Любовь и шпионаж причины роковой дуэли на Черной р

9 февраля, как известно - день памяти А.С. Пушкина. Причем выпадает он на годовщину - со дня смерти гения прошло 180 лет. В связи с этим, предчувствую вал различных заметок о том, кто и как убил Пушкина. Зачем вообще нужна была эта хрестоматийная дуэль? Каждый школьник знает, как погиб столп русской словесности, ее альфа и омега. "Убит французом на дуэли из ревности к жене". Все ясно-понятно. Тем более, факт ревности к жене вписывается в то, что мы знаем о Пушкине - некрасивый, небогатый поэт, легкомысленная красавица-жена, легкомысленный красавец-француз, как тут не выйти адюльтеру? 
Но уже современники видели, то с этой версией что-то было не так. А литературоведы начали раскапывать, что именно не так, кто виноват и что с этим делать. В итоге, есть тому много предположений. Этому есть пара причин:
1. Пушкин был прежде всего светским человеком, а потом уже сочинителем и темпераментным "арапом", как его любили представлять. Человеком весьма вольных нравов. Судя по письмам, жену он ревновал больше для того, чтобы показать свое неравнодушие к ней. Она ревновала его не меньше. А та самая Натали, которую Пушкин перед смертью просил не обхаивать, так как знал, что винить будут именно ее, как тогда (да и сейчас) водилось, отличалась довольно скромным поведением и соблюдением светских приличий. Тем более, Дантес как-то "специально" за ней не ухаживал, а под конец даже женился на ее сестре. 
2. Дуэль не была спонтанной, конфликт развивался три месяца и в него было замешано гораздо больше лиц, чем трое + секунданты. Это дает предполагать, что не все было так "просто". 

Вообще же, предыстория самой знаменитой дуэли в русской истории и культуре производит впечатление сложной интриги. Иногда даже кажется, специально и искусственно усложненной. Пушкинисты, написавшие по этому поводу огромное количество работ, проштудировавшие массу материалов, часто не вычисляют каких-то очевидных причин: море действующих лиц, из которых Дантес часто кажется "статистом", которому оставалось только нажать на курок, сами действия Пушкина, какие-то подложные письма. Сам факт, что Пушкин первоначально прислал письмо-провокацию не Дантесу, а его "приемному отцу" (скорее всего, "мужу") Геккерну, который, в силу своего статуса чрезвычайного и полномочного посла Нидерландов, стреляться с ним не мог. Еще - факт того, что о дуэли Пушкина знали заранее и Третье Отделение, и Николай Первый. Знали, но не предотвратили. Якобы "досадная ошибка" - Черных речек в СПб две, и жандармы отправились в Екатерингоф. Если бы дуэль действительно хотели предотвратить, то, надо полагать, Бенкендорф бы отправил два отряда жандармов вместо одного - в обе стороны. Ну и участие в этом деле лично императора. Довольно жесткие меры к Дантесу. 

Собственно, виноватого в трагедии называет написавший по горячим следам стих Лермонтов - это "весь свет", "надменные потомки подлостью прославленных отцов", "свободы и равенства палачи" - в общем, указывается, что Пушкина хотели убить власть предержащие. А за что? Лермонтову, как и исследователям, жившим при историческом материализме, было ясно - за вольнодумство, свободу, за то, что "самый умный, что ли?" - в общем, "камарилья" не может не убивать "все самое хорошее и светлое". Такие вот маньяки, эти николаи, бенкендорфы, нессельроде и всякие прочие господа. Они гнобили и курощали, заставляли являться при дворе и тратить огромные деньжища жене на шелка и кашемир, камер-юнкером сделали, хоть ему было уже хорошо за тридцать, а это придворное звание полагалось юнцам безусым. А потом убили. 

После исторического материализма появилась версия куда "смачнее". Похотливый Николай Первый ужасно хотел трахнуть Натали, но Пушкин ему мешал. Что делать? Конечно же, пользуясь неограниченной властью, убить соперника. Для верности Дантеса поддерживал снайпер с ружьем наперевес, засевший "за гаражами" и произведший критический выстрел. 

