Китаб ал-Маснави. Руми. 5ч

Поэзия - форма медитации. Об этом хорошо сказал Иосиф Бродский: «Пишущий стихотво­рение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».

Руми - это поэт, который развил тему любви зрелого ума и зрелого духа. Руми дает голос поколению тех, у кого седина в бороде, а в ребре - не только пресловутый бес, но и вера, смятение и вечные поиски Бога. Главная особенность Руми в том, что он прежде всего -теолог и вероучитель. Не религиозный настав­ник, а вероучитель, и разница эта очень существенна, недаром Руми так охотно цитируют священники, раввины и буддисты, а не только муллы.


Китаб ал-Маснави. Руми. 5ч.

"Рассказ об отшельнике, который веселился в голодный год"

                Притча.


Один отшельник веселился в год,
Когда случился страшный недород.

Ему сказали:"Всякий мусульманин
Стенает, слезы льет, и смех твой странен.

От нас свой лик отворотил Аллах,
И зной спалил  созревшее в полях.

А высохшие лозы винограда
Напоминают нам картины ада.

Нещадный зной на муки всех обрек,
Как рыб, что выброшены на песок.

Как не стенать о страждущих невинно,
Все мусульмане - тело, что едино.

Страдает тело все, когда больна
Его какая-либо часть одна!"

Сказал дервиш, что был душой безгрешен:
"Куда ни погляжу, я всем утешен.

На склонах злаки стебли тянут ввысь,
В садах зеленых гроздья налились.

И зной не жжет, теплом посевы грея.
Пшеница в рост идет, сочней порея.

Все это истинно, поскольку сам
Я стебли рву и подношу к глазам.

Вы ж отошли от божьего закона,
Неправедные слуги Фараона!

И потому на вас нашла беда
И стала кровью нильская вода.

Идите ж следом за Мусой, чье слово
Водою Нила кровь содеет снова!"





" Рассказ о том, как некий ученик..."
              Притча.


     Рассказ   о   том,   как  некий  ученик,  придя  к  своему
наставнику, застал того плачущим

К учителю явился ученик,
К тому, чей горем был отмечен лик.

Услышав плач наставника, и сам
Дал волю ученик своим слезам.

Рыдал он, плачем оглашал обитель,
Хоть и не знал того, о чем скорбит учитель.

Но смолк учитель - шейх преклонных лет -
И вышел прочь, а ученик вослед.

Ученику промолвил старец чинный:
"Мне многостранен плач (страх) твой беспричинный.

И как не искренне твое рыданье,
Но все ж его основа - подражанье.

Достоин только осужденья тот,
Кто без причин, как туча, воду льет.

Ведь слезы подражания едва ли
Сродни слезам беды, слезам печали.

Ты никогда слезами не греши,
Что рождены не в глубине души!"


Рецензии