Образование превратили в бизнес

Образование превратили в бизнес


Эта фраза сегодня самая популярная при обсуждении ситуации с образованием. Смотрим  в ВИКОПЕДИИ, что такое Бизнес.
Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Теперь  ищем,  что понимают под процессом образования.

Образование — это : единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, начального школьного образования , ценностных установок, опыта деятельности и компетенции по какой либо профессии.
Делаем  сравнение смысловых содержаний этих двух терминов. В результате видим, что «Бизнес» и «Образование», это не одно и то же.
   
В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы заработка  средств. В английском языке слово бизнес используется для всех оттенков значения понятия дело. Имеется в виду и торговля, и производство товаров, игры на бирже, даже рабо и наркоторговля.
Бизнес является одним из основных занятий в условиях рыночной экономики.
Средства от бизнеса - дела, а по русски производства товаров и их реализации, служат источником экономического и социального развития общества. Бизнес это производственная, коммерческая, юридическая, банковская  и другие сферы приносящие денежный доход , частным и государственным структурам. Государство получает доход от бизнеса, в форме прогрессивного налога. Часто государство выступает как   заказчик  в получении тех или иных работ. Например, строительство сооружений, дорог, выпуск  пищевой продукции. Производство одежды, обуви….. и прочих товаров народного потребления. Но образование в этот список ни как не подходит, почему? Да по тому, что образование это фундамент государства. Образование, это воспитательный орган, в дошкольный и школьный период. Какие песни слышим в детстве, такие поем всю жизнь. В школе, учат читать, писать, и главное учат учиться. Воспитание в этом процессе, неразрывно с процессом образования. А о каком воспитании может быть речь, например при торговле на рынке????

Родители отдают  детей в детские сады и школы, только в надежде  получения  воспитания и образования. Скажите, а государство, какие цели при этом преследует? Получить баснословные доходы от дошкольного и школьного образования,… Увы, эта отрасль всегда была убыточной.
Выгода от процесса образования  может появиться только спустя много лет.
Бизнес требует  полной отдачи вложенных средств, плюс прибыль. Только ради прибыли и организуется любое дело. Гарантия получения добавочной прибыли. Зависит только от качества  начального и профессионального образования.
Школа готовит ребенка к будущей реальной жизни. А это, выбор профессии. Получение навыков и знаний . и только после окончания этого процесса, можно говорить о деле, т.е. бизнесе, частном или государственном.
Государственный бизнес, это наукоемкие производства. Продукция этого бизнеса - оборонные технологии, средства связи. Разработка новых производств и технологий. Все это делает государство  стабильным и защищенным.
Но давайте посмотрим, чем обернется  нынешний подход к образованию, как к бизнесу. Люди, есть люди. Никто не хочет жить бедно. Следовательно, любые  испытания, вроде ЕГЭ, могут подтасовываться. В результате на выход идут недоучки. С купленными баллами, эти еще дети поступают в средние и высшие учебные заведения. Но объёма знаний  нет. Желание учиться пропадает. Начинаются прогулы и конечно взятки.  Допустим  все удалось. Получил (купил)диплом. Пришел на предприятие и  вместо прибыли от такого работника, только убытки. Что получило государство? Ничего, кроме проблем.