Версия не выдерживает никакой критики по иной причине, чем "каноническая". Если "канон" предполагает, что "подлые интриганы" таковы, потому что представляют силы зла и просто не могут не вредить - без мотива, "просто так", то "версия с клубничкой" заставляет вопрошать: а зачем царю создавать такую сложную интригу для прикрытия "интрижки", "василькового дурачества"? Потому что он тоже "плохой-плохой"? Зачем Николаю бояться соперника, которого он прибрал под свой контроль еще до женитьбы оного? Указывают на содержание дипломов, присланных анонимно всем друзьям Пушкина - поэта посвящают в "командоры ордена рогоносцев", упоминая, что до него это звание носил камергер Д.Л. Нарышкин, муж постоянной фаворитки покойного Александра Первого. И, якобы, после этих намеков Пушкин и разъярился до того, что написал гневное письмо в адрес - нет, не Дантеса, а Геккерна. Который драться не мог по определению. К слову, дуэль Пушкина с Дантесом тоже была не совсем по правилам, так как они несколько месяцев как состояли в родстве, а конфликты родственников настоятельно советовали улаживать не так кроваво. Пушкин, мол, был уверен, что анонимки сочинил Геккерн. Отсюда и вызов. До сих пор историки сличают почерки, пытаясь вычислить истинного автора. При этом сам Пушкин не верил в измену жены с кем бы то ни было. И тут дело не в прекраснодушии. Скорее всего, Наталья Николаевна и впрямь не при чем. И по мелочи - куда же должен спрятаться снайпер, чтобы попасть наверняка? Где он взял винтовку с оптическим прицелом? Или то был попаданец из 20 века на службе Третьего отделения :-) (но попаданец бы такой "заказ" не принял). 

Ну и мистическая версия - не без изящества, конечно. Пушкин переживал кризис среднего возраста, совпавший с творческим кризисом (в последнем, опять-таки, винят злую "камарилью" и отчасти Натали, которая не хотела никуда ехать с мужем в Болдино или Михайловское, где он мог бы сосредоточиться над творчеством, а хотела "фигурять на балах", требовала много денег, к тому же, наплодила кучу детей, а квартира была мала...). Подумал, что неплохо бы "поставить точку" над жизнью. Самоубиваться он не хотел. На войну его не пускали (да и что бы он там делал?). Здоровье у него было на редкость крепким. Но, как человек творческий и имеющий африканские корни (а, надо сказать, африканцы и их потомки - редкостные мистики, у них это в крови и культуре; недаром вуду - единственная "работающая" магия современности), он верил в символы и знаки, гадалок и экстрасенсов. Одна из них предсказала ему смерть от "белого человека". Первоначально Пушкин грешил на Воронцова, тк о ту пору конфликт с генерал-губернатором Новороссии развивался вовсю. Думал, пошлет его высокий блондин граф в смертельную миссию, и все. По этой версии, появление Дантеса, эффектного статного блондина, да еще носившего парадную белую форму кавалергардского полка, дало Пушкину возможность поверить - вот она, его смерть. И он "самоубился" о Дантеса. Версия хороша, если вы верите в мистику и предопределение. Но против нее - вся вот эта интрига. В принципе, дуэль Пушкин мог бы спровоцировать мгновенно - у него был обширный опыт таких провокаций. А не тянуть историю на три месяца. 

Так что дело ясное, что дело темное. Я попытаюсь изложить свою версию того, что могло бы произойти. Она, по-моему, весьма небанальна. И никого не дискредитирует.

Итак, надо бы рассмотреть, кто противник. Сразу предупрежу, что в моей "теории заговора" будет много о Дантесе, вообще об иностранцах и МИДовских работниках, и крайне мало о "нашем всем". Для тех, кому лень читать простыню, скажу - я перевернула все с головы на ноги и выдвигаю предположение, что вся эта интрига была не против Пушкина - против Жоржа-Шарля.
 Изучая личность Дантеса, я обратила внимание на две вещи - классную карьеру, которую он сделал у себя на родине (и мог бы сделать в России) и мутную историю его появления в Петербурге. Обычно обращают внимание на его крайне долгую жизнь и отсутствие какого бы то ни было раскаяния по поводу убийства Пушкина. "Я действовал по правилам, то была дуэль", - так он всегда говорил. Его родная дочь, к слову, стала фанаткой Пушкина и возненавидела своего отца, за что он и запер ее в психлечебнице (ну и, как мне показалось, дочка нарыла про папашу куда бОльший компромат...)

Так вот, вкратце. Что можно вообще сказать про этого человека, ставшего "орудием"? 
Он реально взялся "из ниоткуда". 

