Тропою Утрат. Глава третья, отрывок 3, 2 половина

Тропою Утрат. Глава третья, отрывок 3, вторая половина

***
Ночь миновала в волнительной бессоннице, Август ворочался в постели, воображая, что готовит ему новый день, так и не сомкнув глаз. Нетерпение погнало его на верхний этаж раньше назначенного часа. Утро выдалось хмурым, тяжёлые мохнатые тучи заволокли небо. Слышались отдалённые раскаты грома, жаркая духота предвещала приближение грозы; в пасмурном полумраке учебная комната казалась уютнее. Мальчик ожидал от нынешних занятий чего-то особенного, но всё вокруг выглядело знакомо и скучно, разве что на столе, рядом с привычными вещами – кресалом и кремнём, гусиным пером, чернильницей, перочинным ножом и медной песочницей, стояла круглая плетёная корзинка, полная зелёных яблок.
Тяжёлая дверь скрипнула: вошёл Алафар, в белой льняной мантии, надетой поверх обычной одежды, и белой валяной шапке с плоским верхом. Август встал ему навстречу.
-Итак, - промолвил он, - я желаю посмотреть, как ты разожжёшь огонь.
Удивлённо посмотрев на чародея, Август взялся за кремень. Недоумевая, что необычного тот хочет увидеть в высекании искр и раздувании мехами, он вдруг почувствовал у себя на плече узловатую руку:
-Нет, не так. Продемонстрируй мне своё умение превращать поток энергии в пламя. У тебя ведь получилось это однажды.
-Вы позволяете мне… - с нарастающей радостью проговорил мальчик. Сердце его волнительно забилось.
-Я велю.
Ученик просиял. Омрачало ликование лишь ожидание боли – он взял со стола перочинный нож, и, раскрыв ладонь, приготовился полоснуть острым лезвием по коже…
И тут ему на шею обрушился мощный удар. От неожиданности Август выронил ножик и сам чуть не упал, но это движение остановили две звонкие пощёчины, совершенно сбившие его с толку. Зажмурившись, он закрыл лицо руками и сжался; сверху прозвучал суровый голос Алафара:
-Это что такое ты намеревался сделать?!
-Выполнить… ваше повеление, - пробормотал мальчик, не рискнув поменять позу.
-Нет, ты хотел подкормить ненасытную потустороннюю тварь. Она уже как-то раз распробовала вкус жизненной силы, заключённой в твоей крови, и теперь жаждет, как пиявка, присосаться к её источнику.
Август осторожно открыл глаза и вопросительно посмотрел на Арантия:
-Какую ещё… тварь? Я ничего такого не хотел… честно.
-То, что ты не знаешь о её существовании, ни в коей мере не изменяет сути происходящего. Ты рвёшься к обретению магической силы, упуская из виду, что она предусматривает сперва получение знаний, обладание которыми убережёт тебя от многих опасностей и рисков, связанных с искусством сотворения чар. Подобные знания нельзя получить быстро, сколь бы усерден ты ни был. Уйдут годы, прежде чем ты с уверенностью сможешь утверждать, что твои действия не опасны для окружающих, и, в первую очередь, для тебя самого.
-А какая она, тварь-то? – Бледнея, спросил он; только горящие от оплеух щёки не давали лицу окончательно побелеть.  Наставительный тон учителя пробирал мальчика до самых дальних уголков подсознания, где копошились ночные кошмары и смутные страхи, подстёгивая воображение вылепливать из них чудовище гораздо более жуткое, чем весенний иллюзорный страж.  Похолодевшие ладони стали липкими от выступившего пота, голос отчаянно дрогнул. –  Она очень опасная? Я боюсь…
-Правильно боишься. Эти сущности очень привязчивы, и готовы даровать любому незадачливому чароплёту огромную магическую мощь, лишь бы вызвать желание воспользоваться кровавым ритуалом снова. Ведь, чем чаще ты проливаешь свою кровь таким образом, тем чаще питается тварь, и от этого становится всё сильнее. А сила ей нужна. Нужна, чтобы выбраться из тьмы небытия, из бесконечной, холодной пустоты… из обиталища бесплотных духов, проклятых или заключённых в безымянном междумирье, что лежит меж Армагрой – сферой первообразов, и нашим воплощённым миром. И обыкновенно, она рвётся сюда, на поверхность, в земли, озаряемые солнцем.
-А что будет, если она вылезет из этого самого… безымянного междумирья? – Август уселся за стол, и, вытащив из корзины яблоко, начал беспокойно вертеть его в руках.
-Она поглотит тебя, - интонация нагнетающе повышалась, звучание голоса становилось драматически-громким. Маг резко выдернул у мальчика яблоко, и, сжав его жилистыми, узловатыми пальцами, сдавливал всё сильнее. – Высосет жизнь и душу, оставив только опустошённую, мёртвую оболочку. И, скорее всего, твоя участь постигнет всех, кто окажется рядом. Потом тварь найдёт способ воплотиться: либо выберет себе носителя, либо предпочтёт появиться на свет, подобрав себе подходящую мать. И в том, и в другом случае начнётся настоящий кошмар. Благо, обычно такие вещи успевают предотвратить… Как правило, убив беспечного заклинателя, к которому прицепился потусторонний нахлебник.
