Китаб ал-Маснави. Руми. 4ч

Китаб ал-Маснави. Руми. 4ч.

Маснави-йи ма'нави (Двустишия(поэма) о скрытом смысле).

               Притча.


"История о том, как птица, попавшая в сети,
 давала совет Птицелову".


Ловцу, в чьей сети птица очутилась,
Словно отцу бедняжка возмолилась:
  "Тебе, о господин, велик ли прок
  Сгубить меня, попавшую в силок?
Ты ел быка, барана и верблюда
И все же не насытился покуда,
  Ужель моя ничтожнейшая плоть
  Твой голод в состоянье побороть?
Ты отпусти меня, и я за это
Тебе дарую три благих совета.
  Еще в твоих тенетах - видит бог -
  Дам первый свой тебе совет из трех.
Второй скажу с высокого дувала,
И ты поймешь, что значит он немало.
  А третий я тебе оставлю в дар,
  Когда взлечу с дувала на чинар.
Совет мой первый всех других дороже:
"Не верь тому, чего и быть не может!"
  Второй совет она дала с дувала:
  "Не сожалей о том, что миновало!"
И, на чинар взлетев, сказала птица:
"Внутри меня жемчужина таится,
   А в ней дирхемов десять, говорят,
   Ей завладев, и ты бы стал богат.
Но в руки не далась тебе удача!"
Тут птицелов упал на землю, плача.
   Заголосил ходжа, как роженица:
   "В силки обратно возвратись, о птица!
Я упустил счастливый свой улов!"
"Ты, птицелов, моих не слушал слов.
   Тебе совет давала я, чтоб впредь
   О том, что миновало, не жалеть.
Я говорила, что мечтанье ложно
То возвратить, что возвратить неможно.

   Еще давала я тебе совет
   Не верить речи, в коей смысла нет.

Во мне дирхем, не боле, если взвесить,   (1 дирхем = 3.125 гр.)
Как я могу таить дирхемов десять?"

  "Ну что ж,- себя утешил птицелов,-
  Не столь велик потерянный улов!

Но молви, птица, мне совет свой третий!"
"Что, человек, тебе советы эти!

  И к третьему совету будешь глух
  Ты, что не смог исполнить первых двух.

Давать совет глупцу - пустое дело!"-
Так птица молвила и улетела.

  Глупцу давать советы - все равно
  Что в солончак сухой бросать зерно.

Зерно в солончаке не прорастет.
Совет глупцу не даст достойный всход.


Рецензии