Но начнем издалека. Дело в том, что Франция и Россия на тот момент были "в контрах". Луи-Филиппа, "республиканского короля", Николай Первый, столп самодержавия, хозяин империи-краеугольного камня Священного Союза, презирал, а ту самую революцию, о которой так красочно написал Гюго в "Отверженных", воспринял как угрозу России. Восстание в Польше (очередное) было воспринято, как происки французов - Франция, понятное дело, поддержала свой давний "идеологический сателлит" и продолжала поддерживать. Чтобы объяснить современникам - отношения Россия-Франция в 1830-е напоминали нынешние отношения России и Штатов (правда, если допустить наличие Трампа, тут уже непонятно). Пропагандистская война (в силу общей развитости прессы и общественного мнения, Франция выигрывала), хитрая дипломатия, передел сфер влияния. Словом, настоящая такая "холодная война". К слову, в результате этой "холодной войны" образовалась целая держава - Бельгия. Стремление фламандцев и валлонцев к независимости тоже сначала воспринималось, как гражданские беспорядки и внутригосударственные восстания в Нидерландах. Сторону Нидерландов, естественно, принял весь Священный Союз во главе с Россией. Но про Нидерланды будет чуть ниже. 
Результат и "побочка" этой необъявленной войны - открытая поддержка "польского дела", принятие Францией беженцев-шляхтичей, в тч и лидеров инсургентов - князь Чарторыйский (да-да, тот самый, один из ГГ "Детей Балтии") обосновался именно в Париже, открыв там большой патриотический салон (фактически, штаб "польского дела"), открытая кампания в прессе. Слова НП про "зрителей в серых шинелях", которые придут и освистают крамольный "русофобский" спектакль в Comedie Francaise, относятся к тому же времени. Сколько усилий стоило опытным дипломатам удержать императора от того, чтобы не превратить "холодную" войну в "горячую" и сохранить и без того хрупкий баланс "Священного Союза"! И, конечно же, такая история предполагает вовлечение шпионов.

Жорж-Шарль Дантес был одним из них. Как и подобно многим "коллегам" по ремеслу, был на руку крепко нечист, и человеку чести с ним иметь дело было бы западло. Наследник всех этих де-виттов и талейранов. Короче, продажная сволочь. И я не отрицаю, что Пушкину были известны подробности его похождений. Точнее, его поставили в известность... Но я сильно забегаю вперед. Продолжим про нашего "французского штирлица".

По происхождению он был из эльзасцев, так что не вполне true-француз. Семья небогатая, в основном, служилые дворяне, поэтому он выбрал военную службу, как "дело отцов" и верный источник прокормиться. Поступил в Сен-Сирскую академию, которую закончил и Бонапарт. Но проучился он там недолго. Его исключили якобы за "сильный монархизм". Свою "монархичность" и преданность делу Бурбонов Дантес довольно долго поддерживал. Что не помешало ему под конец жизни сделаться верным бонапартистом. Потом - другая легенда - он поддержал дело герцогини Беррийской за восстановление на престоле "правильных" Бурбонов вместо "предателей". 
Вкратце - герцогиня решила половить рыбку в мутной воде. Пользуясь всеобщим кавардаком после революции, она подсуетилась, объявив себя регентшей при законном наследнике - "последнем Бурбоне". Не учитывая его дядюшку. Ребенок, что интересно, родился после смерти проткнутого "цареубийственным кинжалом" мужа этой темпераментной дамы, что дало основания обвинять ее в том, что дитя она "нагуляла". И началась "вторая Вандея". 

Дантес, по моему предположению, был завербован еще в училище. Такие небогатые, но жаждущие делать карьеру дворянчики - цель вербовщиков, "мясо" разведки. Кроме того, он был хорош собой, отлично владел оружием, умел входить в доверие людям. 
Итак, пользуясь легендой о том, что он честный лоялист, от якобинцев пострадавший, Дантес и направляется "на ловлю счастья и чинов".

К слову, в России не так-то часто принимали на службу иностранцев. В 18 веке - да, а в 19 веке свои кадры подросли. Тем удивительнее, что Дантеса записали сразу в л-г Кавалергардский полк. Не куда-нибудь. Кавалергарды - как известно, creme de la creme, лучшие и богатейшие фамилии, расходы на службу там были таковы, что даже княгиня Ливен глубоко задумалась над тем, а надо ли ее сыновей отдавать в гвардейскую кавалерию, не вгонит это их семью в ужасный расход? По счастью, ее сыновья не пошли в военные. Можно догадаться, что Дантес наобещал Николаю Первому и Нессельроде. Графы Нессельроде взяли юношу под свое покровительство немедленно. И опять-таки, понятно почему. Тот якобы "завербовался" на службу России. Другая история - сначала Дантеса отправили в Пруссию, где он заручился доверием кронпринца, брата русской императрицы Александры, а та уже обеспечила протеже своего братца всеми благами в России. За службу Дантес получал еще и пособие "по бедности" от императора. Надо полагать, за кое-какие интересные сведения о французской монархической оппозиции. 