Костяшки пальцев побелели от напряжения, проступившая на промятой кожуре сладкая влага медленно стекала по руке чародея… Крак! Яблоко с треском лопнуло, разбрызгав ошмётки мякоти и вспенившийся шипящий сок. Август вскрикнул, испуганно отпрянув от летевших в него капель, будто каждая из них была кипящей смолой или обжигающим смертельным ядом. Алафар же невозмутимо раскрыл ладонь и поднёс раздавленный плод чуть ли не к носу ученика. Серо-аметистовые глаза старика с холодным вниманием смотрели на мальчика. Тот, пытаясь сглотнуть пересохшим горлом, судорожно всхлипывал, но не отрывал взгляда от истерзанных останков яблока. Насладившись произведённым эффектом, маг швырнул их в очаг; холодный пепел взметнулся и осыпался, погребя под собою бесформенный комок.
-На сегодня урок закончен, - Арантий вытер руку батистовым платком и, направившись к выходу, не оборачиваясь, добавил: - остаток дня советую потратить на усвоение и осмысление.
-Значит, чуда сегодня не будет? – разочарованный вопрос камнем ударился в спину мага. - А я так надеялся, что этот день – особенный, и у меня всё получится…
Алафар, ожидавший совсем другой реакции, развернулся, с явным неодобрением качая головой.
-То есть, перспектива умереть страшной смертью, или же быть убитым собственными соратниками, как все прочие ужасы, что могут вызвать твои деяния, тебя не смущают? Только лишь отсутствие долгожданного чуда? Так вот, дитя, чудес – не бывает. В принципе.
Он рассёк ребром ладони воздух, этим жестом прервав попытку мальчика что-то ответить, и продолжил, выдерживая ровный, поучительный тон:
-Вся магия – суть произведение многолетних научных изысканий и развитой человеческой воли. Долгие века исследовались естественные явления, изучались тонкие материи и энергия, что является первоосновой всего воплощённого, тот свет, который ты можешь видеть внутренним взором. Благодаря накопленным знаниям, были разработаны схемы, с помощью которых одарённые могут направлять и ускорять природные процессы. Так работают все стихийные чары: воздух обращается в разрушительный ураган, одна-единственная искра энергии раздувается во всепожирающий поток огня, почва содрогается и рушатся каменные стены. Простая мирная речушка, вроде той, что течёт неподалёку, под влиянием воли заклинателя и правильного использования схем динамизации, может ощетиниться ледяными кольями, вздыбиться бурным потоком, или же испариться, и в следующий миг обрушиться убийственным градом. Энергия кристаллизуется, превращаясь во вполне материальные силы, и лишь знающий сможет обуздать и контролировать их.
От этого сложного учительского монолога Август почувствовал себя совершенно сбитым с толку, и поднял на учителя недоумённый, полный смятения взгляд.
-Каких-каких схем?.. – только и смог спросить он.
-Динамизации. Прежде, да и поныне, их ненаучное, просторечное название – заклятия. По сути, это выверенная последовательность действий, направленных, чтобы вызвать определённый эффект: иначе говоря, сотворить те или иные чары. Понимаешь?
-Немножко… наверное…
-Конечно, всё это сложно для детского восприятия. Вот в чём проблема раннего раскрытия способностей: рассудок ещё не дозрел, не имеет достаточного количества знаний, однако переполнен нетерпением. То, что я только что рассказал тебе – обычно зачитывается на лекциях студентам. Как, собственно, и язык ливрианти – символьная составляющая большинства схем динамизации. Поверь, мне с тобой точно так же сложно, как и тебе – со мной. Если просто воспитать тебя я могу, то как обучить магии такого малыша – я не знаю. Как бы сильно ты ни старался, как бы ни пытался казаться старше, ты всё ещё ребёнок.  А все мои ученики – выпускники университета, и они прекрасно понимают, о чём я говорю…
-То есть… - Август всхлипнул, - вы… вы больше не будете меня учить? – глаза его мгновенно покраснели и стали влажными, - но у меня же получилось… это самое… схема эта… димаминза… диманиза… динамизации!
-Нет, не получилось, если ты про тот случай, когда напугал огненным комком Иоганна. Поскольку то, чем ты воспользовался, схемой назвать нельзя. Это чары на крови, совсем другие действия, спонтанные и неупорядоченные, подкреплённые, к тому же, гневным настроем и обращением к армагрийцам с помощью фразы, смысла которой ты не знаешь… Не плачь, - утешительно смягчив тон, сказал маг, - мне нужно, чтобы ты выслушал меня внимательно и до конца, не застилая разум лишними переживаниями. Слушаешь?