По численности работников, объёму производства продукции, условиям деятельности выделяют малый, средний и крупный бизнес. Самый массовый вид бизнеса — малый бизнес: как правило, это небольшое предприятие, которое выпускает однородную продукцию и занимает небольшой удельный вес на рынке. В некоторых странах существует система государственной поддержки такого бизнеса, так как он, самоорганизуясь, устраивает ежедневные мелкие нужды людей, одновременно обеспечивая широкую занятость. Но и здесь нужны знания и умения. Кроме того при отсутствии воспитания , не может быть нормальных отношений  между работодателем и работником.
Человек, который позиционирует себя как бизнесмен — ориентирует свои действия на создание себе актива, который, со временем, не перестанет приносить ему доход независимо от дальнейшей активности личного участия в нём. Он может быть или только собственником предприятия, или так же работать на своём предприятии, или развивать себе партнёрство с любым удобным крупным предприятием в сфере менеджмента, маркетинга, финансов и др.
6 февраля 2020 президент выступил по вопросам образования.
До сих пор наверху господствовала полуофициальная «реформаторская» доктрина, согласно которой настоящее образование должно быть сосредоточено в топовых университетах столиц, а региональные вузы следует частью закрыть, а другую часть перевести в дистанционный формат. В речи гаранта указаны многие болевые точки региональной высшей школы. Цитаты:
«сверхконцентрация образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге»;
«далеко не все высшие учебные заведения в регионах в состоянии конкурировать со столичными городами, это очевидно. Не в состоянии конкурировать по качеству подготовки студентов, по квалификации преподавателей и тем более по уровню оснащения»;
«выпускники уезжают в столицы, где и образование лучше, и жизнь интереснее».
Очевидно, что затронут сложнейший комплекс проблем.
Что же предлагается для их решения?
Если исключить ни к чему не обязывающие декларации, налицо ровно одна мера: перераспределение бюджетных мест в пользу регионов
Президент - верно, отметил, что для качественного образования необходимы три условия:
1) хорошие студенты,
2) хорошие преподаватели,
3) соответствующая материальная база.
в региональные вузы попадают (в основном) выпускники массовой школы, многие из которых ничем, кроме типовых заданий своих избранных ЕГЭ, не интересовались, да и те освоили весьма посредственно (к иному в современной школе у ученика и учителя мотивации нет). В итоге на многие не престижные специальности хронически приходит необучаемый контингент, под который уже выстроен имитационный «образовательный процесс» с соответствующим набором преподавателей. Когда в такую среду случайно попадает сильный студент, он становится настоящей проблемой для вуза.
А ведь школу поднимать проще, чем вуз. Там не требуются «хорошие студенты». Дети – они априори хорошие. Школе необходим только настоящий учитель, которого избавят от тотального надзора и дадут возможность исполнять свои профессиональные обязанности: учить и воспитывать детей, а не писать без счёта бумажки, сдавать «профессиональные экзамены», непрерывно проходить аттестацию и «повышать квалификацию».
В нынешней школе хорошему учителю зачастую тошно работать. Это продолжается уже много лет, и следствием стал нарастающий дефицит учительских кадров. Ещё год назад власть даже не догадывалась об этом, но теперь вдруг осознала масштаб проблемы.
Теперь о «хороших преподавателях». Вузы стоят сегодня на пороге тотального кадрового дефицита, который ударит ещё более резко и неожиданно, чем явившаяся «вдруг» нехватка учителей в школе.
Казалось бы, в любом университете кадровый избыток, поскольку большая часть преподавателей работает там на часть ставки. Но это лишь следствие президентских майских указов о «повышении» зарплаты. Но свою долю ставки профессора и доценты выполняют прежнюю нагрузку.
В  школах практикуют другой подход: нагружают учителя двумя ставками, и зарплата растёт вдвое. А в вузах — иначе: каждому по полставки, и на выходе — тот же результат (оклад делят на 0,5; в итоге — умножение на 2). Это потому, что, во-первых, многие преподаватели — уникальные специалисты, и заменить их некем. А во-вторых, кроме преподавания (на качество которого внимания не обращают), профессора и доценты должны ещё заниматься наукой, вклад в которую измеряется в штуках публикаций. Понятно, что два человека напишут больше статей, чем один, к тому же двукратно перегруженный преподаванием.
Нынешний преподавательский контингент, о котором идёт речь, в значительной части состоит из представителей советской эпохи. Нищенские зарплаты на протяжении двух с лишним десятилетий практически исключали приток в вузы молодых кадров. Начавшееся с конца нулевых сокращение преподавателей в результате внедрения НСОТ и последовательного повышения норматива числа студентов на преподавательскую единицу также исключало проведение адекватной кадровой политики. Еще одна причина , по которой упало качество и ушли  подготовленные  работники из системы профобразование, это переход в министерство образования. Это министерство, развалило само начальное и среднее образование, приложив  все усилия к развалу технических учебных заведений.
Развал  системы образования это проблема не простая, кроме министерства образования к этому руку приложили и СМИ.  Я  поражаюсь, как в стране, где есть властные структуры, могут существовать такое телевидение, и бесконтрольный интернет. Ведь  установки на внутренний развал страны, доносят народу через телевидение. Газет - которые занимались пропагандой государственной политики, невидно уже более 30 лет.  Еще одна кузница  антигосударственной деятельности - это государственная дума и ее представители в регионах. Эти люди  совершенно не думают, и не собираются как либо менять положение  населения страны. Это население, им нужно, только для получения доходов из воздуха.
Советское поколение преподавателей уже уходит, и заменить его будет некем. Система подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура) фактически разрушена. На Госсовете, в который раз многословно обсуждали вопрос восстановления научной аспирантуры. Но это — тема вчерашнего дня.
Резерв преподавательских кадров в стране отсутствует, и в ближайшее время эта проблема ещё более обострится. И тут надо заметить, что перепрофилировать учителя физкультуры или пения в преподавателя уравнений математической физики никак не получится.
Здесь к месту будет ещё одна цитата из речи гаранта:
«нам необходимо создать конкурентную, привлекательную для молодёжи и сильных преподавателей сеть региональных вузов».
Повторим ещё раз: нельзя привлечь «сильных преподавателей» в региональные вузы, потому что они в крайнем дефиците. Проще говоря, их нет и ждать неоткуда.
И наконец — материальная база. Тут президент зачитал такой текст:
«предлагаю обновить, построить в регионах современные студенческие городки, с учебными аудиториями, спортивными сооружениями, технопарками, жильём для студентов, аспирантов и преподавателей».
В этом месте оратор ощутил перебор в рисовании фантиков и вставил от себя: «во всяком случае, надо начать эту работу».
По сути, все эти  заявления и перспективы не что иное, как обычный непрофессиональный  балаган, организованный по заказу определенного слоя  властьимущих.
Мы обсуждаем разговор строителей, которые говорят про необходимость ремонта ветхого здания — а российское образование таково. Они предлагают завезти краски на верхние этажи, подкрасить, подбелить, дать заработать кому-то на этой покраске и побелке…
Любому не строителю ясно, что начинать надо с укрепления фундамента — средней школы, с фундамента, который «реформаторы» старались развалить на кирпичики, местами им это удалось. Они продолжают множить усилия. Известный психолог-педолог и иже с ним навязывают школам идею страт — разбиение пятиклассников (начинали бы уже с роддома!) на группы с разными способностями к учению. Это попытка новых дворян устроить сословную школу, в которой хорошо учить будут только детей новых дворян, а за остальными будут присматривать, пока родители на работе.
У нас ясно не сформулированы государственные цели в сфере образования — нельзя же считать государственной целью попадание в десятку рейтинга наших извечных стратегических противников. У нас даже не определено чётко, какое общество и соответствующее ему государство мы строим. Не определена роль образования в этом строительстве, не сказано, что надо учить каждого на максимум его природных способностей, склонностей и возможностей — для пользы ему, его семье, обществу и государству.
 Отсюда вылезают идеи экономии через страты: зачем учить 10 человек, расходуя условно 10 р., когда можно выбрать 2-3-х и расходовать по 2 р. Идеологам образовательного фашизма невдомёк, что сэкономленного им не хватит в будущем на строительство новых тюрем, укрепление сил правопорядка, на содержание социальных паразитов, которые при правильном обучении и воспитании в детстве вполне способны были бы с пользой для общества трудиться и содержать свои семьи.
Так что в области обновления образования весь пар уходит в гудок.
Гудим, брат, гудим! А пароход стоит на месте, так как пар закончился.
Ничего нового, полезного из старого опыта, в нынешнем образовательном процессе нет и быть не может. Образование и бизнес - это различные  производства, использующие  совершенно  отличающимися приемами. Но образование должно быть образованием, и только образованием. Тогда и  будет "Цифровая экономика".