Что касается Геккерна, который его "усыновил". Исследователи считают, что это один из первых в истории официально зарегистрированных "гей-браков". Но здесь тоже сложно. Якобы они "случайно" встретились на постоялом дворе, оказалось, что оба едут в одну сторону, и между ними "вспыхнула искра" (весь слэш упускаю). Лодевейк ван Геккерн - тоже нетипичный голландец-служака. Во-первых, он барон Французской Империи (титул получил от Бонапартия), во-вторых, в зрелом возрасте перешел в католичество. В России он находился с 1822 года - сначала как поверенный в делах, потом как чрезвычайный и полномочный посланник. Ну и по части его ориентации - это был секрет Полишинеля. Не знаю, чем руководствовался Виллем Оранский, "перебежчика", сочувствующего делу "брабантцев" (с его-то французским титулованием и католическим вероисповеданием). Может, потому что мать Геккерна была графиней Нассау (родня). Может быть, в силу того, что Оранские были тесной родней с Романовыми (сестра Николая, местная и довольно чтимая королева Anna Paulowna (ударение на "О"), была невесткой первого Виллема и женой второго Виллема) и любые "неловкие вопросы" решали по-семейному. Но интересно вот что. Посланник дружественной державы с таким-то набором фактов, - на него компромат накопать было проще простого - встречается с неким французом, который, видно, и перед ним разыгрывает роль "без вины виноватого" монархиста. Ну и действует обаянием - как видно, Дантес мог и "слэш". Отлично же. Он обеспечил "проезд" в Россию еще до того, как он знал, что его предложением заинтересуются в верхах. И получал доступ к дальнейшим сведениям, проходившим через голландское посольство. А это, надо полагать, были дела, касающиеся планов Николая на войну в Европе, которую он не оставлял желания начать. В том числе, Дантес мог наложить лапу и на голландско-бельгийские отношения, предупреждая, в случае чего, своего истинного хозяина. Он даже согласился стать "сыном" своего голландского покровителя. Из-за самого факта - почему Дантес вдруг "полез" к голландцам - родилась теория, что он "на самом деле" был бастардом Оранских. Но это вряд ли. Свету оставалось считать Дантеса бастардом Геккерна, тем более, там 20 лет разницы и барон по молодости лет обретался во Франции.

В общем, все шло у Дантеса хорошо эти три года... Пока Николай Первый и Бенкендорф не начали подозревать, что их дурачат. И не решили как-то подозреваемого в шпионаже дискредитировать. Ну и Дантес начал предчувствовать провал своей миссии.

Что касается Пушкина, надо упомянуть, что Дантеса он видел в свете с 1834-го, ничего плохого про него не говорил, а только хорошее, забавлялся - галльская легкость и сама была ему мила, не чужда. 

Итак, Дантеса, судя по всему, разоблачили. Возможно, поняли, что якобы "рекомендательное" письмо от герцогини Беррийской оказалось фальшивкой. Ни в каком восстании в Вандее Дантес-Геккерн не участвовал. Никакую монархическую оппозицию он не представляет - ее и нет толком. А кто и впрямь был в Вандее, о таком не слышали. Возможно, еще и предали огласке истинные причины того, почему Дантеса выгнали из Сен-Сира. Недвусмысленность его отношений с "приемным отцом" говорила о некоторых его наклонностях более чем красноречиво... Закрытая атмосфера военного училища - благодатная почва для того, чтобы подобные наклонности проявились. (Извините, без определенного градуса слэша эта история будет неполной).
О том, что Дантес не совсем тот, за кого себя выдает (по крайней мере, не бывший "белогвардеец", а обычный "ловец счастья и чинов") писал еще Н.И. Тургенев, декабрист-"невозвращенец", осужденный заочно, обсуждая со своим корреспондентом обстоятельства дуэли Пушкина. У Тургенева были хорошие связи в высшем обществе Франции; он имел обширные знакомства по дипломатической линии. 

Можно себе представить, сколь сильным был гнев Николая! Но он, при всей его "самодержавности", был не его отец. Вокруг него было обширное окружение, с которым он довольно-таки считался. Окружение, однако, вертело им, как хотело. 