-Слушаю… - кивнул мальчик, вытерев нос рукавом и борясь с наворачивающимися слезами.
-У меня нет времени обучать тебя азам, на это уйдёт несколько лет. Но, в этом году твой дядюшка отправляет Иоганна на учёбу, в Альдомифскую Дворянскую Школу. Раз так всё сложилось, туда же отправишься и ты. Обычно туда принимают отроков с двенадцати лет, но у тебя особенный случай, к тому же, ты довольно старателен. Я напишу рекомендательное письмо. А Йоримус заплатит за твоё обучение и содержание. Лучшие преподаватели Фардлинора откроют основы всего, что для начала должно знать: естественных наук, арифметики, грамматики, рыцарских добродетелей, а также расширят твои познания в иноземных языках. Кроме того, ты научишься играть на музыкальных инструментах, складывать стихи и играть в шахматы, так что скучать точно не придётся. И если в школе ты будешь столь же усидчив, как сейчас, если успешно закончишь её, перед тобой откроется блестящее будущее: тебя примут в Альдомифский Университет. И вот, когда ты выпустишься из него, я с радостью вновь возьмусь за твоё обучение, призвав к лейарскому двору.
-То есть… мне придётся уехать?
-Ты не пожалеешь об этом. Альдомиф – легендарный древний полис, один из самых удивительных, развитых и богатых городов всего Фардлинора. Многие хотели бы оказаться там, но далеко не каждому это доступно. К тому же, вряд ли где-то можно получить лучшее образование, нежели в его учебных заведениях. И, скажу тебе больше – когда-то я сам учился в Дворянской Школе, а потом – и в Университете. Порадуйся же, сегодня действительно особенный день, как ты и надеялся, - Алафар пододвинул корзину с яблоками ученику. - На вот, угостись. Их только утром привезли. Ранние дары лейарских садов.
Август молча взял яблоко, и, надкусив, задумчиво наблюдал, как шипит вспенившийся сок. За окном раскатисто пророкотал гром, а вслед за яркой вспышкой молнии на землю обрушился ливень. Тяжёлые капли колотили по каменному подоконнику бойницы, разбиваясь в мелкие брызги…

***
Фридрих болтался по пустому замковому коридору в полном одиночестве. Деревянный меч, игрушечный лук и кочан со стрелами сиротливо валялись в углу, а их владелец терзался сомнениями, не находя себе места, и одновременно удивляясь собственным метаниям. Но тут на лестнице послышались лёгкие шаги, и на второй этаж поднялся Август.
-А, ты здесь, - сказал он. - То-то я думаю, дождь, что ли, слишком сильный, и оттого ты не тренируешься. Прежде-то тебя и ливень не останавливал.
-Да успею я ещё натренироваться… - со вздохом отозвался кузен.
-Чего это ты вдруг так загрустил? Я думал, тебе нравится это занятие. Что, опять оплеуху получил, или просто надоело?
-Уезжаю я… как и хотел, - Фридрих развёл руками и с размаху хлопнул ладонями себе по бёдрам. – В Вольные Королевства. С сэром Стефаном.
Август просиял улыбкой:
-Но ведь это же здорово! Это же, получается, твоя мечта сбылась! А чего ты тогда кислый такой, будто тех южных лимонов целую корзинку сжевал?
-Я никогда ещё не уезжал так далеко… один.
-Вот ведь… - мальчик вмиг тоже погрустнел. - Ты хоть с сэром Стефаном… а вот я… тоже скоро уезжаю. Господин Алафар сказал, что отвезёт меня в Дворянскую Школу. В Альдомиф…
-Это что ж, получается, мы все разъедемся? Иоганн-то давно уж твердит, что его в Альдомиф отправляют, значит, вы с ним попутчики.
-Да уж. Я бы предпочёл, чтоб лучше ты со мной поехал. А твой братец – куда-нибудь подальше.
-Не, - Фридрих замахал руками, - всякие учёности – это не по мне. Я не смогу, как ты, целый день над книжкой корпеть и пёрышком царапать. Я уж лучше в дальние-дали, где почти круглый год тепло, и на деревьях настоящие апельсины растут.
-Но ты же будешь приезжать сюда? – с надеждой спросил Август, - хотя бы летом, я ведь летом тут буду…
-Не знаю, это от меня не зависит. В ближайшие годы я скорее уж в Альдомифе с тобой встречусь.
-А пусть и так. Даже хорошо, город-то интересный. Плохо, что теперь порознь будем.
-Да не раскисай, - приободрившийся Фридрих похлопал двоюродного брата по плечу. - Столько всего нового увидим! У тебя наверняка появятся друзья и кроме меня. А ты, может, чему полезному научишься, вот и будешь потом мне мечи зачаровывать.
-Может. Хотя господин Алафар говорит, что мне предпочтительней создавать иллюзии и заниматься целительством, раны врачевать.
-Ну-у… тоже неплохо. Каждый из нас найдёт себе занятие по душе, и применение своим талантам! Непременно так и будет!


Рецензии