продолжая линию к «русским идиллиям» Дельвига, Кольцов идеализирует крестьянина в его труде и быту.

В.Ф. РАЕВСКИЙ
Идиллия (Как можно свободу...)
Как можно свободу на цепи менять?
Утехи Амура холодным Гименом Навеки сковать?
Восторги и радость, нам данные небом,
 Друг милый, Шарлота, потщимся продлить.
Здесь всё ненадежно: и прелесть и радость Как миг улетят.
 Доколе лелеет огнистая младость,
 Доколе несытый Сатурн чередой
Не сгубит улыбку, румянец весенний,
Доколе с тобой Присутствует добрый невидимый гений
И юноша страстный любовию полн,— Дотоле,
 Шарлота, ликуй безмятежно
И на море челн Средь тихой погоды на вал ненадежный
 С неверным желаньем стремись удержать.
Холодных, коварных людей осужденье
 Как можно внимать?
 Их радость — порочить любовь, наслажденье.


В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР
    ОСЕНЬ
            Ветер протек по вершинам дерев; дерева зашатались -
            Лист под ногою шумит; по синему озеру лебедь
            Уединенный плывет; на холмах и в гулкой долине
                Смолкнули птицы.

            Солнце, чуть выглянув, скроется тотчас: луч его хладен.
            Все запустело вокруг. Уже отголосок не вторит
            Песней жнецов; по дороге звенит колокольчик унылый;
                Дым в отдаленья.

            Путник, закутанный в плащ, спешит к молчаливой деревне.
            Я одинокий брожу. К тебе прибегаю, Природа!
            Матерь, в объятья твои! согрей, о согрей мое сердце,
                Нежная матерь.

            Рано для юноши осень настала. - Слезу сожаленья,
            Други! я умер душою: нет уже прежних восторгов,
            Нет и сладостных прежних страданий - всюду безмолвье,
                Холод могилы!


К.Ф. РЫЛЕЕВ
                Палей
                <Отрывок из поэмы

                Не тучи солнце обступали,
                Не ветры в поле бушевали -
                Палея с горстью Козаков
                Толпы несметные врагов
                В пустынном поле окружали...
                Куда укрыться молодцу?
                Как избежать неравной драки?
                И там и здесь - везде поляки...
                По смуглому его лицу
                Давно уж градом пот катится;
                От меткого свинца валится
                С коня козак за козаком...
                Уже обхвачен он кругом...
                Уж плен ему грозит позорный...
                Но вдруг, один, с копьем в руке,
                Сквозь густоту толпы упорной
                Несется он, как ветр нагорный.
                Вот вправо, влево - и к реке.
                Коню проворною рукою
                Набросил на глаза башлык,
                Сам головой к луке приник,
                Ударил плетью - и стрелою
                Слетел с брегов, отваги поли;
                И вот - средь брызгов и средь волн
                Исчез в клубящейся пучине...
                Бушует ветр, река ревет...
                Уж он спокойно на средине
                Днепра шумящего плывет.
                Враги напрасно мещут стрелы,
                Свинец напрасно тратят свой;
                Разит лишь воздух он пустой -
                И невредимо витязь смелый
                Выходит на берег крутой.
                Конь оцененный встрепенулся,
                Прочхнулся, радостно заржал;
                Палей с насмешкой оглянулся,
                Врагам проклятие послал
                И в степь глухую ускакал...
                1825


А.А. КРЫЛОВ
        К KЛЕНУ
                Слова любви, мой клен пустынный,
                Я на коре твоей писал;
                Но вижу с грустъю, друг старинный,
                Что мне и ты неверен стал.
                Зачем ты память сохраняешь
                О счастьи двух сердец младых?
                Ты их еще соединяешь,
                A время разлучило их.


А.С. ГРИБОЕДОВ
Отрывок из «Горе от ума»
   (Монолог Чацкого, после 6-го стиха: "Другие будто сострадают")
                О, праздный! жалкий! мелкий свет!
                Не надо пищи, сказку, бред
                Им лжец отпустит в угожденье,
                Глупец поверит, передаст,
                Старухи - кто во что горазд -
                Тревогу бьют.... и вот общественное мненье!
                И вот Москва! - Я был в краях,
                (Где с гор верхов ком снега ветер скатит,
                Вдруг глыба этот снег, в паденьи всё охватит,
                С собой влечет, дробит, стирает камни в" прах,
                (Гул, рокот, гром, вся в ужасе окрестность.
                И что оно в сравненьи с быстротой,
                С которой, чуть возник, уж приобрели известность
                Московской фабрики слух вредный и пустой,
                А Софья? знает ли? Конечно, рассказали...

А.С. ПУШКИН
ПТИЧКА
          В чужбине свято наблюдаю
          Родной обычай старины:
          На волю птичку выпускаю
          При светлом празднике весны.

          Я стал доступен утешенью;
          За что на бога мне роптать,
          Когда хоть одному творенью
          Я мог свободу даровать!

Ф.И. ТЮТЧЕВ
В сей день, блаженный день, одна из вас прияла
И добродетели и имя девы той,
    Котора споборала
    Религии святой;
Другой же бытие Природа даровала.
Она обеих вас на то произвела,
    Чтоб ваши чувства и дела
    Взаимно счастье составляли
И полу нежному пример бы подавали.
    Разлука угнетает вас,
О верные друзья М Настанет вскоре час-
Приятный, сладостный, блаженный час свиданья:
    И в излиянии сердец
    Вы узрите ее конец
И позабудете минувшие страданья!..