Бенкендорф, скорее, первый и вывел на чистую воду этого кавалергарда-"шпиона". Тем более, тот начал вести себя в свете очень скандально. Служил он так себе, явно считая себя новоявленным "фаворитом". Наслаждался жизнью напропалую. Пользовался и своим жалованием "по бедности", и тем, что ему передавали в посольстве Франции, и деньгами "на булавки", которые выдавал ему приемный "папа". 

Возможно, Бенкендорф, человек весьма умный, посоветовал своему венценосному другу подождать, пока шалопай-француз сам не нарвется на последствия. Но подтолкнуть его все же стоило бы. Светская интрига тут была бы как нельзя более кстати. 

Итак. Казалось бы. Надо разоблачить шпиона. Это делается очень просто - схватить под белы рученьки и выпроводить. Или же устроить провокацию. Какого-нибудь бретера напустить, устроить дуэль, или еще какой аффронт. Можно просто нанять "разбойников" и устроить ограбление с убийством. Но люди, которые планировали все это дело, знали тонкости дипломатии. С Францией нет объявленной войны. Объявлять ее может собираться лично Николай - но его свита особо в этом не поддерживает. И тот же Бенкендорф может на него повлиять и доказать преимущества тонкого образа действий. Никто не должен заподозрить, что шпионаж есть. Франция, к тому же, выигрывала информационную войну. Каков будет повод выставить бедняжку Дантеса невинной жертвой "свинцовых мерзостей"! И перетянуть на сторону сочувствующих и роялистов, в тч. Отсюда - и такая тонкость интриги. К тому же, было непонятно, что шпион будет делать в ходе разоблачения. У него довольно хорошая "подушка безопасности" - мало того, что он связан с французским посольством, так он еще и прямо-таки живет в посольстве голландском! Теперь он вроде бы как "голландец", и любые нападки, обвинения в предательстве повлекут за собой дипломатические осложнения в отношениях с дружественной державой. Придется отзывать и Геккерна. Со скандалом. И портить "семейные" отношения с Гаагой. Кроме того. Дантес еще и по рекомендации прусского кронпринца сюда приехал! Что это значит, кронпринц тоже, получается, поддерживает "вредительство" против своего родимого зятя? 

Скорее всего, разоблачение Дантеса случилось летом или ранней осенью 1836-го. И Пушкин тут попался как нельзя кстати. Вот кого можно посвятить в контрразведческую операцию. И главное условие - деликатность, чтобы никто ничего не заподозрил - будет соблюдено. Ведь если разоблачителем выступит кадровый офицер жандармерии или чиновник 3-го отделения, дипломат - то все будет слишком шито белыми нитками. А литератор и светский лев, известный своим "африканским темпераментом" - то, что нужно. Так почему же Пушкин?
1) У Пушкина были очень тесные связи как с императором, так и с Бенкендорфом. Эти связи называют в каноничной пушкинистике "тягостным надзором". "Надзор" этот больше напоминал, кстати, опеку. И отчасти поспособствовал такой известности Пушкина. Хотя и стеснил его свободу. 
2) Пушкин на тот момент уже очистился от всех обвинений в якобинстве. Его стихотворение "Клеветникам России" очень ярко и недвусмысленно показывало, как он относится к "холодной войне" и республике во Франции, как он "сочувствует" полякам. Напомню, что после 1825-го года "наше все" был вполне верноподданным.
3) И, наконец, по совпадению повод для конфликта с Дантесом был - последний флиртовал с красивой женой Пушкина. 

Дело Пушкину оставалось за малым - этот конфликт усугубить и углубить и поставить точки над "и". К тому же, Пушкин был известен за человека, который дуэлировать умеет. Надо сказать, у него была довольно хорошая боевая подготовка. В принципе, если сравнивать его с офицером-недоучкой, ни разу пороха не нюхавшим, то шансы примерно равные (да их бы и не поставили дуэлировать, если Пушкин был бы заметно слабее Дантеса; это одно из условий любых дуэлей - чтобы она не превращалась в смертоубийство), это примерно одинаковые физические данные. У Дантеса преимущество - его молодость. Но с его образом жизни, как думали режиссеры дуэли, вряд ли там силища геркулесовы и меткость Вильгельма Телля. Громко скандалить Пушкин тоже умел. В случае этого конфликта первое, что придет на ум стороннему наблюдателю - дело очень личного, даже интимного свойства. Так, в итоге, всем и приходит на ум до сих пор.