Вариативное:
Здесь мы видим, что на этапах актуализации, мотивации, целеполагания используется сервис.
На этапе выбора источников информации для решения основной проблемы урока уместна вариативность, обусловленная психофизическими особенностями каждого ученика: кто-то выберет рассказ учителя, кто-то отключит микрофон и самостоятельно будет изучать тему через электронные, печатные учебники или материалы в «Классной работе», а кто-то успеет и в «Я Класс» заглянуть за отведенный отрезок времени: такую возможность эти платформы предоставляют.
Для мгновенной организации обратной связи, проверки результатов, получения объективной отметки, проведения проверочной работы в конце урока, тестового домашнего задания доступен …
Вернуть очные занятия нужно в том числе и в «красных зонах». Исследования показывают, что между очным обучением и ростом числа заражений нет никакой связи. Более того, некоторые эксперты отмечают, что если  обучаемые, различных уровней , имеется в виду от школы, до  высших учебных заведений, предоставлены сами себе, то число заражений растет.
Если  в основу обучения положить ответственность обучаемых, то о заражении ковидом вообще  речи не будет. Если обучаемый знает, что он должен предоставить  выполненное задание, то времени на другие  бесполезные отвлечения, у него просто не остается.
Я очень давно , еще в 1986 году предлагал  подобный вариант обучения, тогда ГУКУЗ заинтересовался этой идеей, но в 90-х, руководство передали министерству образования, а там  об этом и слышать не пожелали.  Тогда шел процесс убивания школы и всего  что  связано с развитием интеллекта.
 Сложно сказать, прислушается ли парламент к просьбам и требованиям сообщества, ведь после выступления представителя организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» о проблемах, связанных с цифровым обучением и дистантом, депутат Коломейцев заявил:

«Вы, безусловно, наверно, в чем-то талантливы, но это не дает вам права давать оценки в вопросах, в которых вы не до конца хорошо разбираетесь».
Интересно, насколько хорошо, по мнению депутата, разбираются в вопросах школьного образования Сбербанк, Яндекс и АНО «Цифровая экономика».
В  плане  же, среднего профобразования, я уже давно  бьюсь за разделение очного, заочного и как вспомогательного  ДИСТАНЦИОННОГО  образования.
Но уровень подготовки, и готовности учебных заведений, весьма далеки от желаемого.  Это и инертность мышления руководства, чаще всего ни какого отношения к процессу обучения не имевших, и загруженность не нужным, преподавателей, это отсутствие  действительно  помогающих и студенту и преподавателю  программ, имею в виду  компьютерных, доступных  системе образования. И сама технология организации  всего учебного процесса. Нынешняя система отдана школьному  министерству, а подготовка специалистов для отраслей, нуждается  в более продвинутых технологиях, и  умении  студентов выбирать самую суть из больших объемов информации, а так же анализировать, то, что он выбрал.


Рецензии
Идет планомерное воссоздание рабовладельческого строя, господа назначены, остальных в рабы. И государство в этом первый помощник.

Виктор Бондаренко   21.11.2021 19:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.