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
В сей день, блаженный день, одна из вас прияла
И добродетели и имя девы той,
    Котора споборала
    Религии святой;
Другой же бытие Природа даровала.
Она обеих вас на то произвела,
    Чтоб ваши чувства и дела
    Взаимно счастье составляли
И полу нежному пример бы подавали.
    Разлука угнетает вас,
О верные друзья Настанет вскоре час-
Приятный, сладостный, блаженный час свиданья:
    И в излиянии сердец
    Вы узрите ее конец
И позабудете минувшие страданья!..

А.В. КОЛЬЦОВ
  ПЕСНЯ
Если встречусь с тобой
Иль увижу тебя, -
Что за трепет, за огонь
Разольется во груди.

Если взглянешь, душа, -
Я горю и дрожу,
И бесчуствен и нем
Пред тобою стою!

Если молвишь мне что,
Я на речи твои,
На приветы твои,
Что сказать, не сыщу.

А лобзаньям твоим,
А восторгам живым
На земле, у людей,
Выражения нет!

Дева-радость души,
Это жизнь - мы живем!
Не хочу я другой
Жизни в жизни моей!

<1827>

Н.А. НЕКРАСОВ
  6. Современная ода
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И - беру небеса во свидетели -
Уважаю тебя глубоко...

Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.

В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.

Не гнушаешься темной породою:
"Братья нам по Христу мужички!"
И родню свою длиннобородую
Не гоняешь с порога в толчки.

Не спрошу я, откуда явилося
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба тебе всё свалилося
За твою добродетель и честь!...

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И - беру небеса во свидетели -
Уважаю тебя глубоко...

Д.Д. МИНАЕВ
ПЛОСКИЙ БЕРЕГ...
Плоский берег. В час купанья
Всюду видны, здесь и там,
Разноцветные костюмы В море плавающих дам.
Тут и дети, как амуры, С криком плещутся, шалят;
Вот с горы, в покрове белом
С головы до самых пят,
Сходит к морю молодая Мусульманка, словно тень
В белом саване. На небе Тихо гаснет алый день
И румянит профиль горных,
Светом залитых, вершин. Чу!
К молитве правоверных
Призывает муэдзин;
А вдали, в волнах, дельфины,
Эти клоуны морей, Кувыркаются, играют
В дикой резвости своей.

А.А. ФЕТ
Только станет смеркаться немножко,
Буду ждать, не дрогнет ли звонок,
Приходи, моя милая крошка,
Приходи посидеть вечерок.

Потушу перед зеркалом свечи, -
От камина светло и тепло;
Стану слушать веселые речи,
Чтобы вновь на душе отлегло.

Стану слушать те детские грезы,
Для которых - всё блеск впереди;
Каждый раз благодатные слезы
У меня закипают в груди.

До зари осторожной рукою
Вновь платок твой узлом завяжу,
И вдоль стен, озаренных луною,
Я тебя до ворот провожу.

Я.П. ПОЛОНСКИЙ
  ДОРОГА 
  Глухая степь - дорога далека,
  Вокруг меня волнует ветер поле,
  Вдали туман - мне грустно поневоле,
  И тайная берет меня тоска.
  Как кони ни бегут - мне кажется, лениво
  Они бегут. В глазах одно и то ж -
  Все степь да степь, за нивой снова нива.
  - Зачем, ямщик, ты песни не поешь?
  И мне в ответ ямщик мой бородатый:
  - Про черный день мы песню бережем.
  - Чему ж ты рад? - Недалеко до хаты -
  Знакомый шест мелькает за бугром.
  И вижу я: навстречу деревушка,
  Соломой крыт стоит крестьянский двор,
  Стоят скирды. - Знакомая лачужка,
  Жива ль она, здорова ли с тех пор?
  Вот крытый двор. Покой, привет и ужин
  Найдет ямщик под кровлею своей.
  А я устал - покой давно мне нужен;
  Но нет его... Меняют лошадей.
  Ну-ну, живей! Долга моя дорога -
  Сырая ночь - ни хаты, ни огня -
  Ямщик поет - в душе опять тревога -
  Про черный день нет песни у меня.

А.К. ТОЛСТОЙ
     Исполнен вечным идеалом,
     Я не служить рожден, а петь!
     Не дай мне, Феб, быть генералом,
     Не дай безвинно поглупеть!

     О Феб всесильный! на параде
     Услышь мой голос свысока:
     Не дай постичь мне, бога ради,
     Святой поэзии носка!
     5 октября 1856

А.Н. МАЙКОВ
На Воле
     Весна
     "Весна! Выставляется первая рама..."
     "Боже мой! Вчера - ненастье..."
     "Поле зыблется цветами..."
     Под дождем
     Звуки ночи
     Утро (Предание о виллисах)
     В лесу
     "Маститые, ветвистые дубы..."
     Голос в лесу.
     "Всё вокруг меня, как прежде..."
     "Вот бедная чья-то могила..."
     Журавли
     Облачка
     Болото
     Пан
     Пейзаж
     Ласточки
     "Осенние листья по ветру кружат..."
     Осень ("Кроет уж лист золотой...")
     "И город вот опять! Опять сияет бал..."
     Мечтания

Литература:
1. Литературная энциклопедия. М. 1978 г.


Рецензии