Когда Дантес понял, что его разоблачают? Наверняка, довольно быстро. Дело в том, что и у него были осведомители. Например, тот же Огюст д'Аршиак. Он был родней Дантеса, служил атташе при посольстве и очень вероятно, что курировал "нелегала". Его записки-мистификация (автор Л. Гроссман) мне во время оно очень
Были и те высокопоставленные "кураторы" Дантеса, которые, узнав, что он не тот, за кого себя выдает, предпочли не признавать свои ошибки - голова дороже! - а стоять до конца за его правоту. Небольшой камешек в огород императрицы - она, как лицо, очень уж французу покровительствующее, до последнего стояла за него. Но, скорее, от скудости ума, чем от злонамеренности, подкупа или ревности к Пушкину - Александра Федоровна была очень "блондинкой". Не думаю, что она о чем-то хотя бы догадывалась, о чем знали ее муж и его шеф жандармов. Она видела "поверхность". О чем свидетельствует написанное ей пост-фактум письмо к одной фрейлине-подружке графине Бобринской:«Нет, нет, Софи, какой конец этой печальной истории между Пушкиным и Дантесом. Один ранен, другой умирает. Что вы скажете? Когда вы узнали? Мне сказали в полночь, я не могла заснуть до 3 часов, мне все время представлялась эта дуэль, две рыдающие сестры, одна жена убийцы другого. – Это ужасно, это страшнее, чем все ужасы модных романов. Пушкин вел себя непростительно, он написал наглые письма Геккерну, не оставя ему возможности избежать дуэли. – С его любовью в сердце стрелять в мужа той, которую он любит, убить его, -- согласитесь, что это положение превосходит все, что может подсказать воображение о человеческих страданиях. Его страсть должна была быть глубокой, настоящей. – Сегодня вечером, если вы придете на спектакль, какие мы будем отсутствующие и рассеянные...»

То есть, для нее - как и для других сторонних, не сильно углубляющихся в дело наблюдателей - налицо разыгранный в реальной жизни "модный роман" о любви, ревности и крови. Правда, сочувствует АФ тому, кому обычно не сочувствуют. 

Чета Нессельроде, а, точнее, истинная глава это семейства, grande-dame Марья Дмитриевна, тоже были на стороне Дантеса "до самого последнего". Якобы по причине "слепой ненависти". Даже причину объясняют, - когда-то, мол, Пушкин написал эпиграмму, где походя обвинил отца графини, министра финансов при АП Дмитрия Гурьева, в казнокрадстве. Но в том-то и дело, что эпиграмма была анонимной, так что свой гнев растрачивать графиня могла на любого пишущего стихи человека. Скорее всего, умная женщина догадалась о сути интриги. Признаваться канцлеру в том, что перед его носом разворачивается
полноценный шпионско-дипломатический заговор, главный участник которого - представитель недружественной державы, совсем не хотелось. Он знал, что, несмотря на верную службу, его вполне могут заменить - да кем угодно. Кандидатов всегда хватало, а при власти Карл Васильевич находился слишком долго. К тому же, за ним водилось и так немало косяков... Возможно, кстати, что Нессельроде занимались кое-какими денежно-торговыми делами с Геккерном. Тот вовсю торговал контрабандными предметами роскоши - ну, что вы хотите от голландца? И на это 20 лет закрывали глаза. Хотя все всё знали. 

Во все это дело активно вмешалась дама с авантюристскими наклонностями - Идалия Полетика, жена полкового командира Дантеса. Надо полагать, любовница нашего псевдо-роялиста. Причины ее ненависти к Пушкину загадочны, но, скорее всего, она была влюблена в него, а он мало того, что не ответил взаимностью, так еще, скорее всего, жестоко высмеял ее. Женщины такое не прощают. Она набилась Натали в подружки и начала всячески форсировать ситуацию. Возможно, и ее тоже поставили "в дело" - то же 3-е отделение. 
Надо полагать, Пушкина это тоже крайне злило,пока он не знал всех условий игры. Его желанием было одно - устраниться самому вместе с семьей (путем отъезда в деревню). Но почему-то этим планам не суждено было реализоваться. Объясняется тем, что, мол, он пожалел Натали, которая очень протестовала против "боя часов и воя волков" в Михайловском. Но она сама оказалась в крайне неудобном положении. Ее саму тяготила ситуация, что доказывает - она не только не давала авансов своему поклоннику, но и честно рассказывала обо всех его поступках мужу. Дантес, скорее всего, не знал, что ловушка ждет его именно там, где ждала. Он видел красавицу с ревнивым мужем, видел, что эта крепость падет при благоприятных обстоятельствах. Которые он старался форсировать. 

