Блиц по своим эпохам

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые -
Его призвали Всеблагие,
Как собеседника на пир;
                Ф.Тютчев

Блажен? Вот уж не знаю. В таком случае нужно признать, что всё плохое, что происходит в нашей жизни, идёт лишь на пользу даже при полном отсутствии хорошего.
Как и многие мои ровесники, я не раз оказывался в ситуации, когда старый, мир ломается до основания. Привычные правила сменял хаос, уныние. Будущее казалось мрачным и безнадёжным.
Организаторы всего этого действовали всегда одинаково. Исходя из принципов, понятных только им, и им только выгодных. Без оглядки на плебс. То есть на нас. Население имело право лишь на роль испытуемых кроликов.
Первой ласточкой, оповестившей население СССР о скором закате брежневской лафы, стал Андропов. Судьба не дала ему развернуться, а то мы бы ещё в начале 80-х сполна бы хлебнули не один фунт лиха.
С приходом Горбачёва атмосфера в стране стала свежей и даже спокойней. Особенно, когда мы узнали, как страшно было при Сталине и безнадёжно при Брежневе. Об этом напоминали все газеты и вещали все телеканалы. На фоне своих предшественников Михал Сергеич выглядел ангелом. Молодым, современным и перспективным.
Но так продолжалось недолго. Гром грянул 15 мая 1985 года*. Эта дата знаменовала собой великий поход КПСС за благими намерениями, покончивший как с самой партией, так и со всеми её достижениями с 1917 года.
Любой план, каким бы дельным он ни казался в начале его авторам, не стоит и ломаного гроша, если не просчитываются последствия. Хотя бы на шаг-два вперёд. Тогдашние руководители во главе с Генсеком вели себя точно так же, как Бендер в «Шахклубе четырёх коней! Они ставили свои пешки с е2 на е4, а дальше полагались на удачу. Ну как полагались? Они в неё верили! Во всяком случае впечатление такое у нас создать пытались усиленно.
Но случилось так, как случилось. Нашёлся среди любителей политических шахмат один особо дотошный правдолюб. Он пересел со служебной «Волги» в демократичный троллейбус и всех пассажиров стал уверять, бия себя в грудь кулаком:
—Не верьте им! Это шулеры! У меня все ходы записаны!
Народ ликовал. Новый лидер казался своим в доску. В толпе иногда пробивалось даже молящее «Царствуй!». Но робко. Ещё робковато. Без широты и разбойничьей удали.
Зелёный свет атаману и его ватаге дала Беловежская пуща. Вот тут он показал, что такое настоящая русская удаль. После трёх заходов в парную с берёзовым веником и литра водки на украинского и белорусского брата Союз Советских Социалистических Республик в один миг накрылся банной шайкой с Урала вместе со всеми своими социализмами и байками про свободу, равенство и братство.
Михал Сергеичу после этого осталось только развести руками и кануть в Лету в одном из североамериканских штатов и иногда оттуда застенчиво рекламировать пиццу. Ну, а нам, всем остальным, набрать в грудь побольше воздуха и занырнуть в российские 90-е без аквалангов почти на десять лет.
Счастливое было время. Просто прелесть. Так вот примерно и будут думать о нём грядущие поколения, если станут судить о послесоветской истории по «Воспоминаниям» вдовы атамана и обласканных выходцев из его разудалой ватаги. Молочные реки казны государства с кисельными берегами заводов, совхозов, фабрик, лесов, полей, дорог, электростанций, считавшихся всеобщим достоянием, стремительно обратятся в собственность нескольких счастливых пацанов, которые вовремя оказались в нужном месте. Всем остальным в утешение достанется хрен с отработанным машинным маслом, война на Кавказе, бандиты и почётное место на паперти. А остальные — это всё население страны.
—Простите меня, граждане России, — поплачется в итоге хозяин этого банкета.
Но не на плахе, как Пугачев и Стенька Разин, а в своей шикарной резиденции в Барвихе под гарантию личной безопасности от назначенного им приемника. Хотя плаха для него стала бы справедливой платой за всё хорошее, чем осчастливил он соотечественников за время своего царствования.
На этом фоне грянула ещё одна эпоха. Пятая после ухода Брежнева. Роковыми были здесь все минуты. Иногда просто на грани фола. На сцене появился очередной лидер.
Как всегда, в истории русской, новое начиналось со смуты. С войны, нищеты, разрухи и высокомерия Запада, похоронившего великую Россию вместе с СССР. Преемнику Ельцина предстояло всё это как-то разрулить.
Преемник был абсолютно тёмной, но очень удачливой лошадкой. Некоторые его даже считают Вторым Петром Великим. Откуда он взялся, знают немногие. Они его и поддерживают во всех начинаниях звонкой монетой и связями. Об этом новый вождь не забывает и поныне и прощает им многое из того, за что в старину на Руси посадили бы на кол.
В таком вот ключе жизнь течёт уже девятнадцатый год. После прихода вождя изменилось многое. Идеал счастливого и справедливого общества, правда, по-прежнему где-то за облаками будущего. Зато в стране, наконец, наступило некоторое умиротворение и стабильность. Впервые за многие и многие годы.
И главный вопрос сейчас не в том — успеет ли он что-то улучшить до конца своего последнего правления. Хуже во всяком случае вряд ли будет. Не таков этот парень, чтобы это позволить. Загадка в другом — чего ждать от следующего лидера? Кто им будет? Ведь ни одного более-менее приличного кандидата на горизонте.

*Был принят "Указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом"


Рецензии