Пушкин, долго не решался на открытые действия. Что для него нехарактерно. Возможно, его "кураторы" и "опекуны" ожидали более быстрой реакции. Но дело слишком деликатное. Пушкин в прошлом сам неоднократно оказывался на "другой стороне баррикад", т.е., на месте счастливого соперника, ухаживающего за замужней дамой. Он и знал, что, предай он все огласке, не только подтвердит свою репутацию "дикаря" (ему бы это сошло с рук, тк "творческая личность", что взять?), но и, самое главное, замарает честь жены, предав ее роман огласке. 

Тогда кто-то пошел совсем ва-банкъ. Распространил среди всех знакомых и друзей Пушкина анонимку с таким вот текстом:“Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И. Борх”.
Тут нужны некоторые объяснения. Великий магистр ордена - это известнейший рогоносец недавно прошедшей эпохи, муж постоянной фаворитки императора Александра, прекрасной "Аспазии" Марии Антоновны Нарышкиной, урожденной Святополк-Четвертинской. И. Борх - посмешище всего Петербурга по той причине, что его жена не брезговала никем, даже кучером. А все потому, что сего Борха женщины не интересовали вообще. 
Таким образом, в записке недвусмысленно давали понять, что Пушкин рогат, но его соперник - не просто какой-то кавалергардик, а целый Николай Первый. По аналогии. И что Наталья Николаевна занимает такое же место при НП, что и Мария Нарышкина при АП. И именно это письмо довело Пушкина до крайности. Попало в цель. Он захотел дуэли, и дуэль должна быть крайне кровавой. 
Вопросу об авторстве пасквиля посвящены целые главы в книгах про дуэль. Проводится целая детективная работа. Поэтому я не буду заострять внимание на том, кто может все это написать. Тем более, как водится, исполнитель мог быть один, а истинный заказчик и автор текста - совсем другой. Я так думаю, сочинили пасквиль в Третьем отделении ЕИВ канцелярии, где еще.
Я бы обратила внимание на то, что гнев Пушкина направляется на того, против которого Пушкин ничего не мог сделать - а не на конкретное лицо. Да и, к тому же, такие предположения могли лишь оскорбить чувства любого верноподданного. Будь Пушкин фрондером - то эта анонимка только бы подогрела "революционные настроения". Но он фрондером уже не был. Таким образом, в анонимке мало того, что оскорбили его самое и его жену - но еще и его государя. 

Сам Пушкин был убежден, что автор - именно что Геккерн. Возможно, он увидел желание "папаши" отвести беду от "сынка". Увидел почерк опытного интригана-дипломата. Близкого к "высшим сферам" (Геккерн присутствовал в России и при Александре Первом). Гнев Пушкина автор пасквиля направлял на того, кто, в принципе, неподсуден и против кого ничего нельзя сделать - против царя. 

Итак. В ноябре 1836-го Пушкин пишет знаменитое письмо Геккерну. Он не может не знать, что дипломат сам драться на дуэли не пойдет. Мне так кажется, он еще предполагал, что Геккерн утрется. Письмо написано очень уж оскорбительно. Утереться не может даже этот подловатый голландец. Там еще много камней в огород Дантеса. Что он болеет сифилисом, например. Ест-но, Дантесу оставалось только выйти к барьеру. Но он знал, чем грозит ему этот барьер. Смерть или дискредитация себя - вот и все. Проглотить анонимку тоже нельзя. Пушкин мог - и собирался - предать свое письмо огласке. Надо было сохранить свое положение любой ценой. Очень удобно подвернулась Екатерина Гончарова. Сестра Натали, влюбленная в Дантеса как кошка (отмечу, что Натали привезла из Москвы своих сестер-"старых дев", чтобы представить их высшему свету и найти им женихов; все они жили в одном доме). Сыграли свадьбу, которой была рада одна невеста - такого парня отхватила и наконец-то не "перестарок"! После свадьбы Дантес еще и постарался примириться с Пушкиным на "дружеской ноге". Увидев, однако, что шанс остаться в России есть - о том, что его могут выслать и вместе с женой, хоть и русской подданной, самонадеянный юноша и не думал (или старался не думать). Пушкин, по его мнению, уже не мог с ним драться, ведь он же его зятем стал, родней. А добраться до Натали стало еще проще. 

Возможно, в январе Пушкину Бенкендорф рассказывает обо всем, что из себя представляет Дантес. Еще одна провокация со стороны дуэта "Идалия-Дантес", Натали вынуждают провести час наедине с Дантесом (скорее всего, никакого "компромата", но сам факт того, что они остались наедине, и тому нашлись свидетели, в тогдашнем представлении говорил прямо - они стали любовниками; и нашлись те, кто Пушкину это и сообщил). Вооруженный знанием, что он может убить шпиона и, возможно, узнав от Бенкендорфа, что, в случае чего, будет поддержка со стороны жандармерии - дуэль разгонят, а всю вину повесят на Дантеса, он идет к барьеру. Последние дни жизни Пушкина расписаны по часам. И можно из этого увидеть, что поэт не готовился к смерти - или даже к тому, что его могут серьезно ранить. Не писал завещаний, записок, не приводил срочно в порядок дела. Занимался текущей работой по журналу. Обратим внимание и на выбор секундантов. Пушкин поступил умно - он не стал приглашать никого из тех, кто получил пресловутый "диплом рогоносца" (т.е., никого из своих хороших знакомых и друзей). Те бы начали из лучших побуждений пытаться улаживать дело миром. Возможно, те, у кого появилась идея диплома, для того-то и разослали его этим людям - чтобы они воспылали праведным гневом и заступились за своего друга "в случае чего". Многие из адресатов, кстати, общественное мнение и формировали. Поэт нашел себе секунданта очень удачно - столкнулся на улице с бывшим одноклассником Константином Данзасом, который приехал в СПб по какой-то служебной надобности. Тот был не в курсе светских интриг, своего мнения не мог четко сформулировать - но и отказаться не мог (тут можно предположить, что "случайная" встреча была неслучайной; а можно и предположить попроще - благородство ему не позволило отказаться). 

Дантес же понимает, что, так или иначе это конец. Характерно, что он позвал в секунданты своего "напарника" д'Аршиака. А не кого другого. Из тех же его многочисленных дружков - гвардейских офицеров. А не кого другого. Д'Аршиак согласился, хотя он, как дипломат, тоже должен был понести последствия. Известно, что дипломаты не могли участвовать в дуэли ни под каким соусом, даже в пассивной роли. 

Я не буду останавливаться на подробностях дуэли. Могу сказать одно. Почему дуэль не остановили. А чтобы довести до конца и дискредитировать того, кого хотели дискредитировать, по полной. Возможно,все предыдущее поведение Дантеса (чего стоит женитьба на первой попавшейся только ради того, чтобы не стоять у барьера?) говорило о том, что он, скорее всего, выстрелит в воздух или не будет целиться "на поражение". Тот и не целился. Он метил или в пах, или в ноги, но, в любом случае, не в голову и не в сердце. Но останавливать дуэль - значит, свести все к "административному правонарушению". Каждому был бы положен "строгий выговор с занесением в личное дело". И все. Сама бы идея превратилась в глупый фарс. Устраивать поединок только ради того, чтобы его разгонять "из чистого гуманизма" - это крайне глупо. Да и гуманизмом режиссеры не отличались. Сильные репрессии за несостоявшуюся дуэль, опять-таки, навели бы на подозрение, что дело тут нечисто. Тем более, к Пушкину применять эти репрессии не собирались. Максимум, что бы ему грозило - ссылка в деревню.

Скажу, что результат был - Дантеса разжаловали и отправили обратно. Без права въезда. Интересно, какую он сделал карьеру во Франции. Довольно блистательную. Он не сидел тихо, как мышь, у себя в имении, а активно мешался во внутреннюю и внешнюю политику - никаких препятствий ему никто не чинил. А должны бы. Очевидно, за несколько лет польза от него перевесила его "провал" (тем более, наниматели действительно ничего не заподозрили, скорее всего). Тем более, власть во Франции опять сменилась. Дантес резко стал рьяным бонапартистом.

И что особыми поручениями в 1850х годах занимался и далее. В том числе, тесно контактировал с русским посольством во Франции. Тоже сливал кое-какую информацию. А что его совесть не мучила - так оно и понятно. В его глазах, он убил не живого человека, не "солнце русской поэзии", а всего лишь "шпика". 

Драма Пушкина в моем изложении, как кажется, выглядит более благородно (хоть, и признаюсь, возможно, натянуто) - человек погиб за Отечество. Как "боец невидимого фронта". И это лучше, чем водевиль про любовь и ревность (прямо как в изложении императрицы Александры!), о котором мы слышим уже 180 лет.

9.02.2017 г.


Рецензии